"Бытовой подвиг" - инди-игра про однообразную рутину, усталость ото всего и стремление к своей мечте
Что мы обычно привыкли видеть в компьютерных играх? Невероятные приключения, фантастические миры, недалекое будущее или глубокое средневековье с заметным налётом фентези. Мы привыкли получать какой-то уникальный опыт, которого нам не хватает в реальной жизни и который в ней, скорее всего, просто не осуществим по тем или иным объективным и субъективным причинам. По ту сторону монитора каждый из нас может стать легендарным воином, супергероем, не первый и не последний раз спасающим мир, командиром танка, величайшим индустриальным магнатом и градостроителем, пилотом истребителя времен Второй Мировой войны или современного пассажирского «Боинга». Или даже самым простым фермером на полчаса обеденного времени, не покидая привычного рабочего места в родном офисе.
реклама
А что если главный герой игры, наш альтер-эго в виртуальном мире, будет таким же, как большинство из нас в реальной жизни: обычным человеком со своими мыслями и проблемами (порой весьма надуманными), а его жизнь будет бесконечно далека от крутых сюжетов приключенческих голливудских боевиков? Она будет протекать в бодром, как барабанная дробь, и не дающем заскучать ритме «работа-дом-дом-работа». Да, с необходимостью ходить на работу каждый день (прим. – в игре даже нет выходных дней), и это не будет оставаться за кадром как художественная условность. Придется натурально, каждое утро отрываться от просмотра красочных и невероятных в своём сюрреализме снов, нехотя покидать свою уютную «однушку» в типовом панельном доме, отсчитывая каждый лестничный пролёт, выходить на улицу и уныло брести, как на расстрел, в сторону ближайшей остановки общественного транспорта. Затем ждать, пока приедет автобус и ехать навстречу восходящему солнцу и весело дымящим на его фоне заводским трубам за серым бетонным забором вдали. Прибыв по месту прохождения ежедневной обязательной трудовой вахты, садиться за древний персональный ПК образца конца восьмидесятых годов и барабанить по клавишам, печатая ярко-зеленые строки текста на черном фоне маленького ЭЛТ- экрана, пока не отбарабанишь все положенные восемь часов рабочего времени. После чего можно будет собираться обратно домой. Работа не приносит главному герою никакого удовольствия, по его мнению, это – ненужная никому, формальная деятельность, которая только лишь отнимает его время и тратит остатки сил, о чем он не устает писать на разбросанных тут и там листах бумаги. В оставшееся от работы и сна время мы будем пытаться выкроить время для своего единственного хобби, борясь с усталостью и банальной человеческой ленью. А в качестве хобби у нас будет, ни много ни мало, написание своей книги, являющееся одновременно и целью жизни главного героя. А заодно - и целью данной игры.
Микро - ЭВМ бодро отзывается на нажатия клавиш, издавая смешные звуки, подпрыгивая на столе и рисуя очередные светящиеся строки текста на маленьком лупастом экране.
реклама
Мы же при этом нетерпеливо смотрим как солнечный свет из окна медленно крадется по стене в сторону двери и ждём, когда закончится очередной рабочий день
Иногда любуясь прекрасным видом из окна кабинета в порядке "зрительной гимнастики"
реклама
Всё это нас ждет в вышедшем недавно инди-проекте под названием «Бытовой подвиг» (Routine Feat), созданном разработчиком под ником sad3d, уже достаточно известным другими своими артхаусными игровыми проектами, при поддержке ряда музыкантов и прочих добровольных помощников. Да, именно он создал нашумевшую игру «ШХД: Зима» (It’s Winter), которая, не смотря на всю свою простоту и отсутствие игрового процесса как такового, неплохо так зашла в Steam за счет общего сеттинга, вызывающего ностальгию и проработке мелких деталей. Про этот проект я уже писал в отдельном большом обзоре, посвященном ему, поэтому не будем отвлекаться, а вернёмся к «Бытовому подвигу» и поговорим лучше о нём.
Хотя, сам разработчик как-то обмолвился в своей группе ВКонтакте, что «Бытовой подвиг» и «Зима» - это два независимых друг от друга проекта, тем не менее, можно говорить о значительной преемственности. Ведь основным местом действия является все тот же микрорайон из двух кварталов типовых советских «панелек», расположенных через дорогу друг от друга, и даже квартира главного героя в игре осталась та же самая. Ну да ладно, окружение - это лучшее что есть в игре. Кому понравился эксперимент «ШХД: Зима» – обязательно придется по вкусу и «Бытовой подвиг», как его летняя версия. Можно даже сказать, сиквел. В то же время «Бытовой подвиг» более дружелюбен к новой аудитории за счет трех вещей: ностальгической позднесоветской атмосферы, которая тут получилась весьма теплая и ламповая, ради которой и стоит сыграть, хорошо подобранного аудиоряда, который отлично служит поддержанию этой самой атмосферы, а самое главное (для некоторых) – скачать игру можно бесплатно, но об этом я скажу подробнее в конце данного обзора.
Даже обстановка в квартире ничуть не изменилась
реклама
На улице в разгаре лето, что создает совершенно другую атмосферу, чем в "Зиме". Вдалеке виднеется родной завод. По просьбам трудящихся, открыли доступ на крышу
При желании даже можно убежать далеко в лес, но вот делать там абсолютно нечего. Во всяком случае я ничего интересного там не нашёл
Как и в «Зиме», развлекать себя мы будем, в основном, за счёт разного мелкого интерактива, многие предметы позволяют с собой взаимодействовать, по большей части смысла в этом нет, но зато это работает на создание атмосферы. Налить воду в кастрюлю. Разбить яйца. Откусывать от спелого яблока или батона хлеба. Или даже колбасы. Взять книгу с полки и открыть её на случайной странице. Включать и выключать свет в комнатах. Даже вызывающие много вопросов облатки с таблетками, которые можно было найти и употребить внутрь ещё в «Зиме», тут стали давать едва заметный эффект в виде легкого размытия а-ля Crysis по краям экрана. Что характерно, таблетки всегда можно найти на рабочем столе главного героя, и дома, и на работе. Холодильник на кухне время от времени начинает работать, можно включить радио или рябящий старый телевизор и послушать передачи. Мир игры крохотный, но в нём большое внимание уделяется разным мелким деталям. Лично у меня постоянно возникали сравнения с первым Metal Gear Solid. Многие вещи вообще генерируются случайным образом при загрузке игровой локации: рекламные листовки в подъезде и на остановке, содержимое соседских почтовых ящиков, в некоторых из них можно найти и почитать книги, а в некоторых – даже рублёвые купюры (деньги в игре есть, но тратить их не на что), надписи на стенах в подъезде, погода утром, когда герой выходит из дома на работу и время суток, когда он с работы возвращается, и многое другое.
Большую часть времени наш герой занят тем, что печатает текст. Нам при этом придется постоянно нажимать букву «Е», и нажимать её придется многократно, что создаст ощущение набора текста одним пальцем. Да, даже в игре говорится, что герой печатает только таким способом. И вот мы ощущаем, что это не он, а мы печатаем километры текста каждый день, на работе и дома в свободное время. Вообще, это игра про текст - он получился очень образным и интересным, его в игре много, с помощью него главный герой общается не только сам с собой, но и с игроком. Так, графоманский монолог превращается в диалог.
Если есть вдохновение, то можно поработать и ночью. Как мне это знакомо!
На листах в печатной машинке буквально с каждым нажатием "E" появляются новые буквы и слова, затем лист выпадает из неё - можно прочесть и, если всё устраивает, положить в конверт к другим листам черновика для отправки в издательство
Кстати, книгу можно и не печатать, а систематически забивая на это, потому, что лень или вдохновения хватило только на пару страниц. Но иногда можно и, уподобившись Донцовой в лучшие годы её творчества, осилить нелегкую задачу написания книги всего-то за пару игровых дней, набивая по пять страниц каждое утро и вечер. Всего их должно быть двадцать, после чего конверт с заботливо складываемыми в него листами можно спокойно нести до ближайшего почтового ящика и отправлять в издательство с надеждой на успех и будущую финансовую независимость от опостылевшей работы, где набор километров текста на клавиатуре - вынужденное занятие и герой просто не сможет пойти домой, пока всё не сделает или рискует остаться без средств к существованию.
Отдельной, яркой гранью в серой и однообразной жизни нашего протагониста являются… сны. Очень яркие, сюрреалистично-абстрактные, образные и даже в чем-то философские, они как бы составляют единую триаду с работой и домом. Я даже подумал было, что именно в снах кроется настоящая цель игры, хотя бы потому, что они всегда шли в определенной неизменной последовательности, в то время, как многое в этой игре «рандомно» и задается случайным образом при каждом запуске или загрузке локации. Но, оказалось, что через какое-то время станет повторяться один и тот-же сон. Значит, пора просыпаться и браться за работу.
Каждый сон содержит в себе небольшую загадку...
...обращения к главному герою со стороны его подсознания...
... либо прямые аллюзии на реальность
Отдельно хочется отметить звуковую составляющую в игре. В этом плане была проделана отличная работа, и, пожалуй, половиной атмосферы проект обязан фоновым звукам, включая голоса детей во дворе, доносящиеся откуда-то разговоры людей, многочисленные образовательные передачи и балет по ТВ и радио, которые можно слушать (но не смотреть), музыкальные композиции из балета, и песни ряда современных музыкальных коллективов, таких как Элли на маковом поле и других, неплохо вписавшиеся в общую атмосферу, подобную той, что была в «Бесконечном лете».
Нет, местный ПАЗик идёт в сторону завода, а не лагеря "Совёнок"...
Намеренно пикселизованные текстуры не помешали автору добавить много мелких аутентичных деталей в игру
Несколько месяцев назад It’s Winter, собрал не только много положительных отзывов на платформе Steam и публикаций на различных тематических ресурсах, но и немало критики, в основном касающейся его платного статуса и цены в 250 рублей - многим показалось это многовато за столь сугубо концептуальную игру. С этим у «Бытового подвига» проблем нет никаких, его можно скачать бесплатно, без СМС и регистрации в «Стиме» по ссылкам https://sad3d.itch.io/routine-feat и https://gamejolt.com/games/routine-feat/393116, в версиях для Windows и Mac OS, в том числе и на английском языке. Данные платформы позволяют самому определить сумму, которую считаешь нужной, чтобы приобрести данную игру, а при желании скачать её можно и абсолютно бесплатно.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила