Запись от 23:42 27-08-2007

для раздела Блоги
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

Д. ЧЕРНЕНКО

Денис Черненко, преподаватель Сибирского государственного университета путей сообщения.

При составлении договоров нередко возникает вопрос: требуется ли указывать в нем обстоятельства непреодолимой силы и если да, то в каком объеме?

Понятие "форс-мажорных обстоятельств" в российском законодательстве отсутствует. Упоминаемые в п. 3 ст. 401 ГК РФ обстоятельства непреодолимой силы определены через критерии ("чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства"). Аналогичное определение таких обстоятельств дает ст. 79 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.80).
Помимо следующего из п. 3 ст. 401 ГК освобождения от ответственности за неисполнение обязательств еще одним правовым последствием, которое стороны часто связывают с наступлением "форс-мажора", является продление сроков выполнения обязательств на срок действия таких обстоятельств. Из норм законодательства это не следует, но на практике подобные условия получили настолько широкое распространение, что фактически можно говорить о формировании обычая делового оборота.

Квалификация "форс-мажора"

Обязательного и законченного перечня обстоятельств непреодолимой силы ни отечественная, ни международная законодательные базы не содержат. Представляется, что неопределенность в отношении этого вопроса при составлении договора нежелательна и даже опасна. Нередко стороны ограничиваются такой фразой: "Стороны не несут ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение обязательств), если исполнению препятствовали обстоятельства непреодолимой силы" - и на этом ставят точку.
При отсутствии конкретного перечня тех обстоятельств, которые стороны считают непреодолимыми, неизбежно возникнут разногласия по поводу, является ли данное препятствие форс-мажором или нет.
Практика показывает, что целесообразно указывать следующие обстоятельства: землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, война и военные действия, публикация нормативных актов запрещающего характера. Предполагаю, что некоторые из данных пунктов могут вызвать улыбку. Но достаточно вспомнить пожар на территории завода им. Степана Разина в Санкт-Петербурге, принесший многомиллионные убытки, а в качестве международного примера можно взять крупные землетрясения в Турции, Индонезии.
Следует, однако, отметить, что и такие, на первый взгляд явно "форс-мажорные" обстоятельства, как, например, пожар, не всегда безоговорочно признаются судами в качестве основания для освобождения от ответственности. Суды проверяют, соответствовали ли обстоятельства пожара критериям непредотвратимости (Постановление ФАС ДВО от 5 октября 1999 г. N Ф03-А51/99-1/1400), учитывают наличие вины пострадавшей стороны в возникновении пожара (Постановление ФАС СЗО от 7 декабря 2000 г. N А56-15789/2000). Так что одно лишь указание какого-либо обстоятельства в качестве "форс-мажора" отнюдь не означает возможность автоматического применения п. 3 ст. 401 ГК РФ - все зависит от обстоятельств дела.
В некоторых случаях стороны стараются зафиксировать в качестве таких обстоятельств хищение товара во время его следования от продавца к покупателю. Данное обстоятельство не признается форс-мажорным, так как является частью рисков по поставке товаров (см.: Постановление ФАС ДВО от 2 апреля 2001 г. N Ф03-А51/01-1/406).
Дискуссионным представляется вопрос об отнесении к обстоятельствам "форс-мажора" забастовки персонала. Думается, что забастовка не всегда носит непредвиденный характер, поскольку ее вполне можно спровоцировать. Поэтому вопрос о забастовках персонала как об обстоятельстве непреодолимой силы пока остается открытым. Известная судебная практика подходит к оценке этого обстоятельства осторожно (см. Постановление ФАС УО от 25 апреля 1997 г. N Ф09-291/97-ГК).

Теракт: ответственности не избежать

В отношении же отнесения к обстоятельствам непреодолимой силы террористического акта хотелось бы остановиться поподробнее на примере договоров страхования, в которые страховщики с завидным упрямством вносят в качестве обстоятельства непреодолимой силы сам террористический акт, а также его последствия.
Анализ правовых актов показал, что страховые компании действуют вопреки как мировому, так и российскому законодательству.
Стоит начать с того, что российским законодательством приготовление и совершение террористического акта квалифицируется как преступление (ст. 205 УК РФ и ст. 3 Федерального закона N 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом").
Стало быть, террористический акт не может обладать следующими характеристиками обстоятельства непреодолимой силы: при всей чрезвычайности этого события отсутствует неотвратимый характер. Теракт, как нам известно, предотвратить можно.
Если исходить из вышеизложенного, а также учесть логику страховщиков в отношении этого вопроса, то напрашивается достаточно парадоксальный вывод: к обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести факт совершения любого противоправного деяния, предусмотренного уголовным законом: кражу, грабеж, разбой и так далее.
Сложившаяся судебная практика не относит к обстоятельствам непреодолимой силы преступления (см.: Постановления ФАС МО от 10 сентября 2002 г. N КГ-А40/6067-02, ФАС СЗО от 26 марта 2001 г. N А56-27780/00). Следовательно, не должен быть признан таковым и теракт.

Доказательства

И наконец, в условиях договора об "обстоятельствах форс-мажора" необходимо оговорить особо порядок уведомления о возникновении данных препятствий и их подтверждение. Уведомление должно быть произведено любым из доступных для противоположной стороны способом связи с обязательным подтверждением о его получении (телефакс, телеграф, заказное письмо и др.). Обычно в данной ситуации в тексте договора оговаривается, в какой форме уведомление должно быть сделано.




ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(Перечень ссылок подготовлен специалистами
КонсультантПлюс)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.1998 N 130-ФЗ
"О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ"
(принят ГД ФС РФ 03.07.199

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 10.09.2002 N КГ-А40/6067-02

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Дальневосточного округа от 02.04.2001 N Ф03-А51/01-1/406

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Северо-Западного округа от 26.03.2001 N А56-27780/00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2000 N А56-15789/2000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Дальневосточного округа от 05.10.1999 N Ф03-А51/99-1/1400

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Уральского округа от 25.04.1997 N Ф09-291/97-ГК

"КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ - ПРОДАЖИ ТОВАРОВ"
(заключена в Вене 11.04.1980)
(вместе со "СТАТУСОМ КОНВЕНЦИИ ООН О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ - ПРОДАЖИ ТОВАРОВ" (по состоянию на 30 октября 2001 г.))




Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают