О пользе компьютерных игр
реклама
Всем привет! С вами Zero. Некоторые политики-популисты (в плохом смысле этого слова) любят обвинять компьютерные игры чуть ли не во всех смертных грехах – якобы, именно цифровые развлечения виновны во многих проблемах современного общества. Почти всегда заявления таких деятелей голословны – уже было проведено немало исследований, и никакой связи между, например, жестокими компьютерными играми и уровнем жестокости и агрессии в реальной жизни найдено не было. В рамках данной статьи я выступлю в роли адвоката компьютерных игр, и на примере нескольких жанров расскажу о том, чем они могут быть полезны.
Шутеры
реклама
«Стрелялки» улучшают способность фокусировать внимание и отслеживать несколько движущихся объектов, а также обучают краткосрочному интуитивному прогнозированию возможных вариантов развития ситуации, совершенствуют тактическое мышление, ускоряют принятие решений. Подтверждает эти тезисы эксперимент студента Рочестерского университета Шона Грина и его научного руководителя Дафны Бавельер. Любители шутеров не только способны быстро переключать свое внимание – как между «распределенным» и «сфокусированным» режимами, так и между объектами, но и быстрее реагируют на изменения картинки, воспринимаемые периферийным зрением.
RPG
Качественные ролевые игры приносят массу удовольствия, а также учат планированию и ответственности за принятые решения, а некоторые – даже развивают эмпатию. Так, играя в партийные RPG с хорошо прописанными персонажами, геймер может испытывать к NPC-товарищам по команде настоящую привязанность, особенно, если сценаристы показывают развитие как самого героя, так и отношений протагониста с ним. Отличные примеры – Бастила из Star Wars: Knights of the Old Republic, Мерриль из Dragon Age II, Лиара и Тали из трилогии Mass Effect. В том же, что развитие эмпатии полезно, сомневаться не приходится: человек, способный сопереживать, с гораздо меньшей вероятностью будет проявлять жестокость к окружающим или прибегать к агрессивному насилию, чем лишенный эмпатии нарцисс или психопат.
реклама
Также в ролевых играх нередко обыгрываются остросоциальные вопросы – например, проблема «маленького человека» или проблема агрессии и нетерпимости по отношению к тем, кто чем-то отличается от большинства, и многие другие. Причем делается это порой тонко и ненавязчиво, а не так, как во многих западных фильмах и сериалах, в которых наличие темнокожего персонажа и поднятие вопроса расизма стало чуть ли не обязательным, причем этим могут тыкать в лицо зрителю в ущерб основному сюжету и раскрытию более важных для него героев.
Но вернусь к вопросу ответственности за принятые решения. Это не только ответственность за прокачку героя и оснащение группы, и их адекватность сложности боев, но и готовность принимать последствия собственных выборов, что хорошо показано, скажем, в серии «Ведьмак», где действия Геральта могут аукнуться ему спустя много часов реального времени самым неожиданным образом.
MOBA и MMORPG
MOBA и MMORPG – это два жанра игр, в которых особенно важна командная работа, и, что характерно, общаться и договариваться с другими игроками в них обычно комфортно даже интровертам: онлайн-общение утомляет гораздо меньше, чем живое. Кому-то подобные тайтлы даже помогают раскрыть лидерские качества и прокачать переговорные навыки – и то, и другое может пригодиться и в реальной жизни. Аналогичная ситуация и с ответственностью: конечно, встречаются игроки, которые «бомбят» и ливают во время боя, бросая команду, но в геймерском сообществе это осуждается – даже если тяжело, нельзя подводить товарищей, и приобретенные навыки командной работы в стрессовых условиях тоже явно не будут лишними в реале, как и умение выгодно преподносить себя в конкурентной среде.
реклама
По поводу MMORPG выскажусь отдельно: порой в них завязывается крепкая дружба, а иногда даже рождаются отношения, которые потом переходят в реал – я лично знаю несколько супружеских пар, которые познакомились в World of Warcraft. И в этом нет ничего кринжового: игра просто свела вместе людей со схожими интересами, а потом их общение вышло на новый уровень. Знакомиться в тематических сообществах, в том числе в играх, может быть куда разумнее, чем на улице – именно из-за повышенной вероятности совпадения интересов и увлечений.
Стратегии
Чтобы успешно играть в стратегии, геймер должен уметь быстро отслеживать и обрабатывать информацию из нескольких источников, а также обучаться и адаптироваться: в том же Warcraft III иногда именно подстройка под соперника позволяет выиграть матч. «Законтрить», конечно, можно не всегда, но умение гибко мыслить и вносить коррективы в запланированные действия в зависимости от обстоятельств – это одно из важнейших качеств как для киберспортсмена, так и, например, для менеджера или предпринимателя.
Гонки
С гонками все довольно очевидно – для них требуются хорошая реакция, быстрота принятия решений, память (чтобы запоминать особенности трасс) и тактическое мышление. Соответственно, эти же навыки и развиваются – хотя первые два, конечно, в значительно большей мере, чем последние: для той же тренировки памяти есть гораздо более эффективные методы, некоторые из которых тоже имеют отношение к играм благодаря частичной геймификации, другие же – эксплуатируют некоторые особенности человеческого мышления и восприятия, а также работы головного мозга. Проще говоря, если вы хотите улучшить память – вам скорее помогут медицина и психология, чем игры, хотя и последние могут внести в процесс свою лепту.
Мобильные игры
реклама
Игры для смартфонов и планшетов хорошо снимают стресс, а также позволяют субъективно «ускорить» время, если человек этого хочет – например, когда едет с работы домой. Тем не менее, это тот тип игр, которым лучше не злоупотреблять – например, если залипать в мобильных играх в перерывах между серьезной интеллектуальной деятельностью, эффективность дальнейшей работы может ухудшиться. Кстати, снимают стресс и улучшают настроение и многие другие игры - главное, чтобы юзеру нравилось играть, а дальше все сделает биохимия организма. Речь в данном случае о выработке таких нейромедиаторов, как серотонин и дофамин, и их положительном влиянии на самочувствие и настроение.
Дополнительно
Игры могут также служить дополнительной мотивацией для изучения иностранного языка – например, английского; многие визуальные новеллы есть только на японском или на японском и английском. Онлайновые проекты еще и дают возможность подзаработать на торговле аккаунтами и персонажами или внутриигровыми ценностями и валютой. Популярен в MMO-проектах и «бустинг» – та или иная помощь слабым персонажам со стороны сильных за вознаграждение, например, помощь в закрытии рейдов в World of Warcraft или в получении сложных достижений. И, конечно, даже школьник может зарабатывать, прокачивая героев другим игрокам – состояние таким способом сколотить вряд ли удастся, но карманные деньги водиться будут.
Заключение
Итак, надеюсь, я достаточно убедительно аргументировал, что компьютерные игры могут быть полезны – причем в самых разных аспектах. Только помните, что все хорошо в меру – играть больше 24 часов в сутки точно не стоит во избежание непоправимых нарушений пространственно-временного континуума. Согласны с моими тезисами, а может, хотите их дополнить или возразить? Пишите в комментариях!
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила