Платим блогерам

Новости 17 ноября 2004 года

С техническими характеристиками видеокарт на базе нового 0.11 мкм чипа R430 от ATI мы уже познакомились. Появились и некоторые сведения о сроках доступности этих видеокарт, не внушающие особого оптимизма. Между тем, имя видеокарт на основе R430 скрывалось под пеленой тайны, хотя об R480 можно было с высокой степенью уверенности утверждать, что видеокарты на его основе получат обозначения вида "Radeon X850". Справедливое, надо сказать, обозначение - от решений семейства Radeon X800 чип R480 ушел недалеко, лишь увеличив на 20 МГц частоту.

Сегодня у нас появилась возможность рассказать о настоящем имени R430. Как нам стало известно, видеокарты на основе этого чипа унаследуют систему обозначений типа "Radeon X800". Точнее говоря, в линейке видеокарт с поддержкой PCI Express x16 появятся три новые модели:

  • Radeon X800 XL ($349) -> 400/800 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X800 Pro ($299) -> 400/800 МГц, 12 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X800 SE ($249) -> ?/? МГц, 8 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 128/256 Мб памяти типа GDDR-3 или DDR-2.

Разумеется, что здравомыслящий читатель может возразить: а куда же денется Radeon X800 Pro на базе чипа R420? Что ж, R430 изначально задумывался в качестве более дешевой и технологичной альтернативы Radeon X800 Pro, и принципиальная разница между ними заключается не только в частотных характеристиках, но и в типе поддерживаемого интерфейса. Следует напомнить вам, что официально модификация Radeon X800 Pro с интерфейсом PCI Express x16 не выпускается, и на сайте ATI можно найти упоминание только о видеокартах Radeon X800 XT PE PCI-E и Radeon X800 XT PCI-E:

При этом умалчивается тот факт, что некоторые производители выпускают не только AGP-версию Radeon X800 XT (не-Platinum), но и Radeon X800 SE с интерфейсом PCI Express x16. Последний, впрочем, можно найти только в составе готовых систем производства Dell, так что к розничному рынку он отношения не имеет.

Формально у ATI в ассортименте не было видеокарты Radeon X800 Pro с интерфейсом PCI Express x16. Теперь она появилась, обзаведясь не только более привлекательной ценой, но и попутно снизив частоты до 400/800 МГц.

Как сложится судьба AGP-версии Radeon X800 Pro после анонса R430, мы предсказывать не беремся. С одной стороны, ATI нуждается в AGP-решениях этой категории, а обещанный переходный мост RAILTO украсит видеоплаты на базе новых чипов лишь в следующем году. Кроме того, Radeon X800 Pro на базе R420 производится в достаточных количествах, в отличие от своего собрата по имени Radeon X800 XT PE. Если провести аналогию с Radeon 9800 Pro и Radeon X700 XT, то у каждого из них есть своя ниша, и они могут существовать параллельно за счет разных интерфейсов. Утверждается, что техпроцесс производства 0.15 мкм чипов R350 превосходно отлажен, и выпускать их ATI может в приличных количествах.

Стимулировать переход на PCI Express x16 компания ATI может и не самыми популярными мерами. Например, отказываясь от выпуска устаревших AGP-решений или переходных вариантов на базе новых видеочипов. Пока R430 останется лишь чипом с поддержкой PCI Express x16, о перспективах его "скрещивания" с RIALTO ничего не сообщается.

С другой стороны, когда 0.11 мкм техпроцесс станет достаточно зрелым, а спрос на AGP-видеокарты среднего ценового уровня будет оставаться высоким, ATI может выпустить видеокарты класса R430 с переходным мостом, обеспечивающим поддержку AGP 8x. Это случится только в тот момент, когда делать такие платы станет выгоднее, чем выпускать старые Radeon X800 Pro на базе чипа R420 с врожденной поддержкой AGP 8x.

Здесь есть еще один нюанс: если объемы производства R420 в модификации для Radeon X800 Pro остаются нормальными, то запуск R430 может сопровождаться определенными проблемами. Наши немецкие коллеги уже предположили, что готовые видеокарты начнут поставляться к концу января, и у нас есть некоторые дополнения к этим прогнозам.

Фактически, ATI начнет отгрузку чипов версии "R430 Pro" уже через неделю, а к 1 декабря наладит поставки старшей версии "R430 XL" с 16 пиксельными конвейерами. Производители видеокарт смогут создать из этих чипов видеокарты примерно к середине декабря. Ситуация с дефицитом Radeon X700 XT может повториться, и начало поставок видеокарт класса R430 отложится на неопределенный срок.

Ситуация с доступностью чипов R480 внушает чуть больше оптимизма. Проверенный 0.13 мкм техпроцесс позволит ATI начать поставки видеокарт уже после 1 декабря. Называться они действительно будут "Radeon X850". Судьба решений на базе R423 пока не решена - возможно, они будут сняты с производства. Собственно говоря, их и сейчас сложно найти в продаже. Именно проблемы с уровнем выхода годных чипов заставили ATI перейти от R423 к R480 практически без изменений в частотных характеристиках. Зато младшая версия по имени Radeon X850 Pro имеет частоту чипа 520 МГц - чипу R423 это даже и не снилось. Частоты заметно не повысили, но отладили техпроцесс.

Таким образом, продуктовая линейка ATI в сегменте решений с интерфейсом PCI Express x16 после 1 декабря будет выглядеть следующим образом:

  • Radeon X850 XT PE ($499) -> 540/1180 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X850 XT ($449) -> 520/1080 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X850 Pro ($399) -> 520/1080 МГц, 12 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X800 XL ($349) -> 400/800 МГц, 16 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X800 Pro ($299) -> 400/800 МГц, 12 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3;
  • Radeon X800 SE ($249) -> ?/? МГц, 8 пиксельных конвейеров, 256-битная шина, 256 Мб памяти типа GDDR-3 (?).

Заметим, что все видеокарты вооружены 256 Мб памяти типа GDDR-3 и 256-битной шиной памяти, а это даже по нынешним меркам является признаком принадлежности к сегменту mainstream и high-end. Ниже планки "$249" будут хозяйничать "Radeon X700 XT и товарищи", которые наделяются лишь 128-битной шиной. Интересно, что решения на базе R480 и R430 очень плотно перекрывают ценовые сегменты, с шагом в $50 - ранее этого не наблюдалось. Надеемся, что покупатель от такого многообразия только выиграет :).

Известные нам Radeon X800 XT и Radeon X800 XT PE могут сохраниться в сегменте решений с интерфейсом AGP 8x, их цена в таком случае останется неизменной. К этому же семейству могут примкнуть Radeon X800 Pro и Radeon X800 SE на базе чипа R420. Как мы уже отмечали, последний попал в розницу по недоразумению - ATI планировала поставлять такие видеокарты только на OEM-рынок.

Р fin

Игорь Павлов только что сообщил о выпуске новой бета-версии своего архиватора 7-Zip. Этот продукт является очень популярным, во-первых, потому что обладает собственным форматом сжатия с очень высокой эффективностью, превосходя по этому показателю другие архиваторы (правда, за компактность архивов приходится расплачиваться большим временем работы). Во-вторых, он является совершенно бесплатным, что, при стоимости достаточно качественных конкурентов в 20-40$ является весьма ценным качеством .

Напомню, что в данный момент Игорь Павлов работает над четвертой версией 7-Zip, которая приносит в программу долгожданные новые функции, например, создание многотомных архивов, возможность работы с заблокированными файлами, указание абсолютных путей в командной строке. В новейший же выпуск 7-Zip 4.11 Beta были внесены такие изменения:

  • Теперь программа отображает названия текущих файлов во время сжатия/распаковки.
  • Добавлена поддержка расширения Zip64, что позволяет добавлять в ZIP-архивы файлы объемом более 4 ГБ.
  • Исправлены некоторые ошибки.

Хотя архиватор и является бесплатным, вы можете стать зарегистрированным пользователем и поддержать разработчика, "подарив" ему сумму от 20$ или выше, что также даст вам право на техническую поддержку по электронной почте. Скачать же новейшую версию можно, как всегда, из нашего файлового архива:

  • 7-zip 4.11 Beta (1,0 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP).
Из знакомства с представлениями о дальнейшей стратегии развития платформы Intel, выдвинутыми нашими коллегами, мы знаем, что использование модулей памяти FB-DIMM настольными системами отодвигается минимум до 2007 года, а в 2006 году поддержку FB-DIMM смогут предложить только серверные чипсеты Blackford и Greencreek.

Наши японские коллеги с сайта PC Watch уже второй день подряд пытаются узнать у высокопоставленных сотрудников Intel перспективы эволюции интерфейсов памяти и системной шины. Мы попробуем обобщить все высказанные японцами прогнозы, не претендуя на роль пророков - все еще может измениться.

Достоверно ясно лишь одно: в будущем Intel планирует перевести на последовательный вариант все интерфейсы, используемые в системе. Примерами последовательных интерфейсов современности могут служить Serial ATA и PCI Express x16. Модули памяти FB-DIMM тоже предусматривают использование последовательного интерфейса, но только на участке "северный мост - модуль памяти". Внутри модуля FB-DIMM происходит обратное преобразование в параллельный интерфейс, которым чип-коммутатор и связывается с микросхемами памяти.

Системная шина тоже должна перейти от параллельного варианта к последовательному в обозримом будущем. Это позволит не только увеличить эффективную полосу пропускания для работы с многоядерными процессорами, но и позволит лучше "сопрягать" процессор с последовательным интерфейсом памяти.

Кроме того, потенциал наращивания тактовой частоты современной параллельной системной шины ограничен. Если рубеж 1066 МГц еще удастся преодолеть, то о дальнейших шагах по наращиванию частоты системной шины Intel говорит с осторожностью. Возможно, все ограничится частотой 1200-1333 МГц. Даже на этой частоте придется существенно усложнить дизайн чипсета и материнских плат, что экономически не совсем оправдано.

Возможно, осознание подобных проблем заставило Intel воздержаться от перевода на 1066 МГц шину процессоров Prescott в этом году. Скорее всего, до конца 2005 года лишь два процессора семейства Pentium 4 XE будут поддерживать 1066 МГц шину, а процессоры потребительского уровня освоят этот рубеж от силы в конце 2005 года или в начале следующего.

Проблема усугубляется тем, что память к тому времени успеет уйти в своих возможностях несколько дальше - двухканальная DDR2-800 обеспечит пропускную способность 12.8 Гб/с, а 1333 МГц шина потребует лишь 10.6 Гб/с. Поднять частоту системной шины безболезненно удастся только после перехода на последовательный интерфейс.

В общем виде концепцию перехода на последовательные интерфейсы наши японские коллеги представляют следующим образом:

От полностью параллельных интерфейсов через некоторое время Intel перейдет к сочетанию параллельной системной шины и модулей FB-DIMM (второй блок слева). Преобразование в последовательный интерфейс из параллельного будет осуществляться в чипе северного моста. Специальный чип AMB на модуле памяти будет обратно преобразовывать последовательный интерфейс в параллельный, понятный чипам памяти. Как видите, дважды происходит преобразование интерфейсов.

Следующий шаг - это переход к сочетанию последовательной системной шины и модулей FB-DIMM. На участке "процессор - северный мост" уже будет использоваться последовательный интерфейс, а транслятор интерфейса будет встраиваться непосредственно в процессор. Чипсет же будет работать исключительно с последовательным интерфейсом.

Вершиной эволюции станет сочетание последовательной системной шины и последовательной памяти. Модули памяти Serial DIMM будут обладать встроенным транслятором интерфейса, подобно центральным процессорам.

Еще раз подчеркнем, что переход на последовательную системную шину позволит устранить те узкие места, которые сейчас имеются в многопроцессорных системах Intel. Например, нагрузка на разделяемую системную шину так велика, что ее частоту приходится снижать. Системы на базе Opteron с последовательной шиной HyperTransport в этом плане обеспечивают гораздо более эффективное масштабирование производительности.

Поскольку все процессоры в будущем будут содержать несколько ядер, приход последовательных шин и интерфейсов существенно повысит эффективность работы системы. Архитектура контроллеров памяти и чипсетов при этом тоже усложнится, но через несколько лет они будут выпускаться по более прогрессивным техпроцессам, что позволит разместить нужные функциональные блоки на кристалле достаточно компактных размеров.

Предполагается, что через два-три года переход на последовательные интерфейсы в серверном сегменте завершится, и все нововведения начнут постепенно переходить в настольные системы. В любом случае, это лишь прогноз, и на практике все может выглядеть несколько иначе.

Моду на пассивное охлаждение производительных видеокарт привила компания Sapphire, выпустившая в свое время семейство решений Ultimate, использовавших массивные радиаторы с тепловыми трубками. Идея себя оправдывала - приличных размеров радиатор не только успешно заменял собой эталонную систему охлаждения, но и позволял успешно разгонять новейшие видеокарты. При разгоне самых мощных решений все же приходилось использовать дополнительные вентиляторы, но тихоходный большой вентилятор обычно не вносил существенных изменений в шумовой фон.

Серию Radeon X700 XT наделить пассивным охлаждением решила компания TUL, выпустившая видеокарту PowerColor SCS X700 XT:

Аббревиатура SCS в данном случае расшифровывается как Silent Cooling System, то есть "система бесшумного охлаждения". Компоновка пассивного радиатора имеет классический вид - две алюминиевые части соединяются двумя медными тепловыми трубками диаметром 5 мм с позолоченной поверхностью. Производитель утверждает, что площадь поверхности охлаждения радиатора на 50-70% больше, чем у стандартного решения.

Чипы памяти, как принято в таких случаях, не охватываются радиаторами. Самое интересное, что частота памяти этой видеокарты немного занижена - 950 МГц DDR против 1050 МГц DDR у эталонной версии. Чип работает на стандартной частоте 475 МГц. Очевидно, эталонный кулер немного лучше способствует охлаждению чипов памяти, и после удаления вентилятора TUL предпочитает перестраховаться, и снизить частоту памяти до 950 МГц DDR.

От своих аналогов видеокарта отличается объемом памяти (256 Мб), а также наличием функциональности VIVO и двух выходов DVI. Между прочим, TUL не рискует оставлять пользователей без активного охлаждения и средств контроля - в комплекте поставки предусмотрена диагностическая панель и вспомогательный вентилятор.

По сути, решение не совсем бесшумное :). Обнаружить эту модификацию видеокарты можно по маркировке вида R41A-TVD3D.

Р Xaser
На официальном сайте компании Raxco появилась обновленная версия одного из лучших дефрагментаторов – Raxco PerfectDisk 7.0. Предыдущие версии отличались низкими системными требованиями и наличием фирменной технологии PerfectDisk's SmartPlacement, позволяющей более эффективно использовать свободное место и размещающей файлы согласно частоте их использования.

Посмотрим, что новенького добавилось в новой версии:

  • Увеличена производительность (по словам разработчиков более чем на 20 %).
  • Уменьшено использование ресурсов (на 20 % по сравнению с 6 версией).
  • Новый красивый интерфейс в XP стиле.
  • Добавлена поддержка "точек" (points) – дисков, которым не присвоен символ.
  • Тесная интеграция с групповой политикой Active Directory.
  • Эта версия сертифицирована для Windows 2000 и Windows Server 2003.

Также на сайте мне попался любопытный документ – тест PerfectDisc v7.0 vs Diskeeper 9.0, из которого следует, что Diskeeper после 1 прохода дефрагментирования только ухудшил работу диска, а после 3 проходов состояние диска стало хуже, чем после первого. PerfectDisc при этом показал отличные результаты, хоть первый проход и занял у него времени в 2 раза больше, чем у Disкeeper'а.

Понятно, конечно, что все это реклама, но все же советую всем хотя бы один раз попробовать воспользоваться этим дефрагментатором, особенно если до этого вы пользовались встроенным в Windows. Только если вам он понравится, не забудьте через 30 дней купить лицензию за 44.95$.

Скачать программу можно с сайта разработчика заполнив анкету, объём дистрибутива 3.3 МБ.


Поделитесь своим мнением об этой новости в конференции.

Похоже, что видеокарты семейства GeForce 6600 обладают настолько заманчивым разгонным потенциалом, что выпуском "заряженных" версий начинают заниматься компании, в прежние времена подобными делами не промышлявшие.

Компания Nvidia при этом утверждает, что GeForce 6600 GT остается лучшим предложением для любителей игры Doom III в этом ценовом сегменте, так что многие производители предлагают видеокарты данного семейства в комплекте с полной версией Doom III.

Как выясняется, компания Asus объединяет эти две идеи, подкрепляя их своей традиционной страстью к выпуску "предрождественских специальных предложений". Если в прошлом году она выпустила Radeon 9800 XT в чемоданчике, то в этом предлагает пяти тысячам счастливчиков обзавестись видеокартами EN6600GT DOOM3 Limited Edition:

Чтобы как-то оправдать претензию на эксклюзивность, компания подняла номинальные частоты до 550/1100 МГц и использовала быструю 1.6 нс память GDDR-3 производства Samsung. Точнее говоря, частота чипа равна 550 МГц по умолчанию, а память придется разгонять с частоты 1000 МГц DDR вручную. Asus утверждает, что во всем виноваты драйверы Nvidia, и идея заключалась в изначальной работе платы на частотах 550/1100 МГц.

Естественно, в комплекте поставки прилагается игра Doom III. Для страдающих хронической непереносимостью этой игры предлагается модификация видеокарты по имени Asus EN6600GT TOP Limited Edition. Она отличается только комплектацией - вместо Doom III предлагается Joint Operation. Частоты идентичны, используется 1.6 нс память. Тираж не превысит 5000 экземпляров, причем значительная его часть будет продаваться на территории Европы и США.

Обе "заряженных" версии будут продаваться по цене порядка $270. "Простым смертным" предлагается безо всяких ограничений стандартный вариант по имени Asus EN6600GT/TD/128M по цене $239. Скорее всего, по мере снижения цен на память типа GDDR-3 все большее число производителей будет комплектовать видеокарты класса GeForce 6600 GT именно 1.6 нс памятью, не взимая при этом доплаты с покупателей.

Нельзя сказать, что винчестеры объемом 400 Гб являются новинкой, но их качественное содержание постепенно улучшается. Если весной этого года жесткий диск Hitachi Deskstar 7K400 был получен объединением 5 пластин емкостью по 100 Гб, то анонсированный вчера жесткий диск Seagate Barracuda 7200.8 уже предлагает аналогичную емкость при использовании только трех 133 Гб пластин. Собственно говоря, само семейство 7200.8 отличается от популярной серии 7200.7 именно более плотными пластинами, а также уменьшенным с 8.5 до 8.0 мс средним временем поиска.

Краткий перечень маркировок винчестеров, входящих в состав семейства Barracuda 7200.8, мы приводим в следующей таблице:

Красным цветом выделены модели с интерфейсом Serial ATA, поддерживающие NCQ. Как утверждает Seagate, все винчестеры семейства обладают врожденной поддержкой Serial ATA, а не довольствуются использованием разного рода переходных мостов, "прикрученных" к старой IDE-электронике.

Винчестеры выпускаются в емкостях от 200 до 400 Гб, имеют буфер емкостью 8 или 16 Мб, скорость вращения шпинделя составляет 7200 об/мин. Гидродинамические подшипники SoftSonic обеспечивают предельно низкий уровень шума - до 2.8 Б в режиме "холостого хода". Как видите, каждой емкости соответствуют две модели (кроме 200 Гб варианта, который имеет двойника в семействе 7200.7), оснащенные интерфейсом Serial ATA-150 и Parallel ATA-100 соответственно.

Seagate уверяет, что производительность новой 400 Гб модели (ST3400832AS) находится на уровне некоторых "десятитысячников", а удельная стоимость гигабайта и общая емкость гораздо привлекательнее. Разумеется, здесь делается намек на ограниченную вместительность и высокую стоимость винчестеров WD серии Raptor.

Меньшее число пластин должно благоприятно сказаться на температурном режиме винчестера, а также на надежности и долговечности. Все винчестеры этой серии снабжаются пятилетней гарантией Seagate, так что потери вложенных в накопители средств клиенты бояться не должны.

В продажу винчестеры Barracuda 7200.8 емкостью 400 Гб поступят в самое ближайшее время. Отметим, что Seagate очень четко следует намеченным планам - выпустить 400 Гб винчестеры она обещала в этом году, и свои обещания сдерживает.

Выхода AGP-версии GeForce 6600 GT ждали многие любители игр и оверклокеры. Первые рассчитывали получить в лице этой видеокарты доступ к приемлемым скоростям в новейших играх типа Doom III по привлекательной цене. Вторые надеялись испытать новый 0.11 мкм чип NV43 "на прочность". В умеренно консервативном сегменте DIY ("сделай сам") большинство систем оснащено разъемом AGP 8x, и новая видеокарта способна вдохнуть новую жизнь даже в относительно старую систему.

На днях мы узнали, что AGP-вариант GeForce 6600 GT будет работать на частотах 500/900 МГц, и это обстоятельство немного огорчило - память этого варианта видеокарты оказалась медленнее, чем у модификации с интерфейсом PCI Express x16.

Действительно, теперь мы можем подтвердить, что официально рекомендованные для AGP-варианта GeForce 6600 GT частоты равняются 500 МГц для чипа и 900 МГц DDR для памяти соответственно. Мотивы снижения частоты памяти действительно носят экономический характер: считается, что за счет более медленной памяти удастся компенсировать ту прибавку в стоимости, которую дает переходный мост HSI. Занятно, что при этом все эталонные видеокарты оснащаются 2.0 нс памятью GDDR-3, которая успешно разгоняется до частот свыше 1000 МГц DDR.

Между тем, конечные производители могут использовать как менее быструю память (скажем, со временем выборки 2.2 нс), так и более быструю. К последним помимо XFX мы можем добавить и Gainward, которая уже анонсировала семейство видеокарт PowerPack! Ultra/1960 XP Golden Sample, старшим в которой является вариант GeForce 6600 GT с 1.6 нс памятью.

От эталонного дизайна никто из производителей отступать пока не решился. Заметим, что цены на "заряженные" версии GeForce 6600 GT производства Gainward традиционно далеки от возможностей большинства рачительных пользователей: за версию "GLH" придется отдать не менее 349 евро!

Формально же рекомендованная цена на обычные видеокарты GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x не превышает $199, однако в рознице они предлагаются с $30 наценкой. Когда пропадет эффект новизны, цены должны выровняться.

Список начавших поставки подобных видеокарт производителей получился достаточно длинным: Albatron, Anextek, AOpen, ASUSTek, BFG Technologies, Biostar, Chaintech, ELSA Japan, eVGA.com, Gainward, Gigabyte, Galaxy, InnoVISION, Jaton, Leadtek, MSI, PNY Technologies, Palit, Prolink, Point of View, Sparkle, Sigmacomm, Triple D, Ennyah Technologies, Espco, Geminan и XFX. Можно не сомневаться, что выпуском столь популярного решения займутся и многие другие производители.

Важно, что вчерашний анонс не является "бумажным" - видеокарты GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x уже можно купить, причем они встречаются даже на территории России. Ориентировочная цена - свыше $230.

Кстати, AGP-версия GeForce 6600 тоже будет предложена в скором времени. Интересно, что она будет работать на частотах 300/600 МГц, то есть память будет работать на более высокой частоте - варианты с интерфейсом PCI Express x16 работали на частотах 300/500 МГц или 300/550 МГц. Очевидно, снизить цену AGP-версии GeForce 6600 до равного с предшественницей уровня не удалось, поэтому "тормозить" память не имело смысла. По этой причине видеокарты данного класса могут стоить чуть дороже и комплектоваться 3.3 нс памятью. Впрочем, для GeForce 6600 частота памяти никак не регламентируется, и производители сами могут ее устанавливать. Известны случаи выпуска видеокарт GeForce 6600 с частотами 300/400 МГц.

Сегодня мы хотели бы поговорить об эксплуатационных характеристиках первых видеокарт, и составить начальную статистику разгона. Прежде всего, следует дать оценку влиянию переходного моста HSI на производительность системы. Поскольку сопоставление уровней производительности PCI-E модификации и AGP-модификации производится на разных платформах, корректным его назвать нельзя. Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что чуть более медленная память и вносящий свои задержки переходный мост дают снижение производительности до 5%. В "тяжелых" графических режимах оно может достигать 10-15%. К слову, разгон памяти до 1000 МГц DDR во многих случаях выравнивает производительность двух модификаций, так что волноваться по поводу "вредного влияния HSI" нет необходимости.

Владельцам маломощных систем следует насторожиться: Nvidia рекомендует использовать с GeForce 6600 GT блок питания мощностью не менее 300 Вт. Как уже много раз подчеркивалось, здесь важнее не собственно мощность, а качество питания по линии +12 В, которую все видеокарты семейства NV4x основательно нагружают. В качестве дополнительного разъема питания используется обычный 4-штырьковый Molex.

На участке между чипом NV43 и переходным мостом HSI обмен данными происходит на скорости 8 Гб/с, что могло бы соответствовать интерфейсу AGP 16x. Утверждается, что такой подход позволяет снизить влияние переходного моста на производительность, так как до AGP 8x интерфейс "сужается" только на выходе видеокарты.

Теперь можно перейти и к результатам разгона, поскольку подробно комментировать уровень производительности в номинальном режиме мы не считаем нужным. GeForce 6600 GT действительно можно признать лучшим решением с поддержкой AGP 8x по соотношению "цена/производительность". Характерно, что новинка в полной мере проявляет себя в современных играх, в то время как в старых может выглядеть менее эффектно. Потенциальным конкурентом этой видеоплаты является Radeon 9800 Pro, но он не может обеспечить сопоставимой производительности, и стоит больше. Radeon X700 XT пока не перешел на AGP 8x, да и в магазинах его нет. Из "своих" с GeForce 6600 GT могла бы тягаться GeForce FX 5900 XT, но она не только снимается с производства, но и не обеспечивает адекватного быстродействия.

Итак, рассмотрим статистику разгона, полученную путем обобщения результатов экспериментов, проведенных первыми обозревателями. Следует отметить, что разгон в подавляющем числе случаев осуществлялся средствами драйверов ForceWare, поэтому предельными эти результаты назвать нельзя. Кроме того, эталонные видеокарты могут не отражать способностей серийных решений. Одна из потенциальных опасностей здесь - использование более медленной 2.2 нс памяти, как мы уже говорили.

Напомним, что номинальные частоты GeForce 6600 GT в AGP-исполнении равны 500/900 МГц для трехмерного режима, в двумерном плата работает на частотах 300/900 МГц.

  • Beyond3D -> 563/1016 МГц;
  • Firing Squad -> 560/1020 МГц;
  • Gamer's Depot -> 548/1120 МГц;
  • Hartware.net -> 581/1060 МГц;
  • Hexus -> 600/1200 МГц;
  • Hot Hardware -> 548/1040 МГц;
  • Hard OCP -> 550/1150 МГц.

Из всех результатов наиболее впечатляет достижение сотрудников британского сайта Hexus - они разогнали видеокарту до частот 600/1200 МГц. Отметим, что GeForce 6600 GT хорошо масштабирует производительность с ростом частот, так что разгон оправдывает себя во многих случаях. Как он отразится на расположенном рядом чипе переходного моста HSI - покажет время.

Другими словами, видеокарта получилась многообещающей во многих отношениях, и конечным потребителям остается лишь убедиться в ее достоинствах на практике. Ждать появления GeForce 6600 GT с интерфейсом AGP 8x в продаже осталось совсем чуть-чуть, так как поставки уже начались.

Сейчас обсуждают