Новые басни о главном – обзор Fable

  • Жанр: RPG.
  • Разработчик: Lionhead Studios и Big Blue Box Studios.
  • Издатель: Microsoft.
  • Сайт игры.

  • Минимальные системные требования:
    • Pentium 4 или Athlon XP 1.4 ГГц;
    • 256 МБ памяти;
    • видеокарта с 64 Мб памяти;
    • 2.7 Гб на винчестере;
    • Windows XP.

  • Рекомендуемые системные требования:
    • Pentium 4 или Athlon XP 2 ГГц;
    • 512 МБ памяти;
    • видеокарта со 128 Мб памяти.

Питер Молинье. Вам что-нибудь говорит это имя? Нет?! Не может быть! Ну, а слово Bullfrog – неужели для вас это всего лишь английское название для Rana catesbeiana? Быть такого не может. Питер Молинье – один из самых известных людей в компьютерно-игровой индустрии, и каждый его проект – это веха жанра, свершение, на которое способны немногие. Syndicate, Populous, Black&White, Dungeon Keeper, а также самые лучшие представители серии Theme – перечислять можно долго. Достаточно сказать, что именно на этом человеке лежит ответственность за появление такого жанра, как god-sim.

Давным-давно мистер Молинье вдруг решил сделать RPG для X-Box, да не простую, а (как обычно) эпохальную. Название игре подобрали соответствующее, амбициозное, – Project Ego. Feature list этой игры, составленный господином Молинье, едва не привел к язвенной болезни на нервной почве у множества моих коллег, работающих с приставками. Общественность затаилась в ожидании чуда. Однако чудес, как вам должно быть известно с раннего детства, не бывает. И человек-легенда был вынужден – частично по вине ограничений этой морально устаревшей приставки, частично из-за банального недостатка денег и времени – идти на компромиссы. Даже название проекта сменили на гораздо менее требовательное Fable...

Разумеется, не всем это пришлось по душе, и столкновение чьего-то желаемого с действительным попортило немало крови проекту. Впрочем, такова судьба всякого разрекламированного долгостроя. До недавнего времени это вряд ли касалось PC-игроков, но вот Fable наконец-то портировали на персональный компьютер, и теперь мы можем узнать, насколько значительными оказались те компромиссы. Вам интересно, не подвел ли творческий гений Молинье? Тогда читайте дальше.

Баснословные осадки

Не следует ждать от Fable откровений. Эта игра не заставит рецензентов судорожно придумывать новые жанровые ярлыки и не породит армию клонов. Перед нами классическая, "правильная" ролевая игра в духе Fallout, имеющая, правда, ряд отличительных черт (ну не могли же Lionhead, в самом деле, сотворить совсем уж "обычную" игру). Ролевая система игры несколько необычна. Игрок получает экспу четырех видов: силовую, навыковую, магическую и общую. Первые три типа начисляются за использование соответствующих им средств, а также в зависимости от той пищи, которую употребляет герой (мясо, например, дает прирост силовой экспы). Общая начисляется за убийство монстров и тому подобные деяния, причем этот более чем тривиальный процесс создатели Fable сумели облагородить сразу двумя необычными нововведениями.

Во-первых, если герою удалось нанести врагу несколько ударов, не понеся при этом никаких потерь, то количество получаемой за монстра награды умножается на некий коэффициент. Множитель этот тем больше, чем больше ударов вы наносите, не получая повреждений. Чрезвычайно любопытная находка. Во-вторых, общая экспа здесь – не абстрактная цифра, а вполне конкретные выпадающие из убитых недругов зеленые сферы, Experience orbs.

Кажется, кто-то метал бисер перед свиньями. Зеленый бисер





Честно говоря, я не знаю, что данное нововведение привносит в геймплей – пожалуй, только принципиальную возможность того, что вожделенные очки опыта зацепятся за какой-нибудь полигон в недоступном месте. Ну, еще, быть может, воскрешает в памяти великолепный Painkiller с его сбором душ... На экспу каждого рода "покупаются" новые и апгрейдятся старые навыки в соответствующей области. К примеру, на силовую можно приобрести +1 к выносливости, а на магическую – следующий уровень владения файерболом. Общая экспа идет в ход, когда запас "отраслевого" опыта уже израсходован, причем общий опыт конвертируется в навыки по невыгодному курсу. Но манчкинам не стоит печалиться – монстры респаунятся при каждом новом заходе в локацию (более того, иногда, очень редко, на уже зачищенных территориях появляются новые квесты), так что вряд ли игрок когда-либо испытает дефицит материала для прокачки.

Очень интересно реализована система оценки убеждений персонажа. В принципе, это традиционная шкала кармы от "злодея" до "святого", знакомая нам по множеству других RPG, но и здесь не обошлось без характерных для Lionhead приемов. Внешность главного героя меняется в зависимости от его "мировоззрения", причем весьма заметно: настоящие ценители прекрасного смогут даже обзавестись парочкой первоклассных рогов. Эстеты также имеют возможность подобрать своему персонажу прическу и набор татуировок (таких, чтобы к рогам подходили). Посильный вклад во внешний облик героя внесут и монстры: их когти, зубы и прочие острые части тела обязательно оставят глубокие шрамы.

Лицо со шрамом. Мафия добралась и до сказочных королевств

Все это не замедлит сказаться на отношении к главному герою окружающих. Одни прически привлекают дам, другие вышли из моды и вызывают лишь отвращение; покрытый шрамами человек в доспехах и при двуручном мече вряд ли вызовет желание над ним посмеяться; а то, что носитель огромных козлиных рогов заслуживает уважительного отношения и шутки с ним плохи, знает всяк, и стар и млад. Единственный недостаток местной, весьма гибкой, ролевой системы – невозможность выбора пола персонажа. Наверняка феминистки уже закидали Lionhead письмами с обвинениями в сексизме, фашизме, шовинизме и прочих грехах.

Порадовали бои: схватки получились динамичными и довольно зрелищными, во многом благодаря простому и удобному управлению. К сожалению, для холодного оружия доступно всего два вида ударов – обычный и супер, который сопровождается свечением меча и не может быть блокирован.

Спустя год в Альбионе была открыта Джедайская Академия

Применение магии, без которой в мире Fable выжить почти невозможно, реализовано немножко неуклюже, но это вполне преодолимо. А вот несовершенство здешнего лука побороть абсолютно невозможно – он отвратителен и бесполезен, ибо противники очень быстро идут на сближение, многочисленны и нередко обладают вполне зрелым ИИ. Имеются незначительные огрехи баланса: так, на поздних этапах игры некоторые заклинания приобретают совершенно несоразмерную силу, становясь универсальным решением любого конфликта. Но это всё мелочи. На свете очень мало RPG, в которых процесс нарезания врагов в капусту может доставить столько удовольствия.

Вжик-вжик-вжик, выноси готовенького

Игровой мир по интерактивности и "автономности" находится примерно на уровне все того же Fallout, или даже чуть выше. Жители городов обильно комментируют поведение главного героя, обсуждая его текущее имя (за покупку нормального имени придется выложить немного золотых), внешний вид и тому подобное. Разумеется, их реакция зависит от известности (renown) персонажа, его привлекательности и степени устрашения (последние зависят от одежды, прически, татуировок, телосложения и морального состояния).

С каждым встречным NPC можно взаимодействовать с помощью разнообразных "жестов" (социалок, как называют их любители онлайновых ролевых игр), набор которых варьируется в зависимости от характеристик персонажа. Всё те же ценители истинной красоты, например, смогут дополнить свой рогатый образ самозабвенным жутким хохотом. Встречных персонажей можно соблазнять (независимо от пола), приглашать присоединиться к путешествию или запугивать. Реакция персонажей, как правило, вполне адекватна, что не может не радовать. Очень умиляет бессильная ярость мужчины, чью жену протагонист соблазнил прямо у него на глазах.





Несколько печалит отсутствие ощущения значимости принимаемых решений. В Fable нет чувства "весомости" воздействия пользователя на игровой мир, у его поступков вряд ли будут серьезные последствия. На самом деле эта игра не про ответственность за совершенные действия. Главное здесь не "большие решения", а количество доступных решений, причем, в основном, маленьких. Детище Lionhead дает игроку шанс позабавиться с огромным количеством возможностей. Самое интересное в Fable – это попытаться воздействовать на игровой мир и его обитателей самыми различными способами и посмотреть, что из этого получится.

Древняя народная мудрость гласит: как курицу пнешь, так она и полетит

Здесь можно жениться (причем как на женщине, так и на мужчине), стать многоженцем, растолстеть, купить дом, заняться челночной торговлей (для чего имеется незамысловатый экономический инструментарий)... Можно взять квест по сопровождению торговца до фермы, прихватить с собой жену и какого-нибудь незадачливого горожанина, заманить их всех в лес и принести там в жертву темному божеству (давненько такого не было).

К слову, о квестах. Именно они, вернее механизм их получения, являются самой слабой стороной этой игры. Подавляющее большинство значимых заданий игрок принимает у карты-"раздатчика" в гильдии. Задания, как правило, являют собой традиционные для жанра "пойди-принеси" и "найди-убей", и нет такого квестового клише, которое не нашло бы себе пристанище в Fable. Но даже здесь разработчикам удалось внести некую изюминку, а именно – бахвальство. Суть нововведения в том, что перед началом задания игрок может похвастаться, что выполнит миссию в одних трусах или, например, не получит повреждений. Выигрывая подобные "пари", можно заметно увеличить награду за квест.

Альтернативных источников квестов раз, два и обчелся: изредка встречный торговец попросит нас проводить его до точки назначения (бедняга даже не догадывается, какая участь его ожидает) или учитель предложит добыть книги для школьной библиотеки. Еще одним источником квестов, к тому же зачастую чрезвычайно необычных, являются Demon Doors. Эти говорящие заслонки скрывают интересные и полезные предметы, и для их открытия придется выполнить некое задание.

Квесты, необходимые для продвижения по сюжетной линии, можно получить только в гильдии. Такая вот "жесткая квестовая вертикаль с сильным центром".

Веселые истории

Завязка Fable донельзя избита. Посудите сами: бандиты нападают на деревню главного героя, убивают всю его семью, однако малыша спасает добрый волшебник, который предлагает ему стать героем. Тем не менее, благодаря качественно написанным диалогам, достойно проработанным персонажам и исключительной иронии, литературная составляющая игры производит хорошее впечатление. Ее не портит даже просто-таки вопиющая линейность, главное – не фокусироваться на "основной линии" и больше внимания уделять побочным квестам и репликам второстепенных персонажей. Только тогда вы сможете по достоинству оценить великолепное чувство юмора ребят из Lionhead. Чего стоит только болтовня челноков, вознамерившихся в сопровождении главного героя пересечь проклятые болота, или, например, трагический конфликт интересов, сложившийся в местном борделе... (Да! В Fable есть бордель, что в играх встречается крайне редко.) Истинных знатоков творчества Питера Молинье наверняка порадует огромное количество шутливых ссылок на его самые известные игры. Определенно, кропотливая работа сценариста, создавшего этот великолепный фарс – одна из самых сильных сторон этого проекта.

Pure Dixieland





Дизайнеры проекта очень постарались. Большинство локаций смотрятся просто великолепно. Болото выглядит мрачным и больным, а гильдия героев представляет собой замечательное собрание, наверное, всех образов "потусторонних академий", какие только мелькали в различных произведениях жанра фэнтези. Разочаровала лишь часовня Скорна, уж очень банально. Персонажи, монстры и оружие удались ничуть не хуже. Образы героев получились очень колоритными: при всей ироничности и "несерьезности" игрового окружения персонажи Fable очень "выпуклые" и достоверные.

Обращает на себя внимание некоторая лубочность мира. Fable состоит из аккуратных, продуманных, но ОЧЕНЬ маленьких карт, хитро переплетенных между собой. Конечно, можно предположить, что это намеренно использованный художественный прием, но все мы понимаем, что виной тому – безумно устаревшая начинка основной целевой платформы игры.

Красота спасет мир

Fable демонстрирует неожиданные графические достижения. Просто невероятно, как много современных возможностей сумели реализовать программисты Lionhead, даже будучи зажаты в безжалостные тиски X-ящика. Умело использованы шейдеры, особенно это заметно при изображении волосяного покрова некоторых монстров.

Ос – это полосатый и волосатый мух!

Казалось бы, вода – это общеизвестная, банальная вещь, которую может достойно изобразить почти каждый, кто умеет писать шейдеры... Но и здесь создателям игры удалось меня удивить! Честно говоря, это сложно передать на скриншоте, и еще сложнее выразить словами, но... впечатляет!

Очень качественно выполнена анимация: и монстры, и главный герой двигаются на редкость эффектно, словно преувеличенно. Приятно удивила несвойственная приставочным проектам детализация помещений. Fable может похвастаться и неплохими, хотя и далеко не идеальными, динамическими тенями и лицевой анимацией.

Последняя, без сомнения, бесконечно далека от идеала в лице Half-Life 2, но все же само присутствие лицевой анимации в игре, изначально ориентированной на X-box, удивляет.





Музыкальная пауза

Ничуть не уступает графике и звуковое оформление игры. Персонажи говорят правильными, хорошо поставленными голосами с приятным акцентом. Налицо работа замечательных актеров и неплохой студии. Музыка производит очень хорошее впечатление. Классические "оркестровые" темы, характерные для игр, действие которых разворачивается в фэнтезийном сеттинге, могут показаться крайне банальными. Но, тем не менее, то ли благодаря динамической смене треков в зависимости от происходящего на экране, то ли благодаря необычным способностям композитора музыкальному сопровождению Fable все-таки удается создать у игрока требуемое настроение. А это – самое главное.

Сказочная техника

Минимальная детализация

Максимальная детализация

Качество релиза оказалось поразительно высоким. Fable работает на редкость стабильно и даже не думает тормозить на моем скромном Athlon XP 2500 @ 2.3 GHz с кулером Gigabyte 3D ULTRA, БП Delta DPS, Abit NF-7 S, 2 x 256 MB Kingston HyperX PC2700 @ 400 MHz dual channel (2.5-3-3-6), Sapphire Radeon 9800 @ Radeon 9800 PRO, Seagate Barracuda IV, Asus DRW 0402PD.

Правда, пользователям видеокарт GeForce рекомендуется отключить внешние программы, фиксирующие refresh rate, иначе игра неизбежно вылетит на рабочий стол. Если отключение этих программ не помогает и игра по-прежнему работает нестабильно, остается только попробовать установить драйверы версии 66.93. Имеется еще одна, очень интересная ошибка, связанная с отсутствием файла d3dx9_25.dll. Для того чтобы исправить эту ошибку, необходимо найти этот файл либо в дистрибутиве DirectX с родного диска игры, либо в Интернете и поместить в папку WINDOWS\SYSTEM32. Насколько мне известно, список важных ошибок этим ограничивается, что не может не радовать.

Приятно и то, что все ошибки скриптов квестов, на которые жаловались многие пользователи X-box, в PC-релизе отсутствуют. Что касается потенциала детища Lionhead в качестве бенчмарка, то у приставочного порта его быть не может в принципе.

В гостях у Молинье

Итак, что же это за зверь, Fable? Скажу сразу: это не революция, не веха жанра и не шедевр на все времена. Но все же Fable – весьма сильная игра. Продуманная, стильная и разнообразная RPG, обладающая в меру интерактивным миром, массой возможностей и увлекательным геймплеем, наполненная искрометным юмором, способным развеселить и сову. Да, на этот раз из-под пера Lionhead вышел не шедевр, способный навсегда изменить лицо индустрии цифровых развлечений, а просто очень добротная игра. Но разве этого мало? По моему скромному мнению, вполне достаточно. Обязательно взгляните на Fable – плохих игр Молинье и команда не делают.


Обсуждение игры идёт в этой ветке нашей конференции.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.5 из 5
голосов: 81


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают