Платим блогерам

Новости 05 июля 2005 года

Р fin

Наконец-то выпущен официальный русский вариант последней версии (8.01) норвежского браузера Opera. Скачать его дистрибутив можно по ссылке ниже:


Выпущена новая версия Registry Mechanic, достаточно популярной утилиты для поиска и исправления ошибок в системном реестре. Для Registry Mechanic 5.0 заявлены такие ключевые новшества:

  • Добавлены механизмы уменьшения размеров системного реестра за счет удаления лишнего.
  • Добавлена новая функция оптимизации, в одно нажатие добавляющая в реестр новые установки.
  • Улучшен интерфейс программы.
  • Добавлена возможность восстановления из резервной копии отдельных частей реестра.
  • Улучшен механизм автоматического обновления.
  • Улучшены алгоритмы сканирования реестра.

Скачать новинку можно по ссылке:


Обновилась программа для максимально удобного создания и копирования DVD-дисков CopyToDVD. Разработчики вновь задерживают список изменений для CopyToDVD 3.0.56, поэтому о новшествах пока ничего не известно. Скачать текущую версию можно по ссылке:


Продолжают появляться новые финальные версии популярного FTP-клиента SmartFTP, бесплатного для некоммерческого использования, обладающего широкими возможностями настройки и всеми необходимыми для эффективной работы функциями. Об изменениях в очередном выпуске SmartFTP 1.5.988.32 ничего не сообщается, скачать последнюю финальную версию всегда можно по этой ссылке:


Утилита для просмотра изображений FastStone Image Viewer популярна среди определенного круга пользователей, она довольно легка в использовании, умеет конвертировать изображения различных форматов, имеет возможности пакетной обработки, обладает редактором изображений с поддержкой различных эффектов и другими функциями. В новой тестовой версии FastStone Image Viewer 2.15 beta появились такие изменения:

  • Добавлена поддержка предварительного просмотра изображений Canon CR2.
  • Добавлена возможность указания желаемых единиц измерений в настройках программы.
  • Обновлены скины.
  • Исправлены ошибки.

Скачать можно по ссылке:


В финальной версии выпущен файлообменный клиент eMule. Список изменений eMule 0.46b содержит описание множества исправленных ошибок и нескольких новых функций, он доступен на этой странице. Скачать дистрибутив можно по ссылке:

На примере смелых экспериментов наших гонконгских коллег мы могли сегодня убедиться, что технология CrossFire, пусть и в несколько ущербном виде, но может работать без помощи чипа Compositing Engine, встраиваемого во все видеокарты серии CrossFire Edition. Между тем, метод реализации такой "псевдо-CrossFire" не мог удовлетворить тех, кто хотел бы видеть и полноценное отображение сцены, и повышенную производительность одновременно.

Чуть позже коллеги с сайта HKE PC опубликовали новость, в которой говорилось со ссылкой на производителей оборудования, что в будущем технология CrossFire будет обходиться без специального чипа Compositing Engine. Точнее говоря, видеокарты следующего поколения могут нести функциональность этого чипа непосредственно в графическом ядре. Подобные предположения ранее высказывались в отношении чипа R520, а теперь "круг подозреваемых" расширяется до RV530 и RV515.

Видеокарты этих семейств смогут объединяться между собой произвольно, пользователю вовсе не нужно будет искать плату с суффиксом "CrossFire Edition". Кстати, некоторые источники ещё до анонса CrossFire в её нынешнем воплощении говорили о возможности выхода технологии CrossFire второго поколения. Скорее всего, применяемые в её рамках улучшения будут направлены на усиление конкурентных преимуществ перед технологией SLI от nVidia. Если сейчас nVidia предлагает поддержку SLI практически для всех графических решений с интерфейсом PCI Express x16, включая GeForce 6600 и GeForce 6200 (а также GeForce 6600 LE), то и ATI может пойти на ответные меры. Правда, поддержка соответствующей технологии бюджетными решениями только ради самого факта совместимости с этой технологией может не привлекать ATI. Уже сейчас эксперименты доказали, что тот же Radeon X300SE от перехода на CrossFire не выиграет - выгоднее купить одну видеокарту Radeon X700.

Тем не менее, предложить лишённую всяческих посредников в виде "чипов-смесителей" технологию CrossFire канадская компания может пожелать уже в ближайшее время. Если nVidia отказалась от использования SLI-моста, то ATI может отказаться от использования чипа Compositing Engine - не исключено, что ценой некоторого падения производительности, но всё же... В конце концов, первые шаги на этом пути уже предприняты сайтом HKE PC. Осталось только научить видеокарты согласовано чередовать кадры и обмениваться ими по шине PCI Express. Я думаю, это лишь вопрос времени :).

Р fin

Медиа-плеер Zoom Player интересен, во-первых, своей универсальностью - он довольно неплохо справляется со всеми основными задачами по воспроизведению музыки, фильмов, CD и DVD дисков. Во-вторых, он интересен благодаря своим возможностям, обладая, в частности, просто фантастическим количеством настроек. 

В этот раз новая версия Zoom Player 4.50 получила статус финальной. По сравнению с последней тестовой версией Zoom Player 4.50 Release Candidate 2 в нее были внесено несколько исправлений и изменений, список различий можно посмотреть здесь. Общее же количество новшеств в финальной версии просто огромно - почти полторы сотни изменений и еще сотня исправлений. Посмотреть полную историю изменений для финальной версии Zoom Player 4.50 сравнительно с выпуском 4.03 можно на этой странице.

Zoom Player распространяется в трех вариантах Standard, Professional и WMV Professional. Базовая версия Zoom Player Standard бесплатна для некоммерческого использования при некоторых ограничениях в возможностях. Полнофункциональный Zoom Player Professional стоит 20$, а за вариант WMV Professional с дополнительной возможностью воспроизведения защищенных WMV-файлов придется отдать уже 30$.

Скачать новые версии и русификатор можно по этим ссылкам:

  • Zoom Player Standard 4.50 (1,0 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Zoom Player Pro 4.50 (1,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Zoom Player WMV Professional 4.50 (1,1 МБ, Windows 9x/ME/NT/2000/XP).
  • Русификатор Zoom Player 4.50 (53 КБ) от Sam Lab.
Р fin

Популярный набор кодеков под под общим названием K-Lite позволяет быстро и удобно установить "в один присест" последние версии всех возможных типов кодеков, которые могут понадобиться для воспроизведения того или иного видео/аудио файла. Дополнительно расширенные варианты набора позволяют установить кодеки для записи, некоторые популярные медиа-плееры и вспомогательные утилиты.

Традиционно напомню состав и отличие вариантов набора: основные пакеты K-Lite Basic, Standard и Full, наименьший из которых помещается на дискету и содержит только самые необходимые кодеки, стандартный имеет дополнительные кодеки и универсальный плеер Media Player Classic, а наибольший содержит средства для кодирования и еще несколько вспомогательных утилит; наборы Real Alternative и QuickTime Alternative - компактная замена одноименным официальным пакетам плюс плеер Media Player Classic; K-Lite Mega - наиболее полный набор, содержащий все предыдущие компоненты, а также медиа-плеер BSPlayer.

Ниже ниже представлен список изменений новых версий пакета. Как обычно, большие пакеты включают в себя изменения меньших:

  • K-Lite Codec Pack Standard 2.50:
    • Внесены мелкие изменения.
  • K-Lite Codec Pack Full 2.50:
    • Кодек/фильтр ffdshow обновлен до версии от 03.07.2005.
    • On2 VP3 обновлен до версии 3.2.6.1 DT.
    • MP4 DirectShow splitter обновлен до версии от 03.07.2005.
    • Matroska DirectShow splitter обновлен до версии от 03.07.2005.
    • Декодер AC3 ACM обновлен до версии 0.8.
    • Добавлен декодер WavPack DirectShow (CoreWavPack) 1.0.3.
    • Добавлен декодер FLAC DirectShow (CoreFLAC) 0.4.
    • Добавлен компонент GraphEdit.
    • Добавлен компонент AVI Fixed 2.0b1.
  • Real Alternative 1.42:
    • Компоненты RealMedia обновлены до версии 6.0.12.1212.
    • Внесены мелкие изменения.
  • K-Lite Mega Codec Pack 1.34:
    • Медиа-плеер BSplayer обновлен до версии 1.32.820.

Обратите внимание: так как вариант K-Lite Codec Pack Basic со времен версии 2.49 не изменился, новой его версии 2.50 не существует и ссылка на нее, понятно, не приводится. Прямые же ссылки на все обновившиеся варианты набора приведены ниже:

Обсуждение пакетов продолжается в этой ветке нашей конференции.

Р fin

Илья Великанов, автор медиа-плеера Light Alloy, неожиданно активизировался, выпустив со вчерашнего дня еще две бета-версии программы. Напомню, что Light Alloy - популярный бесплатный плеер, ориентированный на воспроизведение видеофайлов. В его преимущества можно записать высокую скорость работы, скромное потреблением системных ресурсов, удобство, приятный внешний вид с симпатичными скинами в комплекте, простоту в управлении, но одновременно и множество возможностей для тонкой настройки опытными пользователями.

В новые бета-версии программы внесены такие полезные новшества:

  • Light Alloy 3.3.5688 beta:
    • Добавлены новые ключи командной строки: /FULLSCREEN, /ZOOM=X, /RATIO=X:Y.
    • Добавлена команда переключения звуковых дорожек (по умолчанию кнопка "/").
    • Добавлена новая опция в файл LA.xml - <OnOpen Popup="?"/>, возвращающая фокус ввода окну после открытия файла.
    • Теперь при указании пустого пути к папке с субтитрами они не загружаются.
    • Теперь при открытии субтитров путь устанавливается в зависимости от настроек OSD.
    • Исправлена ошибка с неверным вычислением высоты субтитров (нижние края "подрезались").
  • Light Alloy 3.3.5678 beta:
    • Теперь <B>, <I> и <U> действуют и через переносы строк.
    • Предпринята очередная попытка устранить сбой при блокировке WinLIRC брандмауэром.
    • Исправлена ошибка с неверным отображением нескольких тегов подряд в некоторых случаях.
    • Устранена утечка памяти при прорисовке субтитров.

Для русскоязычных пользователей программа бесплатна, чтобы провести процедуру регистрации требуется всего лишь отгадать русскую загадку.

На нашем сервере размещен архив с программой, содержащий как финальную версию 3.3.5625 с инсталлятором, так и исполняемый файл последней бета-версии 3.3.5688. Скачать его можно по ссылке:

Обсуждение программы продолжается в этой ветке нашей конференции.

В последние дни активно обсуждаются чипсеты nVidia серии Crush51, которые не только предложат поклонникам семейства nForce 4 интегрированную версию набора системной логики для платформы AMD64, но и ознаменуют снижение стоимости материнских плат этого класса.

Что касается возможности поддержки SLI дискретным чипсетом Crush51D, о которой мы писали вчера, тут следует сделать некоторые разъяснения. Дело в том, что северный мост Crush51D может связываться с любым чипсетом серии nForce 4 SLI по шине HyperTransport. Таким образом, на одной материнской плате можно объединить не только северный мост Crush51D и южный мост MCP51, но и северный мост Crush51D и чипсет nForce 4 SLI. В совокупности два чипа обеспечивают поддержку 40 линий PCI Express, тридцать две из которых можно без сожаления выделить под графический интерфейс. Таким образом, можно создать как материнскую плату с поддержкой двух полноскоростных слотов PCI Express x16, так и материнскую плату с поддержкой четырёх слотов PCI Express x8. Конечно, удовольствие будет не из дешёвых, но ведущие производители материнских плат такому соблазну уже поддались, и в ближайшее время мы станем очевидцами любопытных премьер.

Если же говорить непосредственно о сроках начала поставок чипсетов семейства Crush51, то следует привести опубликованные коллегами с сайта DigiTimes данные. Анонимные источники в рядах производителей материнских плат в очередной раз сообщают ценную информацию: массовые поставки чипсетов серии Crush51 компания nVidia собирается начать в середине третьего квартала этого года. Если речь идёт о календарном квартале, то мы можем стать очевидцами начала поставок этих чипсетов уже в августе. В принципе, этот график совпадает со сложившимися на рынке традициями: всплеск спроса в конце августа и начале сентября провоцирует производителей предлагать новинки именно в этот период.

Кстати, компания Intel тоже собирается порадовать потребителей. Прежде всего, третьего июля она снизила цены на настольные чипсеты на традиционные один-два доллара. Следующее снижение цен будет иметь место второго октября - тогда подешевеют чипсеты i915P, i915GL, i915PL, i910GL, i945P и i945G.

Характерно, что и сроки начала массовых поставок бюджетного представителя семейства i945x по имени i945GZ могут быть пересмотрены в пользу четвёртого квартала этого года. Ранее считалось, что этот интегрированный чипсет выйдет только в первом квартале 2006 года. Он будет поддерживать процессоры Smithfield и Pentium 4 6xx, обладать встроенным графическим ядром, а вот от внешнего интерфейса PCI Express x16 придётся отказаться. Чипсет будет поддерживать процессоры с частотой шины 533/800 МГц и одноканальную память DDR2-400/533. Поставки образцов этого чипсета начнутся уже в конце этого месяца, а вот реальных перспектив успешного сбыта у него не будет до начала следующего года, пока двухъядерные процессоры Pentium D не подешевеют, а также не заручатся поддержкой со стороны популярного программного обеспечения.

Р fin

Программа Fraps это, во-первых, универсальное средство для измерения производительности в любых Direct3D и OpenGL приложениях, что достигается путем отображения на экране счетчика FPS (количества кадров в секунду) и возможности сохранения его показаний. Во-вторых, программа выполняет и такие важные функции, как захват видеороликов и сохранение скриншотов из приложений.

Очередная исправленная версия утилиты вновь выпущена довольно быстро. Во Fraps 2.6.2 были внесены такие изменения:

  • Положение окна Fraps теперь запоминается.
  • Из-за проблем совместимости программа теперь вновь сохраняет звуковую дорожку с частотой сэмплирования 44,1 КГц  (смотри список изменений прошлой версии).
  • Устранено зависание при переполнении диска или неверно указанной папки для записи видео.
  • Исправлена проблема отображения единственного кадра в коротких видеороликах.
  • Исправлена проблема с отсутствием звука при импорте роликов в Pinnacle Studio.

Стоимость лицензии на программу составляет 30$. Бесплатное использование также возможно, в этом случае вы не сможете записывать видеоролики длительностью более более 30 секунд, с разрешением более половины текущего и без обязательной отметки о бесплатности программы.

Скачать обновление можно из нашего файлового архива:

  • Fraps 2.6.2 (0,6 МБ, Windows 2000/XP/2003, Windows XP/2003 x64).
Мы уже не раз отмечали, что видеокарты семейства GeForce 7800 GTX были обречены на однообразие дизайна и характеристик из-за решения nVidia сосредоточить производство данных плат в собственных руках. С одной стороны, покупатели получили "горячие" видеокарты сразу после анонса. С другой стороны, порадовать оверклокеров особыми изысками вроде уникальных систем охлаждения партнёры nVidia не могли. BFG и XFX предложили разогнанные эталонные видеокарты в первый день после анонса, Asus и Leadtek присоединились позднее. Что характерно, Asus гарантирует работу ядра G70 на частоте 470 МГц простым отбором видеокарт при тестировании, а Leadtek обеспечивает разгон при помощи прошивки специальной версии BIOS. Между тем, в конструкцию системы охлаждения никаких изменений не вносится.

Между тем, компания Gainward не пережила бы таких острых проявлений конформизма в дизайне самых быстрых на сегодняшний день игровых видеокарт, а потому приготовила версию GeForce 7800 GTX с системой водяного охлаждения CoolFX производства Innovatek. Собственно говоря, традиция Gainward выпускать комплект видеокарт под SLI с фирменной системой водяного охлаждения возникла в прошлом году. Именно такой комплект пугает пользователей высокой ценой, но одновременно привлекает хорошим уровнем производительности и разгонного потенциала. Такие продукты находят приют в компьютерах тех пользователей, кто симпатизирует разгону, но не желает самостоятельно создавать или даже просто собирать систему водяного охлаждения. При этом, конечно, нужно ещё и располагать увесистой пачкой банкнот, которые не жалко потратить на пару флагманских видеокарт семейства GeForce, оснащённых системой водяного охлаждения.

Наши британские коллеги с сайта The Inquirer получили в распоряжение именно SLI-комплект CoolFX на базе GeForce 7800 GTX. Поскольку видеокарты этой серии хорошо разгоняются даже при использовании штатной системы охлаждения, появление сделанной "на заказ" системы водяного охлаждения только увеличивает шансы на успех в разгоне. Постепенно увеличивая частоты, нашим коллегам удалось добиться устойчивой работы связки на частотах 500/1400 МГц - по сравнению с номинальными 430/1200 МГц это "очень даже ничего".

Частоту ядра можно увеличить ещё, однако для этого необходима специальная версия BIOS, снимающая термозащиту (throttling). Именно такой BIOS используют сторонники криогенного разгона, установившие несколько мировых рекордов в рейтинге Futuremark при помощи видеокарт GeForce 7800 GTX. Коллеги сообщают, что скоро совместными усилиями Gainward и nVidia будет выпущена новая версия BIOS для данных видеокарт, которая откроет путь к новым высотам разгона.

Что интересно, коллегами делается и заявление о большей степени приспособленности драйверов Forceware 80.40 для разгона по сравнению с текущей версией Forceware 77.72. Скорее всего, речь идёт о некоторых оптимизациях под видеокарты GeForce 7800 GTX, которые позволят им лучше масштабировать производительность при разгоне. Не секрет, что узким местом системы на базе двух GeForce 7800 GTX становится производительность центрального процессора. Возможно, некоторая оптимизация драйверов позволит немного ослабить эту неприятную зависимость.

Р J-34
Второй этап викторины завершен. Всего было получено 599 ответов. 428 участников справились с заданными вопросами.

Правильные ответы:

1) Количество и тип подшипников кулера Igloo 5100 PWM: 1 Ball Bearing.
2) Габариты радиатора кулера NorthPole 1000: 70 х 160 х 29.
3) Двумя вентиляторами оснащены все названные кулеры: Turbine 4500, Turbine 4500 Pro и NorthPole 1000.
4) В конструкции кулера NorthPole 1000 использованы две тепловые трубки.
5) В соответствии с техническими характеристиками, воздушный поток кулера Igloo 5100 равен: 40,88 CFM.

Путем использования программы SuperCool Random Number Generator 1.04 из ответивших правильно участников случайным образом были выбраны участники, получающие призы.

Футболки от GlacialTech получают: Nikita (г. Харьков), Sting (г. Екатеринбург) и TSF (г. Ташкент).

Разыгрываем кулеры от GlacialTech: кулер Turbine 4500 достается Ольге Владимировне Кудаевой (г. Самара) и Юрзинову Сергею Витальевичу (г. Москва), кулер Limba 2000 выиграл kamr@d (г. Йошкар-Ола).

Призы будут высланы в течение 2-х дней. Просьба к победителям: выслать свою фотографию с призом, опубликуем на сайте.


Ваши замечания и предложения по викторине предлагаю обсудить в специально созданной ветке конференции.

Викторина от GlacialTech - третий, заключительный этап.

Вчера мы узнали о том, что видеокарта GeForce 7800 GT не заменит собой GeForce 6800 GT, и давно мечтавшие о покупке последней смогут её приобрести по меньшей цене. Между тем, характеристики GeForce 7800 GT и ориентировочные сроки анонса не разглашались.

Ситуацию отчасти исправил вездесущий сайт HKE PC, который заявил о планах nVidia анонсировать GeForce 7800 GT уже в этом месяце. Самое удивительное, что при этом никто из партнёров компании о характеристиках этой видеокарты ничего не знает, вся информация хранится в секрете. В таких условиях ожидать скорого анонса было бы наивно, но предоставим гонконгским коллегам самими отвечать за свои слова. Нельзя исключать, что анонс GeForce 7800 GT действительно состоится в конце этого месяца.

Сообщаются и некоторые подробности о технических характеристиках видеокарты. Предполагается, что ядро будет работать на частоте 335 МГц против 430 МГц у GeForce 7800 GTX. Почему именно 335 МГц? Возможно, эта частота получена повышением частоты работы в режиме 2D на 60 МГц. Разница между частотами ядер GeForce 7800 GTX и GeForce 7800 GT достигает 95 МГц, что почти в два раза выше, чем в случае с GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 GT. Соответственно, выше будет и разрыв в уровне производительности, однако перекрыть его удастся при помощи разгона.

Видеокарты GeForce 7800 GT будут иметь несколько иной дизайн печатной платы по сравнению с GeForce 7800 GTX. Они будут комплектоваться 256 Мб памяти типа GDDR-3 со временем выборки 2.0 нс. Соответственно, частота памяти GeForce 7800 GT может достигать 1000-1100 МГц DDR. Однако, даже 2.0 нс память может хорошо разгоняться до частоты 1200 МГц DDR и выше, а соблазн использования отдельными производителями более быстрой 1.6 нс памяти достаточно велик. Проблема в том, что производство видеокарт GeForce 7800 GT компания nVidia может сосредоточить в одних руках, и плат с более быстрой памятью мы не увидим очень долго.

Интересно, что при достаточно большом разрыве в тактовых частотах с GeForce 7800 GTX видеокарты GeForce 7800 GT сохраняют относительно высокую цену - $499. Конечно, это на $100 дешевле GeForce 7800 GTX, но для претендующего на любовь оверклокеров графического решения всё равно дорого. Однако, готовые отдать "всё для фронта, всё для победы" любители разгона наверняка присмотрятся к более доступным видеокартам семейства GeForce 7800 GT, поскольку сотню-другую долларов они всё же позволят сэкономить.

В настоящий момент семейство GeForce 6200 состоит из трёх основных модификаций видеокарт: GeForce 6200 на базе чипа NV43 с отключенными четырьмя конвейерами и поддержкой PCI Express x16, GeForce 6200A на базе чипа NV44A с врождённой поддержкой AGP 8x и GeForce 6200TC с интерфейсом PCI Express x16 и поддержкой технологии TurboCache. Легко догадаться, что GeForce 6200 на базе урезанного чипа NV43 пользуется популярностью у покупателей, хотя в последних ревизиях возможность программного включения конвейеров должна быть заблокирована. Производитель же от существования такой видеокарты не в восторге - чип NV43 приходится урезать и "притормаживать", в итоге видеокарта получается достаточно дорогой для своего сегмента. С другой стороны, существовать решение такого класса непременно должно - уровень производительности GeForce 6200TC удовлетворяет далеко не всех владельцев систем с интерфейсом PCI Express x16.

В своё время именно из-за осознания этого факта nVidia выпустила чип NV44A с врождённой поддержкой AGP 8x: основанные на нём видеокарты предлагали владельцам устаревающих систем неплохую функциональность по привлекательной цене. Отсутствие переходного моста HSI и "скрытых" конвейеров делало видеокарты относительно дешёвыми в производстве. Одним словом, сегмент решений с интерфейсом PCI Express x16 требовал идентичного продукта.

Как сообщил вчера гонконгский сайт HKE PC, подобное графическое решение скоро появится в арсенале nVidia. Видеокарты GeForce 6600 LE придут на замену GeForce 6200 PCI-E. Они будут основаны на новом чипе с четырьмя пиксельными конвейерами с врождённой поддержкой PCI Express x16 и SLI. Как именно будет поддерживаться SLI - через интерфейс MIO или через PCI Express x16, не уточняется. Отказ от использования SLI-моста приводит к падению производительности на 5-15%, однако в некоторых случаях цифра может достигать 30%. Некоторые производители видеокарт не исключают возможности выхода модификаций GeForce 6600 с интерфейсом MIO, так что и GeForce 6600 LE может им обзавестись.

Важно, что GeForce 6600 LE будет дешевле GeForce 6200 PCI-E. В принципе, для этого подобная замена и затевалась. Несёт ли суффикс "LE" какие-то намёки на урезание шины памяти до 64 бит, не уточняется. Исходя из сообщений о сопоставимой с GeForce 6200 PCI-E производительности мы можем сделать вывод, что шина памяти урезанию не подвергалась.

Пока поставки решений с поддержкой CrossFire ещё не начались, но с перечнем необходимых для использования этой технологии условий мы уже ознакомились. Надо сказать, накладываемые ограничения совсем не обрадовали потенциальных владельцев систем с поддержкой CrossFire. Для полноценной работы в этом режиме требовалась материнская плата на определённом чипсете с двумя слотами PCI Express x16, работающими по схеме "PCI Express x8 + PCI Express x8". Кроме того, нужна была специальная видеокарта серии CrossFire Edition, оснащённая чипом Compositing Engine и портом DMS. В качестве пары для такой видеокарты могла подходить любая из одноимённых плат класса Radeon X800 или Radeon X850. Хотя некоторые перспективы поэтапной модернизации системы такой подход оставлял, в целом всё мероприятие получалось довольно накладным. Особенно на фоне недавней либерализации технологии SLI, выразившейся в появлении поддержки видеокарт GeForce 6600 и отказа от использования SLI-моста. Хотя эффект от объединения двух видеокарт GeForce 6600 в режиме SLI не оправдывал затрат, чисто психологически nVidia получала преимущество - Radeon X700 поддержку CrossFire не гарантировал.

Между тем, лазейка для активации поддержки CrossFire на видеокартах без "чипа-смесителя", то есть, двух ведомых видеокартах, была открыта ещё в первые дни после анонса технологии. Сугубо для получения высоких результатов в бенчмарках можно было объединить на материнской плате с поддержкой CrossFire две ведомых видеокарты, подключить монитор к выходу одной из них, и получать все чётные или все нечётные кадры в режиме AFR. Условно говоря, настоящий режим AFR можно сравнить с бегом по лестнице вверх, когда ноги участника соревнований ступают на каждую ступень. Если же шагать через одну ступеньку, то добежать до верхнего этажа можно как минимум за то же время. Однако, пропуск ступенек не так страшен, как пропуск кадров - нельзя исключать, что при определённой скорости воспроизведения сцены отсутствие плавности движения станет слишком заметным. На больших скоростях в несколько десятков кадров в секунду "выпадение" кадров может быть менее заметным.

Если вы готовы с этим мириться, то вас очень обрадуют достижения гонконгских коллег с сайта HKE PC, которые после месяца упорной работы "взломали" технологию CrossFire, научив её работать с любыми видеокартами, основанными на чипах ATI с врождённой поддержкой PCI Express x16. Были проведены эксперименты не только с Radeon X800 Pro, но и с Radeon X700 Pro, а также с Radeon X700 и Radeon X300SE HyperMemory!

Надо заметить, добиться работы этих видеокарт в режиме CrossFire было не так просто: авторы эксперимента долгое время сличали BIOS видеокарт Radeon X850 XT и Radeon X850 XT CrossFire Edition, после чего модифицировали микрокод первой по образу и подобию второй, чтобы заставить драйверы воспринимать нужный Device ID. Сами драйверы тоже были модифицированы, и только после этого всё заработало. Естественно, что от использования кабеля-смесителя пришлось отказаться, монитор подключался к одной из видеокарт.

Прирост производительности в основных бенчмарках типа 3DMark различных версий и Doom III колебался от 40% до 100%, но чаще всего он укладывался в диапазон 70-80%. Характерно, что хороший уровень прироста наблюдался и при использовании достаточно слабых видеокарт типа Radeon X700 и Radeon X300SE, что позволяет говорить об отсутствии негативного влияния реализации CrossFire по обходному пути на производительность. Другое дело, что качество графики страдает из-за пресловутого выпадения кадров, но это уже отдельный разговор. Кстати, объединять две видеокарты типа Radeon X300 SE HyperMemory в одной системе тоже нет смысла - прирост производительности не настолько велик, чтобы оправдывать затраты. Достаточно купить одиночную видеокарту Radeon X700, чтобы получить лучшее соотношение цены и производительности.

Вполне возможно, что некоторые из этих открытий ATI уже готова взять на вооружение, ведь nVidia продолжает опускать стоимость "входного билета" в Клуб SLI, обеспечивая поддержку всё более дешёвых видеокарт. Возможно, именно поэтому подготовка решений с поддержкой CrossFire к серийным поставкам несколько затянулась. Ожидается, что примерно 15 июля ATI заявит о доступности соответствующих продуктов, чуть позднее соответствующие заявления сделают партнёры компании.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают