Разгонять или не разгонять, вы еще думаете?


Эта статья была прислана на наш второй конкурс.


Давным-давно, жили-были... Ой, не так...

Давным-давно, месяца так 4 назад, у меня был мощнейший комп... годика эдак на 1998-1999 :). Да, были времена, когда пенек на 450 мегагерцев со 128 метрами на борту и ривой ТНТ считался крутой тачкой, но время шло, прогресс на месте не стоял, оверклокинг (я правильно написал?:)) постепенно входил в жизнь обычных пользователей, конечно не от хорошей жизни (маленькая тавтология, но это ничего, зато как нельзя справедливо отображает смысл того, что я хотел сказать, во!), и этот пенек легким движением руки, которая не дрогнула и переключила перемычку на шину 112 мегагерц, превратился в пенек на 504 мегагерц, мозгов постепенно наросло и стало аж 256, потом 352 метра (или в чем они там меряются?), видеокарта была безжалостно обменяна на Geforce2 MX400 32Мб (сразу скажу, что со второго раза, первый джифорс был неудачный, я бы сказал немного кастрированный по частотам чипа и памяти 166/143 – как неплохо производитель сэкономил на видео для небогатых?). Но прогресс все равно двигался вперед (ну не назад же?), и процессор превращается из 504 в 558 мегагерц и шиной 124 тех самых мегагерц.

Но на дворе шел 2002 год и таким игрушкам, как Aquanox, AVP2, Serious Sam 2 TSE (первый работал прекрасно без тормозов (ударение в этом слове на последний слог, никак не на первый:)) уже и этого процессора было мало. Но по настоящему мне подсказала, что неплохо бы сменить мой чуток устаревший процессор, так это игра SOF2. Таких тормозов я не смог перенести и поэтому снял левую стенку своего системного блока и установил системную шину в 133 MГц, но не тут то было, проц установился на 598 МГц (т.е. почти 600), а от памяти в 352 (128+128+64+32) метра осталось только 64, в смысле компьютер завелся, но высветил при загрузке 64 мегабайта памяти. Я быстренько той самой недрогнувшей рукой, которая переставляла перемычки на материнской плате, выключил комп, пошел поменял штаны, успокоился :), установил перемычки назад на шину 124 МГц и, Слава тебе Господи, мозги ко мне вернулись (если Вы прочитали только это предложение, то настоятельно рекомендуется выделить пару минут и прочитать все с самого начала, дабы правильно трактовать последнее высказывание :).

Чтобы внести хоть какую-то ясность в вышеизложенное, я приведу параметры моего компьютера:

Конфигурация системы до апгрейда:

  • процессор Intel PIII-558 MHz (4,5?124);
  • системная плата ASUS P2B-F (i440BX);
  • оперативная память 352 MB PC124 (CL3);
  • жесткий диск Quantum Fireball 10,2 GB;
  • видеокарта MANLI Geforce2 MX400 230/195;
  • монитор Samsung SyncMaster 700IFT;
  • звуковая карта DIAMOND Monster Sound MX300;
  • Windows XP Rus;
  • БП 235W;
  • Detonator 27.42.

После того, как автор данной статьи поднакопил немного денег на апгрейд, возник следующий вопрос: как за 160 у.е. лучше всего его провести. Вариантов было 3:





  1. Купить Geforce4Ti4200 (64M).
  2. Купить жесткий диск 80Гб.
  3. Проапгрейдить мать+проц и естественно кулер.

Хотя во всех компьютерных изданиях, прочитанных мною, а также вся информация, добытая из инета, говорила о том, что для того, чтобы загрузить Geforce2 MX400 вполне достаточно третьего пенька на 500 МГц (исключение составила лишь статья Андрея Дерябина "Процессор или видео проблема выбора"), автором был проведен примитивнейший эксперимент: в игре, которая тормозит, устанавливалось минимальное разрешение, ага тормоза остались!!! Значит, не в видео дело. Надо менять проц.

Ну, тогда возникает законный вопрос: откуда же взялись выводы о том, что Р500 достаточно для МХ400? Все дело в том, что тесты проводились с помощью игры Quake3, для которой действительно процессор не очень важен, хотя если установить максимальное число игроков (или ботов), то тормоза будут еще те.

Вариант 2 (этот, который с жестким диском) отпал, так как я рассуждал, что игрушек конечно можно будет записать много, но в них и поиграться хочется, причем, если это 3D шутер, то надо чтобы это был именно 3D шутер, а не слайд-шоу.

Было решено менять процессор и материнскую плату. На декабрь 2002 года Athlon XP 1700+ стоил 62 у.е., материнская плата (Soltek 75kav) 73у.е. и кулер TITAN TTC-CU5TB 20 у.е. Вариант с КТ333 (как наиболее оптимальный чипсет на то время) и DDR памятью не рассматривался по причине очень высокой стоимости последней.

Конфигурация системы после апгрейда:

  • процессор AMD Athlon XP 1700+ (11?133);
  • системная плата Soltek-75kav (kt133A);
  • оперативная память 320 MB PC133 (CL3) (128+64Hynix+128NCP);
  • жесткий диск Quantum Fireball 10,2 GB;
  • видеокарта MANLI Geforce2 MX400 230/195;
  • монитор Samsung SyncMaster 700IFT;
  • звуковая карта DIAMOND Monster Sound MX300;
  • Windows XP Rus;
  • БП 235W.
  • Detonator 27.42, 29.42.

Как известно, под конец 2002 года в магазинах все чаще стали появляться процессоры Athlon XP Thoroughbred, вместо Palomino. Мне было известно о них достаточно информации: и о разблокированном множителе (а если не разблокированный, то это легко исправляется), но возможности выбрать именно T-Bred не было, т.к. привозилось все на заказ. Отдельно скажу, что при приеме заказа процессор указывался именно как паломино. Поэтому будет не лишним сказать как я обрадовался, увидев это самое уменьшенное ядро прямоугольной формы, сделанное по 0,13 мкм технологии, тем более, что мат.плата поддерживает разгон как по шине, так и изменением множителя.

А вот собственно эти два процессора (слева T-Bred, справа Palomino)

И что же нам показывает всенародный WCPUID:





Вообще при выборе комплектующих автор и не думал о том, чтобы разгонять новый проц, мол атлон как ни как загрузит этот несчастный джифорс по самые помидоры :). Но, после того как я собрал комп, эта нездоровая привычка, разгонять все что только гонится, переборола. Итак, процессор был разогнан до 2100+ (12,5?140=1750МГц)

Естественно в данной системе ощутимо больший прирост будет получен, если разогнать видео, а поскольку для данной видеокарты MANLI Geforce2MX400, у которой на борту находилась 6нс память с неизвестной маркировкой "the" и частоты по умолчанию 200/166, разгон до частот 230/195 оказался пределом, то решено было сделать некоторые хирургические вмешательства. В корпус докуплен 80мм вентилятор, который работал на вдув для обеспечения лучшей циркуляции воздуха, также еще один вентилятор был вставлен в PCI слот для лучшего обдува чипов памяти и всей видеокарты в целом.

Так, вентиляцию в корпусе обеспечили, неплохо бы еще чего-нибудь для памяти на видео придумать. Ага, у нас есть старенький алюминиевый радиатор от Р3, что можно с ним сделать: конечно же пустить на охлаждение чипов памяти на видео. Так из одного большого сделали 4 маленьких. Радиаторы были аккуратно приклеены термоклеем на чипы, и что же мы имеем в итоге: 249/225 – по-моему очень даже неплохо для такой памяти. Отдельно хотелось бы отметить, что охлаждения процессора на видео не было организовано, а его улучшенный разгон объясняется лишь хорошо организованной вентиляцией корпуса и обдувом со стороны платы из слота PCI.

Ну вот, с тестовым стендом вроде бы разобрались, теперь пришло время все это протестировать как в разогнанном варианте, так и без оного. А что же у нас выступит в роли тестов:

  • SiSoftware Sandra 2002 Standard (синтетический бенчмарк);
  • 3DMark2001SE (синтетический Direct3D тест);
  • Quake3 (no comment);
  • Unreal Tournament 2003 (ресурсоемкий Direct3D тест);
  • Serious Sam The Second Encounter (одна из моих любимых игр :)).

Здесь дам необходимые пояснения – результаты всех тестов будут даны как для Р3, так и для Athlon XP (разогнанный и обычный варианты), за исключением теста: Unreal Tournament 2003, т.к. на момент написания статьи у автора не было возможности протестировать ее на Р3 (апгрейд компьютера у меня произошел задолго до появления игры), но, как я писал выше, так это то, что множитель-то у процессора незаблокированный и легко выставляется на 5,5?100=550.





Но здесь ВНИМАНИЕ!!! результаты AthlonXP (5,5?100) сопоставлять с Р3 558МГц следует очень аккуратно и очень приблизительно (я полагаю, что результат у AthlonXP (5,5?100) будет несколько выше, нежели у Р3 558МГц, но на диаграммах будут даны результаты без изменения в ту или иную сторону, предоставляя такую возможность самому читателю данной статьи), т.к. архитектуры процессоров СУЩЕСТВЕННО разнятся, хотя и не так, как, например, AthlonXP vs P4. Сначала я думал использовать AthlonXP (5,5?100) только при тестировании UT2003, но так увлекся, что провел полную серию тестов. Забегая вперед, скажу, что мое предположение о производительности Р3 и AthlonXP (5,5?100) полностью подтвердилось.

Второе пояснение касается бит цвета, т.е. 16 или 32. Сейчас при обзорах новых видеокарт 16 битный цвет справедливо не рассматривается, но для моей видеокарты он очень даже актуален, особенно с выходом все новых и новых игр. Поэтому в тестах будет присутствовать, как цвет в 16 бит, так и 32.

Третье пояснение относительно разрешений, в которых проводилось тестирование, это – 640?480; 800?600; 1024?768 и все... т.к. эта статья не обзор видеокарты, а скорее руководство: как за минимальные деньги получить большие FPSы (это план – максимум, а реально поиграть без тормозов), поэтому тестирование проводилось сугубо в пока играбельных для данной видеокарты разрешениях (1024?768 для старых игрушек, 800?600 не очень старых, ну и 640?480 самых новых типа Unreal2).

Теперь, что касается драйверов, на которых проводилось тестирование. ВСЕ тесты проходили на Detonator 27.42, за исключением UT2003. Это связано с тем, что когда проходило тестирование на третьем пне, то 29.42 еще не существовало. Но не стоит строить из этого трагедию, т.к. у нас не GF4Ti и поэтому вряд ли производительность будет прыгать то в одну, то в другую сторону.

Еще одно небольшое пояснение – на примере игры Quake3 будет исследована пропускная способность памяти, как видеокарты, так и системы в целом. А в играх UT2003 и Serious Sam TSE рассмотрим процессорозависимость.

Самое последнее пояснение – хотя видео и разогналось до частот 249/225, во всех тестах, кроме Q3 будет присутствовать вариант с частотами 230/195, т.к. разгон до частот 249/225 был произведен после апгрейда, и Р3 на этих частотах не тестировался.

Ну и самое-самое последние пояснение – хотя разгон до 1750МГц=12,5?140 не совсем корректен по отношению к остальным режимам работы процессора, т.к. присутствует разгон по шине, что само собой увеличивает ее пропускную способность, да еще и PCI и AGP работают на повышенных частотах, однако, этот режим является моим штатным, и он как раз наилучшим образом отображает то, насколько увеличилась производительность компьютера в целом (а зачем иначе над железом издеваться).

Ну что же начнем-с, а то все слова да слова.

SiSoftware Sandra 2002 Standart





Ну, в принципе и комментировать нечего, все и так очевидно и самое главное - правильно.

Смотри пояснение к первой диаграмме.

Эти диаграммы были приведены для общего развития, ничего интересного. Интересное будет дальше.

3DMark2001SE

Поскольку это синтетический тест, то результаты здесь приведены только для разогнанного варианта видеокарты, а выигрыш от разгона нам ведь нужен не в синтетике, а в играх, поэтому мы там его и исследуем.

Итак, 16 битный цвет.

На этой диаграмме очень хорошо видно, что существенный прирост во всех исследуемых разрешениях наблюдается при переходе на более мощный процессор.

А теперь результаты в True колоре.

А вот здесь, если на слабых процессорах результаты практически не изменились, то на мощных масштабируемость видна невооруженным глазом.

Quake3 (v1.17)

Хотя у меня есть более новая версия (1.31), но она не имеет встроенных бенчмарков, а свои (их у меня много) использовать как-то неправильно. Поэтому все стандартно: третья квака, вторая демка… Здесь вместо разрешения 640?480 использовался пресет fastest, а для остальных режимов high quality. По причине, указанной выше, на диаграммах будет отсутствовать результат Р3 и GF2MX400(249/225).

Итак, режим fastest показывает нам мощность процессоров в случае с Р3 и AthlonXP 550МГц и пропускную способность SDR SDRAM памяти в случае AthlonXP 1700+, 2100+. Хотелось бы уберечь читателя от неправильных выводов и заострить внимание на том, что выигрыш 2100+ получился не благодаря большей тактовой частоте процессора, а, именно, большей шине (140 против 133). И это действительно так, потому, что результаты AthlonXP 1700+ (11*133) и AthlonXP 2000+ (12,5*133) АБСОЛЮТНО идентичны!!! (на диаграммах не показано)

Но пользователи даже с такими слабыми видеокартами в эту игру не играют при таких настройках, поэтому давайте рассмотрим более играбельные режимы.

Эти два режима я запихнул в одну диаграмму, т.к. они показывают по сути одно и тоже, только в одном режиме чуть больше ФПС, а в другом чуть меньше.

Итак, какой же вывод можно сделать из всего этого. Здесь по-моему все достаточно очевидно: если вам надо в кваке ФПС так за 200, то кроме мощного видео (ну не в режиме же fastest играть:)) и центрального процессора придется раскошелиться еще и на DDR память. А если удовлетворяет и 150, то вполне сгодится и SDR.

Unreal Tournament 2003

Новая, очень красивая игрушка и, как оказалось, очень любит кушать процессорное время, причем в немеряных количествах :), если атлончики еще с ней справляются, то целероны (на ядре четвертого пня, да в принципе, и пни тоже) боятся ее как я уколов (не в руку :). Кстати Celeron 2GHz+Radeon 9700Pro в разрешении 640?480 выдает намного меньше ФПС, чем AthlonXP 1700 + GF2MX400, ну а теперь померяйте цену. Для того чтобы не нагружать лишними диаграммами читателя, результаты будут даны только для режима GF2MX400(249/225), т.к. в режиме flyby 5 – 6 ФПС погоды не делают, а в режиме botmatch результаты практически не отличаются (а для режима в 550МГц игра ВООБЩЕ никак не реагировала на частоты видео).

Настройки игры: Texture Detail – Low; World Detail – High; Character Detail – Highest; Physics Detail – High; Character Shadows – off; Dynamic Lighting – on; Detail Textures – on; Projectors – off; Decals – off; Coronas – off; Decal Stay – High; Foliage – off; Trilinear Filtering – on.

Первое, что бросается в глаза, так это то, что детализация текстур в отличие от остальных настроек в режиме low, это была вынужденная мера, т.к. при большей детализации жесткий диск "помогал оперативной памяти в хранении текстур", поэтому замеры производительности были невозможны.

Ну здесь все правильно: чем мощнее процессор и меньше разрешение, тем больше ФПС, а теперь давайте посмотрим сюда.

Вот это маштабируемость!!! особенно у AthlonXP 550МГц. Да, в современных играх процессор значит очень многое. (И как только я до этого додумался :). В общем, последнюю диаграмму можно озаглавить как процессорозависимость, и по-моему такое название будет даже более правильное. Ну к этому еще вернемся, а теперь следующая игра.

Serious Sam The Second Encounter

Игра мне очень нравится, но до написания этой статьи я и не подозревал о том, насколько она зависит от центрального процессора.

Результаты данного теста я решил разделить на две части, точнее два разрешения:

  1. 1024?768, в этом разрешении будут присутствовать результаты AthlonXP 2100+, AthlonXP 550МГц, и Р3. AthlonXP 1700+ отсутствует по причине полного совпадения с результатами AthlonXP 2100+.
  2. 640?480, в этом разрешении будут присутствовать результаты только AthlonXP 2100+ и AthlonXP 1700+, т.к. разница между ними достаточно четко видна, а результаты остальных процессоров не сильно отличаются от разрешения номер один.

При наличии мощного процессора скорость очень даже неплоха. Хотя действительно неудовлетворительные результаты показывает Р3, но именно на нем я прошел эту игру, и, если честно, играть можно, не смертельно (это ведь не квейк).

То же самое, только чуть-чуть больше.

А теперь посмотрим на процессорозависимость. Хотя тестирование проходило в нескольких режимах для видеокарты, я покажу только при разгоне 230/195, чтобы не нагружать читателя одним и тем же по несколько раз.

Взглянув на результаты, понимаешь, что мощности процессора много не бывает, и чем больше ее, тем лучше.

Выводы

А здесь можно сказать следующее: мощный процессор еще никому не мешал (я надеюсь), как, впрочем, и мощная видеокарта (но, к сожалению, не у всех на них денег хватает). Я считаю, что правильно потратил деньги, выделенные мною на апгрейд компьютера, модернизировав именно процессор. Если у кого-то похожая ситуация, то буду надеяться, что моя статья поможет правильно распределить денежные средства.

Теперь насчет оверклокинга – вывод однозначный: гнать проц, видео, жесткий диск, звуковуху, монитор, флопик... ой, что-то я увлекся, ну в общем понятно, что я хотел сказать. И еще одно: не обязательно вытягивать радиатор из автомобиля, заливать в него жидкий азот и пытаться прикрутить к процессору Celeron 300A, чтобы он разогнался до 3000МГц, умеренный разгон ведь тоже разгон, так что пытайтесь, но помните: "Автор не несет никакой ответственности и т.д. и т.п.".

PS. После написания статьи начал по-настоящему ценить труд тестеров. Да, нелегкая это работка, хотя и интересная.

PS.PS. Если кому чего непонятно - пишите.


Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают