Новости 16 июня 2003 года

Р fin

Корпорация Microsoft выпустила статью, в которой признается, что пакет обновления Service Pack 1 для Windows XP содержит ошибку в одной из функций ядра системы, приводящую к падению производительности при использовании процессоров Intel с технологией Hyper-Threading и более чем одним логическим процессором в системе.

Предполагается, что исправления будет включено только в Service Pack 2. В настоящее же время исправить ситуацию можно лишь "заказав" в службе технической поддержки Microsoft соответствующий патч. 

Поблагодарим Microsoft за ликвидацию пользы от Hyper-Threading... :)

Игровые приставки не так часто становятся объектом разгона, а вот всякого рода "кряки" и модификации к ним применяют частенько. Классический случай с запуском Linux на PlayStation мы приводить не будем, лучше поближе познакомимся с новым любопытным примером "приставочных" модификаций...

Расположенная в Гонконге компания Lik Sang начала производство портативного клона снятой с производства более двух лет назад игровой консоли Sega Dreamcast. Откровенно говоря, называется эта приставка теперь Treamcast (в лучших традициях "Операции Ы" - чтобы никто не догадался :)), основная ее изюминка заключается в том, что она оснащена цветным жидкокристаллическим дисплеем, превращая собственно "приставку" в полноценный автономный продукт для видеоигр, прослушивания MP3 и просмотра видеодисков.

Да-да, именно прослушивания MP3 и просмотра видеодисков - оригинальный микрокод Sega подвергся доработке, в итоге игровая консоль не только воспроизводит игры, но имеет и некоторые мультимедийные функции...

Конечно, экранчик не ахти какой ("на глаз" - не более 12" в диагонали), но для "походных условий" вполне сгодится...

В комплекте с Treamcast поставляются пара джойстиков, пульт дистанционного управления, блок питания и адаптер для подключения к сети питания автомобиля. С таким набором консоль превращается в переносной развлекательный центр!

Разумеется, что Treamcast самым непосредственным образом нарушает авторские права компании Sega, а потому продается она неофициально. Точнее сказать, вполне официально, но только в пределах Гонконга :). Там ее можно приобрести за сумму, эквивалентную $190. Учитывая развитую функциональность консоли, это не так много.

Забавно видеть, как сторонний производитель "подобрал" отвергнутую Sega игровую платформу, освежил ее расширенной функциональностью и вдохнул в нее "вторую жизнь". Замечу, что на отечественном вторичном рынке игровых консолей (попросту говоря - при продаже "с рук") до сих пор можно наблюдать обилие оригинальных продуктов серии Dreamcast, поэтому в перспективы Treamcast можно легко поверить. Главное, чтобы Sega проворных и предприимчивых китайцев не "прижала" на предмет несоблюдения авторских прав. С другой стороны, у китайцев "работа такая", и им не привыкать :)...

Только сегодня мы рассказали вам о свежем эксперименте по превращению чипсета i865P в аналог i865PE с поддержкой PAT, и многие бережливые в материальном отношении пользователи уже обратили свои взоры на материнские платы на основе этого бюджетного чипсета. В самом деле, если при идентичности дизайна печатных плат можно превратить дешевую плату на основе i865P практически в полный эквивалент изделия на основе i875P простым прошиванием BIOS, то зачем тратить на покупку последней в два раза большую сумму? Теоретически рациональней именно "переделать" i865P в i875P...

На заре появления бенчмарков чипсетов i875P и i865PE новейшие материнские платы сравнивались с предшествующими решениями на разогнанном i845PE с поддержкой одноканальной памяти DDR 400. Разрыв в уровне производительности в реальных приложениях составлял порядка 10-15%, так что при цене решений на основе разогнанного i845PE ниже $100 желающих использовать новые процессоры с 800 МГц шиной именно на таких недорогих платах находилось предостаточно.

К осени этого года все производители чипсетов, интересующиеся сегментом платформ для Pentium 4, заготовили соответствующие одноканальные недорогие решения. В этой ситуации Intel чувствовала себя незащищенной на достаточно обширном сегменте недорогих решений, а потому появились слухи о возможности выхода одноканальной версии чипсета i865PE. Сегодня эти слухи находят свое подкрепление в сообщениях сайта DigiTimes.

Данный источник сообщает, что где-то в августе этого года Intel анонсирует чипсет i865PL, характеризующийся поддержкой процессоров Pentium 4 с 800 МГц шиной и одноканальной памяти DDR 400. Как сообщается, решение выпустить этот чипсет обусловлено тем, что рынок встретил чипсет i865P без особого энтузиазма, поэтому Intel в будущем желает "модернизировать" его до поддержки частоты шины 800 МГц и памяти DDR 400, урезав один канал доступа к памяти. Дополняясь прогрессивным южным мостом ICH5 (8 портов USB 2.0 и два канала Serial ATA), этот чипсет при ожидаемой цене в $22 составит сильную конкуренцию прежде всего разогнанному i845PE, который стоит сейчас порядка $28. При таком раскладе продающиеся сейчас по демпинговым ценам материнские платы на основе чипсетов серии i845х быстро утратят популярность, ведь новый i865PL позволит снизить себестоимость готовой платы до уровня $60-70.

Кроме того, конкурирующие решения типа SiS 648FX или VIA PT800, при равной цене не смогут предоставить некоторых преимуществ i865PL, которыми должны стать хороший разгонный потенциал (надеемся, что разгоняться i865PL будет в лучших традициях i865PE) и поддержка интерфейса Serial ATA в минимальной комплектации.

ATI также не дремлет, готовя к августу этого года интегрированный чипсет RS300 с поддержкой процессоров Pentium 4 с 800 МГц шиной и двухканальной DDR 400. Никто не сомневался, что уровень производительности встроенного графического ядра Radeon 9200 позволит этому решению обойти конкурирующий i865G, сомнения вызывал только вопрос их взаимного ценового позиционирования. Сегодня мы узнаем, что цена RS300 будет находиться на уровне решений других тайваньских производителей чипсетов. Это заявление надо расценивать, как прямую угрозу не только i865G, но и интегрированным решениям от SiS и VIA. Пока сложно сказать, насколько стабильным и разгонябельным будет RS300, но "на бумаге" его амбиции выглядят для конкурентов устрашающими.

Р fin

На ftp-сервере ASUS появилась новая версия утилиты ASUS GameFace, предназначенной для создания "видеоконференций" во время сетевых игр. О выходе первоначальной версии утилиты в своё время писал мой коллега, я же более подробно расскажу о самой утилите.

GameFace позволяет видеть лицо "противника" или любое другое изображение с устройства захвата во время полноэкранной 3D-игры по сети, эффект действия утилиты прекрасно виден на скриншоте:

Кроме очевидных преимуществ от возможности видеть своего противника/союзника, маркетологи из ASUS подсказывают нам следующее:

  • Возможность деморализации оппонента страшным выражением собственной физиономии, а также средствами "невербального общения" :).
  • Во время приятного времяпрепровождения на работе, камера, установленная с видом на кабинет начальника, поможет избежать вам быть пойманным в нерабочей обстановке.
  • Вы теперь не пропустите результат любимого матча, т.к. можете использовать утилиту для вывода изображения с TV-тюнера. 

И еще одно, к счастью, неактуальное для нас преимущество, о котором маркетологи "забыли" упомянуть:

  • Теперь, чтобы видеть своего противника, вам не приходится рисковать заражением атипичной пневмонией :).

Изображение легко настраивается и масштабируется прямо из игры, "прозрачность" также поддерживается.

Системные требования:

  • Pentium II 600 МГц или выше.
  • Windows 2000 или Windows XP.
  • DirectX версии 8.0a или выше.
  • Драйвер ASUS 43.45d и выше.
  • Хотя бы одно устройства захвата изображения с WDM-драйвером.
  • Звуковая карта и колонки (разработчики требуют хотя бы по одному экземпляру каждого устройства) :).
  • Соединение с интернетом (рекомендуется ADSL).
  • Игры с поддержкой Direct3D или OpenGL.

Утилита будет поставляться в комплекте с видеокартами ASUS, начиная с видеокарт на базе чипов GeForce FX 5900.

Скачать можно здесь:

  • ASUS GameFace 1.10 (6,16 МБ, Windows 2000/XP).
Видеоплаты на базе новейших чипов ATI с пассивной системой охлаждения набирают все большую популярность. Если для высокопроизводительных решений типа Radeon 9800 Pro или Radeon 9600 Pro наличие бесшумного пассивного радиатора является диковинкой, то менее "горячие" видеоплаты типа Radeon 9600 используют пассивные радиаторы уже давно.

Компания Creative анонсировала свое решение в данном классе, назвав его 3D Blaster RX9600:

Решение характеризуется не только пассивным охлаждением, но и низким профилем – видеоплата предназначена для использования в малогабаритных системах. Для этого в комплекте поставки имеется сменная планка низкопрофильного формата, на которой предусмотрены отверстия только для выхода DVI-I и телевыхода. В низкопрофильном варианте выход D-Sub отсоединяется, однако владельцы аналоговых мониторов могут использовать прилагающийся переходник DVI -> VGA.

На плате расположены 128 Мб памяти в конструктиве TSOP, работающей на частоте 400 МГц DDR. Видеочип работает на частоте 325 МГц. Для таких относительно невысоких частот пассивного охлаждения вполне достаточно.

Плата поддерживает режим AGP 8x и стандарт DirectX 9.0, поэтому может стать прекрасной основой для современной подсистемы видео.

Цена этой видеокарты в Японии должна составить примерно $140, продажи начнутся в двадцатых числах июня. Разумеется, что для подобной платы цена в $140 кажется неоправданно высокой, но подобный уровень цен типичен для этой страны. На отечественном рынке можно ожидать уровень цен порядка $110. Как правило, в случае с низкопрофильными платами мы имеем дело с более высоким уровнем цен, чем у стандартных аналогов. Так сказать, "наценка за экзотичность" :).

С момента раскрытия секретов режима PAT моим коллегой прошло уже достаточно времени, чтобы эту информацию могли переварить и развить другие специалисты в области "платформенного анализа".

В числе последователей этой идеи оказались сотрудники французского сайта x86-secret, которые провели собственное глубокое исследование на эту тему. Перегружать техническими подробностями мы не будем, но суть их открытий подтвердила имеющуюся у нас информацию: на чипсете i865PE поддержка тех самых "оптимизированных путей передачи данных" действительно присутствует на частоте системной шины 533 МГц, просто при переходе на частоту системной шины 800 МГц данные направляются по более длинному пути. Заметим, что отличия чипсета i875P в этом отношении заключаются только в том, что он не использует длинные обходные пути даже на частоте системной шины 800 МГц. Получается, что чипсет i865PE "притормаживается" на номинальных для новых процессоров Pentium 4 степпинга D1 режимах.

Весь фокус активации PAT на чипсете i865PE заключается в том, чтобы посылать чипсету информацию о работе в режиме FSB 533/DDR 266, а генератор тактовой частоты при этом заставить работать на частоте системной шины FSB 800 МГц. Инженерам, занимающимся программированием BIOS, сделать это не составляет труда. Поэтому мы и наблюдаем массовый процесс выпуска производителями материнских плат соответствующих версий BIOS с поддержкой PAT под различными завуалированными названиями.

Более того, наши французские коллеги совершенно уверены в том, что поддержка PAT может быть реализована для чипсетов i865G и i865P. Если в отношении последнего смелые эксперименты наших "лаборантов" уже доказывали возможность подобного превращения, то о варианте i865G с интегрированным графическим ядром говорилось исключительно мало. Французы доказали теоретическую возможность активизации PAT на чипсете i865G, а также на практике реализовали схему превращения материнской платы Asus P4P8X на основе чипсета i865P (о ней мы рассказывали еще в конце мая) в материнскую плату Asus P4P800, знаменитую своим пионерским прецедентом поддержки PAT на чипсете i865PE. Как и следовало ожидать, подобное превращение стало возможным после прошивки BIOS от Asus P4P800 в материнскую плату Asus P4P8X. Заметим, что эта трансформация стала возможной только из-за идентичности дизайна печатных плат этих продуктов – в случае каких-либо различий успех не гарантировался.

Пропускная способность подсистемы памяти в синтетических тестах после такого превращения достигла уровня P4P800 или P4C800, вылившись в 7% прироста. Неплохо для качественной материнской платы от Asus за $100, не так ли?

Единственной проблемой в отношении P4P8X остается отсутствие поддержки соответствующих делителей частоты памяти – плата может работать с 800 МГц шиной только в синхронном режиме. Понятно, что при таком раскладе разгон свыше предельных для современной памяти DDR 400 режимов не представляется возможным. Возникает дилемма – а стоит ли экономить на материнской плате, если для успешного разгона понадобиться приобретать дорогую оверклокерскую память? Поэтому рекомендуем вам не гоняться за идеей активации режима PAT на дешевых платах класса i865P – чуть более дорогие варианты на основе i865PE не только имеют более широкие возможности настройки BIOS, но и обеспечиваются "родными" версиями BIOS с поддержкой аналогов PAT.

В середине мая мы уже сообщали об анонсе компанией Thermaltake "моддерских" комплектов устройств ввода, состоящих из клавиатуры и оптической мышки. Понятно, что у поклонников серии корпусов Xaser III теперь появилась возможность дополнить стилистическое великолепие этих корпусов еще соответствующими клавиатурой и мышкой. Для полного ансамбля не хватало только фирменных мониторов...

Именно этот недостаток решила исправить компания, анонсировав недавно серию жидкокристаллических мониторов Xaser III:

Разумеется, что стилистически данные мониторы теперь удачно дополнят соответствующий корпус, но данных о технических характеристиках мониторов производитель пока не предоставляет. Разумеется, что Thermaltake не станет запускать собственное производство жидкокристаллических панелей, это дело будет доверено профессионалам. По этой причине судить о потребительских свойствах мониторов Thermaltake мы пока не можем.

Внешне эти мониторы очень напоминают дизайн мониторов для компьютеров платформы Apple Mac, однако пропорции размеров видимой области экрана у них вполне "писишные". Мониторы будут выпускаться в черной, серебристой и голубой цветовых гаммах, так что владельцы корпусов Xaser III с легкостью подберут гармонирующий вариант. Если обычный пользователь часто держит системный блок на полу, то моддер считает своим долгом выставить корпус компьютера на всеобщее обозрение, поэтому вопрос цветовой и стилистической гармонии для этой категории пользователей весьма актуален.

Цена мониторов и дата начала продаж пока не сообщается, поэтому судить об оправданности цены мы пока не можем. Традиционно продукты серии Xaser стоили дороже аналогичных "безликих" корпусов, поэтому и для мониторов предсказывать низкую цену мы бы не стали...

Обычно хронология появления каких-то технических новинок такова: их обзоры сперва появляются на ведущих сайтах, а потом "свежие железки" поступают в продажу в Японии и других передовых регионах. В случае с недавно замеченной в продаже видеоплатой MSI на основе чипа GeForce FX 5900 эти два события почти совпали во времени – дело в том, что сайт UK Gamer опубликовал подробнейший обзор этой видеоплаты. Данная статья не только позволила изучить анатомию этого оригинального конструкторского решения, но и убедиться в актуальности разгона подобных видеоплат. Впрочем, не будем забегать вперед...

Итак, прежде всего, необходимо сказать об отличиях этой видеокарты от уже примелькавшихся различных вариантов GeForce FX 5900 Ultra. Частота чипа данного варианта составляет 400 МГц, а память работает на стандартных 800 МГц DDR. Если вы помните, в последнее время было анонсировано заметное число решений класса GeForce FX 5900 с более быстрой памятью, работающей на частоте 850 МГц DDR, более типичной для варианта Ultra. Объем памяти также ограничен 128 Мб, в то время как на версии Ultra имеются все 256 Мб DDR-I. Во-вторых, видеоплаты MSI этого модельного ряда имеют специальное исполнение системы охлаждения, которое якобы позволяет использовать ближайший к AGP разъем PCI. В принципе, в актуальности подобных изощрений уже начали сомневаться многие владельцы полноформатных систем, однако патриотам малогабаритных корпусов и материнских плат данное качество не кажется лишним.

Как выясняется на деле, кулер на "нижней" части видеоплаты действительно не перекрывает щель ближайшего слота PCI, но вот вставить в нее после этого можно далеко не каждую PCI-плату.

Кроме опасной близости вращающихся частей вентилятора, радиатор видеоплаты может соседствовать с конденсаторами на материнской плате, что также влечет некоторые неудобства. Кулер с оборотной стороны видеоплаты может упереться в радиатор северного моста материнской платы, особенно если тот развернут на 45 градусов. Таким образом, заявления о беспрецедентной компактности подобного решения больше относятся к рекламному ходу, нежели к реальному удобству :(.

Непосредственно сам радиатор уже не кажется "таким медным", как можно подумать издалека. Он выполнен из тонированного под цвет меди алюминия, так что охлаждающая способность его вполне заурядна. Тем не менее, удачная конструкция кулеров позволяет удерживать температуру видеокарты ниже 31 градуса Цельсия даже после трехчасового тестирования. Кроме того, в режиме двухмерной графики кулеры вообще не включаются, так что вся теплота эффективно рассеивается радиаторами.

Подошва основного радиатора выполнена достаточно технологично – контактные поверхности выступают относительно общего уровня. При этом они не подвергались тонкой доводке – если судить по фотографии. Не исключено, что после полировки контактных площадок условия охлаждения немного улучшатся.

Крепящийся с обратной стороны видеокарты кулер имеет вполне полноценный вид, разве что проблема контакта с хрупкими элементами на плате решается традиционно компромиссным образом: на подошве закрепляется мягкая термопрокладка.

Насколько эффективен этот вспомогательный кулер – мы судить не беремся, но общая эффективность конструкции системы охлаждения нареканий не вызывает. Кроме того, при заявленных в паспортных данных 28 дБ предельного уровня шума, "на слух" эта видеокарта работает вполне тихо – на фоне процессорного кулера ее совсем не слышно, даже при разгоне.

Кстати, о разгоне – нашим английским коллегам удалось разогнать эту видеокарту до частот 475/940 МГц. Не знаю, удалось ли им прийти к умозаключению, посетившему нашего гениального Doors4ever, но разгоном они остались вполне довольны. В принципе, результаты вполне предсказуемы – хорошему разгону способствовали эффективное охлаждение и 2.2 нс память, аналогичная устанавливаемой на версию Ultra. К сожалению, замеров производительности в разогнанном состоянии наши английские коллеги не проводили :(.

В заметной доле реальных игровых тестов GeForce FX 5900 опережает конкурирующий Radeon 9800 Pro 128 Мб, однако в плане качества картинки изделия ATI пока обеспечивают лучший результат. Возможно, что многие не столь привередливые любители игр сочтут качество изображения GeForce FX 5900 приемлемым, и преимущество в быстродействии окажется для них важнее. Напоминаем, что при цене порядка $400, подобные видеоплаты могут обеспечить сопоставимый с более дорогой версией GeForce FX 5900 Ultra уровень производительности. Во всяком случае, в современных видеоиграх преимущество от наличия дополнительных 128 Мб памяти не оценивается в сто с лишним долларов, а разницу в тактовых частотах можно легко перекрыть разгоном.

Р fin

Меня (и многих других) давно интересовало, где же сейчас находятся люди, работавшие в своё время в 3dfx. Ведь не могло же столько сотрудников просто исчезнуть :). И вот, появились сведения о местонахождении некоторых известных личностей.

Gary Tarolli - сооснователь 3dfx, в данный момент занимается разработкой графических процессоров в NVIDIA. В чем конкретно выражено его участие неизвестно, но сам факт "наследия 3dfx" радует :).

Ross Smith - еще один сооснователь 3dfx, работает в Quantum 3D в должности с длинным названием "Исполнительный вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию". Работает он совместно с Gordon Campbell - еще одним сооснователем 3dfx, который занимает должность Председателя правления директоров.

Scott Sellers, также сооснователь 3dfx, судя по отсутствию упоминаний о нём где-либо, отошел от дел.

George T. Haber, в своё время бывший президентом и председателем правления в корпорации GigaPixel, явно не имеет проблем с занятостью, так как в настоящее время входит в советы директоров компаний Zoran, BOPS, Aristo Technologies и некоторых других.

Stephen Lapinski, занимавший должность Старшего вице-президента по общемировому маркетингу в 3dfx, теперь работает Вице-президентом по системотехнике и стратегическим альянсам в подразделении по производству компьютерной памяти AMD. Кроме непосредственной ответственности за стратегические альянсы и маркетинг, он также занимается бизнес-развитием, разработками в области компьютерной памяти, сегментами рынка встроенных и беспроводных решений.

Alex Leupp, бывший президентом и председателем правления в памятное время продажи 3dfx корпорации NVIDIA, сейчас занимает аналогичную должность в компании Atsana Semiconductor (компания занимается разработкой медиа-процессоров для беспроводных устройств).

Phil Carmack, занимавший должность Вице-президента по аппаратному обеспечения в первые годы 3dfx (в период с Voodoo до Voodoo 3), и вернувшийся в компанию Вице-президентом по НИОКР с должности Главного операционного директора в GigaPixel (занимаясь перспективными разработками по акселераторам архитектуры DirectX 8), теперь работает Вице-президентом по бизнес-развитию в NVIDIA.

Как видим, основатели 3dfx продолжают оказывать немалое влияние на мировой компьютерный рынок и разработку видеоакселераторов в частности. Множество менее известных людей из 3dfx сейчас работают в NVIDIA, но перечислять их поименно было бы уже неинтересно :). А вот что вызывает интерес, так это судьба разработок 3dfx/GigaPixel для наладонных компьютеров и мобильных телефонов. Увидим ли мы когда-либо 3dfx Giga Voodoo под торговой маркой NVIDIA в своих "персональных помощниках"? Кто знает...

По материалам: Xbitlabs.com

Сейчас обсуждают