Тестирование трёх термопаст


Следуя данным мной в обзоре кулера Evercool CUW1F-715CA обещаниям, сегодня мы осуществим ряд экспериментов по исследованию на практике влияния смены термоинтерфейса охлаждающего устройства на тепловой режим работы центрального процессора при сохранении неизменными всех остальных факторов, определяющих этот режим или имеющих к нему непосредственное отношение :о). Первоначальный вариант вступительной фразы был немного попроще, но так же труден для понимания, поэтому скажу то же самое, но по-русски: "Термопасты будем проверять, что тут непонятного?" :о))).

Давным-давно мы уже проводили такой эксперимент, мы тестировали термопасты Arctic Silver 3 и КПТ-8 на процессоре AMD Athlon XP, но тесты показали, что разница в эффективности паст, в отличие от разницы в их стоимости, не является определяющей. Проверка термопаст с процессором Intel Pentium 4 может дать иной результат, поскольку площадь теплопередачи у него выше, чем у Athlon XP благодаря наличию теплорассеивающей крышки.

Итак, сегодня мы проверяем хорошо знакомую вам термопасту КПТ-8, малознакомую, но известную забугорную пасту Arctic Silver 3 и совершенно неизвестную отечественную НС-125.

Тестовый стенд выглядел так:

  • Мать – EPoX EP-4G4A рев. 1.0, BIOS от 22.08.02
  • Память – 512 Мбайт PC2700 DDR SDRAM CL2.5 SEC
  • Видео – NVIDIA GeForce 4 Ti4600
  • Хард - IBM DTLA 305020
  • Процессор – Intel Pentium 4 1.6A@2.4
  • Кулер – стандартный боксовый для Р4
  • Операционная система - Windows XP SP1

Так же, как и при проверке кулеров для процессоров Socket 478, наш тестовый Intel Pentium 4 1.6A работал на частоте шины 150 МГц и вдобавок напряжение на нём было увеличено до 1.7В. Сначала процессор работал в холостом режиме, без нагрузки, затем запускалась утилита BurnP6 и с её помощью процессор интенсивно разогревался, работая со 100%-ной нагрузкой. Значения температуры процессора фиксировались ежеминутно и на их основе построены графики.

Поскольку графики расположены очень близко друг к другу, для наглядности я начал отсчёт по вертикальной оси не от нуля, как полагается, а от 30 градусов. Даже в этом случае разница между пастами плохо различима и поэтому я привожу таблицу значений температуры процессора при использовании разных термопаст. Время начала нагрева выделено цветом.

КПТ-8 (1) КПТ-8 (2) НС-125 Arctic Silver 3
34,5 41 42,5 40,5
35 39 40,5 40,5
34,5 39 40,5 39,5
35 38 39,5 39,5
35 37,5 39,5 39
34,5 38 39 39,5
36 38 39 39
35 38 39 39
36 37,5 38 39,5
35 38 39 39
36 39 38 39
36,5 38 39 39,5
36 37,5 38 39,5
36,5 39 38 39
37,5 37,5 39 39
36 38 39 39,5
37,5 39 39 39,5
36,5 38 38 39
37,5 39 38 39,5
47,5 45,5 50 50
51,5 50,5 53 53
52 53 55,5 54,5
53,5 54,5 55,5 55,5
54,5 54,5 57 55,5
55,5 55 58,5 55,5
54,5 55,5 57 55,5
55 56,5 57 57
56,5 55 58,5 56,5
56,5 55 57 58
55,5 56,5 59,5 56,5
55,5 56,5 58,5 58
56,5 55 57 55,5
55,5 55,5 58 56,5
56,5 56,5 58,5 57
56,5 56,5 58 58
55,5 55,5 58,5 57
56,5 55,5 58,5 57
56,5 55,5 59,5 57
56,5 55,5 58 55,5
55,5 56,5 58,5 56,5
56,5 55,5 58 58
55,5 56,5 58,5 55,5
57 56,5 57 55,5
57 56,5 59,5 55,5
56,5 56,5 59,5 56,5
57 55,5 58,5 55,5
56,5 56,5 57 55,5
56,5 56,5 59,5 56,5
56,5 56,5 58,5 57





Нужно объяснить, почему у меня два разных графика для термопасты КПТ-8. Дело в том, что поскольку я постоянно пользуюсь этой пастой, я начал проверку именно с неё, утром, на "холодной" системе. Закончив тесты всех паст, я увидел, что КПТ-8 выглядит лучше остальных и, чтобы исключить возможную ошибку, провёл тесты заново, на уже разогретом предыдущими тестами стенде. Как видите, разница между двумя измерениями только в начальной стадии проверки. В первом случае видно, как поднималась температура, а во втором она изначально была достаточно высока. Однако при разогреве процессора программой BurnP6 температурные показатели полностью совпадают, что говорит о корректности проведённых измерений.

Итак, посмотрим на конкретные цифры. Температура процессора в покое при использовании термопасты КПТ-8 колебалась в районе 37.5-39 oС, при нагреве процессора она составила 55.5-56.5 oС. Для термопаст НС-125 и Arctic Silver 3 температуры равнялись 38-39/57-59.5 oС и 39-39.5/55.5-57 oС соответственно. Редкие предельные значения температур не учитывались, например, при тестах пасты Arctic Silver 3 три раза была зафиксирована температура 58 градусов. Я эти результаты отбросил, поскольку это было только три раза за полчаса и, кроме того, нет ни одного значения температуры 57.5 oС. Похоже, что это просто ошибка измерений.

Таким образом, лучшие результаты показала термопаста КПТ-8, а худшие – НС-125. Разумеется, если у вас уже есть тюбик пасты НС-125, то выбрасывать его не обязательно. Посмотрите, на какие ухищрения пришлось пойти, чтобы разница между пастами стала заметна, она не очень велика. Просто при наличии выбора не стоит её покупать. Так же оказалось мифом хвалёное превосходство "серебряной" термопасты Arctic Silver 3. Ей ничем не уступает и даже превосходит наша заслуженная паста КПТ-8. Слабые результаты, показанные термопастой КПТ-8 в некоторых обзорах на других сайтах или при "домашних" тестах, могут объясняться некачественной пастой, произведённой с нарушением технологии изготовления. Приятно, когда убеждаешься, что хоть что-то мы можем делать не хуже и даже лучше Запада :о). Полагаю, что теперь понятно, почему в наших тестах мы используем только КПТ-8.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.6 из 5
голосов: 66


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают