Новости 22 апреля 2003 года

Вчера Intel опубликовала два интересных документа на своем сайте. Откровенно говоря, документы были не столько интересными, сколько вызывающим беспокойство.

В первом из них говорится о том, что производство коробочных и ОЕМ версий процессоров Pentium 4 1.8A (легендарный последователь младшего процессора на ядре Northwood) и Celeron 1.7 ("гадкий утенок" на ядре Willamette-128) будет постепенно сворачиваться. Программа начала свое действие 18 апреля, однако датой окончательной приостановки размещения заказов на поставку принято считать 15 августа 2003 года для ОЕМ версий и 5 августа 2003 года для коробочных версий. Тем не менее, отгрузки процессоров будут продолжаться:

  • Для ОЕМ версии Pentium 4 1.8A – до 15 октября 2004 года;
  • Для ОЕМ версии Celeron 1.7 – до 16 апреля 2004 года;
  • Для коробочной версии обоих процессоров – до 14 ноября 2003 года.

Это значит, что у желающих приобрести эти процессоры остается не так уж много времени для раздумий. Впрочем, как показывает практика, спросом эти процессоры перестают пользоваться гораздо раньше, чем истощаются складские запасы. Заметьте, что коробочные версии будут исчезать из продажи гораздо быстрее, а основная часть ОЕМ версий будет направляться крупным сборщикам компьютеров.

В отношении потенциала снижения цены этих процессоров особых иллюзий питать не стоит – розничная цена модели 1.8А сейчас составляет порядка $150, а в мае месяце почти столько же будет стоить процессор Pentium 4 2.4B, который имеет больший разгонный потенциал. Кроме того, мы вправе ожидать появления в мае-июне процессоров с 533 МГц шиной на степпинге D1, о чем мы уже писали подробно 23 февраля.

Кстати, второй не очень приятной новостью стало решение перенести выпуск модели Pentium 4 3.06 ГГц со степпингом ядра D1 на более поздние сроки. Теперь этот вариант процессора будет поставляться примерно с 27 июня, хотя ранее предполагалось появление этого варианта уже после 9 мая. Напомним, что остальные процессоры степпинга D1 начнут поставляться также ближе к концу июня, поэтому теперь этот процесс будет более сжат во времени. Сложно предположить, что заставило Intel перенести дату перехода на степпинг D1 для модели 3.06 ГГц. Вероятно, что причиной послужили те же проблемы, что и возникшие в недавно анонсированной модели Pentium 4 3.0C.

При цене $401 модель Pentium 4 3.06 ГГц на степпинге D1 могла бы обладать следующим преимуществом – множитель 23х позволил бы разгонять этот процессор до более высоких частот, чем модель 3.0С, у которой множитель ограничен 15х. Разумеется, что разгон по шине модели 3.06 ГГц был бы ограничен сильнее, но переход на новый степпинг в любом случае должен был принести некоторые улучшения. Теперь для выяснения этого факта придется ждать чуть дольше...

В последние недели так много было сказано о достоинствах новейших видеокарт ATI, что нам стало немного неловко перед сторонниками продукции Nvidia, ведь у изделий этой компании есть свои преимущества, и отрекаться от них было бы неверно. Многие пользователи этим летом столкнуться с проблемой выбора новой видеокарты, ибо цены на решения с аппаратной поддержкой DirectX 9 опустятся до уровня $100-200 в зависимости от модели, что подтолкнет определенную часть любителей игр на очередной апгрейд.

Силами всех обзоров последних месяцев потребителю интенсивно навязывается мнение, что Radeon 9500 Pro – это лучшая видеокарта в ценовом диапазоне до $200, и никаких явных альтернатив не предвидится. Разве что дебютировавший недавно Radeon 9600 Pro :). Ничуть не умаляя достоинств данных видеокарт, хотелось бы отметить, что преимущество той или иной видеокарты раскрывается в специфичной области применения, и сегодня нет ни одной видеоплаты, которая однозначно лидировала в среднем ценовом диапазоне по всем показателям.

Судя по всему, именно желание выяснить расстановку сил между GeForce FX 5600 Ultra и Radeon 9600 Pro подтолкнуло наших китайских коллег на сайте MyHard.com написать полномасштабное сравнительное тестирование, в котором приняли участие изделия на основе чипов Nvidia и ATI примерно "одинаковых весовых категорий" как уходящего поколения, так и грядущего.

Однако, этот самый обзор натолкнул нас на другой вывод – насколько же решения класса GeForce 4 Ti 4x00 способны соответствовать современным требованиям по производительности, предъявляемым к игровым видеокартам? Как выясняется, у них еще есть "порох в пороховницах"...

Прежде всего, рассмотрим исключительно "бумажные преимущества":

Видеоплата Частота чипа, МГц Частота памяти, МГц DDR Число пиксельных конвейеров Число текстурных блоков на конвейер Пропускная способность памяти, Гб/с
Radeon 9600 Pro 400 600 4 1 9,6
Radeon 9500 Pro 275 540 8 1 8,6
GeForce FX 5600 Ultra 350 700 4 1 11,2
GeForce 4 Ti 4600 300 650 4 2 10,4
GeForce 4 Ti 4200 250 450 4 2 7,1

Как видите, только GeForce 4 Ti 4600 и GeForce 4 Ti 4200 используют по два текстурных блока на пиксельный конвейер, что теоретически дает им преимущество в операциях мультитекстурного наложения. Количество использующих этот метод наложения приложений не так велико, но все же лишними эти блоки не будут.

Теперь поговорим о превосходстве GeForce 4 Ti 4600 над конкурентами (из числа приведенных в таблице) на ряде конкретных примеров. Как показало тестирование, в играх типа Unreal Tournament 2003 или модной Splinter Cell преимущество этого решения неоспоримо – разрыв составляет от 5% до 20%. Игры на ядре Quake III и другие OpenGL-приложения также получают выгоду от использования GeForce 4 Ti 4600 – выигрыш составляет до 30% в отдельных случаях. Тот же самый Comanche 4, основанный на технологиях Direct3D, демонстрирует превосходство GeForce 4 Ti 4600 в размере пары процентов.

Значит ли это, что GeForce 4 Ti 4600 по-прежнему непобедим? Отнюдь, при использовании режимов анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания вперед выходят GeForce FX 5600 Ultra и Radeon 9600 Pro, причем в "тяжелых режимах" лидерство принадлежит изделию ATI.

Стало быть, если вы любите использовать графические эффекты, то переход на видеоплаты нового поколения для вас неизбежен. Тем более, что все они будут поддерживать DirectX 9 на аппаратном уровне.

Если же у вас на руках имеется GeForce 4 Ti 4600 или GeForce 4 Ti 4200, то торопиться с ними расставаться не стоит. Тем более, если учесть хороший разгонный потенциал последних версий GeForce 4 Ti 4200, перекрывающий номинальные показатели GeForce 4 Ti 4600. Кстати, обновленные видеокарты на основе чипа NV28 (Ti 4200-8x и Ti 4800 соответственно) имеют увеличенные частоты памяти, а также комплектуются более быстрыми чипами памяти, что увеличивает шансы на успешный разгон. Поэтому владельцам подобных решений рано ставить крест на оверклокерской карьере своих "питомцев" :).

Тем, кто подумывал приобрести видеокарту на основе GeForce 4 Ti 4x00, следует обратить свой взор на Radeon 9500 Pro или Radeon 9600 Pro, если "религия не позволяет" использовать видеокарты ATI, то хорошей альтернативой станет GeForce FX 5600 Ultra. У него лишь пара недостатков – он достаточно дорог и еще не появился в массовой продаже.

Рассчитывать на прирост производительности решений класса GeForce 4 Ti 4x00 за счет обновления драйверов в данный момент не стоит, поскольку весь потенциал данных видеокарт практически исчерпан программистами Nvidia. Остается один выход – разгонять видеоплату и пользоваться! Впрочем, если вы читаете эти строки, то ваша видеокарта уже сейчас должна работать в режиме, далеком от номинального :).

Поведав на прошлой неделе о первом раунде сражения разогнанных Radeon 9600 Pro и Radeon 9500 Pro, мы подозревали, что основные баталии в этой "весовой категории" только еще ожидаются впереди. В самом деле, Radeon 9500 Pro – это уже ветеран рынка, а новичок Radeon 9600 Pro не может раскрыть всю свою силу в каких-то предварительных испытаниях, в которых используется предсерийная видеоплата и не оптимизированные драйверы в паре с сыроватыми утилитами для разгона.

Основными разгонными преимуществами Radeon 9600 Pro представлялись отсутствие защиты от разгона в BIOS, прогрессивный 0,13 мкм техпроцесс и память со временем выборки 2,8 нс. Дойдут ли все эти преимущества до серийных образцов видеокарт – заведомо сказать сложно. Положим, что 0,13 мкм техпроцесс у чипа никто не отберет, но вот заблокировать разгон или укомплектовать плату более медленной памятью – это производители могут сделать запросто. Вопрос в том, будет ли это им нужно :)...

Сегодня мы имеем уникальную возможность еще раз ознакомиться с расстановкой "разгонных сил" решений Radeon 9500 Pro и Radeon 9600 Pro. Подробное исследование производительности разогнанных видеоплат обеих версий провели сотрудники сайта Firing Squad. Мы предлагаем ознакомиться с этим обзором самостоятельно, ибо он традиционно насыщен хорошими иллюстрациями и содержит широкий спектр тестов. С нашей стороны последует несколько качественных выводов по итогам сравнения.

Итак, рассмотрим результаты разгона обеих видеоплат:

Видеоплата Частота чипа после разгона, МГц Прирост частоты чипа, % Частота памяти после разгона, МГц DDR Прирост частоты памяти, %
Radeon 9600 Pro 547 37 730 22
Radeon 9500 Pro 355 29 630 17

Достигнутые при разгоне частоты для обеих видеокарт близки к предельно достижимым, поэтому тестирование обещает быть достаточно представительным – каждый сможет судить, сколько можно "выжать" из той или иной видеокарты.

Синтетические тесты серии 3DMark выделили следующую зависимость – если в неразогнанном состоянии разрыв между Radeon 9500 Pro и Radeon 9600 Pro составляет до 10-15% в пользу первого, то между разогнанными видеокартами разрыв сокращается до 2-7%. Актуальность разгона для Radeon 9600 Pro в этом смысле велика.

В реальных OpenGL-тестах типа Serious Sam SE или Quake III Arena разрыв между разогнанными вариантами соперников невелик, временами преимущество Radeon 9600 Pro составляет до 4%, но в высоком разрешении лидирует Radeon 9500 Pro.

В Unreal Tournament 2003 ощущается превосходство Radeon 9500 Pro, однако оно достигает максимального значения в 10-15% только в режимах высокого разрешения. Судя по всему, восемь пиксельных конвейеров чипа R300 дают о себе знать – как вы помните, RV350 имеет только четыре пиксельных конвейера. Заметьте, что в режиме 4 х FSAA и 8 x AA разрыв увеличивается в пользу Radeon 9500 Pro вплоть до 30%.

Любители остромодных игр должны непременно присмотреться к Radeon 9600 Pro, так как в разогнанном состоянии он обеспечивает преимущество от 12% до 21% в новой игре Splinter Cell. Справедливости ради, отметим, что в номинальном режиме Radeon 9600 Pro также превосходит конкурента в среднем на 5-10%. Но самое приятное – Radeon 9600 Pro после разгона "наступает на пятки" Его Величеству Radeon 9700 Pro! Если эта тенденция закрепится в других играх грядущего сезона, то у Radeon 9600 Pro есть все шансы на огромную популярность среди геймеров.

В игре Quake III Arena при использовании режимов 4 х FSAA и 8 x AA преимущество вновь переходит на сторону Radeon 9600 Pro, который выигрывает у соперника до 10%. Заметьте, что в низких разрешениях без разгона лидерство достается Radeon 9500 Pro. Не это ли служит лучшим аргументом в пользу разгона? Пропускная способность памяти Radeon 9600 Pro составляет 9,6 Гб/с, что на 1 Гб/с больше показателей Radeon 9500 Pro. Это в номинальном режиме, а при разгоне теоретический максимум увеличивается до 11,7 Гб/с! Судя по всему, именно этот параметр позволяет Radeon 9600 Pro выигрывать в режимах анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания, где требования к пропускной способности памяти велики.

Решающим фактором в пользу Radeon 9600 Pro может стать его невысокая цена, обусловленная дешевым техпроцессом изготовления чипа и простотой дизайна печатных плат, однако в момент начала продаж об этом говорить не приходится. Будем верить, что в течение ближайших месяцев Radeon 9600 Pro подешевеет до привлекательного уровня $150, и тогда он сможет стать достойной сменой Radeon 9500 Pro. Другой "темной лошадкой" продолжает оставаться Radeon 9600, ведь неизвестно, как хорошо будет он разгоняться. Допустим, что чип будет разгоняться так же хорошо, но вот в отношении памяти возникают сомнения. В долгосрочной перспективе подешевевшая память со временем доступа 2,8 нс или 3 нс сможет устанавливаться и на более дешевые Radeon 9600, поэтому мы вправе ожидать появления бюджетных оверклокерских вариантов Radeon 9600 производства Sapphire (например). Насколько оправданы такие ожидания – покажет время.

В воскресенье мы сообщили, что продажи недавно анонсированного процессора Pentium 4 3.0C возобновились после временной задержки, вызванной обнаружением некоторой "аномалии" в части процессоров на этапе тестирования. Все это время характер ошибки не разглашался, равно как и не указывалась дата возобновления продаж. Тем не менее, оптимистичный прогноз оказался верным, и вчера компания Intel распространила заявление, гласящее о возобновлении продаж этих процессоров.

Параллельно было проведено снижение цен на ряд процессоров, о котором вы можете подробнее узнать на сайте Fcenter.ru. Из настольных процессоров подешевел только Pentium 4 3.06 ГГц, чья цена снизилась с $589 до $401 – для соответствия паритету цен после выпуска модели Pentium 4 3.0C.

Что касается самой ошибки, то для ее устранения всем производителям материнских плат был направлен соответствующий патч, чтобы те смогли обновить BIOS своих изделий. Таким образом, все процессоры Pentium 4 3.0C должны стабильно работать на материнских платах с версией BIOS, выпущенной после 21.04.2003.

Если говорить о характере ошибки, то косвенные сведения позволяют догадываться, в чем здесь дело. Ошибка была выявлена в незначительной части процессоров в ходе испытаний процессоров "в перегруженном состоянии", и при работе в номинальном режиме проблем не должно было возникать вообще. Но Intel перестраховалась и выпустила "заплатку" для BIOS, чтобы все системы работали устойчиво. Разумеется, заверения в стабильности работы в номинальном режиме могут успокоить кого угодно, но не нас с вами :). Если данная проблема могла проявляться в ходе разгона, то где гарантия, что она не возникнет на серийных образцах даже после обновления BIOS?

Вся эта история с отсрочкой выпуска нового процессора пошла явно не на пользу репутации Intel, и даже относительно быстрый исход существующих проблем оставляет на душе осадок сомнения в "безоблачности" разгонного будущего Pentium 4 3.0C. Впрочем, процессор пока достаточно много стоит, чтобы претендовать на звание массового. Неизвестно, коснется ли данная проблема младших моделей процессоров с поддержкой 800 МГц шины, которые дебютируют в мае. Оверклокерам очень хотелось бы этого избежать, ведь относительно недорогие процессоры с поддержкой технологии Hyper-Threading и 800 МГц шины должны стать любимцами оверклокерской "публики"...

Казалось бы, к быстро набравшей популярность шине USB пытались подключать уже такие немыслимые устройства и приборы, что удивить бывалого пользователя уже нечем. Но если вы так считаете, то глубоко заблуждаетесь – похоже, теперь настала очередь бытовых приборов...

В японских магазинах появилась... электробритва, питающаяся от шины USB!

Понятно, что передачи данных по шине USB в данном случае не происходит – для бритвы нужно только напряжение 5 В. Однако, само устройство имеет рабочее напряжение питания 3,5 В, и несоответствие напряжений может служить потенциальным источником проблем.

Более всего радует низкая цена – порядка $20. Для такой дорогой страны, как Япония, электробритва этого ценового диапазона может быть признана одноразовой :).

В целом же, идея довольно практичная – теперь можно приводить себя в надлежащий вид, не отходя от компьютера. Жаль, что зубные щетки с электроприводом не делают в USB-исполнении :). Женской части населения наверняка захотелось бы иметь USB-фен, но мощности шины недостаточно для питания такого нагревательного прибора. В противном случае я был бы не против иметь USB-электрочайник с интеллектуальным управлением – чтобы кипятил воду по заданной программе, когда пора пить чай :)...

Насколько хорош настольный процессор Athlon 64, вы все могли ощутить по итогам нашего тестирования, впрочем, кто-то мог лишний раз убедиться, что для него архитектура x86-64 не представляет интереса. Как и планировалось, сегодня AMD вступает на серверный сегмент рынка с процессорами линейки Opteron. Среди наших читателей наверняка найдутся те, кто интересуется новинками рынка серверных конфигураций и рабочих станций. В наши собственные планы не входило подробное освещение анонса Opteron, но более широкопрофильные онлайновые источники смогли уделить этому событию гораздо больше внимания.

В их числе оказался и сайт Tom's Hardware Guide, подробный и глубокий обзор новинки в сравнении с конкурирующим процессором Intel Xeon вы сможете найти на российском зеркале сайта. Сравнение проводилось в тридцати приложениях для серверов и рабочих станций, особое внимание было уделено тестированию в 64-разрядной среде Linux. Для сторонников принципа "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" имеется соответствующий видеоролик.

Одним словом, если вы подумывали о покупке рабочей станции на базе Opteron, то вам обязательно следует ознакомиться с обзором. Возможно, что у вас появятся основания передумать. А вот для эксплуатирующих серверы под управлением Linux вывод будет гораздо более приятным – читайте обзор :)...

Сейчас обсуждают