В пятницу, 25 июля, российская ракета-носитель «Союз-2» выведет на околоземную орбиту два спутника «Ионосфера-М» — № 3 и № 4. Ракета будет нести несколько других полезных нагрузок, включая иранский спутник. Запуск последует за успешным суборбитальным полетом иранской ракеты Qased.
Эксперты рассматривают эту инициативу как часть более широкого сотрудничества Тегерана и Москвы. Информационное агентство Tasnim сообщило в среду, 23 июля, что Иран подготовил свою полезную нагрузку (спутник) для миссии.
Несколько дней назад Москву посетил один из ключевых советников верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, сообщает портал Iran International. Представитель властей Ирана обсудил с Владимиром Путиным ядерную программу и ситуацию на Ближнем Востоке. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Путин подтвердил поддержку России политического решения проблем, связанных с ядерной программой Тегерана.
Запуск спутника последует за успешным полетом иранской суборбитальной ракеты Qased, на борту которой были использованы технологии, разработанные космическим сектором страны, сообщает информационное агентство Tasnim. В сообщении также указано, что результаты испытаний будут использованы для повышения эффективности иранских космических технологий.
Qased — трехступенчатая ракета, нижняя часть которой оснащена двигателем, работающим на смеси диметилгидразина (НДМГ) и тетраоксида азота (N2O4). Следующие две ступени работают на твердотопливных установках. Первая миссия иранской системы состоялась в апреле 2020 года и включала запуск военного спутника Noor-1. Эта же ракета была использована для запуска спутников Noor-2 в марте 2022 года и Noor-3 в сентябре 2023 года.
Предыдущие ракетные миссии проводились под эгидой Корпуса стражей исламской революции, а информация о запуске разведывательных спутников для военных была общедоступна. В данном случае речь идет об испытаниях технологий местной космической отрасли. Это вызывает опасения запада: испытанное решение может быть использовано в военных системах или, по крайней мере, в системах двойного назначения.
Стоит также вспомнить давнюю риторику Соединенных Штатов. Вашингтон утверждает, что иранская технология запуска спутников может стать «дымовой завесой» для его программы создания баллистических ракет, способных нести ядерный заряд. Тегеран последовательно отрицает, что его стремление запустить спутник было прикрытием для разработки ракет большой дальности, и настаивает, что он никогда не стремился к разработке ядерного оружия.