Платим блогерам

Новости 21 июля 2005 года

Р fin

Ray Adams в очередной раз обновил утилиту ATI Tray Tools, многофункциональное средство для управления видеокартами Radeon. В частности, с помощью этой программы можно изменять тонкие настройки, осуществлять разгон и тестирование, управлять игровыми и общими профилями, выполнять мониторинговые и диагностические функции.

В новую версию ATI Tray Tools 1.0.3.720 внесено довольно много изменений:

  • В игровые профили добавлена новая опция, позволяющая переопределять идентификатор видеокарты.
  • Добавлена настройка режимов работы SMARTGART (соответствующий сервис должен быть инсталлирован и активен).
  • Добавлены 5 горячих клавиш для ручного разгона видеочипа/памяти и сброса частот на значения по умолчанию.
  • Добавлены новые базы тонких настроек для режимов видеоакселерации и дисплеев.
  • В меню Standard Tweaks, Direct3D и OpenGL Tweaks добавлены кнопки восстановления значений по умолчанию ("Default").
  • Добавлена возможность запуска приложений при переходе системы в 3D-режим и выходе из него.
  • Добавлены ярлыки для регистрации и деинсталляции расширений оболочки Windows ("shell extentions").
  • Обновлена система Shared Memory, добавлена запись показаний счетчика FPS.
  • Улучшена поддержка командной строки, добавлены новые команды:
    • /LD3D [имя профиля] - загрузить профиль Direct3D (3D в режиме Control Center);
    • /LDGL [имя профиля] - загрузить профиль OpenGL;
    • /LDOV [имя профиля] - загрузить разгонный профиль (Overclocking);
    • /LDTV [имя профиля] - загрузить профиль Display/TV;
    • /LDGP /LOADGAME [имя профиля] - загрузить игровой профиль;
    • /RSTCLK - сбросить частоты на стандартные;
    • /EXIT - выйти из программы.
  • Обновлена система скриншотов, добавлена поддержка форматов JPG и PNG (в случае отсутствия активной игры скриншот всегда будет сохраняться в формате BMP).
  • Улучшена система прорисовки OSD в ситуациях, когда игра обновляла только часть экрана.
  • Обновлен редактор реестра.
  • Обновлен режим "No overclocking".
  • Исправлена ошибка с горячими клавишами (Hide/Show FPS/FlashOSD).
  • Исправлена ошибка в мониторинге температур и управления кулером видеокарт ASUS 9800XT.Исправлена ошибка с невозможностью доступа к настройкам TV в режиме расширенного рабочего стола.
  • Исправлен расчет цветов OSD для игр, использующих старую версию Direct3D (D3D 7/6/5).

Имеется также несколько отдельных замечаний к новым параметрам командной строки. Так, если необходимо загрузить разгонный профиль и выйти из Ati Tray Tools, можно сделать ярлык в системной папке автозагрузки и в командной строке указать atitray.exe /LDOV "My Stable OverProfile" /EXIT. Если программа уже загружена в память, параметр /EXIT не будет иметь эффекта. И обязательно требуется включать название профиля в двойные кавычки.

По режиму "No overclocking": если ваша карта не поддерживается ATI Tray Tools (к примеру, серия IGP) можно запретить разгон в настройках atitray.ini. При установке параметра opt_disable_ovr = 1 будут запрещены все модули, зависимые от разгона (например, модули Overclocking, Hardware monitoring, Auto 2d/3d Overclocking и т.д.) Зато все остальные возможности ATI Tray Tools будут доступны.

Скачать программу можно из нашего файлового архива:

Обсуждение с участием разработчика продолжается в этой ветке нашей конференции.

Европейские законы предъявляют к продаваемой в этом регионе продукции всё более жёсткие экологические требования. Автотранспорт принуждают оснащать каталитическими нейтрализаторами, призванными снизить токсичность выхлопа. Дизельные грузовики в итоге постепенно переходят на систему очистки выхлопа при помощи синтетической мочевины, которой присвоили достаточно симпатичное имя AdBlue. Авиалайнеры для трансъевропейских перевозок должны иметь турбины определённого уровня шумности, иначе воздушное пространство Европы для излишне шумных крылатых машин будет закрыто. Аккумуляторы и элементы питания избавляются от свинца и ртути.

Существуют свои ограничения по экологичности продукции и в компьютерной индустрии, причём не только в Европе. Например, компания Intel начала поставки компонентов без содержания свинца ещё в 2003 году, а в конце прошлого года перевела на "бессвинцовую" упаковку почти все свои процессоры и чипсеты. Экологической модернизации не подверглись лишь отдельные старые процессоры типа Pentium III, поставляемые до сих пор для нужд производителей встраиваемой техники.

Компания AMD тоже не хочет отставать от конкурента и от моды на экологичность продукции. Запрещающие продавать в Европе электронные компоненты с содержанием свинца правила вступают в действие 1 июля 2006 года, а AMD перевела свои процессоры и чипсеты на новую упаковку без содержания этого тяжёлого металла уже сейчас, то есть, на целый год раньше крайнего срока.

Непосредственно во время работы процессоры с содержанием свинца в упаковке не представляют угрозы для окружающей среды, однако их последующая утилизация сопровождается выделением некоторого количества свинца и других опасных материалов. К ним европейское законодательство относит ртуть, хром, шестивалентный хром, полибромистые бифенилы (PBB) и полибромистые дифенилэфиры (PBDE). Собственно, правила допускают содержание этих веществ в количестве от 0.01% до 0.1%, так что говорить о полном отказе от их использования не приходится.

Исключить содержание свинца в микропроцессорах было достаточно сложно, ведь при упаковке процессоров используются припой с содержанием свинца. Однако, переход на новое конструктивное исполнение типа BGA позволил многим электронным компонентам перейти на использование припоя, не содержащего свинца. Хотя AMD удалось перевести на технологию упаковки без использования свинца все свои процессоры, часть чипсетов компании будет поставляться в старых упаковках с содержанием свинца, так как их производством занимаются подрядчики. Тем не менее, к июлю 2006 года большинство производимой AMD продукции должно соответствовать требованиям европейского законодательства.

Если настольные процессоры AMD в следующем году перейдут на использование разъёма Socket M2, то серверные процессоры Opteron начнут использовать разъём Socket F. С настольными процессорами всё более или менее ясно: количество штырьков разъёма Socket M2 будет равно 940 штукам, они лишь будут расположены иначе, чем в случае с Socket 940 и Socket 939. Формальных отличий в функциональности новых процессоров будет не так много: другой контроллер памяти с поддержкой DDR2-667, поддержка технологий Presidio и Pacifica. Последние на количество контактов процессорного разъёма никак не влияют. Наличие второго ядра на конструктивное исполнение никак не повлияет - уже сейчас процессоры в исполнении Socket 939 существуют в двухъядерных модификациях.

Ситуация с Socket F несколько сложнее - число контактов разъёма равно 1207 штукам против прежних 940 штук. На этот счёт существует несколько предположений, среди которых фигурируют подготовка к поддержке четырёх ядер, памяти DDR-III и четырёхканального контроллера памяти, а также модулей FB-DIMM. Серверная платформа обладает гораздо большей инертностью в плане освоения новых стандартов и конструктивных исполнений, поэтому обеспечить небольшой запас по количеству контактов процессорного разъёма было бы уместно.

Ранее уже звучали сообщения о планах AMD и Intel встроить в процессорные ядра не только контроллер памяти, но и прочие контроллеры типа сетевого интерфейса или графического ядра. Эту гипотезу посчитал адекватной британский сайт The Inquirer, попытавшийся ещё раз объяснить появление в процессорном разъёме Socket F целых 1207 контактов. Коллеги считают, что процессоры этого типа обзаведутся встроенным контроллером PCI Express. Например, интегрированное графическое ядро серверному процессору вроде бы и не нужно, а вот контроллер шины PCI Express может пригодиться. Тем более, что всё больше устройств используют этот интерфейс для связи с центральным процессором и между собой. Если же интерфейс будет поддерживаться на уровне процессорного ядра, то задержки удастся свести к минимуму. Для многопроцессорных систем это очень важное достижение.

Компания Intel может предусмотреть подобный контроллер в своих процессорах примерно в 2007-2008 годах. Со временем многие функции чипсета будут делегированы процессору, в этом нет ничего удивительного. Высокая степень интеграции устройств позволяет снизить задержки и минимизировать появление конфликтов. С другой стороны, это провоцирует более частую смену конструктивных платформ, как мы могли убедиться на примере Socket 754 и Socket 939. Впрочем, мудрая предусмотрительная политика производителей процессоров может закладывать в них потенциал для дальнейшего расширения функциональности без существенных изменений в аппаратной инфраструктуре. Вот только сами производители в этом не очень заинтересованы: они предпочтут стимулировать покупку новых процессоров, нежели бесконечно тянуть к современному уровню функциональности устаревающую платформу.

Мы недавно приводили описание некоторых перспектив распространения видеокарт серии GeForce 6600 LE, когда изучали возможности программного включения пиксельных конвейеров на видеокартах этого класса. Предполагалось, что стоимость видеокарт не превысит $70-90, хотя многое будет зависеть от модификации. Мы могли убедиться, что производители видеокарт будут наделять GeForce 6600 LE всеми мыслимыми сочетаниями частот и типов памяти, так что цены будут варьироваться в зависимости от исполнения.

При этом в названии видеокарты оставался суффикс "LE", традиционно присваиваемый OEM-решениям. По крайней мере, свой путь на рынок такие видеокарты начинают именно с OEM-сегмента. Наши коллеги с сайта Tom's Hardware Guide со ссылкой на представителей nVidia сообщили, что приоритетным рынком для видеокарт серии GeForce 6600 LE станет именно OEM-сегмент, и число предложений в рознице не будет очень большим. Однако, многие интернет-магазины могут предлагать видеокарты GeForce 6600 LE в OEM-исполнении или белых коробках без опознавательных знаков. Так или иначе, эти видеокарты проложат себе дорогу на розничный рынок, раз уж многие retail-бренды взялись за разработку подобных решений.

Коллеги также сообщают, что стоимость SLI-системы на базе двух видеокарт GeForce 6600 LE может составить $800 - это уже явный признак ориентации данного графического решения на насыщение рынка "бюджетного SLI". Как не раз доказывали тесты, видеокарты начального уровня не так хорошо проявляют себя в связках SLI, особенно при обмене данных через интерфейс PCI Express x16 вместо традиционного SLI-моста. Зачастую выгоднее и эффективнее купить одиночную видеокарту более высокого уровня, однако идея поэтапного увеличения производительности графической подсистемы путём покупки видеокарт типа GeForce 6600 LE с некоторым интервалом может привлечь некоторых энтузиастов. Впрочем, такой подход даёт больше возможностей познакомиться с нюансами режима SLI, нежели позволяет реально увеличить производительность до удовлетворительного уровня. С недавних пор технология SLI позволяет также и улучшить качество изображения.

По странному стечению обстоятельств, о видеокарте по имени Radeon X800 GT мы узнали ровно год назад. Тогда предполагалось, что подобное решение на базе чипа R420 с 16 пиксельными конвейерами и частотами 425/900 МГц займёт промежуточную нишу между Radeon X800 Pro и Radeon X800 XT PE. В то время о поддержке интерфейса PCI Express x16 почти никто не задумывался, и видеокарты на базе чипа R423 появились в достаточных количествах лишь в конце года.

В декабре прошлого года был выпущен 0.11 мкм чип R430, который обладал достаточно низкой себестоимостью и высокой производительностью, что позволило видеокартам Radeon X800 XL и Radeon X800 быстро завоевать популярность. Весной этого года данные видеокарты обзавелись переходным мостом RIALTO, что сделало возможной работу с интерфейсом AGP 8x. Одно из главных качеств чипа R430 - это наличие 16 пиксельных конвейеров, которые производители видеокарт могут конфигурировать по своему усмотрению. Захотят, отключат четыре конвейера - получится Radeon X800. Добавим к такому чипу 128 Мб памяти типа DDR-I, и получится неплохая доступная видеокарта с рекомендуемой стоимостью $199. К сожалению, пока такая версия Radeon X800 распространения не получила, и на рынке доминирует Radeon X800 с 256 Мб памяти GDDR-3 или 128 Мб версия такой же платы с частично отсутствующими микросхемами памяти GDDR-3.

А что получится, если оставить чипу R430 только восемь пиксельных конвейеров? Очередной Radeon X800 SE? Теоретически - да, вот только ATI припасла для такой видеокарты другое название: Radeon X800 GT. По крайней мере, в этом уверены коллеги с британского сайта The Inquirer. Чип R430 является идеальным кандидатом на создание такого графического решения, ведь он обладает небольшой площадью ядра и производится по достаточно современному 0.11 мкм техпроцессу. Конечно, осенью выйдут более современные 0.09 мкм решения, но их стоимость будет поддерживаться на достаточно высоком уровне. Запасы R430 нужно сбывать с максимальной выгодой. Один из вариантов - отключить половину пиксельных конвейеров, понизить частоты, снабдить памятью DDR-I, и продавать по цене не более $199.

Очевидно, ATI именно так и собирается поступить. Видеокарты Radeon X800 GT будут работать на частотах 392/700 МГц, иметь восемь пиксельных конвейеров и 256-битную шину памяти. Будут выпускаться две версии: с 256 Мб памяти (скорее всего, типа GDDR-3) и с 128 Мб памяти (скорее всего, типа DDR-I). Интерфейс изначально будет только один - PCI Express x16, хотя со временем ATI или кто-то из её партнёров могут предложить и AGP-версию, использующую переходный мост RIALTO.

Самое главное преимущество Radeon X800 GT наряду с низкой ценой - возможность работы в режиме CrossFire. Собственно, чипом Compositing Engine такие видеокарты вряд ли обзаведутся, а вот в паре с Radeon X850 XT CrossFire Edition или Radeon X800 CrossFire Edition смогут работать запросто. При этом ведущая видеокарта вынуждена будет оставить активными только восемь пиксельных конвейеров, так что производительность заметно упадёт по сравнению с гипотетическим вариантом без "приведения к наименьшему общему знаменателю". К сожалению, пока такой вариант недоступен, хотя частоты видеокарт в такой неравной связке остаются индивидуальными.

Дизайн Radeon X800 GT позаимствует у Radeon X800, что совершенно естественно - видеокарты даже работают на одинаковых частотах, не говоря уже об использовании идентичных видеочипов с разным числом активных пиксельных конвейеров.

Кстати, именно возможность Radeon X800 GT работать в режиме CrossFire ставит под сомнение возможность выхода версии Radeon X700 с поддержкой CrossFire, которая обсуждалась в момент анонса данной технологии.

Будут ли пиксельные конвейеры Radeon X800 GT включаться тем или иным способом - нам только предстоит узнать.

Обрывочные сведения о видеокартах серии GeForce 7800 GT постепенно объединяются в более или менее чёткую картину. Мы знаем, что видеочип представляет собой G70 с отключенными четырьмя пиксельными конвейерами, то есть, с двадцатью рабочими. Частота чипа равна 400 МГц, анонс видеокарты намечен на 11 августа, ориентировочная стоимость - от $399 до $449. Не совсем определена только частота памяти, однако все источники сходятся в одном - плата GeForce 7800 GT будет использовать 256 Мб памяти типа GDDR-3 со временем выборки 2.0 нс. Теоретически, некоторые производители могли бы устанавливать и более быструю 1.6 нс память, но nVidia берёт производство GeForce 7800 GT под свой контроль, а потому все видеокарты этой серии первое время будут основаны на идентичном дизайне. Кстати, дизайн печатной платы должен отличаться от дизайна GeForce 7800 GTX, что исключит возможность простых трансформаций путём прошивки BIOS от старшей видеокарты.

Наши коллеги с сайта The Inquirer вчера поздно вечером не только подтвердили дату анонса GeForce 7800 GT (11 августа), но и уточнили технические характеристики этого графического решения. Чип действительно будет иметь 20 пиксельных конвейеров и работать на частоте 400 МГц. Появляются и упоминания о частоте памяти - 1000 МГц DDR. Честно говоря, для 2.0 нс микросхем это оптимальная частота, ибо покорение рубежа в 1100 МГц DDR гарантировать сложнее. Тем не менее, хорошая 2.0 нс память GDDR-3 способна разгоняться до частот 1200 МГц DDR и выше, так что оверклокерам будет над чем поработать с GeForce 7800 GT.

Подтверждается и факт доступности видеокарт GeForce 7800 GT в продаже на момент анонса. Похоже, nVidia взяла это правило за хорошую традицию. У этой тенденции есть только одна негативная сторона: все продаваемые видеокарты будут идентичны по характеристикам и дизайну, и внести разнообразие производители смогут только за счёт комплектации. Хотя рекомендованная цена GeForce 7800 GT ляжет примерно в диапазон от $449 до $499, динамика снижения розничных цен на GeForce 7800 GTX подсказывает, что достаточно скоро GeForce 7800 GT можно будет купить за сумму порядка $399.

Поскольку nVidia не собирается выпускать AGP-версию GeForce 7800 GTX, то и в отношении GeForce 7800 GT компания собирается придерживаться аналогичной тактики. Тем более, что на рынке ещё будут присутствовать AGP-версии GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 GT, поэтому создавать конкуренцию внутри собственного ассортимента nVidia не планирует. По имеющимся сведениям, nVidia не будет выпускать видеокарту GeForce 7800 до тех пор, пока не будут распроданы все запасы видеокарт предшествующего поколения GeForce 6800. Поколебать позицию nVidia по этому вопросу могут только новинки от ATI, которые появятся в течение осени.

В ходе первых тестов видеокарт GeForce 7800 GTX и последующих экспериментов по разгону этих графических решений в связке SLI мы не раз отмечали, что современные центральные процессоры сильно ограничивают возможности масштабирования производительности такой системы. Многие игры после определённого рубежа, выражаемого в кадрах в секунду, уже не реагируют на повышение частот видеокарты, либо отзываются на него крайне вяло.

Чтобы хоть как-то использовать весь потенциал производительности видеокарт типа GeForce 7800 GTX, нужно было углубляться в "тяжёлые" графические режимы, интенсивно использующие полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию. Предельные режимы подобного типа на высоких разрешениях способны так нагрузить связку из двух GeForce 7800 GTX, что эйфория от обладания сверхпроизводительными графическими решениями быстро пропадёт.

Нужно также учитывать, что ATI в рамках технологии CrossFire предложила режим Super AA, позволяющий улучшить не количественные, а качественные показатели работы графической подсистемы. К чести nVidia, одновременно с выходом драйверов версии ForceWare 77.76 появился режим SLI AA, позволяющий использовать две видеокарты для совместной обработки изображения по алгоритмам SLI 8x и SLI 16x.

Соответствующие режимы получаются путём обработки двумя видеокартами одного фрагмента изображения, но с разным смещением. Результирующее изображение складывается из двух "смещённых" образцов, и позволяет перейти от формулы "4xFSAA + 4xFSAA" к формуле "8x SLI FSAA", которая визуально улучшает качество картинки. Кстати, nVidia подчёркивает, что данная технология позволяет улучшить картинку сцен, на которых отображаются разного рода сетчатые конструкции вроде мачт связи или сетки рабица - последняя активно используется ATI в качестве средства демонстрации эффективности своих разработок.

Как и было обещано, новая версия драйверов обеспечила поддержку видеокарт GeForce 6600 LE, которые готовятся к анонсу в начале августа. Теперь для них тоже поддерживается режим SLI, в том числе и без соединительного моста. Следует заметить, что использование относительно слабых видеокарт типа GeForce 6600 LE для реализации "SLI-сглаживания" не принесёт должного эффекта, так как в некоторых режимах эта технология потребляет много ресурсов - производительность падает до 40-50%, хотя качество картинки и улучшается. И это при использовании двух видеокарт GeForce 7800 GTX - переход на пару GeForce 6600 LE и отказ от SLI-моста вызовет ещё больший провал в производительности.

Что характерно, в текущей версии драйверов ForceWare доступ к режиму SLI AA нужно включать вручную путём правки реестра через так называемый ключ "Coolbits". В разделе HKEY_Local_Machine\Software\Nvidia Corporation\Global\NVTweak нужно создать параметр "CoolBits" типа DWORD, а потом присвоить ему значение "8". Соответствующие значения вводятся без кавычек. В будущих версиях драйверов функция SLI AA будет активна по умолчанию. Пока поддерживаются только видеокарты от GeForce 6600 и выше, включая семейство GeForce 7xxx.

Производительность режима SLI AA может быть улучшена в новых версиях драйверов, эффективность этой технологии в сравнении с Super AA от ATI пока сложно оценить. Кстати, у последней есть важный плюс - использование чипа Compositing Engine, который согласует работу видеокарт на аппаратном уровне. В случае с технологией nVidia многое зависит от эффективности драйверов.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают