Двое из ларца, одинаковы с лица
Наверное у каждого человека, который увлекается высокими технологиями и компьютерным железом в частности наступает момент, когда пропадает желание постоянно апгрейдить свою систему непонятно для чего, когда не возникает желание купить свежевышедший Fermi или новый навороченный процессор на 100500МГц, так было и со мной. Вдоволь наигравшись с современными железками понял, что они перестали доставлять удовольствие, ну вышла и вышла и бог с ней. Тогда я решил направить свой взор на то, что по тем или иным причинам не мог позволить себе в свое время. Первой "жертвой" стала пара 2900ХТ 1Gb, которую 95% здравомыслящего населения не купило бы, ибо горячие, старые, недостаточно производительные да и требовали больших вложений в систему (организовал водяное охлаждение своего ПК только из-за них). Купил, собрал, пару раз залить успел (тьфу тьфу тьфу обошлось), поплевался, но понравилось! Для моих нужд их было вполне достаточно и радовало осознание того, что в моей системе исправно трудится былая мечта. Потом был порыв купить пару X1950XTX на ебей и если цена на сами карты устраивала вполне, то цена доставки и сроки делали затею совсем непривлекательной. Обидно было конечно, когда карты ушли другому человеку, но и я не сын Абрамовича... Какова же была моя радость, когда аналогичные карты спустя буквально неделю я увидел в продаже на просторах нашей Родины! Думал я не долго, договорился с продавцом и благодаря товарищу poiop (еще раз спасибо и низкий поклон) они довольно быстро оказались у меня. Конечно же хотелось проверить в деле то, что себе только что прикупил и о чем когда-то мечтал, читая новости

Начнем пожалуй с самого интересного, с ATI Radeon X1950XTX Uber Edition. Конечно же сразу бросается в глаза то, что перед нами не рядовой продукт, ведь видеокарты поставляются не в стандартной цветастой картонной коробке, а, как современный ASUS Ares, в тяжелом чемодане с кодовым замком, без каких-либо особенных опознавательных знаков (разве только пара мелких наклеек со штрих кодами), так же для рядовых, да и эксклюзивных, продуктов абсолютно не типична продажа сразу связки из пары видеокарт, готовых к работе в режиме Crossfire.


Внутри чемодана, помимо самих видеокарт, находится ворох всевозможных переходников на все случаи жизни, руководство пользователя с подозрительной надписью No Game и сертификат подлинности за номером 148 с автографом главы ATI Дейва Ортона. Еще по идее должен быть коврик для мышки, но тут видать ушлые продавцы магазина постарались. Отдельно отмечу, всего было выпущено 500 чемоданчиков с ATI Radeon X1950 XTX Uber Edition.

Сами видеокарты - с виду самые обычные X1950 XTX, правда опять-таки без всяких цветастых и нелепых наклеек, которые так любят вешать различные партнеры ATI. Карты не одинаковые, одна из них Master card со специальным разъемом вместо второго порта DVI, а вторая Slave. В режим Crossfire карты объединяются при помощи специального внешнего кабеля, называемого dongle, а не как сейчас при помощи гибких мостиков.


Утилита GPUz версии 0.4.3 говорит о том, что видеокарты основаны на ядре R580, которое несет в себе 48 пиксельных, 8 вертексных конвееров, 16 текстурных блоков и 16 блоков растеризации. Каждая видеокарта снабжена 512Мб памяти стандарта GDDR4 со временем доступа 0,9нс . Дабы хоть чем-то отличаться от обыкновенных, карты немного разогнаны, относительно заводских 650МГц по ядру и 2000МГц по памяти до 670МГц (668МГц согласно утилите GPUz) по ядру и 2100МГц по памяти (2088МГц согласно GPUz), что интересно частоты у мастер карты были еще выше, те же 670МГц для ядра, но 2142МГц для памяти. Статью с подробным обзором одиночной X1950 XTX можно прочитать тут (правда 2006 года



Отдельно отмечу, что я порядком намучался с работой режима Crossfire, то вентилятор на одной из видеокарт не раскручивался во время нагрузки, то частоты не переходят из 2D в 3D, то еще какая-нибудь мелочь. В итоге намертво вшил картам 670/2100 и для 2D и для 3D со 100% оборотов турбины. Кстати, из всех скачанных драйверов, под Windows 7 нормально работали лишь 10.2 для Vista. Оригинальный BIOS для X1950 XTX можно скачать тут, а для мастер карты тут.
Мои основные карты. В девичестве Sapphire Radeon HD 2900Pro, впоследствии, предыдущим хозяином, на них были установлены водоблоки Koolance, а уже я перешил их в HD 2900XT, ибо кроме частот их ничего и не отличало, да и ХТ само по себе звучит солиднее



GPUz говорит о том, что перед нами рядовой Radeon HD 2900XT, основанный на ядре R600. Чип располагает 320ю универсальными шейдерными процессорами, 16ю текстурными блоками и 16ю блоками растеризации и обеспечивает поддержку DirectX 10.0 и Shader model 4.0. Видеокарта снабжена 1024Мб памяти стандарта GDDR4 и функционирует на частотах 743МГц для ядра и 2000МГц для памяти соответственно.


Единственной проблемой во время тестирования было то, что после первичной установки карт в систему, Crossfire режим включался не сразу ввиду того, что из-за тяжелых водоблоков одна (а то и обе) из карт с высокой долей вероятности немного перекашивалась в слоте PCI-E, после выравнивания и фиксации карт проблем не было.
Первая за долгое время (со времен ATI Rage Fury MAXX) двухчиповая видеокарта ATI. Кто-то конечно скажет, что были монстры вроде X1950 Pro Dual, X1600/1650 Dual, да HD2600 XT Gemini, но они выпускались лишь по инициативе отдельных вендоров в лице Sapphire и GeCube, в отличии от 3870х2, которая была разработана в самой ATI и ей уже предлагалась партнерам. Перед нами старший представитель линейки HD3000, который представляет из себя фактически пару одиночных HD3870 с памятью типа GDDR3, размешенных на одной плате плате и сообщающихся друг с другом с помощью специального коммутатора шины PCI Express. Сама карта выполнена на референсном дизайне, который использовало подавляющее большинство партнеров компании, в нашем случае - это Club3D, о чем говорит лишь маленькая наклейка на вентиляторе системы охлаждения.

Согласно рапорту утилиты GPUz видеокарта построена на основе пары чипов RV680 (хотя на самом деле должно быть RV670), каждый из которых несет в себе 320 универсальных шейдерных процессоров, 16 текстурных блоков и 16 же блоков растеризации. Сам чип функционирует на частоте 823МГц и обладает 512Мб памяти стандарта GDDR3 с эффективной частотой 1800МГц, таким образом видеокарта в целом несет объем памяти равный 2х512Мб.

Никаких проблем, связанных с эксплуатацией карты, во время тестирования не наблюдалось, разве только стоить отметить, что во время игровых баталий в жаркие летние дни температура в районе системного блока существенно поднималась и автор натурально обливался пОтом

ATI Radeon HD4870 был выбран в участники тестирования во многом из-за того, что в прошлом эта карта тоже была ТОПом в линейке, хоть и непродолжительное время до выхода HD4870X2, то есть белой вороной смотреться на фоне монстров прошлых поколений не будет, плюс производительность этой карты всем хорошо известна и отталкиваясь от показателей соперников на ее фоне, каждый для себя сможет сделать вывод о приблизительной производительности любого участника тестирования в сравнении с картами, представленными сейчас на рынке. Для тестирования была выбрана карта, выполненная на референсном дизайне печатной платы, отличающаяся от своих многочисленных сестер лишь наклейкой на кожухе системы охлаждения, производитель видеокарты - фирма ASUS.

Утилита GPUz рапортует нам о том, что в основе видеокарты лежит графическое ядро RV770, которое располагает 800ми универсальными шейдерными процессорами, 40 текстурными блоками и 16ю блоками растеризации. Чип функционирует на стандартных для HD4870 частотах, а именно 750МГц, объем памяти видеокарты увеличен до 1024Мб, она функционирует на эффективной частоте 3600МГц.

Каких-либо проблем во время тестирования карты не наблюдалось, хочется отдельно отметить относительно тихий заводской профиль настройки оборотов вентилятора, никаких завываний как в случае с 3870Х2 или Х1950 ХТХ не было. Напоследок приведу краткую информацию об участниках сегодняшнего тестирования, сведенную в одну таблицу.

Исследование производительности видеоадаптера производилось на следующей тестовой конфигурации:
* Процессор Intel Core i5 750 @2660МГц
* Системная плата для процессора DFI LANPARTY DK P55-T3eH9 (Intel P55)
* Система охлаждения процессора EK Supreme LT
* Видеоадаптер ATI Radeon X 1950XTX Uber Edition 512Мб GDDR4
* Видеоадаптер ATI Radeon HD 2900XT 1024Мб GDDR4
* Видеоадаптер ATI Radeon HD 3870x2 1024Мб GDDR3
* Видеоадаптер ATI Radeon HD 4870 1024Мб GDDR5
* Память Corsair XMS3 DHX PC3-10600 (2x2 ГБ, @1333МГц, 9-9-9-20, 1Т)
* Жесткий диск Seagate 7200.12 (1 Тб, SATA-300, буфер 32 МБ)
* Блок питания Corsair TX950W (мощность 950 Вт)
* Корпус Chieftec BA-02B-B-SL, 2x120мм Xigmatec ~800 об/мин
* Монитор ASUS LS221H (22”, максимальное разрешение 1680x1050@60 Гц)
* Microsoft Windows Seven Ultimate 32-bit RTM
* ATI Catalyst 10.2 Win Vista
* ATI Catalyst 10.5 Win7
С целью минимизировать влияние центрального процессора Intel Core i5 750 на результаты тестирования видеокарт, он был разогнан до круглых и красивых 4200МГц путем повышения частоты BCLK до 210МГц и фиксировании множителя в значении равном 20ти. При этом напряжение на процессоре составило 1,315В, напряжение на встроенном контроллере памяти IMC составляло 1,25В. Память функционировала на частоте 1265МГц с таймингами 9-9-9-22 1Т при напряжении 1,6В.


Ввиду того, что ATI Radeon X1950 XTX поддерживает лишь DirectX 9.0c, мне пришлось немного сократить список тестовых приложений, к примеру, из него пропали 3Dmark Vantage, Just Cause 2 и Call of Juarez Benchmark, как требующие обязательного наличия у видеоадаптера поддержки DirectX 10, в итоге список стал выглядеть следующим образом:
Полусинтетические тесты:
* Futuremark 3DMark03
* Futuremark 3DMark05
* Futuremark 3DMark06
* Unigine Tropics Demo
* Unigine Heaven Benchmark 2.0
Игровые тесты:
* Crysis
* Crysis Warhead
* Far Cry 2
* S.T.A.L.K.E.R Clear Sky
* S.T.A.L.K.E.R Call of Pripyat
* Lost Planet Extreme Conditions
* Colin McRae: Dirt 2
* Resident Evil 5
* Devil May Cry 4
* Borderlands
* World in Conflict
* Call of Duty World at War
* Street Fighter IV
Тестирование проводилось без использования сглаживания, но с анизотропной фильтрацией AF16 и в разрешении 1680х1050. Версия бенчмарка - самая новая из существующих - 3.6.0

Бросается в глаза очень небольшое преимущество HD 2900XT над X 1950XTX, а также очень неплохая прибавка в производительности от добавления второй видеокарты, почти 100%. Radeon HD 4870 почему-то неуверенно выступил против 3870х2 и пары 2900, несмотря на бОльшее количество конвееров, 800 против 2х320...
Тестирование также проводилось без использования полноэкранного сглаживания и с анизотропной фильтрацией степени 16х во все том же разрешении 1680х1050. Версия бенчмарка 1.3.0

Разрыв между 1950XTX и 2900ХТ увеличился до более значительных 40%, но пара 1950 в связке Crossfire по-прежнему не оставляет камня на камне в сравнении с одиночной 2900ХТ.
Те же самые настройки. что и в предыдущих тестовых пакетах, разрешение 1680х1050, версия тестового пакета 1.1.0

В принципе расклад сил совершенно не изменился, только вот HD 4870 выступил совсем неуверенно с сильным отставанием от пары 2900ХТ и одиночной 3870Х2.
Далее в очереди идет бенчмарк от компании Unigine. Все карты тестировались в режиме без использования полноэкранного сглаживания, без анизотропной фильтрации и в разрешении 1680х1050. Ambient Occlusion отключен, версия API - DirectX 9, версия бенчмарка 1.2.

И вновь пара Х1950 выступает замечательно, деонстрируя неплохой прирост от добавления второй видеокарты и опережая старшее решение следующего поколения. Radeon HD 4870 наконец-то занял лидирующую позицию.
Обновленная версия, вышедшего еще осенью бенчмарка, от все той же Unigine. Тестирование проводилось с теми же настройками качества, что использовались в Tropics Demo.

Видно данный бенчмарк хорошо оптимизирован для видеокарт с унифицированной шейдерной архитектурой, ведь здесь пара Х1950 не смогла подобраться к одиночной 2900ХТ. Справедливо и мнение о том, что ATI просто забыли про поддержку 1000й серии, ведь даже сам по себе бенчмарк вышел позже, нежели используемый мною видео драйвер.
Игровые тесты, по старой доброй традиции, начнем с великого и ужасного Crysis, без которого любой обзор - не обзор. Для тестирования использовалась сторонняя программа Crysis Benchmark Tool и встроенный в игру GPU Test, который прогонялся три раза для исключения ошибок. Все настройки качества были выставлены в положение High, активирован режим DirectX 9.0, разрешение 1680х1050, без использования сглаживания. Версия игры, использовавшейся для тестирования - 1.21

На высоких настройках в Crysis конечно не поиграть, используя пару Х1950, но на средне высоких думаю вполне, не так и плохо для видеокарт, которым 4 года.
Использовался встроенный в игру тест производительности видеосистемы. Все графические настройки были выставлены в положение High, сглаживание отключено, разрешение 1680х1050, активирован DirectX 9.0, тестирование видеоадаптеров проводилось путем троекратного прогона демосцены "Small Ranch".

Уже не так страшно как в Crysis. Пара Х1950 обеспечила средние 54 кадра в секунду и здорово опередила одиночную 2900ХТ. Отдельно отмечу отвратительное выступление одиночной HD4870.
Ввиду того, что часть тестов с нативным DX10 были исключены по понятным причинам - решил добавить старого доброго С.Т.А.Л.К.Е.Р 'а. Тестирование проводилось с Высокими настройками качества и полным динамическим освещением в разрешении 1680х1050.

Несмотря на то, что тест идет достаточно долго, я прогнал его повторно в случае Х1950, пытаясь выловить момент в котором наблюдается столь низкий минимальный ФПС - не нашел, заметных на глаз тормозов не было видно, наверное какой-то индивидуальный глюк теста, у остальных карт с минимальным ФПС все было в порядке. Результаты снимались по результатам прогона третьей демосцены под названием "Rain".
Самая последняя часть самой знаменитой игры с постсоветского пространства - S.T.A.L.K.E.R: "Зов Припяти". Тестирование производилось с использованием официального бенчмарка по мотивам игры, общее качество "максимальное", разрешение 1680х1050, без полноэкранного сглаживания, но с улучшенным динамическим освещением. Результаты брались из третьей демосцены под названием "Rain".

Тут проблем с минимальным ФПС у Х1950 не наблюдается, они обеспечивают производительность, вполне достаточную для нормальной игры.
Для тестирования использовалась игра, пропатченная до версии 1.4, все графические настройки были выставлены в положение средне/высокие, использовался рендеринг DirectX 9.0, сглаживание отключено. Тестирование производилось при помощи встроенного бенчмарка, который предоставляет информацию о среднем ФПС по результатам двух последовательных тестов.

Оказывается связка из пары Х1950 может вполне себе справится с графикой Lost Planet, порой даже опережая одиночную 2900ХТ.
Единственная гонка в сегодняшнем тестировании. Использовалась демоверсия игры со встроенным тестом производительности. Настройки графики на Medium/High, дабы не наблюдать слайдшоу на самом слабом участнике тестирования, разрешение 1680х1050, без использования сглаживания. Игра поддерживает либо DirectX 11, либо DirectX 9 и так как ни один из участников тестирования 11ю версию не поддерживает, тестирование производилось в 9й.

Единственное приложение, которое не откликнулось положительно на установку второй Х1950, производительность даже ухудшилась, примечательно, что у 2900ХТ с этим все в порядке, HD4870 вообще вне конкуренции.
Неплохая стрелялка, которая отобрала у автора строк пару десятков часов жизни, раньше не знал, что в нее встроен бенчмарк, но благодаря методике, подсмотренной у товарища Jordan в его теме, на конференции Ф-Центра, теперь можно исправить сие недоразумение. Тестирование производилось с высокими настройками качества в разрешении 1680х1050.

Один из немногих случаев отставания пары Х1950 от одиночной 2900ХТ, но прирост от пары видеокарт все-таки имеется.
Зомби стрелялка от Capcom, тестирование производилось при помощи встроенного в игру теста производительности, замеры производились в самой первой из четырех демосцен. Все настройки на High, разрешение 1680х1050, без полноэкранного сглаживания, API - DirectX 9.0.

Пара Х1950 обеспечивает вполне себе комфортный фреймрейт. Отдельно отмечу, что без установки фикса 1.1, весящего пару килобайт, демосцена с использованием Х1950 одиночной и в режиме Crossfire, зависала на одном и том же месте по непонятной причине.
Еще одно детище Capcom. Замеры производительности производились в официальном бенчмарке к игре - DMC4 Benchmark, конкретно во второй демосцене. Все графические настройки Super High, разрешение 1680х1050, без сглаживания, версия API - DirectX 9.

И тут пара Х1950 выступает очень неплохо, обеспечивая неплохой средний ФПС, сказать спасибо нужно хорошей оптимизации игры, несмотря на то, что мультиплатформенные проекты обычно этим похвастаться не могут.
Единственная стратегия в сегодняшнем тестировании. Игра была пропатчена до версии 1.01. Графические настройки - средне/высокие, сглаживание отключено, анизотропная фильтрация 4х, разрешение 1680х1050. Замеры производительности проводились при помощи встроенного в игру теста производительности.

Игра неплохо отреагировала на добавление второй Х1950, продемонстрировав прирост производительности на впечатляющие 80%, которые позволили связке опередить одиночную 2900ХТ.
Популярный сетевой шутер прошлого в декорациях Второй Мировой Войны, начиная с версии 1.3 поддерживает запись и воспроизведение демок. Была использована демка товарища MachKim из соответствующей ветки конференции, посвященной тестированию производительности видеосистемы в этой игре. Ограничитель кадров был отодвинут до значения 400, дабы не оказывать никакого влияния на результаты тестовых конфигураций. Игра предоставляет усредненное количество кадров по результатам прогона демосцены. Версия игры - 1.3

Разница между 2900ХТ и Х1950 совсем невелика, можно было бы посетовать на плохую оптимизацию игры, хотя прирост более 100% от добавления 2й Х1950 и почти 90% от второй 2900ХТ вроде как опровергает эту версию.
Ну и в заключении файтинг от вездесущего Capcom, отдельное им спасибо за то, что не ленятся выпускать или встраивать в игры средства измерения производительности, чтобы ленивым тестерам не приходилось сидеть с Fraps'ом. Тестирование производилось с максимально высокими настройками графики, анизотропной фильтрацией степени 16х и в разрешении 1680х1050.

Отмечу отменную работу режима Crossfire, что на Х1950, что на HD2900. Снова бросается в глаза незначительная разница между все той же Х1950 и HD2900.
Решил для статистики сделать сводную таблицу о пользе либо вреде технологии Crossfire в играх и синтетических тестах, ибо до сих пор многие очень скептически относятся к идее добавления второй видеокарты, посмотрим так ли это.

Очевидно, что минимальный выигрыш от добавления второй видеокарты составил 50%, а ведь в большинстве приложении прирост переваливает за 70%, иногда переваливая за 100%, чего, казалось бы, быть в принципе не может и это не ошибка, я перепроверял, так что мульти GPU конфигурации вполне себе имеют право на жизнь, когда в прошлом быструю карту за бесценок отдавать не хочется и проще докупить за бесценок вторую такую же и еще какое-то время радоваться высокой производительности, правда потом скорее всего обе придется вешать на стену, ибо цена от продажи станет совсем неинтересной, но это уже издержки

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее тестирование. Целей первоначально я особо никаких не ставил, хотел лишь удовлетворить свое собственное любопытство, поиграться с тем, что когда-то очень хотелось приобрести, да поделиться впечатлениями с остальными, очень надеюсь, что получилось интересно не только мне, обсудить заметку можно тут

Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают