Все любят мыльные пузыри: они красиво надуваются, чудесно переливаются, и неизбежно лопаются. Nintendo Switch 2 всего за несколько месяцев прошла путь доткомов из начала нулевых — от яркой эйфории на старте, до столкновения с базовыми принципами экономики. Завышенные цифры и ожидания сменились скромными продажами, а рекордные заголовки — необходимостью разбираться, что стояло за «успехом».
Консольный рынок достаточно компактный и простой по своей структуре, наблюдать за ним — одно удовольствие. Я не специализируюсь на портативных устройствах, но некоторые события представляют интерес с экономической точки зрения.
Летом 2025 года новое устройство от Nintendo вызвало фурор в средствах массовой информации и удивило своими показателями продаж. Феноменальные цифры и оптимистичные прогнозы на ближайшее время. Люди, далекие от игровой индустрии, моментально нарисовали воздушные замки и раздули огромный пузырь ожиданий. Старался не высказываться по данному вопросу, так как не до конца понимал суть происходящего. Логика и накопленные знания, напрямую конфликтовали с увиденным и официально подтвержденным.
С большой долей скепсиса к новому устройству, я сделал допущение о возможном провале данного гаджета в свете двух факторов:
Моя гипотеза и понимание рынка вступили в явные противоречия с первыми официальными отчетами: продажа 10 млн устройств и самый мощный старт в истории игровых устройств.
У больших корпораций есть особенность — в своих отчетах они указывают число отгруженных устройств, а не продажи конечным потребителям. Маленькая тонкость с большими последствиями. В обычной жизни нет принципиальной разницы между этими понятиями. Скажу больше: на третий-четвертый год существования устройства они фактически равны и в отчетах не разделяются. Но на запуске, в первые месяцы, это два принципиально разных показателя.
В стандартной цепочке товар выходит с завода, попадает в розничную сеть и продается конечному покупателю. Отгрузка — это путь от завода в магазин. Продажа — это путь из магазина в частные руки. Разница в цифрах — складские запасы у ритейла.
До начала продаж запасы в магазинах равны нулю. То есть «отгрузка» минус «продажа» — это остатки в рознице, и по всему миру они могут составлять до нескольких миллионов устройств, что существенно, при подсчете в первые месяцы. Далее остатки стабилизируются и равномерно перераспределяются по всем регионам.
Самый насыщенный период, когда покупают самые желанные вещи. Маркер и лакмусовая бумажка, позволяющие понять скрытые мотивы и реальные желания большинства геймеров. По этому периоду уже вышло несколько отчетов. Так, Мэт Пискателло из Circana предоставил данные о продажах на территории Соединенных Штатов.
По его информации, консолей PlayStation 5 продано в два раза больше, чем свежей Nintendo Switch 2. Для тех, кто не улавливает суть: это сравнение древнего устройства на излете популярности и самого "желанного" и продаваемого продукта в истории консольного мира. Самое-самое продается вдвое хуже обычного середнячка.
Думаю, многие помнят, что в 2020 году Sony PlayStation 5 столкнулась с дичайшим дефицитом, а стоимость устройства вдвое превышала официальную цену. Подобный дисбаланс продолжался более двух лет. Перекупы быстро смекнули суть и выкупали все доступное оборудование еще на складах. Последний запуск был омрачен пандемией, но схожая ситуация наблюдалась и ранее. Игровая станция первые 6–12 месяцев всегда находилась в жестком дефиците и разлеталась с рук. Запасы в магазинах долгое время были нулевыми.
Подобное происходит, когда спрос значительно превышает предложение. Заводы физически не успевают производить столько устройств, чтобы хватило всем. По факту, торговля шла «с колес». В случае с новой Switch 2 подобного не наблюдалось. Небольшие перебои фиксировались только в родной провинции. Во всем мире гаджет от Nintendo свободно лежал на полках на протяжении всего периода наблюдений. Яркий признак больших складских запасов.
Буквально через пару дней после старта продаж заголовки запестрели громкими новостями. Большая N перекрыла все свои рекорды и достигла планки в 3,5 млн проданных штук за первые четыре дня. Дальше больше: новая новость и новый рекорд. Через семь недель преодолели отметку в 6 млн. К концу третьего квартала отчитались о 10 млн. На фоне этих фантастических показателей, 19 октября выходит новость, что любители грибочков увеличивают заказ на производство консолей и целятся в планку 25 млн до 31 марта 2026 года. Наблюдающие со стороны хлопают в ладоши и ждут монументальных новостей. Никто не рассказал, чем отличаются «отгрузка» от «продажи» и что большая часть озвученных цифр — это забитые склады в розничных магазинах.
Слушая новости и аналитические изыскания об игровой индустрии в интернете, сталкиваюсь с интересной особенностью: люди совершенно не понимают, о чем говорят. Они видят цифры, но не способны их интерпретировать.
Nintendo Switch разошлась тиражом примерно в 155 млн устройств. На фоне гибридной консоли все остальные игровые гаджеты выглядят детской шалостью. Но почему-то никто из говорящих голов не рассуждает о доходности корпорации Nintendo. Существует простая корреляция: чем больше активных пользователей, тем выше доходность. Конечно, в разных рыночных нишах есть колебания, но в одной или смежных они близки.
Выручка PlayStation почти в три раза выше, чем у Switch, хотя проданных устройств у Nintendo заметно больше. Когда игровое устройство действительно популярно, на нем играют, и перекосов не возникает. Невидимым «аргументом» может выступать только модифицированная прошивка и свободный доступ к веселому роджеру.
Уважаю гибридное устройство японской корпорации, но вижу закономерности, что напрямую противоречат озвученным цифрам. Великий и громкий старт обвалился буквально за пару месяцев. Ярые поклонники приобрели устройство на старте, а обычные геймеры оказались менее впечатлительными. Общественное ликование сменилось серыми буднями. Как и утверждал год назад, пока не вскроют прошивку, это будет обычное устройство без магии и волшебства.