Маленький – да удаленький AMD 4850. Влияние разгона памяти на производительность!

13 августа 2008, среда 14:22
для раздела Блоги
ВСТУПЛЕНИЕ.

В данном материале я постараюсь затронуть многим интересное исследование, связанное с популярной видеокартой сегодняшнего дня 4850. В старшей модели применена сверхбыстрая(?) гддр5, а в младшей, обладателем которой стал и я, применена обычная гддр3, эффективная частота которой почти в 2 раза ниже. Вопрос, ответ на который хотели бы знать многие: достаточно ли для столь быстрого чипа гддр3 и 256 битной шины?

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Естественно, для проведения исследования потребовался разгон карты . Стандартными средствами карта гналась плохо, поэтому пришлось шить БИОС. Сначала я использовал ATIWinflash110 для перепрошивки, но потом моя наглость и самоуверенность были наказаны! После 10-го раза (а до этого все шло хорошо), экран в последний раз дернулся, и … все! Сходил к друзьям, у которых изъял S3 trio PCI, но поскольку флопика у меня не было, обратился за помощью в нашу конференцию, где буквально через пару часов получил ответ от Drake@, в котором он изложил рецепт создания загрузочной флешки, а также инструкции по перепрошивке из-под ДОСа! За это я ему ОЧЕНЬ БЛАГОДАРЕН!!! Также я благодарю Factotum за то количество полезной информации, которую он предоставил в конференции!
P.S. http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=5172557 Страница конференции, где мне помогли реанимировать карту.
После завершения данной истории, хочу предупредить недостаточно опытных пользователей. Для перепрошивки нужно пользоваться только проверенными программами, причем только из-под ДОСа!!! Для этого удобнее всего сделать загрузочную флешку с ДВУМЯ БИОСами, родным и отредактированным, чтобы в случае завышенных частот перешится «вслепую». Если вы уже запороли карту, понадобится вторая PCI-e карточка (если у вас на материнской плате 2 PCI-e портов), или старая PCI карточка, для принудительной перешивки БИОСа. Кстати, в моем случае мне нужно было, чтобы PCI карта стояла выше PCI-e карты к северному мосту, в противном случае изображение отсутствовало!

УСТАНОВКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ.



(кликните по картинке для увеличения)

РАЗОБРАННАЯ 4850

Так выглядит карточка в разобранном виде. Когда она попадает в руки, то первое, что с ней хочется сделать – это снять кусок алюминиевого сплава, который по ошибке на нее поставили! Я думаю, у вас могут возникнуть проблемы при длительной эксплуатации карты с этим подозрительным устройством. В любом случае, если вы не хотите нюхать запах жареной пластмассы, ездить по сервисных центрах, а еще хотите разогнать адаптер, то вам нужно позаботится о нормальном охлаждении.
Гадкий, отвратительный куллер был снят через несколько часов использования и заменен на AC AS1.



(кликните по картинке для увеличения)

4850 рядом с AC AS1

В моем случае подходящая замена прибыла ко мне практически одновременно с видеокартой. Данный куллер охлаждает карту и ключевые узлы на 40-50 градусов эффективнее стокового при одинаковом уровне шума.



(кликните по картинке для увеличения)

4850+AC AS1+12fan

Так выглядит куллер после установки на него 12см вентилятора Lian li. Крепление вентилятора осуществлялось с помощью обычной проволоки, которой связывают провода. Для избегания дребезжания я использовал 2 прокладки с комплекта поставки Ноктуа U12P. Для этих целей вы можете спокойно использовать подручные материалы.



(кликните по картинке для увеличения)

СИЛОВАЯ ЧАСТЬ ПЛАТЫ

Так выглядит силовая часть платы. В процессе эксплуатации мосфеты (черные) нагреваются существенно, поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО установите на них радиаторы. Для охлаждения катушек (серые) достаточно обдува. Обычно они нагреваются только при плохом охлаждении мосфетов.



(кликните по картинке для увеличения)

ОХЛАЖДЕНИЕ МОСФЕТОВ

Для охлаждения силовых элементов я использовал радиаторы, которые шли в комплекте поставки куллера для охлаждения памяти. Контакт осуществлен с помощью термопрокладок со стандартной системы охлаждения. Для охлаждения катушек индуктивности применил 4 радиатора, но от последнего пришлось отпилить ножовкой около сантиметра алюминия, поскольку его установке мешал габаритный конденсатор!



(кликните по картинке для увеличения)

МАРКИРОВКА ПАМЯТИ

Микросхемы памяти, которые применены в реферансной 4850. Как оказалось позже – мне досталась очень удачная память на карте! Память менее требовательна к охлаждению, по сравнению с силовой частью карты, скорее всего для их нормального функционирования будет достаточно посредственного обдува. Но для подстраховки вы можете применить для охлаждения любые нормальные радиаторы. Для разгона, а особенно с повышением напряжения, радиаторы уже обязательны!



(кликните по картинке для увеличения)

4850- С РАДИАТОРАМИ

На память установлены радиаторы Zalman, которые у меня остались от куллера VF-900.



(кликните по картинке для увеличения)

ГАБАРИТЫ AC AS1+12см FAN

Система охлаждения вышла очень габаритная (занимает 2 соседних слота). Ее недостаток – горячий воздух не выдувается за пределы системного блока, а также большой нагрев текстолита с обратной стороны карты. Для борьбы с этим, я поставил на пол (системный блок без крышки) под углом 45 градусов 12см вентилятор, который обдувает подсистему питания и сам текстолит. Благодаря этому горячий воздух не застаивается над картой, а эффективно выдувается корпусный вентилятором на выдув! Кстати, после всех установок у меня отвалились радиаторы с мосфетов , после чего пришлось извлекать карту с корпуса и отверткой придавливать их обратно, поэтому будьте внимательны!

РАЗГОН.

Разгон для каждого экземпляра карты всегда отличается. Но также хорошо известно, что ядра более поздних ревизий, как правило, разгоняются лучше, чем ранние образцы. По этому со временем ситуация может улучшиться. Также для карты необходимо создать приемлемые условия, в которых она бы могла себя показать с лучшей стороны. В плохо продуваемом корпусе, со стоковым куллером разгон будет хуже, чем в нормальном продуваемом кейсе с альтернативным охлаждением. Конфигурация, на которой тестировалась карта:



Названия комплектующихМодель
ПроцессорIntel Core 2 Quad Q6600(G0) @3418
Материнская платаASUS P5K Premium/WiFi-AP, fsb380
КуллерNoctua NH-U12P
Оперативная памятьGOODRAM 2 GB DDR2 800 MHz x2(4гб)@ 760
ВидеокартаMSI Radeon 4850+AC AS1+12cm
Жесткий дискSeagate ST3750330AS 750gb
Блок питанияThermaltake ToughPower 750W
ПриводASUS DRW-1814
КорпусCooler Master Elite 331(1х12 см вдув, 1х12 см выдув)
ИБПAPC Back-UPS CS 500
МониторSamsung 971P (LS19MBXXFV) 1280x1024
Операционная системаWindows Vista 64bit sp1
Драйвев видеокарты Catalyst 8.7



В плане разгона видеокарта у меня средняя. После софтвольтмода, который изложил Factotum, предел разгона увеличился с 680 до 700 по ядру. Память погналась неплохо, особенно если учитывать плохой разгонный потенциал чипов Quimonda. 1125 без артефактов. 1150 маленькие точечки. 1200 – экран в разноцветных треугольниках. Повседневно использую на 700/1125. Тестирование на стабильность лучше всего проводить демкой Гризиса , с настройками на максимальное качество. Фурмарк лучше использовать для прогрева видеокарты и для тестирования памяти на отсутствие артефактов.

ИССЛЕДОВАНИЕ.

Напомню, цель статьи – посмотреть на поведения ядра от увеличения ПСП памяти. Тесты провел с разгоном по памяти 1200 включительно. Итак, я тестировал в двух режимах.
1)Частота ядра 625, а памяти 1000,1050,1100,1150,1200. На графике – зеленая линия.
2)Частота ядра 700, а памяти 1000,1050,1100,1150,1200. На графике – красная линия.

Грубо говоря, я прогоняю одни и те же тесты, но каждый раз повышаю частоту памяти на 50 mhz. Настройки проводились с максимальным качеством, которое может выдать ПРИЛОЖЕНИЕ.

НАСТРОЙКИ СИСТЕМЫ И ДРАЙВЕРА 8.7



(кликните по картинке для увеличения)

НАСТРОЙКА ДРАЙВЕРА И СИСТЕМЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВ.

Диаграммы предоставлены ниже, следует понимать так: теоретическое увеличение производительности на 20% может бить только при зависимости приложения от псп памяти. Во всех остальных случаях прирост должен быть меньше, или отсутствовать при недостаточной мощности чипа. Разрешение для тестов у меня 1280х1024 (максимальное для 971P), и оно относительно маленькое, по этому владельцам больших мониторов этот тест скорее интересен чисто с теоретической части, нежели с практической. Также стоит учитывать, что при увеличении разрешения увеличивается нагрузка на псп, которая там уже может быть более востребованная.

УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ.

Для измерения результатов прогонялся один цикл тестов, после чего повышалась частота памяти, и повторялся прогон. Для избегания ошибки все тесты, кроме 3д марка, проводились 3 раза (а если результаты сомнительные – 5 раз), в диаграммах представлены только среднее значение. Также стоит сказать, что первый тест в F.E.A.R. всегда показывал меньший МИН фпс, чем третий прогон! Тест Фур марк – стабильно одно и то же значение (кроме единичного случая). Результаты этих тестов нужно воспринимать лишь как справочную информацию, я считаю, что в остальных приложениях приблизительный результат сохранится.

P.S. Если честно, то до начала тестирования у меня было мнение, которое поменялось на противоположное в процессе измерений! Вывод: проверяйте все лучше сами, если есть возможность…



3DMark06

Зеленая линия – 625 МГц; красная – 700МГц

Итак, в марке мы с вами видим линейное увеличение производительности. Однако при разгоне чипа на 12%(700мГц), разница в разгоне памяти ощущается немного сильнее(0,3-1%).



Crysis-Benchmark

Зеленая линия – 625 МГц; красная – 700МГц

Ну а в кризисе «опять все не как у людей». Кривость и неоптимизированность этой «игры» заставляет вот уже больше года смотреть слайды и тормозеж на топовом железе! Максимальная графика ставит на колени все видеокарты, и 4850 не стала исключением. ГПУ явно не хватает, поэтому разгон памяти практически ничего не дал. Из интересных особенностей стоит отметить огромное влияние задержек памяти, которые повышаются при частоте. Но при разгоне чипа увеличение псп становится хоть немного полезнее. Рост до 1100 можно назвать линейным, дальше прирост порядка 1%, и деградация… В общем, как альтернатива 3д марку…



F.E.A.R.

Зеленая линия – 625 МГц; красная – 700МГц

В F.E.A.R. я также заметил снижения производительности при частоте 1050. Тайминги заставляют задуматся о разгоне до этой частоты.(особенно это касается минимального фпс), хотя в целом практически идеальный рост, который достигает 10%



Fur Mark

Зеленая линия – 625 МГц; красная – 700МГц

Ну и теперь бублик! Старый-добрый тест для прогрева видео, который несказанно обрадовался разгону памяти и наградил меня увеличениям фпс, и это единственный тест, производительность которого росла и близилась к пиковой(1150 – 14%), хотя из-за ошибок памяти на частоте 1200 выгругка текстур выполнялась позже, нежели должна была. По этому из 5 замеров, все 5 разительно отличались, но деградация имеет место быть, (и этот факт имеет место не только в синтетике, но и у всеми любимого бенчинг-игре Гризисе ).

ВЫВОДЫ.

Объем работы, который я хотел сделать, я сделал. Тестов маловато, но я считаю, что каждый из прочитавших статью сможет вынести что-то полезное для себя. Все, что я напишу ниже – мое личное мнение.

Итак, 625/1200. Прирост есть везде, кроме Гризиса! Если честно, до тесторования, я был уверен в том, что для архитектуры рв770 достаточно 1000(2000) частоты гддр3 для раскрытия потенциала. Теперь я вижу, что заблуждался. При увеличении ПСП производительность выростает во всех приложениях, где мощьности графического процессора достаточно. К сожалению, я думаю мы с вами не увидим рв770 с гддр3 на частоте выше 2400, потому что это уже практически технологический предел данного типа памяти; и так в свое время случалось с каждым устаревшим типом. Гддр5 лично у меня никакого ентузиазма не вызывает, ибо 20-30% победу 4870 над 4850 обеспечивает 20% разница в частоте чипа! А 3600 скорее пустая циферка, которая высокую псп теряет на высоких задержках. И, пожалуй, еще один вывод, который я озвучу. Действительно смысл в гддр5 есть только там, где разрешение повыше, чем 1600х1200 и где псп востребована. На малых разрешениях она проктически безполезна! Пожалуй, еще одна формула, которая сама собой напрашивается: частота гддр3=(гддр5/1.5). К сожалению, я не могу провести тестирование в сравнении с старшей моделью, но 625/1000 @ 700/1200 дала прирост 7%(Кризис) и от 10-15 процентов в остальных приложениях. Поэтому, если вы хотите секономить, но получить приемлемый фпс в небольших разрешениях и большинствн современных игр – 4850 вам посвещается…

П.С. Обязательно используйте альтернативное охлаждение для реферансных 4850! Потому что вся карта охлаждается маленьким хлипким устройством, которое вместо охлаждения мосфетов и памяти скорее их нагревает, нежели наоборот. Если у вас нету возможности заменить стоковый куллер (потеря гарантии или другие затруднения) рекомендую хотя бы повысить обороты турбины или, по возможности, устроить обдув силовой системы и тестолита тихоходным вентилятором. В защиту стоку все-таки скажу, что небольшой потенциал у него есть, при работе тихий, а при доп. Обдуве 12см Лиан Ли 800об. Температура падала на 10 градусов…


http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=28976&filename=_________________.xlsx это таблица с данными, процентным соотношением и моими расчетами.

Свое мнение по данному материалу оставляйте, пожалуйста, здесь: http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=5272180









Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают