Выбор оптимального процессора стоимостью $60-120 для игрового ПК

17 ноября 2013, воскресенье 00:00

Анализ среднегеометрических результатов, привлекательности покупки и замер энергопотребления

Подведение итогов данного исследования продолжим расчетом среднегеометрической производительности процессоров в двенадцати играх.


Номинал


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Разгон


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Минимальный и средний FPS

При штатном режиме работы процессора, функционирующего в паре с видеокартой GeForce GTX 680 2048 Mбайт:

  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Core i3-2130;
  • Core i3-3210 быстрее A8-6600K на 8-10%;
  • Core i3-3210 быстрее A10-5800K на 10-12%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 760K на 10-12%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-5600K на 11-14%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-6200 BE на 12-15%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4170 ВЕ на 13-17%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-6500 на 13-17%;
  • Core i3-3210 быстрее A10-5700 на 14-17%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 750K на 14-17%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4300 ВЕ на 18-22%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-6100 BE на 19-22%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-5500 BE на 21-24%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 740 на 21-24%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2140 на 25-27%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4100 ВЕ на 25-30%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2120 на 21-37%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2030 на 36-44%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G870 на 40-47%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2010 на 43-56%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G850 на 48-60%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G630 на 63-75%.

При штатном режиме работы процессора, функционирующего в паре с видеокартой Radeon HD 7970 3072 Мбайт:

  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Core i3-2130;
  • Core i3-3210 быстрее A8-6600K на 4-6%;
  • Core i3-3210 быстрее A10-5800K на 4-6%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 760K на 6-7%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-5600K на 7-9%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-6200 BE на 9-11%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4170 ВЕ на 9-11%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-6500 на 9-11%;
  • Core i3-3210 быстрее A10-5700 на 11-13%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 750K на 11-13%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4300 ВЕ на 12-16%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-6100 BE на 13-17%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-5500 BE на 16-19%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 740 на 16-19%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4100 ВЕ на 20-24%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2140 на 24-31%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2120 на 30-38%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2030 на 35-46%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G870 на 38-50%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2010 на 43-55%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G850 на 49-59%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G630 на 62-76%.

После разгона процессора, функционирующего в паре с видеокартой GeForce GTX 680 2048 Mбайт:

  • Core i3-3210 медленнее A8-6600K на 9%;
  • Core i3-3210 медленнее A8-6500 на 5%;
  • Core i3-3210 медленнее A10-5800K на 4%;
  • Core i3-3210 медленнее Athlon II X4 760K на 4%;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с FX-6200 BE;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с A8-5600K;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Athlon II X4 750K;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Core i3-2130;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с X-6100 BE;
  • Core i3-3210 быстрее A10-5700 на 3-4%;
  • Core i3-3210 быстрее A8-5500 BE на 4-6%;
  • Core i3-3210 быстрее Athlon II X4 740 на 5-6%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4300 ВЕ на 5-6%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4170 ВЕ на 5-6%;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4100 ВЕ на 7-8%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2140 на 25-27%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2120 на 21-37%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2030 на 36-44%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G870 на 40-47%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2010 на 43-56%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G850 на 48-60%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G630 на 63-75%.

После разгона процессора, функционирующего в паре с видеокартой Radeon HD 7970 3072 Мбайт:

  • Core i3-3210 медленнее A8-6600K на 12%;
  • Core i3-3210 медленнее A8-6500 на 10%;
  • Core i3-3210 медленнее A10-5800K на 8%;
  • Core i3-3210 медленнее Athlon II X4 760K на 8%;
  • Core i3-3210 медленнее FX-6200 BE на 5-6%;
  • Core i3-3210 медленнее A8-5600K на 5-6%;
  • Core i3-3210 медленнее Athlon II X4 750K на 5-6%;
  • Core i3-3210 медленнее FX-6100 BE на 4%;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с A10-5700;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Core i3-2130;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с A8-5500 BE;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с Athlon II X4 740;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с FX-4300 ВЕ;
  • Core i3-3210 в паритете (+/- 3%) с FX-4170 ВЕ;
  • Core i3-3210 быстрее FX-4100 ВЕ на 3-4%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2140 на 24-31%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2120 на 30-38%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2030 на 35-46%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G870 на 38-50%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G2010 на 43-55%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G850 на 49-59%;
  • Core i3-3210 быстрее Pentium G630 на 62-76%.





Теперь рассмотрим сложившуюся ситуацию с позиции комфортности игрового процесса. Для этого было решено воспользоваться методикой, в основе которой лежат формулы расчета баллов, основанные на учете среднего FPS.

Баллы подсчитывались следующим образом:

  • если avg fps менее 60, то ((avg fps/60)^2)*100%.
  • если avg fps более 60, то ((avg fps/60)^(1/2))*100%.

При величине avg fps значительно меньше 60, система набирает незначительное количество баллов. Если величина avg fps значительно больше 60, то прирост баллов у конфигурации минимален, что снижает влияние на итоговые баллы игр с высоким avg fps. Когда avg fps близок к значению 60, система получает наибольшее количество баллов.

Если системный блок обеспечил комфортную производительность – 60 avg fps, то ему в актив заносится 100 баллов.

При помощи вышеуказанных формул были рассчитаны баллы для всех конфигураций по отдельно взятым играм. Дальше был выведен итоговый балл, путем расчета среднегеометрической величины по двенадцати играм.

Вот примеры расчетов итоговых баллов для систем:

Также для наглядности были введены шкалы комфортной и приемлемой производительности. Рассчитывались они следующим образом:

  • Комфортная производительность = 60 fps =((60/60)^2)*100% = 100 * 12 игр = 1200 баллов.
  • Приемлемая производительность = 40 fps =((40/60)^2)*100% = 44 * 12 игр = 528 баллов.





По итогам расчетов была построена следующая диаграмма:


Номинал


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Разгон


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Баллы (Средний FPS)

Перейдем к рассмотрению привлекательности покупки данных процессоров.

Для выведения соотношения стоимости и производительности ЦП бралась их средневзвешенная цена. Были взяты цены нескольких крупных магазинов (Джаст, Регард, OLDI, Ситилинк, XPERT, НИКС) и на их основе рассчитан среднеарифметический ценник CPU.

  • Core i3-3210 - $118;

  • Pentium G2140 - $93;
  • Pentium G2120 - $71;
  • Pentium G2030 - $65;
  • Pentium G2010 - $62;

  • Core i3-2130 - $117;

  • Pentium G870 - $84;
  • Pentium G850 - $73;
  • Pentium G630 - $64;

  • FX-4300 ВЕ - $107;

  • FX-6200 BE - $115;
  • FX-6100 BE - $105;
  • FX-4170 ВЕ - $112;
  • FX-4100 ВЕ - $96;

  • A8-6600K - $105;
  • A8-6500 - $98;

  • A10-5800K - $118;
  • A10-5700 - $112;
  • A8-5600K - $90;
  • A8-5500 - $85;

  • Athlon II X4 760K - $84;
  • Athlon II X4 750K - $75;
  • Athlon II X4 740 - $66.

Соотношение стоимости и производительности процессоров ($/средний FPS)


Номинал


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Разгон


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
$ / средний FPS

Перейдем к рассмотрению энергопотребления процессоров.

Измерение энергопотребления CPU проводилось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC2. Она измеряет потребление системы в целом (без учета монитора), а не отдельные компоненты системного блока.

В 3D-режиме замер энергопотребления проводился в «игровом» режиме. В нем потребление электричества замерялось в игре Formula 1 2012. Результаты замеров представлены в следующей таблице:





Сводная таблица энергопотребления процессоров в играх

Далее были рассчитаны среднеарифметические цифры энергопотребления для каждой системы с отдельной видеокартой, которые впоследствии вошли в сводную диаграмму.

Измерение энергопотребления систем


3D режим - номинал (игры)


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

3D режим - разгон (игры)


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Вт


Соотношение «игрового» энергопотребления и производительности систем (Вт/средний FPS)


3D режим - номинал (игры)


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

3D режим - разгон (игры)


GeForce GTX 680 2048 Mбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Radeon HD 7970 3072 Мбайт

Включите JavaScript, чтобы видеть графики
Вт / средний FPS

В завершение определим оптимальные процессоры. Для этого была введена система баллов, учитывающая три основные категории:

  • 1. Среднегеометрическая производительность систем в двенадцати играх (средний FPS);
  • 2. Соотношение «цена/производительность» ($/средний FPS);
  • 3. Соотношение «энергопотребление/производительность» систем (Вт/средний FPS).

Баллы начисляются следующим образом. За основу взяты сто баллов (100%). Далее происходит суммирование показателей определенной категории, и баллы начисляются в соответствии с долей, занимаемой конфигурацией в каком-либо сегменте.





Вот пример расчета:

Балл = (FPS системы / сумма FPS)*100

Важным нюансом является то, что по первой категории баллы начисляются за максимальные значения, а по второй и третьей категориям – за минимальные.

Дальше приведены таблицы расчета баллов по всем трем категориям.

Таблица расчета баллов на основе среднегеометрической производительности систем в двенадцати играх (средний FPS)


Таблица расчета баллов на основе соотношения «цена/производительность» конфигураций ($/средний FPS)


Таблица расчета баллов на основе соотношения «энергопотребление/производительность» систем (Вт/средний FPS)


Таблица итоговых баллов, полученных путем суммирования баллов вышеуказанных трех категорий

На основе просуммированных баллов было сделано заключение. Оптимальными считались системы, набравшие максимальное количество суммарных баллов с погрешностью 5%. Например, если лидирующая конфигурация набирала 20 баллов, то оптимальными также считались системы, набравшие 19 баллов.

Заключение

Стоит отметить, что в номинальном режиме работы просматривался существенный разрыв в производительности между младшими и старшими/средними процессорами, который увеличился после разгона. Так, если в штатном режиме модели Core i3-3210 и i3-2130 были безоговорочными лидерами, то после повышения тактовых частот они расположились в середине общего зачета. Причиной тому стала невозможность разгона ЦП Intel.

Несомненным плюсом для большинства протестированных CPU стало то, что они смогли обеспечить комфортную производительность в обоих режимах работы. Для бюджетной группы это впечатляющее достижение.

В дисциплине «цена/производительность» доминировали процессоры AMD, хотя их превосходство над оппонентами нельзя назвать подавляющим. Зато по уровню энергопотребления модельный ряд Intel вышел вперед, будучи экономичнее соперников. Тем не менее, в случае с энергоэффективностью (соотношение «энергопотребление/производительность») большинство процессоров AMD составили достойную конкуренцию CPU Intel.

  • Для системы с GeForce GTX 680 2048 Mбайт, работающей в номинальном режиме, оптимальными будут ЦП Core i3-3210, Core i3-2130, A8-5600K, Athlon II X4 760K, Athlon II X4 750K и Athlon II X4 740.
  • Для конфигурации на базе Radeon HD 7970 3072 Мбайт, функционирующей в штатном режиме, оптимальными будут Core i3-3210, Core i3-2130, A8-6600K, A8-5600K, Athlon II X4 760K, Athlon II X4 750K и Athlon II X4 740.
  • Для системы с GeForce GTX 680 2048 Mбайт, работающей после разгона, оптимальными будут Core i3-3210, A8-6600K, A8-6500, A8-5600K, Athlon II X4 760K, Athlon II X4 750K и Athlon II X4 740.
  • Для конфигурации на базе Radeon HD 7970 3072 Мбайт, функционирующей после разгона, предпочтительнее A8-6600K, A8-6500, A8-5600K, Athlon II X4 760K, Athlon II X4 750K и Athlon II X4 740.

Дмитрий Прилепских aka Phoenix

Благодарю за помощь в подготовке материала к публикации: donnerjack.

Страницы материала
Страница 5 из 5
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Комментарии 114 Правила

Популярные новости

Сейчас обсуждают