Резюмируем недостатки виниловых проигрывателей и магнитофонов
Начнем с банального - все аналоговые устройства воспроизведения: виниловые и ленточные (кассетные или бобинные) проигрыватели, имеют в своей конструкции, мягко говоря, значительную механическую часть - лентопротяжный механизм для кассет или тонарм вертушки в виниле (головка же не «волшебная», не в эфире парит, сила тяжести на нее окаянную действует). А это все те же проблемы с трением, инертностью и другой физикой, т.е учитесь настраивать, или привыкайте к интересным искажениям, щелчкам, прыжкам и деградированию, пусть и медленному, вашего проигрывателя.
реклама
Но для многих это лишь вносит элемент ретро романтики. А основным доводом за аналог, является создание плавной синусоиды движениями воспроизводящих элементов в магнитном поле, в отличие от лесенки цифровых устройств. Почему это не актуально, описано ранее.
Кто же прав — виниловые или цифровые аудиофилы, а может последователи Котельникова ?
Но и здесь поклонники винила неудержимы — завал частот, и как итог - сухой остаток, в виде мягкого винилового баса у них считается истинной музыкой. И что это проблемы качества носителей — обходя которые и формируется специфический виниловый звук, их не волнует.
реклама
Вы же знали, что запись на пластинке не идентична оригинальной со студии? Вспомните, что винил родился в моно, и лишь к концу 60-х пришел к стерео, бас же, так и не смог переродиться в два канала.
При мастеринге недопустимо, чтобы правый и левый каналы в области низких частот были в противофазе, иначе игла проигрывателя просто выпрыгнет из канавки куда то далеко, в район соседской кровати. И что же такое получается — винил, только для любителей монозвука, стерео же никогда не будет таким, как на цифре, ведь и разделение каналов всего около 30 дБ? Можете послушать на досуге “The Beatles Mono Masters LP” и решить сами. Или попробуйте достать практически вершину технического искусства, раритет, CED — проигрыватель (Capacitance Electronic Disc), но их в мире единицы, и вам вряд ли посчастливится найти знакомых, владеющих таким чудом.
реклама
Также, необходимо занижать уровень RMS до 12 дБ(акустической мощности), иначе резак сгорит при создании матрицы винила (алюминиевой болванки), особенно если много верхних частот в фонограмме. Эта проблема могла бы исчезнуть с переходом на лазерную резку, которую обещали внедрить еще в 2019, но видимо дорого и не сможет окупить вложения.
От 6000 до 8000 Гц, как и резонансные частоты, исполнители, если есть возможность без значительно ущерба для песни, тоже снижают, чтобы не сгорела игла уже у вас.
И чтобы, после всех этих ухищрений, сохранить оригинал, нужно вставить максимальное количество низких частот при высоком уровне громкости, что потребует широкую канавку и повышенную скорость проигрывания — то есть целую сторону пластинки на одну композицию (вспомните сериалы о виниле, все исполнители в них выпускали синглы). Готовы вставать с дивана и менять песни, или ужмем качество, чтобы весь альбом влазил на диск? И зачем тогда hi-fi?
реклама
И под конец, напомним специфические проблемы воспроизведения винила, как следствие - несовершенства механики. Спросите у соседа - как там с кривой эквализации у фонокорректора, соответствует стандарту RIAA (Recording Industry Association of America) или вообще не настраивается? А если ваш знакомый это испытание прошел и наслаждается стереозвуком, то окончательно добейте негодяя вопросом - какая у проигрывателя головка, hi-fi, с компенсацией взаимопроникновения каналов или обычная дешёвка? И если он, как истинный битломан-винильшик, поведает, что слушает все до “Abbey Road” в моноформате, а на стереозвук взял кредит, то можете смело им гордиться.
Но и не забываем, что весь винил аналоговой эры записывался не из космического эфира, а с лент бобин, а в нынешнюю эпоху, и из цифровых файлов.
А что там с ленточными проигрывателями, спросите вы. Да все то же самое, что и с цифрой. Количество магнитных частиц на ленте в единицу времени считывания — это тот же цифровой битрейт. Причем на ваших кассетах, он в 2-3 раза ниже, чем на студийных бобинах, где составляет максимум 18bit/44100 Гц, да еще и уменьшается, портится, со временем. Хотите хорошее качество — покупайте для объемных записей два больших шкафа, а сами переезжайте в квартиру к соседу, у которого много свободного места, т.к. слушает музыку в DSD.
Конечно найти студийную высокобитрейтную цифру нелегко, но можно. В крайнем случае, возьмите запись любого исполнителя, ту же “ABBA” или “Boney M” в виниле и сделайте сами DSD, освободите комнату (больше жилплощади - меньше ипотеки) и к тому же абсолютно никакой разницы не услышите, только плюсы у цифрового формата, включили в компе и сидите в наушниках, прокручивая плейлист. Только, когда потом выкладываете трекеры, настраивайте фонокорректор, иначе невозможно слушать ваши творения с заваленными АЧХ, особенно вы заставляете страдать поклонников вокала Дебби Харри, из группы Blondie.
А лучше избежать этой участи и не угрохать годовую зарплату в настоящий hi-fi виниловый проигрыватель (если же вы не средний класс, как все мы, то для вас одна месячная): купите ПК с качественной матплатой, с чипами 32bit-Realtek, и на топовый процессор с видеокартой еще останется, а зеончик подешевле будете вспоминать, как ужасный сон. Но выбирать вам.
А почему музыкальные инструменты аналоговой эры звучат лучше цифровых, это уже отдельная тема.
Подробно о мастеринге под винил, написал этот звукорежиссер
http://www.dayrecords.ru/index.php/master-klass/39-pro-mastering-pod-vinyl
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила