Платим блогерам

Новости 04 июня 2003 года

Видеоплаты Radeon 9600 Pro уже успели побывать в тестовых лабораториях всего мира и зарекомендовать себя в качестве отличного оверклокерского решения, а вот менее именитый родственник, Radeon 9600, появлялся в наших новостях достаточно редко. Тем более, что все данные о его производительности существовали лишь на уровне догадок и предположений.

Сегодня мы имеем возможность исправить эту досадную несправедливость, поскольку одно из тайваньских изданий опубликовало результаты экспресс-теста видеокарты Magic-Pro Radeon 9600, которая внешене полностью идентична рассмотренному нами ранее изделию Joytech:

Пассивный радиатор на чипе и 4 нс память Hynix в конструктиве TSOP-II общим объемом 128 Мб - вот признаки подобных видеоплат.

Заметим, что для номинальных частот 325/400 МГц время выборки памяти подобрано с запасом, ибо теоретически она способна работать на частоте 500 МГц DDR. Помещать ей это сделать могут только упрощенный дизайн печатной платы и отсутствие дополнительного охлаждения.

Самое ценное в обзоре наших азиатских коллег - это результаты производительности и разгона! Итак, состав тестовой платформы был следующим:

  • Процессор Athlon XP 2700+;
  • Материнская плата Epox 8RDA+;
  • Оперативная память Kingston DDR 333 объемом 512 Мб;
  • Драйверы ATI Catalyst 3.4.

Мы можем привести только результаты бенчмарков серии 3DMark, но на "безрыбье и рак рыба" :)...

  • 3DMark 2001 SE - 10181 "попугай";
  • 3DMark 2003 - 2570 "попугаев".

Сложно сказать, какой графический режим использовался для тестирования, но судя по примерным пропорциям производительности, это был 1024 х 768 при 32-битном цвете. В аналогичных условиях видеокарта класса Radeon 9600 Pro способна достигать счета в 11500 очков в 3DMark 2001 SE и 3250 очков в тесте 3DMark 2003. Разумеется, результат подобран грубо и используется только для примерного сопоставления производительности.

При таком раскладе получается, что Radeon 9600 Pro обходит Radeon 9600 в тесте 3DMark 2001 SE примерно на 12%, а в новейшей версии теста - уже где-то на 26%. Тесты эти не претендуют на объективность и достаточность, но весьма хорошо подходят для сопоставления сил этих родственных решений. Так, номинальные частоты чипа версии Pro превышают младшую модель на 23%, по памяти разница составляет все 50%. Примерную разницу в производительности вы почувствовали - скажем, в среднем 20% в пользу Radeon 9600 Pro. Теперь вспомним уровень цен: Radeon 9600 Pro сейчас продается за $220, а Radeon 9600 - за $125. Разница в цене составляет почти $100 или 76%! Готовы ли вы платить за эти дополнительных 20% такие деньги? Полагаю, что пока нет :).

Как изменится ситуация при разгоне, предугадать не сложно. Radeon 9600 Pro может разогнаться с номинала 400/600 МГц до 550/730 МГц, то есть на 37% по чипу и 22% по памяти. Сегодняшний герой разогнался до 410 МГц по чипу и 460 МГц DDR по памяти. Естественно, что разгон на 26% по чипу и 15% по памяти не может удовлетворить требовательных оверклокеров, но для этой цены вполне нормально. Имей видеоплата дополнительное охлаждение памяти и чипа, и результаты можно было слегка улучшить...

Мы замечаем, что разницу в номинальных частотах чипа версия Radeon 9600 спокойно перекрывает. Память иного конструктива и с менее удачным временем выборки претендовать на хороший разгон не может. Если производители со временем научатся оснащать дешевые Radeon 9600 качественной памятью, то привлекательность этих плат может резко возрасти. Сравните - он наверняка быстрее того же GeForce FX 5200, по цене находящегося в том же сегменте, да и поддержка DVI и DirectX 9 на изделии Magic-Pro присутствует...

Между тем, производители продолжают поднимать номинальные частоты Radeon 9600 Pro. Вслед за SUMA аналогичный шаг предпринимает Sapphire, известный своими сюрпризами в области быстродействия памяти. Итак, компания анонсирует видеокарту Atlantis Radeon 9600 Pro FireBlade Edition (нечто типа "огненного клинка"), память которой гарантированно может разгоняться до 660 МГц DDR. Если эта цифра является предельной, то вполне можно обойтись 3 нс памятью, однако стандартом для эталонных видеоплат является память с временем выборки 2,8 нс. Впрочем, насколько удачной будет эта версия Radeon 9600 Pro в разгоне, мы все сможем вскоре убедиться - видеоплаты Sapphire очень популярны в России, так что первые экземпляры появятся на отечественных прилавках не позднее остального мира.

Р fin

Видимо, автор программы Avant Browser хочет, чтобы у посетителей закружилась голова от выходов новых версий и сборок, которые происходят иногда по несколько раз в день. Принимаем очередную версию этого бесплатного web-браузер на движке Internet Explorer с отличными возможностями.

В новой версии 8.01 Build 103:

  • Добавлена поддержка панели инструментов Google
  • Добавлена поддержка панели инструментов Yahoo! Companion

Скачать можно здесь:

  • Avant Browser 8.01 Build 103 (0,94 МБ, Windows 98/ME/NT/2000/XP)

Для работы программа требует Internet Explorer 5.5 или более новый.

До определенного момента канадская компания ATI являлась монополистом на производство видеокарт на основе собственных видеочипов, однако с ростом популярности продукции и ее диверсификацией потребности в услугах сторонних производителей начали расти. На сегодняшний день наиболее известными партнерами компании по производству видеокарт являются Sapphire, Power Color, Tyan и Gigabyte. Видеокарты собственного производства ATI клеймит лейблом "Built by ATI" ("сделано ATI"), а продукция партнеров на основе видеочипов ATI имеет право носить только лейбл "Powered by ATI" (~ "оснащено видеочипом ATI"). Видеокарты собственного производства ATI появляются на рынке в первую очередь, они отличаются более высокой ценой и строгим соответствием эталонному дизайну.

К слову, компания Nvidia уже давно перешла на такую модель производства. Сконцентрировать производство видеоплат в своих руках она вновь пыталась только после анонса GeForce FX 5800 Ultra, но даже в этом случае эталонные платы производились бы партнерами Nvidia под строгим контролем компании.

Сегодня появились слухи о том, что ATI может в будущем перейти на подобную модель ведения бизнеса, отказавшись от производства собственных видеоплат в пользу видеочипов. Итак, сайт Athlon XP со ссылкой на пожелавшего остаться неизвестным представителя ATI сообщил, что компания в скором времени откажется от производства видеокарт под собственной маркой, кроме серии видеокомбайнов All-In-Wonder. Все видеоплаты на чипах ATI будут поставляться сторонними производителями. Кстати, анонсированная недавно модель Radeon 9800 Pro с 256 Мб памяти DDR-II будет производиться только партнерами ATI. Точнее говоря, первые два-три месяца флагманские модели видеокарт будут производиться ATI, но продаваться они будут под другими марками. Когда партнеры наладят массовое производство новинок, собственное производство ATI будет постепенно свернуто. Разница в цене между Radeon 9800 Pro от ATI и аналога стороннего производителя может составлять до $30 (разумеется, что последний дешевле :)).

Все гарантийные обязательства на продукты с лейблом "Built by ATI" первое время будут поддерживаться компанией, телефон бесплатной технической поддержки будет функционировать. Однако, владельцы видеоплат с лейблом "Powered by ATI" будут вынуждены пользоваться телефоном платной технической поддержки. Все гарантийные обязательства на вновь выпущенные сторонними производителями видеоплаты лягут на плечи соответствующих компаний. Понятно, что не все из них с целью экономии смогут обеспечить столь же высокий уровень сервиса и поддержки, поэтому у потребителей видеокарт на основе чипов ATI скоро не останется альтернативы в плане льгот по сервисной поддержке.

Для конечных потребителей эти новшества могут обернуться более демократичным уровнем цен. Данная информация не носит официального характера, поэтому воспринимать ее стоит с некоторой долей осторожности.

Мы уже раскрыли нашим читателям секреты Intel в отношении реализации режима PAT на чипсете i865PE, главным разгласителем тайны оказалась компания Asus и ее материнская плата P4P800. Похоже, что исключать возможность использования PAT на этой плате Asus не собирается, несмотря на конфликт с Intel. На сайте компании теперь восстановлен пресс-релиз с упоминанием технологии Hyper Path, причем он практически дословно повторяет сказанное ранее в отношении PAT :). Просто теперь у технологии сменилась "вывеска"...

Кстати, есть на сайте Asus и новый BIOS версии 1007, который позволяет активизировать пресловутый режим:

Раздобыв материнские платы Asus P4P800 ревизии 1.02 и прошив в них новый BIOS 1007, наши коллеги с сайта Tom's Hardware Guide решили провести свое расследование на тему присутствия PAT в чипсете i865PE.

Собственно, в отношении появления PAT на платах Asus нам становится известно, что компания тщательным образом отбирает чипы северного моста i865PE (возможно, и i865P), комплектуя свои продукты только теми чипами, которые успешно проходят тест на поддержку PAT. Материнские платы других производителей могут иметь возможность активизации PAT на чипсетах i865, однако среди чипов северного моста могут попадаться "полудефектные" чипы, которые прекрасно работают и разгоняются, но не позволяют использовать те самые "обходные пути", которые и составляют "саму соль" технологии PAT.

Кроме того, в отношении отличий образцов материнских плат Asus P4P800 для прессы и серийных образцов было сделано не очень приятное открытие – помимо отсутствия некоторых элементов, серийные платы демонстрировали на 11% меньшую производительность в тестах памяти с версией BIOS 1006. Тем не менее, новейшая версия BIOS 1007 выравнивает оба варианта платы в производительности. Кстати, в нашей лаборатории побывала именно серийная плата Asus P4P800.

Таким образом, имеющиеся в продаже материнские платы Asus P4P800 могут прекрасно конкурировать с более дорогими Asus P4C800. По возможностям разгона и настройки они теперь полностью идентичны, так что купившим более дорогие платы остается кусать себе локти :)...

Поскольку массовое производство видеокарт класса GeForce FX 5600 набирает обороты, а в случае с GeForce FX 5200 попросту идет полным ходом, то более старые в моральном отношении видеокарты GeForce 4 Ti 4200 начинают заметно дешеветь. Снижение цен коснулось и убогих GeForce 4 MX 440, однако большого потенциала по снижению цен у этих видеоплат не наблюдается – они и так стоят $50-60.

На Тайване было отмечено снижение цен на 128 Мб видеокарты GeForce 4 Ti 4200 до уровня $117, что при ожидаемом аналогичном снижении цены на нашем рынке ставит эти видеоплаты в разряд доступных массовому пользователю с ограниченным бюджетом. Если совсем недавно для цены в окрестностях $100 рекомендовались видеокарты GeForce 3, как имеющие хорошее соотношение "цена/производительность", то сейчас им на замену могут прийти более производительные GeForce 4 Ti 4200, в том числе и в модификациях с поддержкой AGP 8x.

Эти видеоплаты еще способны уверенно противостоять новинкам типа GeForce FX 5200 и GeForce FX 5600, а при удачном дизайне и быстрой памяти разгоняться до показателей GeForce 4 Ti 4600. Разумеется, что GeForce 4 Ti 4200 не поддерживает технологий DirectX 9, но с уровнем DirectX 8.1 справляется вполне успешно.

Поклонники продукции ATI могут ожидать от этой тенденции несколько меньших результатов – дефицит чипов ATI не позволяет производителям снижать цены столь интенсивно. Тем не менее, видеокарты ATI также начинают дешеветь. Заметим, что в ценовой категории до $200 тот же Radeon 9500 Pro продолжает оставаться лидеров в большинстве тестов, однако найти его в продаже не всегда просто. Так или иначе, но от грядущего снижения цен выиграют все – независимо от их пристрастий :).

Как мы уже недавно сообщили, процессор Pentium 4 3.2 ГГц на ядре Northwood-D1 будет официально анонсирован 23 июня, однако в розничной продаже его можно при желании и наличии кругленькой суммы порядка $700 найти уже сейчас.

Не знаем, насколько розничные образцы этого процессора распространены во Франции, но нашим коллегам с сайта x86-secret удалось раздобыть инженерный образец этого процессора. Разумеется, что получили они его не для выставления на обозрение публике, а для тестирования, но пока вполне предсказуемые результаты тестов не опубликованы, они решили показать фотографии данного экземпляра:

Маркировка однозначно выдает инженерный образец:

Практическая ценность конкретного экземпляр может заключаться в поддержке 800 МГц шины, технологии Hyper-Threading и разблокированном множителе. Частотный потенциал этой модели не слишком далек от технологического предела 0,13 мкм ядра Northwood, поэтому в качестве процессора для экспериментов более предпочтительно использовать младшие модели инженерных образцов степпинга D1. Впрочем, ценовой вопрос в случае предсерийных образцов не так важен – испытатели за тестовые образцы из своего кармана не платят :).

Серийный же аналог рассматриваемого процессора выйдет в конце июня по цене $637, и только 26 октября цена на него снизится до $417. Особых успехов в разгоне эта модель не обещает, поэтому для широких масс оверклокеров довольно безынтересна.

Мы нечасто пишем о тенденциях развития оверклокерского движения на альтернативных так называемым IBM PC-совместимым платформах, но это отнюдь не означает, что оверклокерское движение вынуждено ютиться в узких рамках этой платформы. Оверклокинг – это состояние души и стиль жизни, если хотите :). Поэтому даже сильные аппаратные и архитектурные ограничения не могут воспрепятствовать разгону – пример тому мы приведем сегодня.

Речь пойдет о разгоне системы класса Apple Mac, причем не ординарном разгоне, а экстремальном. Привыкших к диким цифрам из диапазона свыше 4 ГГц пользователям PC вынужден сразу заявить – не тактовой частотой силен Mac, поэтому и предельные частоты разгона для него еще лежат в пределах до 2 ГГц. Более того, разгонный потенциал процессоров серии G4 не измеряется десятками процентов прироста, а уж тем более сотней, что было возможно при экстремальном разгоне Thoroughbred-B. С позиции экстремальности охлаждения данный эксперимент также не претендует на абсолютный мировой межплатформенный рекорд – дело ограничилось лишь жидкостным охлаждением "с холодком". Тем не менее, эксперимент для Mac'ов уникальный, и мы не смогли равнодушно пройти мимо, считая своим долгом познакомить вас с достижениями "братьев по разуму".

Последние в данном случае опубликовали свой обзор на популярном среди пользователей Mac'ов франкоязычном сайте MacBidouille. Прежде, чем перейти к рассмотрению результатов эксперимента, предлагаю вам изучить особенности технологии разгона систем на основе процессоров G4 и им подобных. Желающие "до всего доходить своим умом" могут сделать это самостоятельно посредством посещения специализированного сайта с "говорящим названием" XLR8YourMac, что в вольной интерпретации означает "Ускорь Свой Mac". Менее инициативную часть аудитории мы приглашаем разобраться в основах разгона Mac'ов вместе с нами...

Итак, для платформы Mac понятие разгона носит несколько иной смысл, чем для PC. Во-первых, большинство процессорных плат имеют достаточно ограниченные возможности регулирования параметров процессора, либо не имеют их вообще. Кстати, разгон G4 осуществляется путем увеличения множителя и поднятия напряжения – особого выбора в средствах у "яблочных оверклокеров" не остается :(.

Рассмотрим устройство типичной процессорной платы для G4. Почему именно "процессорной"? Просто архитектура системы Mac такова, что процессор расположен на специальной небольшой плате, где имеется кэш-память третьего уровня и вся силовая разводка по питанию процессора и кэша L3. Плата соединяется с системной посредством специального интерфейса.

Итак, с лицевой стороны на процессорной плате расположены:

  1. Центральный процессор;
  2. Кэш-память SRAM L3 2 Мб;
  3. Цепь питания ядра процессора;
  4. Цепь питания кэш-памяти L3;
  5. Цепь питания шины "кэш L3-центральный процессор";
  6. Интерфейсный разъем для подключения к системной плате.

Аналогично видны элементы с обратной стороны:

Заметим, что в большинстве случаев для разгона процессора требуется перепаивать резисторы на процессорной плате – это позволяет установить нужный множитель и напряжения. На рисунке необходимые для модификации группы элементов обведены красной рамкой.

Разумеется, что некоторые процессорные платы имеют определенный диапазон регулирования ключевых параметров, но для предельного разгона необходимо аппаратно модифицировать плату. Кроме того, процессоры G4 при разгоне выделяют заметное количество тепловой энергии, поэтому вопрос охлаждения должен быть продуман тщательнейшим образом.

Вернемся к эксперименту по экстремальному разгону процессора G4 800 МГц. Это самый младший на сегодня процессор семейства, так что каноны оверклокерского искусства здесь не нарушены :). Для охлаждения было решено использовать систему жидкостного охлаждения Thermaltake Aquarius II, процессорная плата GigaDesign не только имела возможности регулирования множителя и напряжения на процессоре (до 2,05 В при номинале 1,6 В), но и позволяла устанавливать PC-совместимые устройства охлаждения. Заметим, что серийные системы водяного охлаждения для нужд Mac можно адаптировать только путем сложной модификации крепления процессорного радиатора. Заметим, что избранная для эксперимента плата не имела встроенной кэш-памяти L3 – дешевые варианты плат позволяют обходиться без нее, в ущерб производительности, разумеется.

Вот и сама процессорная плата с установленным ватерблоком:

Мы не будем томить вас длительным описанием каждого этапа повышения частоты процессора и напряжения на ядре. Скажем только, что процессорная шина 100 МГц позволяет разгонять процессор путем изменения множителя с шагом в 0,5х. Итак, в итоге при напряжении 2,7 В была достигнута устойчивая работа процессора на частоте 1,1 ГГц. Заметим, что после рубежа в 2,5 В особых изменений в стабильности системы не наблюдалось, а для подстраховки от перегрева решено было поместить элементы системы охлаждения в емкости со льдом:

В итоге получен прирост тактовой частоты в 300 МГц, то есть 37,5%. Заметим, это очень много для процессора семейства G4! Авторы модификации обещали попробовать на экстремальный разгон процессор 1 ГГц, который при повышении напряжения до 1,95 В легко достигает частоты 1,2 ГГц без дополнительных мер по охлаждению. Самый лакомый кусочек для разгона – модель с тактовой частотой 1,4 ГГц, но о возможности проведения такого эксперимента авторы пока говорят с неуверенностью.

Что же могут значить все эти невысокие для пользователей PC цифры? Разумеется, что прямого сопоставления производительности двух платформ сделать нельзя – разные аппаратные и программные платформы не позволяют так поступить. Однако, отдельные приложения типа Photoshop и QuickTime все же позволяют сравнивать производительность двух различных платформ. Так вот, использовавшийся в разгоне процессор 800 МГц в этих задачах можно грубо сопоставить с Pentium 4 1.2-1.4 ГГц, а в некоторых тестах – с моделями выше 1.6 ГГц. Кстати, новейший процессор G5 (Power PC 970) с тактовой частотой 1.4 ГГц сможет легко "уделать" Pentium 4 3.0C, если верить результатам первых тестов. Архитектура G5 так же с нетерпением ожидается пользователями Mac, как и Athlon 64 пользователями PC – этот процессор также будет иметь гибридную архитектуру с поддержкой 32/64-битных приложений.

В заключение хотелось бы выразить признательность Олегу Любченко, ведущему новостного раздела сайта MacTime, за помощь и консультации при написании данного материала.

Р fin

Новая версия программы TVTool, самого популярного инструмента для настройки TV-выхода видеокарт Nvidia, только что появилась на сайте разработчика. 

В новой версии:

  • Завершено внедрение поддержки мультимониторности.
  • Функция "Воспроизвести на TV" ("Play on TV") контекстного меню теперь поддерживает мультимониторность.
  • Функция зума теперь поддерживает мультимониторность. Добавлены значения 0.5x и 1x.
  • Автоматическая инициализация нестандартных разрешений 768x576 и 720x480. Теперь нет необходимости редактировать inf-файлы.
  • Добавлено управление величиной HUE для BT868/869 и всех чипов Philips.
  • Для чипов Chrontel добавлен отрицательный H-Sync.
  • Функция изменения размера теперь поддерживает мультимониторность.
  • Улучшено распознавание дисплеев отображения в случае мультимониторности.
  • Улучшено распознавание видеокарт. Если установлены несколько видеокарт Nvidia, TVTool обнаруживает карты с TV-out.
  • TVTool управляет TV-режимом только в режиме nView, когда нажата зеленая кнопка.
  • Кнопки выбора разрешения теперь всегда отражают активное в данный момент разрешение TV-режима.
  • Исправлена ошибка со звуковым балансом.
  • Улучшена работа с крупными шрифтами.
  • Эта версия более не ограничена по дате.
  • Некоторые другие изменения и исправления ошибок.

Скачать можно, как всегда, в нашем файловом архиве:

  • TVTool 7.2 (0,29 МБ, Windows 9x/Me/NT/2000/XP)
Р fin

Вышла очередная бета-версия универсальной утилиты для настройки видеокарт PowerStrip. О внесенных изменениях на этот раз известно следующее:

В версии 3.41 build 392

  • исправлен механизм гамма-корекции для видеокарт Wildcat VP
  • обновлена многоязычная поддержка

Скачать можно, как всегда, в нашем файловом архиве:

Сейчас обсуждают