Windows for Games. Сравнение производительности в играх.

для раздела Блоги
Предисловие.
Несмотря на то, что бренд “Games for Windows” появился ещё в далёком 2005 году, но, думаю, для большинства людей связан с операционной системой Windows Vista. Вышедшая после длительного перерыва, она была жесточайшим образом раскритикована, за беспрецедентно выросшие системные требования, ошибки и замену привычного, пусть и не идеального, интерфейса. Тем не менее, Microsoft смогла таки сделать её основной операционной системой для новых компьютеров. После выхода SP1, исправившего некоторые серьёзные ошибки и немного поднявшего скорость работы с жесткими дисками, весной 2008 года количество пользователей перешедших на новую «операционку» увеличилось, но недостаточно. По крайней мере тот факт, что спустя всего год после выхода Vista начали появляться рабочие релизы новой ОС, говорит о том, что в даже самой Microsoft Vista была признана неудачной. Осенью 2008 года уже очень многие опробовали более поздние релизы новой систему, которая к тому времени уже получила официальное имя – Windows 7, а в конце декабря в сеть утекла beta. Многие из тех, кто познакомился с этими релизами, говорили о том, что новая ОС стала быстрее и отзывчивее чем Vista, и притом, будучи ещё даже не в статусе beta, отличалась завидной стабильностью. В их числе оказался и я, и с выходом в свет beta версии мне пришла в голову мысль устроить полномасштабное сражение между различными версиями Windows: начиная от классической Windows XP x86 и заканчивая сверхновой Windows 7 x64.
Однако при подготовке материала я понял, что объем тестов будет совершенно необъятным, т.к. ОС от Microsoft занимают практически монопольное положение на рынке и ими пользуются все: от геймеров до учёных, от детей в школьных классах до министров. И каждый использует свои программы, которые кардинально отличаются тех, что используют другие.
Поэтому я решил, что «Нельзя объять необъятное!» и сконцентрировал свои усилия на том, что мне ближе и в чем я имею некоторый опыт.
Итак, сравнение производительности 6 версий ОС Microsoft Windows.

Объекты тестирования.
Первой по списку пойдёт уже ставшая классической и обросшая «сервиспаками» и всеразличными сборками Windows XP х86. Я использовал версию с интегрированным SP3.

Сразу скажу недовольным и неприемлющим никаких самопальных «сборок», что система вполне полноценная, безо всяких «фенечек» и «рюшечек» и по производительности она ничем не уступает «обычной» а возможно и превосходит их, т.к. была рекомендована мне друзьями-бенчерами.

За номером 2 – первая операционная система семейства Windows с поддержкой 64-битного расширения IA-32, или просто х86-64.

Использовалась вполне себе стандартная версия с интегрированным SP2. Напомню что эта версия рассматривается самой Microsoft как отдельностоящая и потому «сервиспаки» для неё выходят не синхронно с обычной х86 версией, а SP3 вообще не планируется.

Третьей будет «многострадальная» Vista для х86 систем с интегрированным SP1.


Четвертой – её 64-битная «сестра-близняшка».


Номер 5 – х86 бета версия новой 7ки.


И последней по списку будет наиболее прогрессивная х86-64 Windows 7 beta.


Тестовый стенд.
Процессор: Intel Core 2 Quad Q6600 @ 3,6GHz
Материнская плата: ASUS P5Q Pro FSB@1600MHz BIOS 1613
Оперативная память: 2*2GB DDR2-800 Kingston 5-5-5-15 PL11 2T
Жесткий диск: Seagate Barracuda 7200.11 500Gb SD15 AHCI
Видеосистема: Gainward Radeon HD 4850 и CrossFire HD 4850 Частоты: 625/1990MHz
Во всех операционных системах использовались:
Драйвера чипсета Intel: Intel Inf Driver 9.1.0.1012
Драйвера видео: Catalyst 9.1
Версия DirectX от ноября 2008
Драйвера PhysX 9.09.0121
*В 32-битных версия было доступно 3070Мб из установленных 4096Мб.

*Моя методика тестирования частично повторяет методику Jordan'a и используется с его разрешения.

Тесты.

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (Direct3D 9) – версия игры 1.005, включено полное динамическое освещение, анизотропная фильтрация x16 и прочие максимальные настройки качества графики, использовалась демо-запись “ixbt3” (тройной цикл теста)


Сразу наметилась тенденция, если в случае с одиночной картой ХР показывает себя с лучшей стороны, то в режиме CrossFire обе её версии отстают, впрочем по минимальному фреймрейту они значительно впереди "новеньких". Win7 в целом чуть быстрее чем Vista. Странный "провал" Vista x64.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 9) – версия игры 1.5.07, профиль настроек качества "Улучшенное полное освещение", использовалась демо-запись "s04"(автор Jordan) (тройной цикл теста). Методика тестирования здесь.


"Чистое Небо" расстановки не меняет, но Vista x64 исправилась. 7ка чуть быстрее остальных.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (Direct3D 10/10.1) – версия игры 1.5.07, профиль настроек качества "Улучшенное полное освещение", использовалась демо-запись "s04"(автор Jordan) (тройной цикл теста). Методика тестирования здесь.


Фактически паритет. Но новомодная Win7 x64 самую малость впереди остальных.

Devil May Cry 4 (Direct3D 9) – версия игры 1.0, максимальные настройки качества графики ("Super High).


Победителя выявить не удалось. Хотя обе ХР в "кроссе" чуток подотстали.

Devil May Cry 4 (Direct3D 10) – версия игры 1.0, максимальные настройки качества графики ("Super High).

Довольно странная картина. Впрочем учитывая как плавают результаты теста в DMC4 будем считать что все примерно равны. Стабильнее всех ведут себя обе версии Vista.


LostPlanet Extreme Condition (Direct3D 9) – версия игры 1.4, настройки High.


7ки и Vista идут нога в ногу. А вот ХР подотстала, думаю дело в неотточенных драйверах, оставим это на совести производителя видеокарт.

LostPlanet Extreme Condition (Direct3D 10) – версия игры 1.4, настройки DX10 и и прочие максимальные.


Никаких перестановок в этой игре смена рендера не вызвала.

Enemy Territory: Quake Wars (OpenGL 2.0) – версия игры 1.5, максимальные настройки графики, демо “d5” (автор Jordan) на уровне "Salvage", Finland


Результаты как на подбор одинаковые.

Call of Juarez(Direct3D 9) – версия 1.1.1.0. Прогон собственной демки. Максимальные настройки графики.


ХР в аутсайдерах. "Семерка" и Vista борются с переменным успехом.

Call of Juarez(Direct3D 10) – версия 1.1.1.0. Прогон собственной демки. Максимальные настройки графики + Enchanced Quality.


А вот в DX10 Win7 вдруг теряет в скорости и явно уступает "старшей сестре", причём самое интересное что происходит это в одиночном режиме.

Unreal Tournament 3 (Direct3D 9) – версия игры 1.3, максимальные настройки графики в игре (5-й уровень), Motion Blur и Hardware Physics активированы, тестировалась “Fly By”-сцена на уровне “DM-ShangriLa” (два последовательных цикла), использовался бенчмарк HardwareOC UT3 Bench v1.3.0.0


Чем новее Windows - тем больше скорость. Вкратце именно так можно охарактеризовать результаты в UT3.

Company of Heroes Opposing Fronts (Direct3D 9) – версия игры 2.301 Настройки качества Ultra. Прогон бенчмарка.


Хуже всех себя чувствуют обе версии Vista, впрочем в режиме CrossFire минимальный фпс у них выше чем у других.

Company of Heroes Opposing Fronts (Direct3D 10) – версия игры 2.301 Настройки качества Ultra. Прогон бенчмарка.


Ничего из ряда вон выходящего кроме ещё одной срезки Vista x64.

Call of Duty 4: Modern Warfare MP (Direct3D 9) – версия игры 1.7.568, настройки графики и текстур выставлены на уровень "Extra", демо "d3" на уровне “Bog“. Методика тестирования описана здесь.


Странные результаты ХР в "кроссе", как будто упор в ограничитель, но НЕТ.
*Либо 100фпс это впринципе ограничитель кадров в этой игре под Win XP и его никак не обойти.

Crysis (Direct3D 9) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “High”, двукратный цикл теста видеокарты gpu_bench с помощью утилиты Crysis BenchmarkTool v1.0.0.5


Примерно равное выступление всех участниц в "сингл" режиме. А вот с CrossFire в DX9 режиме просто беда. Разве что Vista x64 на этот раз "выстрелила".

Crysis (Direct3D 10) – версия игры 1.2.1, профиль настроек “VeryHigh”, двукратный цикл теста видеокарты gpu_bench с помощью утилиты Crysis BenchmarkTool v1.0.0.5


В более тяжелых настройках и DX10 Vista выгляжит более зрелой. CrossFire в DX10 работает значительно лучше чем в DX9.

Crysis WARHEAD (Direct3D 9) – версия игры 1.1.1.690, профиль настроек “ENTSUSIAST”, двухкратный цикл теста видеокарты на уровне "frost" из бенчмарка HOC Warhead Benchmark.


А вот и первый "сюрприз" от AMD/ATI и её драйверописателей. CrossFire вызывает падение производительности, поэтому я не вношу результаты его тестирования. Windows XP выглядит предпочтительней "младших" сестер.

Crysis WARHEAD (Direct3D 10) – версия игры 1.1.1.690, профиль настроек “ENTSUSIAST”, двухкратный цикл теста видеокарты на уровне "frost" из бенчмарка HOC Warhead Benchmark.

В DX10 CrossFire вновь "реанимирует" себя в наших глазах. Интересный момент: минимальный фпс на х64 системах выше чем на х32.


World in Conflict (Direct3D 9) – версия игры 1.0.0.9(b89), профиль качества графики “Very High” и прочие максимальные. Прогон бенчмарка.


ХР явно быстрее чем остальные. Да и Win7 не покзывет роста скорости относительно Vista.

World in Conflict (Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.9(b89), профиль качества графики “Very High” и прочие максимальные. DirectX 10 рендеринг активирован; Прогон бенчмарка.


А вот в DX10 самая новая Win7 x64 немного опережает соперниц.

FarCry 2(Direct3D 9) – версия игры 1.0.0.0. Настройки качества Ultra High. Демо Ranch Small.


Win7 быстрее всех. А ХР опять подвели слабые драйверы.

FarCry 2(Direct3D 10) – версия игры 1.0.0.0. Настройки качества Ultra High. Демо Ranch Small.


Самым интересным моментом при переходе к DX10 является нехарактерный для других игр рост производительности. Win7 и здесь чуть быстрее чем Vista.

Left 4 Dead(Direct3D 9) – Настройки качества Very High. Прогон собственной демки d1


В целом паритет. Неожиденно "выстрелила" XP x64.

Cryostasis: Sleep of Reason (Direct3D 9) – версия игры 1.0.1, шейдерная модель 3.0, высокие настройки качества графики, тестировалось демо «d3» (автор Jordan) на уровне «11. Страх».


И снова не заработал "кросс". В зачете "сингл" абсолютное равенство.

Cryostasis: Sleep of Reason (Direct3D 10) – версия игры 1.0.1, шейдерная модель 4.0, высокие настройки качества графики, тестировалось демо «d3» (автор Jordan) на уровне «11. Страх».


Зато в DX10 веновь включился CrossFire. Win7 немного быстрее "Висты".

Теперь пара сводных диаграмм:

Все против ХР х86 с одной видеокартой.

Сказать однозначно о том что обладателям одной видеокарты такого уровня стоит переходить с ХР на более новые системы нельзя. Да, иногда ХР уже проигрывает новинкам, но иногда сама "даёт им сдачи". Отмечу, что в большинстве случаев разница между DX10 и DX9 режимами минимальна.

Все против ХР х86 в CrossFire

А вот обладателям CrossFire связок и 2х чиповых видеокарт типа 4870Х2 стоит позаботиться о том чтобы на их "винчестерах" появилось что-то более новое чем ХР, т.к. мало того, что реализовать эту мощь в ХР негде, так ещё и драйверы подводят и multi-gpu работает не везде.

Теперь пару заметок по поводу данных систем вообще.
Кроме игровых тестов я сделал ещё пару тестов повседневных, практически, задач, таких как копирование и архивирование, вернее разархивирование.

ХР ожидаемо быстрее Vista. В 7ке эту разницу уменьшили, но, всё таки, она отстаёт от ХР.

Vista снова отстала от ХР, правда не очень сильно. Улучшение в Win7 нет

А вот эти результаты меня удивили не меньше чем вас. Мало того что ХР медленнее Vista так ещё и Windows 7 быстрее чуть ли не в полтора раза...
Впрочем, действительно, игры устанавливаются на 7ку быстрее, так что видимо действительно скорость разархивирования выше.
Кроме производительности в ОС нас волнуют ещё такие факторы как:
1.Надёжность и стабильность
2.Совместимость
С первым фактором у всех систем нормально, но с оговоркой, что Windows 7 находится пока в стадии beta и сама Microsoft не рекомендует использовать Win7 в качестве основной ОС.
А вот совместимость это уже более тонкий момент. Так мой старенький лазерный принтер Samsung ML-1210 удалось установить в 5 систем из 6, исключение составила Win7 x64 хотя я думаю что при желании я мог бы установить туда драйвер от Vista x64. В х64 системах отказался работать античит для CS 1.6 MyAC. В общем, могу сказать, что больше всего проблем мне доставили Windows 7 x64 и XP SP2 x64. В этом списке могла оказаться ещё и обычная х86 ХР, если бы не Idea который подсказал простой, но действенный метод перевода жесткого диска из режима SATA as IDE в AHCI в Windows XP.

Заключение.
Подводя итог, можно сказать что Windows XP ещё жива и вполне подойдёт для офисной машинки, или игрового компьютера на не самом мощном железе, т.к. само по себе использование Vista требует наличия как мимнимум на 512Мб больше "оперативки". Но вот для мощных, "серьёзных" систем она уже не подходит, т.к. драйвера сегодня выпускаются и "точатся" в первую очередь для Vista, да и ОЗУ в обычную ХР много не поставишь. Думаю, что после выхода SP1 Vista вполне созрела чтобы поставить её на современный домашний или игровой компьютер, а вот какую версию - выбирать вам, благо Microsoft предлагает большое количество различных по наполнению и стоимости вариаций. Время х64 пока не пришло. Почему?? Да просто потому, что х64 приложений пока мало, а те, что есть, не спешат показывать бешеные приросты скорости в сравнении со своими 32-битными собратьями.
И, разумеется, пару теплых слов о Windows 7. Система порадовала неплохими, для beta, стабильностью и скоростью, а также доработанным интерфейсом.

П.С. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Всё вышенаписанное справедливо для конкретной системы с использованием конкретных драйверов Catalyst. Я не исключаю, а скорее даже уверен, что при использовании видеокарты nvidia результаты могут кардинально отличаться. ТАКЖЕ Windows 7 не является законченной и в финальном релизе скорость может как вырасти , так и упасть...


Конструктивная критика и пожелания сюда:
http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=5884733#5884733



Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают