На что способен Radeon 9100 сегодня ?
реклама
ОБЗОР
Моя видеокарта Sapphire Radeon 9100 была приобретена 23.04.2003 года и до сих пор трудится под “капотом” моего системника. У меня не сохранилось фото её первоначального вида, но найти его в Интернете не проблема, вот например одно из многих:
(кликните по картинке для увеличения)
В стандартной OEM поставке кроме платы присутствовал “Sapphire installation driver CD” (на нём прям так и написано) и короткий, но добротный Svideo-to-Svideo кабель. На самой плате я не нашёл каких либо упоминаний о производителе, но кое какая идентификационная информация имеется:
Напомню что видеокарта Radeon 8500 (на базе которой создан Radeon 9100) работает на частотах ядра/памяти 275/275 Mhz. Radeon 9100 производства Sapphire работает на частотах 250/200 соответственно, что даже ниже частот Radeon 8500LE (250/250). В чём же тут дело?
Сказать про ядро особо нечего, кроме того что гонится оно из рук вон плохо. Я не могу сказать ничего конкретного о причине такого поведения, а гадать давайте не будем.
Что касается видеопамяти, то здесь картина яснее. Давайте сперва взглянем на неё:
Как вы сами можете видеть память производства Samsung. Последние две цифры маркировки говорят о том что время доступа равно 5 наносекундам. А это в свою очередь означает, что максимальная частота работы… Правильно! 200Mhz.
Тайминги памяти просто запредельные! Причём находятся они далеко за верхним пределом спецификации. Судите сами вот часть тех. спецификации (datasheet) оговаривающая тайминги:
Теперь давайте сравним то что есть с тем что должно быть. Тайминги были получены с помощью утилиты ATI Tray Tools, они выделены жирным, значения согласно спецификации указаны обычным шрифтом :
Taiming | VideoCard | Datasheet |
---|---|---|
CasLatency | 3 | 3 |
tRFC | 20 | 14 |
tRAS | 16 | 8 |
tRP | 6 | 4 |
tRRD | 3 | 2 |
Что самое обидное трогать тайминги – “табу”. Малейшее вмешательство вызывает артефакты / чёрный экран / подвисания (нужное подчеркнуть, в зависимости от того что именно трогал).
И ещё, замеренное “ напряжение питания внутренней схемы и питание входных каскадов” так же известное как “Devace Supply Voltage” (VDD) составило 3.22V, что настолько же близко к типичному значению 3.3V на сколько к минимальному 3.135V, согласно всё той же спецификации.
МОДИФИКАЦИЯ
Изначально графический процессор был прикрыт чёрным, алюминиевым радиатором с маленьким, но очень шустрым вентилятором. Со временем вентилятор начал петь, затем выть, ещё немного погодя стал “радовать” диким визгом. Ответная реакция последовала незамедлительно. И радиатору тоже досталось!
Был использован cooler для soket370 DP5-6H11 от CoolerMaster. Медный радиатор был “немножко” обработан ножовкой по металлу, напильником... Впрочем ладно, это отдельная тема для совсем другой статьи.
На поверхности радиатора удобно расположились два термодатчика:
Тот что левее ( синий, измазанный КПТ8 ) подключён к плате управления оборотами вентилятора, позаимствованной из старого блока питания, она закреплена на “спине” видеокарты. Другой это термодиод подключаемый к материнской плате. Над радиатором установлен вентилятор всё от того же cooler’а. Наклейку я сохранил старую. ATI – это звучит гордо! (© М.Горький)
Как видите вентилятор тоже претерпел некоторые изменения . Кстати скоростью вращения его лопастей управляет вышеупомянутая плата, питание на которую подаётся через разъём Molex.
Итак, нетронутой осталась только видеопамять. Но это не проблема! Вот что можно сделать из боксового coller’а от AMD Athlon XP 1700+
Отмечу так же что все конденсаторы (4×470µF) были заменены на вдвое более ёмкие (4×1000 µF). Хотел ммм... улучшить (?) что ли, систему питания, “малой кровью”, результат – 0. На вольтмод я пока не решился – не хватает времени, собранной информации ещё недостаточно, да и эта “упрощённая схема питания” не внушает доверия.
Вот ещё несколько фото моей видюшки, для полноты картины так сказать:
|
|
|
|
|
ТЕСТИРОВАНИЕ
После всех моих потуг максимальные частоты ядра/памяти составили 280/240 Mhz соответственно, но обо всём по порядку.
Температура памяти без радиаторов при 25ºC внутри системника (открытый корпус) поднималась от 33ºC при простое до 39ºC после нескольких прогонов 3D Mark’а. Ядро (часть радиатора прямо над ним) в простое не превышает 30ºC при той же температуре внутри системника, при этом вентилятор держит примерно 2200 об./мин. Под нагрузкой GPU (опять же радиатор) достигает 43 ºC, и вентилятор разгоняется до 2800 об./мин.
Тестовая конфигурация:
MB: Asus A7N8X rev.2
CPU: AMD Athlon XP 1700+ (7.0×210)
RAM: 2 × Hyundai DDR PC3200 512Mb (2,5;3;3;7) DualChannelMode
HDD: WesternDigital 800JB 80Gb
Video: Sapphire Radeon 9100 128Mb
Video drivers: Omega 2.6.75a (8.183.0.0 from 13.10.2005)
Использованные программы:
BoostNow! 0.2b
ATI Tray Tools 1.0.5.824
3DMark2001 SE Pro – Build 330
3DMark03 Pro – version 3.2.0
Splinter Cell: Chos Theory v1.04
Counter Strike Source
Методика тестирования.
После каждого серьёзного изменения (всего их было пять) компьютер перезагружался. Запуск системы осуществлялся в стандартном режиме, автоматический вход, Motherboard Monitor, Panda antivirus и некоторые другие программы загружаются в фоновом режиме. 3DMark2001 прогоняется три раза подряд, затем следует перезагрузка и такая же процедура повторяется для 3DMark2003. На графиках приведены средние (из трёх) значения.
Default
Была установлена WinXP SP2 и все необходимые для работы драйвера и программы. В драйверах видеокарты были изменены настройки Direct3D и OpenGL следующим образом:
Texture Preference - High Quality
MipMap Detail level - High Quality
Wait for Vertical Sync – Always Off
TRUFORM - Always Off
Раздел Tweaks пока не трогаем.
В некоторых тестах можно было заметить ежесекундное подёргивание картинки. Это Motherboard Monitor опрашивает систему. Проблема была решена не просто, а очень просто (см. следующий этап)!
BoostNow!
На этом этапе и после него в фоне загружалась эта программа. Она занимается тем что повышает приоритет активного в данный момент приложения по сравнению с другими. Программка довольно пожилая, но со своими обязанностями справляется. Проблема с Motherboard Monitor решена, картинка идет плавно, без рывков. Количество “попугаев” в 3DMark’е2001 увеличилось на 1,5% в 3DMark2003 на 5,5% что говорит о более существенной доле в результатах оценки процессора.
Driver tuning
Красивое название, отдельный этап, уйма потраченного времени и результат “на уровне шума”. На этом этапе с помощью утилиты ATI Tray Tools в настройки Direct3D были внесены следующие изменения:
Anisotropic Filtering Optimization Enable
Trilinear Filtering Optimization Enable
Force to use Triple Buffers через Game Profiles
В настройки OpenGL следующие изменения:
Force Z-buffer dept – Force 24 bit
Triple Buffering Enable
В разделе Tweaks утилиты ATI Tray Tools были выставлены следующие значения:
Z Compression Mode – 2
Enable Block Write
Отмечу, что на производительность ощутимо влияют Z Mask и Z Compression Mode (раздел Standart Tweaks), которые по умолчанию выставлены как Enable и Default, соответственно, и это правильно.
Вывод: в драйверах Omega отличные предустановки - поставил и забыл!
100Mhz AGP
Через BIOS выставляется частота Графического Порта равная 100Mhz. Обратите внимание на то, что 3DMark2003 совершенно на это не реагирует, а версия 2001-го года отзывается 4-х процентным (4,4%) приростом “попугаев”.
280/240
Ну наконец то! - Воскликнет утомлённый Читатель – Разгон!
Как я уже говорил 280/240Mhz это предельно допустимые для стабильной работы (моего конкретного экземпляра) частоты ядра/памяти. Повышение частоты ядра на 12% и памяти на 20% выразилось заметным приростом. 3DMark2001 дал 8020 “попугаев”, что на 8% больше предыдущего результата. 3DMark2003 добавил 15,4(!)%.
В итоге всех пяти этапов:
3DMark2001 прибавил 1035 баллов, что составляет 15%.
3DMark2003 прибавил 242 балла, что составляет 22%.
Перекос в сторону более свежего 3DMark’а могу объяснить лишь оптимизацией драйверов под новые игры.
Ни синтетикой единой…
Это я к тому, что проверка на реальных игровых приложениях так же необходима. Так как я являюсь любителем (хорошо звучит! ) серии игр про Sam’а Fiher’a для меня актуальна сейчас третья часть серии - Splinter Cell: Chaos Theory. Кроме того, в распоряжении имеется Counter Strike (уважаю) Source. С набором игр определились. Приступим к тестам!
SplinterCell: Chaos Theory
Что бы узнать стал ли бегать Sam Fisher быстрее (в переносном смысле конечно ) или нет использовалась стандартная утилита TimeDemo (timedemo.bat). Вот результаты измерений:
Значения это кадры в секунду, естественно. Голубая полоска соответствует состоянию “до”, а синяя – “после”. Средний FPS вырос на 18,8% ( с 18,25 до 21,68 ). Признаюсь честно – я надеялся на большее. Надо заметить, что для 3D Stealth Action такой FPS ещё не критичен, и при большом желании играть можно, хотя комфортной такую игру не назовешь.
Чуть не забыл, разрешение 1024×768@32, в настройках всё что можно отключено, остальное выставлено на минимум, а именно:
антиальясинг -нет
анизотропная фильтрация – нет
разрешение теней – низкий уровень
трилинейная фильтрация – выкл
отраженный свет – выкл
текстуры высокого качества – выкл
вертикальная синхронизация – выкл.
Counter Strike Source
Проверим насколько хорош Sapphire Radeon 9100 в борьбе с террористами. Для этого можно использовать встроенный “Video Stress Test”. Вот результаты:
Хороший FPS и “до” и “после” и даже есть небольшой резерв производительности. Остаётся надеяться что в “боевых условиях” видюшка проявит себя настолько же хорошо. Прирост составил 19,6%
Настройки:
разрешение 1024×768@32
Model detail – High
Texture detail – High
Water detail – Simple reflections
Shadow detail – Low
Antialiasing mode – None
Filtering Mode – Bilinear
Shader detail – High
Wait for vertical sync - Disabled
СТАРИЧКИ НЕ СДАЮТСЯ ?
Как не печально это признавать, но время прежних титанов прошло, и очень скоро я буду просто вынужден сменить видеокарту. А своего замечательного “радика” я планирую поставить в маленький домашний сервер – свою надёжность он доказал сполна, годами (!) безупречной работы.
P.S.
Спасибо всем кто читает эти заключительные строки. Надеюсь, что не сильно утомил Вас. Так же надеюсь, что приведённые в этой статье цифры позабавили владельцев современных видеокарт, но не вызвали сарказма.
обсуждение в конференции:
https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=141877
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают