Новости 27 марта 2004 года
Интересный эксперимент провел сайт Anandtech.com. В качестве очередного измерителя производительности в этот раз использовались... эмуляторы игровых консолей! Эмуляция чужой архитектуры - довольно специфическая задача, тем не менее, посмотреть на производительность современной аппаратной начинки при ее выполнении довольно интересно - а будут ли сюрпризы?
По своей природе приложения-эмуляторы способны нагрузить работой и процессор, и видеокарту, позволяя нам сравнивать производительность отдельно между группами этих устройств. По крайней мере, так звучит в теории, а на практике мало предсказуемый разброс результатов крайне затруднил выбор лидера из видеокарт/процессоров для эмуляции приставочных игр.
Для тестов использовался наиболее популярный эмулятор Sony PlayStation - ePSXe, имеющий большой выбор плагинов, из которых, в свою очередь, был выбран наилучший - Pete's OpenGL2. Консультация с автором плагина позволила надлежащим образом подобрать настройки и "предсказала" некоторое преимущество видеокарт Radeon, т.к. сам Pete Bernert отлаживает плагин на Radeon 9700, а значит не вносит особых оптимизаций, требуемых архитектурой GeForce FX.
В целом, точно можно сказать, что за первенство среди процессоров боролись Athlon 64 3400+ и Pentium 4 3,4 EE, а Radeon 9600 XT всегда был не медленнее или значительно быстрее конкурента в лице GeForce FX 5700 Ultra. Процессоры же Pentium 4 3,2 с ядрами Presscot и Northwood время от времени менялись местами (при этом хоть один из них обычно уступал Athlon 64 3000+), а из флагманских видеокарт Radeon 9800 Pro/XT чаще выигрывали у GeForce FX 5950 Ultra, чем последний у них. В остальном же для каждого конкретного приложения надо подобрать собственную комбинацию видеокарта+процессор, но маловероятно, что такая крайне специфическая задача будет определять выбор платформы .
Для моего компьютера, по крайней мере, запуск GranTurismo 2 для Sony PlayStation через эмулятор ePSXe + Pete's OpenGL не является редкостью, так что если вам интересна данная тема, можете лично взглянуть на графики.
Как сообщают наши британские коллеги с сайта The Inquirer, работы над обновленной версией чипсета с поддержкой PCI Express уже ведутся, но готов он будет только через несколько месяцев. Ранее считалось, что модернизированный вариант NForce 3 (или NForce 4 - название не определено) появится во втором полугодии. Он будет иметь две модификации - дискретную и интегрированную, но по-прежнему будет представлять из себя один чип с высокой степенью интеграции функций.
Наши коллеги предположили, что для реализации поддержки PCI Express x16 компания Nvidia будет использовать в паре с чипсетом NForce 3 переходный мост HSI, который в настоящее время применяется для производства видеокарт серии GeForce PCX 5xxx и 4ххх. Возможность подобного применения этого реверсивного чипа высказывалась и ранее, но у производителей материнских плат большого энтузиазма не вызывала. Отважится ли Nvidia применить этот подход на собственном чипсете? Однозначного ответа пока нельзя дать, но мы склонны сомневаться в подобной перспективе.
Во-первых, Nvidia подчеркивает выгоду от использования HSI только в паре с собственными видеочипами. Как выясняется, большинство чипов семейства GeForce FX было разработано с прицелом на дальнейший рост пропускной способности интерфейса AGP. Например, реально достижимым минимумом для GeForce FX 5xxx является режим AGP 12x. При использовании HSI для реализации поддержки PCI Express x16 интерфейс AGP разгоняется до режима AGP 16x.
Конечно, с пропускной способностью последовательного интерфейса PCI Express x16 такой разогнанный AGP тягаться не может, но Nvidia обещает, что примерно 3.1 Гб/с из него выжать реально. За счет чего? У компании есть свое объяснение :).
Информационный трафик в современных играх идет преимущественно в одном направлении (исходящем, по направлению к графической плате), пресловутых "пробок" при переключении направлений передачи данных должно быть меньше.
Кроме того, графические решения Nvidia поддерживают размер запроса 64 байта, решения ATI - только 32 байта. По этой причине, заявляет Nvidia, видеокарты серии GeForce PCX 5xxx будут не только не отставать от решений ATI с врожденной поддержкой PCI Express x16, но и будут превосходить их по пропускной способности (3.1 Гб/с против 2.5 Гб/с при размере запроса 32 байта). Представители ATI ситуацию пока не комментируют.
Расширенные функции типа управления питанием или "горячей замены" тоже будут поддерживаться видеокартами Nvidia с переходным мостом HSI, так что в наличии каких-либо недостатков собственной концепции Nvidia упорно не желает признаваться.
Возвращаясь к аспектам применения чипа HSI на материнских платах, нужно добавить следующее. Допустим, поддержку графического слота PCI Express x16 он реализовать сможет. Тем не менее, все чипсеты Nvidia для платформы AMD64 являются одночиповыми, и пристроить к ним отдельный южный мост с поддержкой PCI Express x1 не представляется возможным.
Кроме того, материнские платы на базе этих чипсетов с поддержкой PCI Express x16 могут использоваться с графическими картами сторонних производителей, и пресловутое преимущество по размеру запроса в этом случае упраздняется.
Если использование переходных мостов в чипсетах Nvidia нового поколения действительно имеет место, то здесь следует говорить только об интеграции этого моста в сам чипсет, а не использовании дискретного чипа HSI. За остающиеся полгода Nvidia наверняка успеет реализовать поддержку PCI Express в собственных чипсетах тем способом, который считает наиболее целесообразным. Надеемся, что стабильность и производительность от этого не пострадают :).
Очередной список небольших обновлений популярных программ и драйверов - в этот раз почти сплошь посвященный бета версиям.
Компания Ritlabs решила напомнить о себе новой бетой мощнейшего почтового клиента The Bat! В версии 2.05 Beta 12 появились довольно полезные нововведения:
- Добавлена возможность пометить все сообщения как прочтенные сразу для папок или учетных записей.
- Добавлена возможность создавать виртуальные папки ("Virtual Folders").
- Исправлен сбой при просмотре некоторых сообщений с вложениями.
- И другие мелкие изменения.
Скачать новую "Мышь" можно по ссылке:
- The Bat! 2.05 Beta 12 (1,9 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Shareware - 15-30$), домашняя страница.
Стала доступна новая бета-версия медиа-плеера Quintessential Player (QCD) - 4.11 Build 74. В ней появились около полутора десятка изменений и исправлений, которые можно свести к следующему:
- Обновлены несколько плагинов и контекстное меню текущей композиции.
- Улучшена работа со скинами.
- Исправлено 5 ошибок.
Скачать можно отсюда:
- Quintessential Player 4.11 Build 74 (2,6 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP, Freeware), домашняя страница.
Кроме того, обновился и еще один медиа-плеер - foobar2000. В об изменениях в версии 0.8.1 Beta 2 ничего не известно. Скачиваем:
- foobar2000 0.8.1 Beta 2 (1,2 МБ, Windows 9x/ME/NT/XP/2000, Freeware), домашняя страница.
Компания VIA выпустила бета-версию набора драйверов для чипсета K8T800 Hyperion 4in1, предназначенную для обеспечения работоспособности с 64-битными операционными системами Microsoft. Поддерживаются также встроенное аудио, V-RAID, RAID и SATA.
Драйвер был размещен в нашем файловом архиве:
- VIA Hyperion Pro 0.96 P2 (1,8 МБ, Windows XP/2003 64-bit), домашняя страница.
В заключение хотелось бы сказать об обновлении популярного пирингового клиента eMule. Разработчики сообщают об удалении множества нежелательных функций программы, известных также как "ошибки" . Всем пользователям рекомендуется произвести обновление:
- Страница закачки eMule 0.42d (3,8 МБ, , Windows 9x/ME/NT/XP/2000, Freeware), домашняя страница.
Выпущено обновление программы PassMark BurnInTest, предназначенной для тестирования стабильности системы путем нагрузки всех ее элементов. В частности, одновременно проводится тестирование процессора, жестких дисков, оперативной памяти, оптических накопителей, звуковых карт, графической подсистемы, сетевых компонентов и даже принтеров.
В новой версии BurnInTest 4.0 build 1010:
- Усовершенствована система регистрации.
- Исправлено изменение размера окна отчета.
- Некоторые исправления и улучшения в модуле тестирования жестких дисков.
Программа распространяется в двух вариантах - стандартном и профессиональном (отличающимся по набору возможностей), стоимость которых составляет соответственно 22$ и 49$. Скачать 30-дневную пробную версию Pro можно из нашего файлового архива:
- BurnInTest Pro 4.0 build 1010 (1,8 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP).
Между тем, было не совсем ясно, как будут называться новые южные мосты, и какой перечень характеристик они предоставят. Конечно, сходство функциональности с чипсетами серии NForce 3 250 давало некоторое представление о возможностях новых моделей материнских плат с разъемом Socket A, но полностью неопределенности не разрешало.
К счастью, сегодня наши китайские коллеги с сайта GZeasy получили в свое распоряжение документацию и фотографии, описывающие функциональность и ассортимент новых южных мостов Nvidia MCP.
Прежде всего, мы узнаем, что будут существовать две модификации южного моста: RAID MCP...
... и Gigabit MCP.
Из названий легко догадаться, что кроме поддержки 8 портов USB 2.0 и 2 портов Serial ATA (плюс два порта через дополнительный интерфейс физического уровня), чипы будут различаться наличием "продвинутых" функций: NV RAID (для RAID MCP) и Gigabit Ethernet с функцией аппаратного firewall'а (для Gigabit Ethernet).
Характерно, что оба южных моста при этом будут обладать и общим набором функций: сетевой интерфейс 10/100 Мбит/с, восемь портов USB 2.0, поддержка до четырех устройств ATA-133 и до четырех устройств Serial ATA. Примечательно, что в массивы RAID уровней 0, 1, 0+1 и JBOD можно будет объединять накопители с разными интерфейсами. Эту возможность будут поддерживать обе модификации нового южного моста, и лишь Gigabit MCP будет отличаться поддержкой firewall и гигабитного сетевого интерфейса.
По сравнению с функциональностью прежнего варианта южного моста по имени MCP-T, новинки лишатся поддержки FireWire (IEEE 1394), фирменного шестиканального звука Nvidia SoundStorm и сетевого контроллера производства 3Com. Между тем, Gigabit MCP будет по-прежнему поддерживать два сетевых интерфейса одновременно - за счет наличия гигабитного контроллера.
Поставки материнских плат с обновленной "южной" частью начнутся во втором квартале. Поскольку анонс платформы Socket 939 перенесен на 25 мая, то часть решений на базе NForce 3 250 появится уже в апреле в рамках платформы Socket 754. Примерно в это же время должны появиться материнские платы на базе южных мостов RAID MCP и Gigabit MCP, ведь им дожидаться появления новых процессоров не нужно - они будут работать в паре с Athlon XP. Новые функции позволят подхлестнуть интерес к разгону процессоров в исполнении Socket A на платформе Nvidia, в то время как конкурирующий чипсет VIA KT880 имеет ограниченные возможности для разгона в силу синхронной архитектуры.
Итак, на той неделе мы узнали, что AMD не видит смысла переходить на поддержку DDR-II, пока эта память не достигнет таких частот, которые смогут компенсировать увеличенные задержки, и параллельно не подешевеет до приемлемого уровня. Далее приходят вести о том, что этот самый момент наступит после появления DDR2-667 в достаточных количествах и по приемлемым ценам. Временные рамки освоения этого типа варьируются в прогнозах от второго квартала до второй половины следующего года.
В конце концов, наши друзья и коллеги на сайте X-bit Labs вносят последний штрих к портрету концепции AMD по поддержке новых типов памяти. Оказывается, компания не собирается ограничиваться поддержкой DDR 400 в оставшееся до следующего года время. Известно, что уже степпинг CG приносит некоторое расширение возможностей по поддержке оверклокерских модулей памяти, даже для процессоров в исполнении Socket 754.
Далее компания планирует перевести процессоры в исполнении Socket 939 и Socket 754 на более быструю 1 ГГц шину HyperTransport, и встроенный контроллер памяти тоже может подвергнуться модернизации. Например, не исключается возможность поддержки памяти типа DDR 500.
Модули такого типа уже давно продаются в магазинах, Hynix практически признала DDR 500 внутренним стандартом компании, и даже JEDEC полуофициально признала модули DDR 466, которые тут же принялась производить Samsung. Об оверклокерских брендах даже говорить не приходится - они уже шагнули за рубеж DDR 566 и приближаются в своих планах к отметке DDR 600.
Производители памяти понимают, что для быстродействия системы сейчас важнее низкие задержки, и память DDR-I в этом плане обладает преимуществом перед DDR-II. Поскольку встроенный в процессоры AMD контроллер памяти очень чувствителен именно к задержкам, DDR 500 и другие скоростные стандарты способны придать платформе "второе дыхание" еще до перехода на поддержку DDR-II.
Даже современные процессоры Athlon 64 при грамотной настройке делителей и коэффициентов в BIOS могут достаточно успешно разгонять память до частот свыше 500 МГц DDR. С появлением материнских плат на асинхронных чипсетах типа NForce 3 250Gb или VIA K8T800 Pro задача достижения подобных частот дополнительно упростится. Значит, новые ревизии процессоров с поддержкой DDR 500 найдут себе место под "оверклокерским солнцем" :).
Кстати, процессоры класса Athlon 64 FX и Opteron обретут поддержку DDR2-667 во второй половине 2005 года, когда начнется переход на ядро Toledo, также выпускаемое по 0.09 мкм техпроцессу, как и San Diego. Ранее считалось, что это поколение процессоров будет содержать по два ядра на кристалле и использовать общий кэш. О других характеристиках этого поколения пока ничего не сообщается.
В конце концов, вышедшие недавно драйверы версии Catalyst 4.3 содержали упоминание о Radeon 9550, которому приписывалось родство с ядром RV350, давшим жизнь Radeon 9600 Pro. Конечно, RV350 - это не так "круто", как RV360, но для бюджетного решения вполне прогрессивно.
Разумеется, что наши китайские коллеги не могли сидеть сложа руки в преддверии анонса новинки от ATI, и развернули бурную деятельность по изучению ее характеристик. Проанализировав ряд новостей на различных китайских сайтах, мы составили довольно четкое представление о Radeon 9550.
Прежде всего, попробуем предугадать, почему ATI решила выпустить эту видеокарту, являющуюся "младшим братом" Radeon 9600 SE со 128-битной шиной. Судя по всему, компания осознала, что 64-битная шина не дает Radeon 9600 SE достаточных сил для конкуренции с расплодившимися бюджетными решениями Nvidia (включая новинки по имени GeForce FX 5500 и GeForce FX 5700LE).
В такой ситуации решено было снизить частоты видеоплаты до 250/400 МГц (против 325/400 МГц у Radeon 9600), а шину оставить 128-битной. В итоге получился тот самый Radeon 9550, имеющий 4 пиксельных конвейера и поддерживающий DirectX 9.0.
Нужно учитывать, что параллельно будет существовать и 64-битная модификация Radeon 9550. Возможно, со временем она вытеснит с рынка Radeon 9600 SE, так как он не может успешно конкурировать с более производительными решениями Nvidia даже после недавнего снижения цен.
Сообщается, что анонс Radeon 9550 состоится уже на следующей неделе. Стоимость 128-битной версии будет достигать $70-85, что уже весьма привлекательно для видеокарты с поддержкой DirectX 9.0 и 128-битной шиной.
Radeon 9550 будет позиционировать в качестве противовеса GeForce FX 5500, хотя по частотам он соперничает с GeForce FX 5700LE. Более того, первые результаты бенчмарков доказали, что Radeon 9550 может соперничать с GeForce FX 5700LE. В частности, на системе следующей конфигурации...
- Процессор Pentium 4 2.4C;
- Материнская плата на базе чипсета i865PE;
- Одноканальная память DDR 400 объемом 256 Мб;
- Видеокарта GeForce FX 5700LE / Radeon 9550,
... новинка от ATI набрала в 3DMark 2003 (build 340) результат в 2150 "попугаев", а GeFroce FX 5700LE ограничилась 2050 "попугаями". Разумеется, что по таким скупым и необъективным данным мы не можем судить о том, что Radeon 9550 будет однозначно сильнее конкурирующих решений от Nvidia, но для видеоплаты стоимостью $85 он справился неплохо.
Если дизайн печатной платы будет позаимствован у Radeon 9600, то перспективы разгона Radeon 9550 наверняка будут не хуже, чем у этого проверенного временем решения. По крайней мере, выпускаемой по 0.14/0.15 мкм техпроцессу GeForce FX 5500 этот 0.13 мкм чип (RV350LX - так должен маркироваться Radeon 9550) должен показать, "где раки зимуют" :). В магазинах новинка начнет появляться в апреле этого года.
Кажется, обновления бесплатного украинского менеджера закачек Download Master вновь становятся регулярными. А кроме прочих изменений в версию 2.5.2.699 добавлена поддержка белорусского языка в дополнение к украинскому и русскому. Без сомнения, это положительно скажется на количестве пользователей за счет охвата новой страны.
Полный список изменений в новой версии следующий:
- Добавлена возможность резервировать место на диске при старте закачки (включена по умолчанию).
- Улучшена проверка наличия необходимого места на диске.
- Добавлен белорусский язык интерфейса.
- Исправлены найденные ошибки.
Скачать программу можно, как всегда, из нашего файлового архива:
- Download Master 2.5.2.699 (1,8 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
Хотя номер версии Avant Browser вырос всего на одно значение, в отличие от двух в предыдущем выпуске, изменений в этот раз в него внесено больше. Напомню, что программа является неплохим бесплатным браузером-надстройкой на движке Internet Explorer со множеством полезных и удобных функций.
Список изменений в версии 9.01 build 121 состоит сплошь из улучшений:
- Улучшен блокиратор всплывающих окон.
- Улучшена фильтрация баннерной рекламы.
- Улучшена прорисовка кнопок веб-страниц и адресной панели.
Скачать новинку можно по ссылке:
- Avant Browser 9.01 Build 121 (2,7 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP).
На конференции разработчиков игр GDC, уже успевшей прославиться закрытыми демонстрациями демо-версий Unreal 3 и Serious Sam 2, прозвучали несколько заявлений Джона Кармака, главного программиста и сооснователя id Software.
Наибольший интерес для нас представляют сведения о сроках выхода будущего Doom 3. Кармак упомянул, что выпуск игры уже "весьма близок", что добавляет оптимизма поклонникам, с надеждой ждущих 15 апреля.
Из прочих заявлений разработчика можно отметить следующие:
- Уже рассматриваются виды на выпуск шутера следующего за Doom 3. Его разработка займет заметно меньше времени, в основном из-за отсутствия планов создания для него графического движка следующего поколения (как это было в случае Doom 3).
- Оказывается, существовали планы перевыпуска Quake II, в точности повторявшего бы оригинал, но на базе графического движка нового поколения. Этот проект был отвергнут.
- Разработка игр становится всё более дорогим занятием, требующего участия большего количества людей, так что проекты с бюджетом 100 млн. долларов не удивят Кармака. Тем не менее, ниша для небольших команд разработчиков, создающих массовые и успешные игры, останется (например, игры для интернет).
Оригинальный конспект выступления на английском языке доступен тут.
Сейчас обсуждают