3dfx Voodoo 3 2000 – тестируем процессорозависимость легенды при сборке игрового ретро ПК.
За окном поют воробьи,
Слабый ветер, тихо, прохладно,
Слабо светят с утра фонари…
Быстро ль, долго ли, кто знает?
Будет солнечно или дожди…
Я вернусь, и будут как прежде,
Ранним утром светить фонари…
27.06.2017
3dfx Voodoo 3 2000 – тестируем процессорозависимость легенды при сборке игрового ретро ПК.
Введение
Собственно говоря, изначально мною планировалось написание единого большого материала, посвященного сборке и настройке ретро ПК, однако, когда объем набранного мною текста перейдя за 15 страниц, даже не приблизился к его завершению, я решил, что удобнее будете разбить его на несколько частей. Причем части эти будут самодостаточными и не заменят полной статьи к моменту ее завершения.
Начнем с определений. Понятие Ретро ПК довольно условное и размытое. Лично я отношу к разряду ретро ПК — IBM совместимые компьютеры эпохи конца 90-х начала 2000-х годов. Причем речь идет не о ретро ПК в качестве музейных экспонатов, с которых пылинки сдувают, а о работоспособных компьютерах, пригодных для исполнения возложенных на них задач.
Кто-то мне возразит, что ретро ПК – это мейнфреймы и суперкомпьтеры типа «Эльбрус-1К2» или IBM «System/360», а персональные IBM совместимые ПК на базе процессоров Intel 286\ 386\ 486 и их клонов, не говоря о Pentium – это не какие не ретро ПК. На 286-486-совместимых CPU работает лучшая из ОС – DOS, в которой все просто и понятно, и не нужно знать даже основ программирования, чтобы играть и работать, а уж если установить Norton Commander или его клоны, то и о командной строке можно не вспоминать, за редкими исключениями.
Более того, на мощные ПК с процессором Intel 386-DX и выше можно установить Windows 95, не имеющую принципиальных отличий в части логики графического интерфейса от Windows 10 и работать, как 20 лет назад.
Третий посмотрит на меня с высоты своих 12-15 прожитых лет и скажет, что я вообще ничего не соображаю. Какой DOS, какие Pentium, какая еще там Windows 95?! Любой компьютер на базе Intel на LGA1150 и более старшие компьютеры – это уже ретро ПК! РЕТРО! И без вариантов!
От себя же хочу отметить, что дело постепенно идет к тому, что ПК, в привычном нам виде, рано или поздно умрет, а полноценный компьютер с возможностью вывода объемного изображения, звука, с широкими коммуникационными возможностями будет умещаться в кристалл размерами в пару десятков кубических миллиметров. И носить такие компьютеры проще всего будет на пальце в виде «волшебного» кольца. Но это в будущем…
А пока, условимся, что ретро ПК – это по компьютер, на котором можно запустить не только современные ОС (FreeDOS, Ubuntu 16.04.2 LTS или Windows 10, к примеру), но и более старые — MS DOS 6.22, Windows 95-98\Me или OS-2 от IBM, если эта ОС кому-либо в качестве игровой интересна. Более того, вышеуказанные операционные системы должны работать на ретро ПК не в качестве виртуальных ОС, а поддерживаться аппаратно.
Подборка комплектующих к ретро ПК, некоторые особенности и возможные аппаратные и программные проблемы – тема для последующих статей, а сегодня мы поговорим об одном из компонентов «стандартного» игрового ретро ПК – видеокарте 3dfx Voodoo 3 2000.
Почему 3D ускоритель Voodoo – стандартный компонент игрового ретро ПК? Да потому что именно с продукции компании 3dfx привычное всем современное 3D шагнуло в персональные компьютеры.
Цель исследования – подборка оптимального CPU для видеокарты 3dfx Voodoo 3 2000, как это сейчас модно говорить, процессора полностью «раскрывающего» « потанцевал» видеокарту.
1. «Препарируем» объект исследования
Итак, почему мы исследуем производительность именно Voodoo 3 2000, а не, к примеру, Voodoo II SLI, или Voodoo 5 6000? Ответ предельно прост. Перечисленных видеокарт у меня пока нет (Voodoo 5 6000, вероятнее всего никогда и не появится), а Voodoo 3 2000 есть (спасибо бывшему владельцу, что продал мне ее, больше месяца шла по почте).


Как видно из фотографий, перед Вами самая обычная Voodoo 3 2000, производства компании STB на PCB зеленого цвета с маркировкой 210-0364-003 (на этой же печатной плате выпускали также и Voodoo 3 3000).
На видеокарте установлена память – SDRAM производства Micron Technology с маркировкой MT 48LCIMI6AI -7 S F («время доступа» — 7 нс, эффективная тактовая частота — 143 МГц). Рассчитывать на серьезный разгон такой памяти не приходится, но логично предположить, что 166 МГц (стандартные для Voodoo 3 3000) она должна выдержать.

Объем установленной памяти на видеокарте – 16 Мб. Напомню, что это стандартный объем в 1999-2000 гг. Игры, требующие объема 32-64 Мб видеопамяти, только начинали появляться, стандартным разрешением экрана для игр было 800х600, разрешение 1024х768 считалось крутым, запредельные тогда 1280х1024 были доступны только «мажорам», а нереальные 1600х1200 — было что-то из области фантастики.
Для тех, кто обратил внимание на «золотой» радиатор на чипе Voodoo 3. Перед вами отнюдь не редкая эксклюзивная модель видеокарты, просто ко мне видеокарта попала без радиатора, соответственно я, заботясь о раритете, приклеил на нее чипсетный радиатор от неработоспособной системной платы.
Судя по наклейке на PCB, в видеокарте прошита последняя версия BIOS. Возможно, где-то есть и более новый, но мне о новом BIOS для таких видеокарт неизвестно.
Стандартными тактовыми частотами для чипа Voodoo и видеопамяти являются 143 МГц.

Автор в силу собственного любопытства, но одновременно стараясь не отправить тестовую Voodoo 3 2000 в «мир иной» вслед за компанией, ее произведшей, проверил, сможет ли она работать на тактовых частотах более старшей модели – Voodoo 3 3000 (166 МГц). Опыт удался.
Учитывая возраст «старушки» использовать ее в постоянном разгоне я не планирую, однако тесты с разогнанной видеокартой представлены будут.
Уверен, рано или поздно я смогу приобрести старшие видеокарты (Voodoo 3 3000 и 3500) тогда то мы и протестируем Voodoo 3 на более высоких тактовых частотах.

2. Тестовые системы и методика тестирования.
Те, кто занимался сборкой ретро ПК (или делает это в настоящее время) знает, что грамотная подборка комплектующих для такого компьютера занимает времени на порядок, а то и на 2 порядка больше времени, чем непосредственно сборка.
Некоторые топовые «железяки», великолепные по своим характеристикам (относительно своего времени, естественно), бывает, отказываются работать в связке с другими, тоже топовыми комплектующими. Проблема, кстати, обычно связана с драйверами, некоторые компании – пионеры компьютерных технологий не выдержавшие конкуренции и канувшие в Лету, так и не довели до приемлемого состояния, не говоря уже выпуске драйверов для новых ОС.
Например, к моему сожалению, те драйвера для Diamond Monster 3D MX300, что успел выпустить производитель (Diamond Multimedia), предназначены для Windows 95-98 и Windows NT и не всегда нормально работают даже в этих ОС на чуть более современном «железе», чем на момент их производства, не говоря уже о Windows 2000-XP.
В частности эту звуковую карту очень сложно «подружить» с любыми материнскими платами на базе чипсета Intel 815 EP, не говоря уже о чипсетах VIA в Windows 98.
Имеющиеся в Интернете драйверы (в том числе из образа оригинального установочного диска) устанавливаются, работают в Windows 9x-Me, однако при загрузке ОС выдают предупреждение, которое можно отключить, о том, что звуковая карта установлена не в первый слот PCI и отдельные ее возможности недоступны (в частности – эмуляция SB в DOS).
Решающие проблему драйверы для данной модели аудиокарты отсутствуют, есть лишь на более новую модель — Aureal Vortex 2 SQ 2500.
Более того, хотя в более современных ОС (Windows 2000 — XP) к звуковой карте Diamond Monster 3D MX300 автоматически устанавливаются встроенные драйверы (вполне работоспособные), то вот подружить с ними панель драйверов – те еще пляски с бубном.
Возможно, кто-то знает решение этой проблемы, решением прошу поделиться. Думаю не один я скажем Вам огромное спасибо.
После нескольких безуспешных попыток настроить все так, как мне хотелось бы, я поступил проще. Я решил отказаться использовать Diamond Monster 3D MX300 совместно с материнскими платами на базе Intel 815-EP и использую ее в ПК с материнской платой на базе Intel 440 BX, где она работает без проблем.
Однако для чистоты эксперимента – во второй тестовой системе мною была установлена именно Diamond Monster 3D MX300.
Тестовая система № 1
— Материнская плата – Abit BE6 II (rev. 1.1);
-CPU №1 – Intel Pentium II 400 МГц@400&450 МГц;


-CPU №2 – Intel Pentium III 866 МГц@433@650@866 МГц;



-оперативная память — DIMM SDRAM PC-133 2@256 Мб (учитывая, что 1 модуль односторонний, материнская плата использует 384 Мб);
-HDD – Seagate Barracuda 7200.7 – 40 Гб.
-Звуковая карта – Aureal Vortex 2 SQ 2200 (Diamond Monster 3D MX300)
-Видеокарта – Voodoo 3 2000@143 МГц (чип и память работают синхронно).
Тестовая система № 2
— Материнская плата – Asus TUSL-2C;
-CPU – Intel Pentium III-S 1,4 ГГц;

-оперативная память — DIMM SDRAM PC-133 512 Мб;
-HDD – Seagate Barracuda 7200.7 – 40 Гб.
-Видеокарта – Voodoo 3 2000@143@166 МГц.
-Звуковая карта – Aureal Vortex 2 SQ 2200 (Diamond Monster 3D MX300).
Спросите по какой причине я не установил «Tualatin» в систему с Slot1? Ответ прост, в наличии только 1 переходник Slot1-Soket 370, модернизированный для установки Intel Pentium III на ядре Coppermine, ранее опыта переделки переходников под Tualatine не имел, боюсь испортить. Если кто-то поделится ему не нужным переходником (перепаяю его я сам, как говорится, с Божьей помощью), скажу спасибо.
В качестве операционной системы в обоих тестовых системах использовалась ОС Windows 98 SE.

Программное обеспечение:
Синтетические бенчмарки:
— 3DMark 99;
— 3DMark 2000;
— 3DMark 2001SE.
Вышеуказанные бенчмарки можно абсолютно легально скачать с официального сайта компании производителя по указанной ссылке.
Во всех случаях использовалось разрешение 1024х768, как минимально приемлемое для игр в современных условиях на 20”+ мониторах.
Игровые приложения:
— Quake III (версия 1.32) использовался встроенный тест демо «FOUR.DM_68».
— Quake II (версия 3.20) использовалось встроенное демо1;
— Unreal (Gold) версия 2.26 – для тестирования использовалось встроенное демо (Fly), автоматически воспроизводящееся при запуске игры;
— Unreal Tournament версия 4.36 — для тестирования использовалось встроенное демо (Fly), автоматически воспроизводящееся при запуске игры.
Почему в играх Unreal и Unreal Tournament использовались встроенные демо (Fly)?
– встроенные в игру демо в обеих играх дают примерное представление о реальной производительности тестовых ПК. Если демо «тормозит», то и игра будет идти также рывками, если демо «летает», то и игра тормозить не будет.
– если возможность встроенного теста есть, то почему ее не использовать?
3. Результаты тестирования. Краткие выводы по итогам тестирования
Итак, операционная система установлена и настроена, тестовые комплектующие находятся в предназначенных для них слотах или сокетах, драйвера и необходимое программное обеспечение установлены, можно начать тестирование, чем мы и займемся.
Синтетические бенчмарки
Начнем мы тестирование традиционно с синтетических тестов, и естественно с самого старшего по возрасту – 3DMark99. Итак, посмотрим на результаты тестов.

Синим цветом на диаграмме отражены общие результаты теста, красным – баллы CPU.
Рост результатов данного синтетического бенчмарка имел место как в результате разгона тестового Pentium II, так и в результате его замены на Pentium III. Причем, обратите внимание на то, что даже простая замена Pentium II на Pentium III приносит заметные дивиденды, не смотря на то, что Pentium III работает на шине 66 МГц.
Напомню, что основное отличие между Pentium II на ядре Deschutes и Pentium III – добавление в Pentium III поддержки SSE. В остальном различия не принципиальны (если не считать того, что кеш второго уровня в Pentium III (Coppermine- 256 Кб, Tualatin – 512 Кб) переехал в ядро, увеличил разрадность с 64 бит до 256 бит и работает на частоте CPU, а у Pentium II (512 Кб), как и у Pentium III на ядре Katmai (512 Кб), распаян отдельно на процессорном картридже.
Дальнейший рост тактовой частоты процессора дивидендов почти не приносит. В случае с более новым асинхронным чипсетом Intel 815 EP наблюдается даже некоторое снижение результатов по отношению к Intel 440BX.
Максимальный рост результатов и в абсолютном и в относительном значении виден при разгоне видеокарты. Если бы у меня была в наличии Vodoo 3 3500, уверен, количество «попугаев» приблизилось бы к 5000.
Перейдем к следующему по возрасту синтетическому тесту – 3DMark2000.

Ситуация повторяется практически также, как и в первом тесте. Весомую прибавку, даже безотносительно «узкой» шины в 66 МГц, дает Voodoo 3 2000 смена Pentium II на Pentium III. Как говорится SSE – рулит.
Дальнейшее повышение тактовой частоты процессоров хотя и дает прибавку, но на глаз ее заметить во время теста сложно. Максимальный эффект дает разгон видеокарты.
Перейдем к самому современному из тестовых синтетических бенчмарков – 3Dmark2001. Стоит отметить, что в свое время этот бенчмарк делил владельцев компьютеров на тек кто видел дедушку, и тех кто не видел. Лично я увидел 4-й тест этого бенчмарка только после приобретения GeForce 3 и скажу, смотрелся он в те времена круто. Однако вернемся к нашим баранам.

Как и в предыдущих «марках» существенный рост «попугаев» дает добавление в процессор поддержки SSE. Однако в отличие от предыдущих тестов, данный «бенчмарк» гораздо более процессорозависим, посмотрите насколько велика разница между результатами Pentium III 866 МГц и Pentium III 1400 МГц!
Ноль в результатах Pentium III@650 МГц – не ошибка. Увы, но ни какие пляски с бубном не помогли мне запустить этот тест на этой тактовой частоте процессора. Тест стабильно вешал ОС.
Если честно, грешу на переходник Slot1-Socket370, однако другого переходника пока нет, проверить не могу.
Ну а максимум результатов, традиционно получается при разгоне видеокарты, что ожидаемо по результатам прошлых тестов.
Игровые тесты
На самом деле выбор игровых тестов того времени тестов не слишком велик. Если ID-Software, которая с некоторых пор утратила самостоятельность, была пионером 3D-игр, и на рубеже веков выдала такие хиты, как Quake, Quake II и Quake III, а позже – Return to Castle Wolfensteine, то единственным серьезным на то время ее конкурентом (на мой взгляд) была компания Epic MegaGames (ныне Epic Games).
Во многом благодаря Epic Games, которые сумели в движке Unreal Engine воплотить все «фичи» API Glide, которые и сегодня, спустя почти 20 лет смотрятся вполне пристойно по уровню графики, продукция 3dfx была столь популярна, как поддерживающая все тогдашние API — OGl, D3D, Glide. Прорисовка монстров в Unreal, конечно, по современным меркам – топорная, но игровые уровни, небо, вода, эффекты взрывов и прочее – смотрятся просто великолепно.
Таким образом, тестировать мы будем нашу видеокарту в играх, выполненных на движках этих двух компаний.
Начнем с традиционного Quake II, игры, которая, когда-то поражала воображение неокрепших умов нынешних 30 летних «мужыков» реализмом графики. Игра тестировалась только в разрешении 1024х768 с максимальными настройками графики (все таки не 3dfx Voodoo Banshee, тестируем, которая его в таком разрешении не тянет).

Что интересного мы можем здесь увидеть? Ну, во первых то, что синтетические тесты – это синтетические тесты, а реальные приложения – это реальные приложения. Говоря детально, стоит отметить, что на результаты в Quake II влияет все. И тактовая частота процессора и его шина, и даже шина AGP. Как известно, у чипсета Intel 440BX нет официальной поддержки процессорной шины 133 МГц, соответственно при установке шины 133 МГц шина AGP работает на частоте 89 МГц. Для того, чтобы обеспечить работоспособность видеокарты рекомендуется ограничить скорость AGP до уровня 1х. Abit BE6 II делает это автоматически. Результат – Pentium III Coppermine на 650 МГц показывает более высокие результаты нежели он же, но на частоте 866 МГц. Далее двукратный рост тактовой частоты дает целых 3 кадра в секунду при установке 1,4 гигагерцового CPU, относительно 650 МГц.
Реальный рост FPS происходит только при разгоне видеокарты, уверен, что Voodoo 3 3500 выдала бы 80+ кадров в секунду в этой игре в разрешении 1024х768.
Что еще можно отметить по результатам данного теста? Другие игры на этом движке и его модификациях – Half Life, Soldier of Fortune будут идти с комфортным FPS на Voodoo 3 2000 в указанном разрешении. Более того, его можно будет даже немного повысить. А вот для 1280х1024, если Вы не готовы к просадкам FPS, нужна как минимум Voodoo 3 3500 и то, стабильного FPS в 60 кадров в секунду я Вам не гарантирую.
Говоря о центральных процессорах, следует отметить, что для комфортной игры Pentium II недостаточно. Хотя, если играть с ботами, то в принципе 40+ стабильных FPS – хватает.
Перейдем к следующей игре – Quake III. Если Quake II это классический коридорный шутер, то Quake III игра командная. Уровень графики в ней, конечно, в свое время, не сейчас, был не досягаем для оппонентов, именно эта игра наглядно демонстрировала необходимость 32-битного цвета, без которого ранее вполне обходились, и отсутствие поддержки которого, в том числе, и сгубило 3dfx.
По современным меркам назвать эту игру требовательной язык не повернется, но когда то она была эталоном «тяжелой» игры. И ее «тяжесть» на Voodoo 3 2000 очень хорошо заметна.
Однако посмотрим на результаты тестов. Игра тестировалась в трех разрешениях и трех режимах: High Quality@1024х768, Medium@800x600 и Fast@640х480.

Ситуация несколько отличается от того, что мы увидели в Quake II. Здесь той просадки по количеству кадров в секунду, какая была у Pentium III@433 МГц нет. Игра выпущена позднее, она знает SSE и активно использует его. Поскольку мы тестируем видеокарту, а не процессоры, наиболее интересным для нас будет разрешение в 1024х768 точек. И что мы в нем видим? Разница между 650 и 1400 МГц CPU составляет… 0,2(!) кадра в секунду!
CPU уровня Pentium II для Quake III явно слабоват, с другой стороны, начиная от 650 МГц Pentium III дает стабильные 60 кадров в секунду в разрешении 800х600 и 45-46 кадров при 1024х768. С ботами играть можно.
Дальнейший рост FPS происходит только после разгона видеокарты. Причем 1024х768 это предел для Voodoo 3 2000@3000. Более высокие разрешения если и возможны, то только при снижении качества графики до среднего уровня.
Теперь пришло время для Unreal. Именно ради того, чтобы увидеть все красоты этой игры, когда то и приобретались видеокарты Voodoo.
Игра тестировалась на максимальных настройках с использованием API Glide в двух разрешениях — 1024х768 и 800х600, учитывались минимальный, средний и максимальный FPS. Смотрим результаты.

Собственно говоря, результаты аналогичны результатам в Quake III. Разница в результатах между 650 МГц процессором и 1400 МГц процессором столь незначительна, что ею можно пренебречь. Реальные дивиденды дает только разгон видеокарты.
Посмотрим, теперь, как себя поведет видеокарта в разрешении 800х600.

Здесь все несколько интереснее, разница между Pentium III 866 и Pentium III 1400 на диаграмме чуть более заметна, чем в более высоком разрешении, хотя в реальной игре вы ее вряд ли увидите.
Говоря о центральных процессорах, следует отметить, что CPU уровня Pentium II для комфортной игры в Unreal на максимальных настройках явно не достаточно, минимальный FPS падает ниже критических 24 кадров в секунду.
Перейдем к последней из тестовых игр – к Unreal Tournament.На мой субъективный взгляд UT – это лучший командный шутер. Уровень «интеллекта» ботов в свое время просто поражал, графика для 16-битного цвета была не превзойденной, динамика игры, геймплей, эффекты, прорисовка оружия — все было на высоте. Игра, как и предыдущая тестировалась в разрешении 1024х768 и 800х600 с максимальными настройками. Смотрим результаты?

Ну что тут скажешь, все вполне ожидаемо. Для комфортной игры в разрешении 1024х768 с максимальными настройками достаточен Pentium III от 650 МГц. Дальнейший рост тактовой частоты процессора увеличивает средний FPS, но не влияет на минимальный FPS. Максимум результата приносит разгон видеокарты. Как и ранее, Pentium II для игры в Unreal Tournament не достаточно. Необходимо снижать разрешение и настройки игры.
Теперь посмотрим, как поведут себя тестовые системы в разрешении 800х600 точек.

Итак, принципиально ситуация не изменилась, разве что разница между Pentium III 1400 и Pentium III 866 стала заметна. Вместе с тем, даже Pentium III 650 МГц обеспечивает более или менее комфортную игру в UT в этом разрешении. Производительности Pentium II для Unreal Tournament с максимальными настройками в 800х600 точек не достаточно, хотя его разгон и обеспечивает минимальный FPS до приемлемых 24 кадров в секунду.
Выводы по результатам тестирования.
Не буду «растекаться мысию по древу», поскольку мысль то в общем то тут напрашивается одна и очевидная, бегать и собирать их (мысли), как белка орешки нет смысла.
Итак, для Voodoo 3 2000 вполне достаточно процессора с производительностью уровня Intel Pentium III 800-1000 МГц. Дальнейший рост тактовой частоты хотя и приносит некоторый рост результатов, но явно не столь значительный, каков рост тактовой частоты. Соответственно, если Вы планируете собирать ретро ПК на базе Intel Pentium III и Voodoo 3 2000 то гоняться за Tualatin смысла нет, вполне достаточно обычного «коппера» 800-1000 МГц. Более того, замена топового Intel Pentium III 1000 (Coppermine) на топовый Intel Pentium III 1400 (Tualatin) принесет пользы намного меньше, чем замена Voodoo 3 2000 на Voodoo 3 3500.
Заключение
Труден путь поисков идеальной конфигурации ретро ПК, но вполне осуществим. Вопрос только в том, сколько физических системных блоков придется собрать, чтобы охватить весь спектр ретро игр.
Предложенные мною сегодня два варианта сборок ретро ПК вполне имеют право на жизнь. Для игр уровня Quake II, Half Life и многих других, не говоря о более старых играх, вполне достаточно Pentium II. Более современные игры – Quake III, Unreal Tournament, требуют более производительного центрального процессора, для «раскрытия» же всех потенциальных возможностей Voodoo 3 2000 вполне достаточно 800-1000 МГц процессора с поддержкой SSE.
Говоря о подборе звуковой карты, хочу отметить, что в те времена было два основных конкурента, делающего схожие по качеству 3D audio продукты — Aureal Semiconductor Inc (почила в бозе) и Creative, которая здравствует и поныне.
По качеству звучания 3D-audio Aureal Vortex II и Sound Blaster Live! отличаются не принципиально, разве что, некоторые при применении технологии A3D слышат позиционирование источников звука не только по сторонам, но и по высоте, однако для этого нужны наушники, стоимостью явно выше 10-20$. А вот по количеству нерешенных проблем с драйверами, среди этих двух компаний чемпионом явно является Aureal Semiconductor Inc. Более того, Creative практически все наработки технологии A3D купленой ею Aureal реализовала в EAX 3.0. Пусть и не на 100% (проблемы позиционированием по вертикали решены не полностью), но вполне пристойно. Так что выбор, как всегда — за Вами!
С уважением, Freevad.
P.S. Добавил видео, первый опыт, видео не фонтан, конечно, но что имею, тому и рад.
За кадром:



Обсудить статью можно здесь:
P.P.S. Следующая статья — тестирование ретро процессоров Intel Celeron 266-500 MHz, Intel Pentium II 400 MHz, Intel Pentium III 500-1400 MHz.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают