19 марта 2024 года ведущие комитеты Европейского парламента подавляющим большинством голосов проголосовали за новый закон об отмывании денег. За закон проголосовали 74 парламентария ЕС, при этом было только пять голосов против и пять воздержавшихся. Скоро будут вообще запрещены наличные платежи в бизнесе на сумму свыше €3000 в анонимной форме и свыше €10 000 в принципе. Кроме того, будут запрещены анонимные транзакции с криптовалютами на кастодиальные кошельки на любую сумму.
Однако в других областях дела обстоят иначе. Поставщики кошельков Lightning с внешним управлением, таких как Alby или Wallet of Satoshi, обычно не проводят процедуру KYC, если кто-то хочет использовать их продукт или услуги. Благодаря новому закону гражданам ЕС больше не разрешается отправлять криптовалюты на такие кошельки, управляемые извне, без KYC. Это также относится к пожертвованиям, если получатель использует «кастодиальный кошелек». Неизвестно, как можно контролировать этот запрет, если провайдеры кошельков не зарегистрированы в ЕС.
Однако цифровые активы по-прежнему могут передаваться от человека к человеку в виде транзакций между «самостоятельными кошельками», то есть с помощью кошельков с самостоятельным хранением. Аппаратные кошельки освобождаются от этого правила ЕС. Это говорит о том, что законодатели ЕС осознают сложное регулирование таких кошельков и поэтому хотят затруднить доступ к поставщикам платежных услуг, чтобы ограничить использование криптовалют. Обычно используются кошельки с внешним управлением, особенно в бизнес-операциях.
Время, которое проходит между одобрением комитетов Европейского парламента и фактическим вступлением закона в силу, может сильно различаться и зависит от нескольких факторов. Среди них: законодательная процедура, сложность закона, разногласия между государствами-членами, Европейским парламентом и Советом Европейского Союза, а также необходимость переводов и юридических и технических экспертиз. После одобрения комитетами в Европейском парламенте проводится пленарное голосование. Если есть предложения по изменениям или существенные разногласия, следует провести переговоры с советом. Закон вступает в силу обычно через 20 дней после опубликования, если иное не указано в тексте закона.
Только 0,34% криптовалютных транзакций на самом деле можно отнести к незаконной деятельности. В 2023 году, в частности, сократилась деятельность по отмыванию денег с использованием криптовалют. В конечном счете, невозможно доказать, что криптовалюты явно способствуют отмыванию денег. Преступников даже легче выследить с помощью криптовалютных операций, чем с помощью наличных денег.