Платим блогерам

Новости 17 октября 2003 года

Несмотря на наши предположения, согласно которым официальный анонс графических решений Nvidia на базе чипов NV38 и NV36 должен был состояться 20 октября, реальной датой анонса может стать 22-23 октября.

Дело в том, что уже давно намекающая на пристрастие к видеочипам Nvidia компания Gigabyte сегодня все-таки отважилась упомянуть о том, что официально соответствующие решения будут обнародованы в ближайшую среду, 22 октября. Известно, что разница во времени, обуславливаемая разделением на часовые пояса (и просто астрономическими факторами :)), обычно делает анонс более растянутым, и в некоторых регионах он состоится именно в четверг, 23 октября.

Так или иначе, некоторые оригинальные решения Gigabyte на чипах Nvidia мы уже видели. Теперь лагерь сторонников ATI и Nvidia будет выглядеть достаточно пестро, учитывая планы некоторых производителей наладить одновременный выпуск видеокарт на чипах XGI Volari:

  • Asus -> ATI, Nvidia, XGI;
  • ECS -> ATI, XGI;
  • MSI -> Nvidia, XGI (в исключительных "ОЕМ-случаях" решения на чипах ATI тоже выпускаются);
  • Gigabyte -> ATI, Nvidia, XGI;
  • Creative -> ATI, Nvidia;
  • CP Technology (PowerColor) -> ATI, XGI.

Перечень далеко не полный, и список "всеядных" производителей видеокарт наверняка расширится. Приятно, что покупателю предоставляется право выбора, вот только распорядиться им он не всегда может грамотно :).

Поскольку ATI фактически выполнила поставленные перед аудиторией поклонников обязательства начать поставку Radeon 9800 XT в течение месяца после анонса, дело остается за Nvidia. Скорее всего, медлить компания не станет, и отгрузки видеоплат начнутся в первой половине ноября. GeForce FX 5700 Ultra остается гораздо более неоднозначным продуктом, чем GeForce FX 5950 Ultra, представляющий собой чуть разогнанный вариант GeForce FX 5900 Ultra. Будем надеяться, что в массовом сегменте рынка, для которого предназначен GeForce FX 5700 Ultra, конкуренция с Radeon 9600 XT развернется самым острым образом, что приведет к снижению цен и богатству ассортимента.

Сегодняшние ободряющие всех сторонников продукции Intel новости о реальном уровне тепловыделения Prescott не являются единственным "лучом света в темном царстве" приписываемых переходу на 0.09 мкм техпроцесс проблем.

Как сообщают нам достоверные источники, предельной частотой для Prescott станет рубеж в 4.5 ГГц. Большинство аналитиков в последнее время сходилось во мнении, что в современной своей ревизии Prescott преодолеть 4 ГГц не сможет. Судя по всему, в недрах лабораторий Intel действительно ведутся работы по борьбе с высоким тепловыделением ядра Prescott. Безусловно, официально в этом компания не признается, но при вполне успешном переходе на 0.09 мкм техпроцесс, анонс Prescott все же перенесен на начало февраля. Скорее всего, именно желание "подтянуть" частотный предел Prescott до 4.5 ГГц и задерживает выход этих процессоров.

Известно, что процессоры Tejas начнут свой путь с частот порядка 4.4 ГГц в первой половине 2005 года. Поскольку продолжать наращивание частот старого ядра после выпуска нового Intel никогда не любила, мы можем предположить, что процессор Prescott с частотой 4.5 ГГц будет выпущен до середины 2005 года. Собственно, привязка именно к частоте 4.5 ГГц не совсем уместна – все будет зависеть от того, какую частоту шины будут использовать процессоры Prescott к тому времени.

Вполне возможно, что появление достаточного количества модулей DDR2-533 подвигнет Intel на внедрение поддержки 1066 МГц шины в 2005 году. Собственно, именно в этот период должны появиться процессоры Tejas, для которых частота шины 1066 МГц будет "родной". Если Prescott в исполнении LGA 775 к тому моменту достигнут частот свыше 4 ГГц, то поддержка 1066 МГц (4 х 267 МГц) шины для них вполне вероятна. В таком случае, модель с множителем 17х как раз будет иметь частоту 4.53 ГГц.

Если Prescott в своем развитии на таких частотах не перейдет на использование 1066 МГц шины, то старшей моделью станет Prescott 4.4 ГГц, имеющий множитель 22х и поддерживающий частоту системной шины 200 МГц.

Приятно, что материнские платы с разъемом Socket T (LGA 775) будут поддерживать весь спектр Prescott от 2.8 ГГц до 4.5 ГГц. Ранее сообщалось, что переход на данный конструктив позволит несколько улучшить условия питания и охлаждения, поэтому процессоры в таком исполнении смогут масштабироваться по частоте лучше своих аналогов в исполнении Socket 478. Старшей моделью с поддержкой Socket 478 должен стать Prescott 3.8 ГГц. Кроме того, процессоры в исполнении Socket T будут поддерживать новые типы кулеров, способствующих лучшему наращиванию частоты.

Относительно гипотезы о появлении требований Prescott FMB 2.0 мы можем сказать, что они могут перекрывать показатели старших Prescott и младших Tejas одновременно. При этом вовсе не обязательно, что модель Prescott 4.4 ГГц будет выделять 120 Вт тепла, просто ради совместимости с более горячими Tejas требования Prescott FMB 2.0 обеспечивают некоторый "запас прочности". Впрочем, на частотах свыше 4 ГГц даже самый оптимизированный настольный вариант ядра Prescott наверняка не сможет выделять менее 100-110 Вт.

Р fin

Довольно быстро обновилась универсальная утилита для настройки видеокарт PowerStrip. К сожалению, список изменений остался прежним, так что о нововведениях ничего не известно.

Напомню, что утилита распространяется на принципах shareware со стоимостью лицензии в 30$. 

Текущая версия 3.46.422 доступна в интернациональном варианте с поддержкой русского языка, скачать ее можно из нашего файлового архива:

Р fin

Оперативно обновляется бесплатная информационно-диагностическая утилита AIDA32 - в этот раз выпущена ее финальная версия 3.85, направленная на поддержку новейших процессоров AMD.

Список изменений финальной версии 3.85:

  • 64-битный драйвер ядра AMD64 для соответствующей редакции Windows.
  • Расширена поддержка 64-битных процессоров AMD.
  • А также все прочие дополнения и исправления, внесенные в "промежуточные версии".

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

С момента анонса Radeon 9800 XT прошли только две с половиной недели, а японская розница сегодня с гордым видом демонстрирует нам наличие видеокарт ATI Radeon 9800 XT в продаже. Как и полагается, дорогу в розницу начали прокладывать оригинальные видеокарты производства ATI:

Как уже сообщалось, ATI решила отказаться от производства большей части собственных продуктов с лейблом "Built by ATI", доверив производство игровых видеокарт своим партнерам. Вслед за этим она взвинтила цены на "оригинальные" видеокарты и перестала их продавать в Японии. Но японцы не растерялись – представленная нашему вниманию партия Radeon 9800 XT импортируется из других регионов.

Между прочим, стоит Radeon 9800 XT достаточно дорого даже для Японии – почти $600. Это не только обусловлено ранним появлением в рознице и высоким уровнем цен в данной стране, но и политикой ATI: с недавних пор за лейбл "Built by ATI" придется выложить кругленькую сумму (на 20-30% больше, чем за изделия партнеров ATI).

Напоминаем, что заказать Radeon 9800 XT можно было уже в день анонса – непосредственно с сайта компании. Надо сказать, что при всех достоинствах этой видеокарты в виде встроенного термодатчика, увеличенных до 412/730 МГц частот и объема памяти 256 Мб, незначительный прирост производительности по сравнению с разогнанным Radeon 9800 Pro вряд ли будет мотивировать многих пользователей к покупке новинки. Тем более, что разогнанный Radeon 9800 при вдвое меньшей цене может справляться с работой ничуть не хуже, разве что технология OverDrive не будет поддерживаться младшими решениями. Но настоящим оверклокерам эта 5% прибавка к частоте особо и не нужна, они склонны разгонять вручную и до предела :).

Кстати, мотивация к покупке Radeon 9800 XT и Radeon 9600 XT в виде перспективы получения бесплатной полной копии игры Half Life 2 тоже исчезает. Как указывают некоторые источники, пресловутые купоны на получение полной версии игры будут поставляться практически со всем ассортиментом розничных вариантов видеокарт ATI. Например, в комплект поставки AIW Radeon 9600 Pro такой купон тоже входит:

На сайте ATI сообщается, что купоны будут прилагаться ко всем видеокартам Radeon 9800, Radeon 9800 Pro, Radeon 9600 Pro и AIW Radeon 9800 Pro, купленным после 1 октября 2003 года. Любопытно, что не входящий в этот список AIW Radeon 9600 Pro таким купоном наделяется :).

Технология получения полной версии игры такова: указанный на купоне код под стираемым слоем вводится при установке и активации игры. Получить саму игру можно путем скачивания с официального сайта, либо заказав компакт-диск по почте. В первом случае придется платить за трафик или время соединения, во втором – за доставку, плюс налоги и таможенные пошлины. Так что утверждение о бесплатности игры не совсем справедливо :).

Надпись на купоне гласит, что в случае возврата видеокарты продавцу защитный слой на купоне должен быть сохранен, иначе видеокарта не подлежит возврату или обмену. Так что стирать защитный слой необходимо только в случае полной уверенности в том, что купленный вами экземпляр видеокарты исправен и полностью вас устраивает.

О сроках выхода Half Life 2 пока существует много домыслов, и после скандала с похищением бета-версии перспективы всей этой акции с распространением полных копий игры в комплекте с видеокартами ATI выглядят весьма туманными...

О практических аспектах реализации технологии Cool'n'Quiet мы уже кратко говорили, однако на практике все оказалось не так радужно и просто, как того хотелось бы. Прийти к такому выводу мы смогли по итогам изучения обзора материнской платы MSI K8T Neo-FIS2R, появившегося на страницах немецкого сайта HardTecs 4U.

Во-первых, стоит подробнее рассказать об особенностях технологии Cool'n'Quiet. Как выяснилось, процессор Athlon 64 3200+ в рамках данной технологии имеет три ступени регулирования тактовой частоты и уровня энергопотребления:

  • Максимальный уровень – 2.0 ГГц, Vcore = 1.5 В, TDP = 89 Вт;
  • Средний уровень – 1.8 ГГц, Vcore = 1.4 В, TDP = 66 Вт;
  • Минимальный уровень – 800 МГц, Vcore = 1.3 В, TDP = 35 Вт.

Что примечательно, управление частотой процессора и напряжением ядра осуществляется драйвером через спецификации ACPI 2.0. В отдельных случаях процессор может не возвращаться в режим максимального быстродействия, когда система загружена на 100% в момент перехода в другое состояние энергопотребления. Как и следовало ожидать, привязка к ACPI породила множество проблем, которые в настоящее время устраняются как по линии аппаратной части процессора, так и в части программного обеспечения. Так что легкой жизни сторонникам концепции Cool'n'Quiet никто не обещает :).

В плане разгона существующая версия BIOS не устранила два основных препятствия, присущие чипсету VIA K8T800: отсутствие возможности регулирования множителя и фиксации частот шины AGP и PCI. По этой причине нашим коллегам удалось разогнать процессор только с 2.0 ГГц до 2.15 ГГц, путем увеличения частоты системной шины до 215 МГц. В более поздних версиях BIOS производители матерински плат обещают эти препятствия на пути оверклокера устранить.

Эпопея с догадками об истинном уровне тепловыделения процессоров на 0.09 мкм ядре Prescott находит весьма неожиданное завершение усилиями официальных представителей Intel.

Как сообщает известный ресурс The Register со ссылкой на официального представителя Intel, уровень тепловыделения Prescott никогда не превысит 100 Вт. Точнее говоря, уровень тепловыделения будет лежать в пределах от 90 до 100 Вт. Примечательно, что это справедливо не только для младших моделей Prescott, но и для старших. Частоту последних мы пока не знаем, но рассчитываем на достижение отметки 4 ГГц.

Следует напомнить, что череда слухов о совершенно жутких уровнях тепловыделения процессоров Prescott (вплоть до 120-150 Вт) была порождена с легкой руки японских журналистов, которые летом этого года указали реальный уровень тепловыделения первых образцов Prescott величиной 103 Вт. На деле же Intel просто не определилась с пределом тепловыделения для нового ядра, работа по его доработке велась, и теперь наконец определился "тепловой горизонт" – это будет 100 Вт.

Хотя недавно представители Intel говорили о том, что 100 Вт для настольного процессора – это не стихийное бедствие, непосредственно к Prescott их слова не относились. Тем не менее, 100 Вт – это не 120 Вт, которые многие источники указывали в "сгущаемых красках".

И все же, исходя из предпосылки, согласно которой Pentium 4 EE 3.2 ГГц является "родственником" Prescott по уровню тепловыделения, мы можем экстраполировать характеристики первого. Итак, если близкий по параметрам процессор Xeon DP 3.2 ГГц выделяет 92 Вт в номинальном режиме, Pentium 4 EE 3.2 ГГц выделяет 94 Вт, то Prescott 3.2 ГГц легко может уложиться в диапазон 90-100 Вт. Заметим, что максимальный уровень тепловыделения Xeon DP 3.2 ГГц составляет 110 Вт, так что превышение ядром Prescott порога в 100 Вт при разгоне более чем вероятно.

Пока сложно судить, распространяется ли действие требований Prescott FMB 2.0 на старшие модели Prescott, либо тепловыделение в 120 Вт отведено под характеристики ядра Tejas. В любом случае, "расслабляться" рано, и к охлаждению Prescott придется подходить весьма серьезно.

Появились новые сведения об "ареале обитания" разъема Socket T (LGA 775). Несмотря на тот факт, что дебютным его обладателем станет Prescott 3.8 ГГц, с течением времени будут выпущены младшие модели Prescott в исполнении Socket T (LGA 775) – вплоть до частоты 2.8 ГГц. Между прочим, модели Prescott с 533 МГц шиной действительно будут существовать, но, скорее всего, только в исполнении Socket T. Подобные процессоры будут предназначены для владельцев бюджетных материнских плат на основе чипсетов Grantsdale-GV и Grantsdale-GV. Для модели с частотой 2.8 ГГц будет принято обозначение типа "Pentium 4 2.8D". Возможно, что модели Prescott c 533 МГц шиной будут существовать в версиях с частотой 2.8 ГГц, 3.0 ГГц и 3.2 ГГц.

О поддержке SSE3 и Hyper-Threading бюджетными процессорами Celeron на ядре Prescott с 256 Кб кэша и 533 МГц шиной пока точных данных нет. Новые Celeron в исполнении Socket 478 выйдут уже в конце первого квартала 2004 года на частотах 2.8 и 3.06 ГГц. В третьем квартале будут выпущены Celeron в исполнении Socket T (LGA 775), имеющие частоты 2.8 ГГц, 3.06 ГГц и 3.2 ГГц. Как и прежде, цена этих процессоров будет колебаться в районе $100. Хочется верить, что уменьшенный кэш и более низкая частота шины позволят новым Celeron разгоняться лучше их полновесных аналогов на ядре Prescott, хотя в плане производительности первые будут всегда отставать даже при разгоне.

Проблемы с недостаточными для покрытия спроса объемами поставок процессоров Athlon 64 и Athlon 64 FX уже неоднократно всплывали на страницах новостных сайтов. При этом представители AMD заверяли, что объемы производства достаточны для удовлетворения спроса. Глава компании AMD, Гектор Руиз, только недавно признался на пресс-конференции, что потенциальный объем спроса на новые процессоры был недооценен компанией, и в настоящее время AMD стремительно наращивает объемы производства.

Конкретные цифры, как всегда, не разглашаются, но намеки присутствуют. Если в настоящее время производятся "десятки тысяч процессоров", то к концу года AMD рассчитывает увеличить объемы производства до "сотен тысяч". Разумеется, что в самой банальной интерпретации это может означать переход от выпуска 99 тысяч процессоров к производству 100 тысяч процессоров :). Надеемся, что к концу года можно будет говорить об объемах, превышающих 200-300 тысяч процессоров.

Кстати, производители материнских плат по-прежнему жалуются на недостаточность объемов поставок процессоров Athlon 64. Между прочим, AMD официально признает, что преобладающая часть процессоров Athlon 64 в настоящее время поставляется в коробочном варианте. Только в первом квартале следующего года будут преобладать более доступные по цене ОЕМ-варианты. В принципе, текущая политика достаточно оправдана – процессоры поставляются в комплекте с кулером, которые в розничной продаже пока найти не так просто. Судя по всему, дефицит комплектов из материнских плат и процессоров с кулерами в настоящее время обусловлен именно преобладанием коробочных процессоров. Ведь если бы ОЕМ-процессоры продавались в достаточном количестве, то производители материнских плат не были бы привязаны к объемам поставок коробочных версий.

Учтите, что понятие "дефицит" носит относительный характер. Если в вашем регионе продается пять комплектов на основе материнских плат, либо десять процессоров Athlon 64 3200+, и желающих их купить находится гораздо меньше, то говорить о дефиците неуместно. Более того, в большинстве случаев розничные предложения работают по принципу "вечером деньги – утром стулья", то есть "на заказ по предоплате".

Уже в первом квартале следующего года продукция класса AMD64 составит 50% общих объемов выпуска. К концу следующего года рубеж 50% должен быть преодолен. AMD весьма довольна уровнем выхода годных чипов по 0.13 мкм техпроцессу с применением SOI.

Подготовка к переходу на 0.09 мкм техпроцесс уже начинается на мощностях дрезденской фабрики Fab30. Выпуск процессоров по 0.09 мкм техпроцессу начнется в первом полугодии 2004 года, однако в продажу первые процессоры начнут поступать во второй половине следующего года.

Пока Athlon 64 ориентирован на геймерскую аудиторию, значительная часть которой сосредоточена в Европе и Южной Корее. В офисных конфигурациях эти процессоры мы увидим только в 2004 году, по крайней мере, если говорить об их массовом появлении.

Любители игр не останутся без соответствующих 64-битных версий любимых программ. Уже к концу декабря некоторые разработчики обещали выпустить 64-битные варианты свои игр. Microsoft обещает официально выпустить 64-битную версию Windows в начале следующего года. Отдельные приложения выиграют от перехода на поддержку инструкций AMD64 до 20-50% прироста, однако для большинства массовых задач показатели будут скромнее.

Обмолвилась AMD и о следующем поколении процессоров под кодовым названием K9. Производство процессоров начнется во втором полугодии 2005 года. Скорее всего, эти процессоры уже будут иметь два ядра, хотя первые двуядерные процессоры появятся еще на архитектуре K8. Возможно и появление поддержки многопоточности. Концепция динамического регулирования частоты процессора будет развиваться и далее, открывая возможности для эффективного и безопасного разгона.

Р fin

Продолжается развитие медиа-плеера Winamp, 5-ая версия которого должна вобрать в себя всё лучшее от до сих пор популярного Winamp 2 и признанного неудачным Winamp 3. Так, для Winamp 5 заявлены:

  • Поддержка скинов Winamp 2/3.
  • Улучшенный каталогизатор медиа-файлов.
  • Получение информации о биографиях, доступ к фан-сайтам и другой информации прямо из программы.
  • Встроенная функция извлечения музыки с аудио-CD и кодирования в форматы AAC (бесплатно) или MP3 (в Pro-версии).
  • Интегрированный доступ к интернетовским TV- и радиостанциям.
  • Функция записи CD.

Обновился также и стандартный скин, хотя классический вариант по прежнему доступен и предлагается для использования на слабых машинах.

 

Всего в beta 1 со времен первой "супер-альфа" версии внесено более сотни изменений и исправлений, со списком которых вы можете ознакомиться на вкладке "Version History" диалога "About Winamp".

Скачать программу можно со следующих зеркал:

  • Winamp 5 beta 1 (4,6 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)
    • Зеркало 1
    • Зеркало 2
Р fin

Создан новый пакет драйверов от Radeon2.ru на базе ATI Catalyst 3.8 для Windows 2000/XP, в который, как обычно, внесено множества очень полезных изменений:

  • Интегрирована панель управления.
  • Значительно уменьшен размер дистрибутива за счет удаления "лишних" языков и лучшего сжатия.
  • Исправлен изначально "корявый" перевод на русский язык.
  • Поправлен inf-файл.
  • Учтены пожелания пользователей по Catalyst 3.8 и пакету на базе Catalyst 3.7.
  • Поддержка мобильных и интегрированных чипов.
  • Некоторые другие изменения.

Скачать драйверы можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Р fin

Появилась новая бета-версия полезной утилиты для автоматизации тестирования в 3D-бенчмарках Bench'emAll!, разрабатываемая отечественными программистами и ранее носившая название AutoBench3D. 

В новой версии 2.52 beta:

  • Добавлена поддержка игры Tomb Raider: The Angel Of Darkness.
  • Добавлена поддержка бенчмарка Code Creatures Benchmark Pro.
  • Устранено зависание систем Pentium 4 с технологией HyperThreading.
  • Исправлены мелкие ошибки.

Стоимость регистрации для пользователей из бывшего СССР составляет 200 рублей, всем остальным приходится платить побольше - 25$.

Скачать можно, как всегда, из нашего файлового архива:

Сейчас обсуждают