7900GT и магический штрих.

16 мая 2006, вторник 16:08
для раздела Блоги
Введение

В начале этого года было много споров о том, какими будут видеокарты новой серии от NVIDIA. Производительность, цена, разгон, количество пиксельных шейдеров, тепловыделение… Всё это в прошлом. В начале марта состоялась презентация видеокарт серии 7х00 корпорации NVIDIA. Последующие тесты и заявленная цена позволили сделать вывод: новая серия удалась на славу. В настоящий момент на рынке в свободном доступе находится большое количество видеокарт серии 7х00. Нельзя сказать, что в России дела обстоят также хорошо, как и в зарубежных странах. Исторически сложилось так, что цены на новинки высоки и их количество оставляет желать лучшего. Но, не смотря на это, мы наблюдаем достаточно стремительный рост пользователей обладающих новинками от NVIDIA. Каждую неделю мы встречаем новоявленных владельцев 7х00 в ветках форума, а предложения о продаже видеокарт 7600 и 7900 появляются в разделе “Продажа” нашей конференции. Хочется верить, что в ближайший месяц цены и количество предлагаемых новинок достигнут уровня зарубежных магазинов.

На сегодняшний день существует большое количество обзоров видеокарт 7900GT/GTX. Подробно изучена архитектура и производительность в современных играх. Но что это даёт нам? Говоря “нам” – я подразумеваю людей, которые покупают видеокарты в надежде выжать максимальные мегагерцы и получить достойный fps во всех приложениях: купить за 300$ и превратить её в топ за 600$. Кто-то делает это ради экономии и желания поиграть в игры в максимальном качестве, а кто-то ради самого процесса разгона. Монстр 7900GTX не всем по карману, тем более две такие видеокарты для построения SLI – именно построения, поскольку два таких монстра потребуют двуядерного процессора высшей ценовой категории и мощного БП, а также, возможно, замену материнской платы и наращивание объёма оперативной памяти. А что же 7900GT? Насколько хорош 7900GT для оверклокера? Об этом пойдёт речь в данной статье.

XFX 7900GT


В один прекрасный день, который “случайным” образом совпал с 9 Марта, я решил пополнить ряды владельцев SLI систем. Поскольку тратить 1100$ на две 7900GTX я посчитал нецелесообразным – были куплены две 7900GT от XFX по 340$ каждая. Компания XFX пришла на российский рынок в начале этого года, поэтому, наверное, многие уже знакомы с оригинальной коробкой в форме буквы Х:


Box

Видеокарта является гибридом референса от NVIDIA и наклейки от XFX:


(кликните по картинке для увеличения)

520/1500 delta=0, память “стандартная”: Samsung 1.4нс. Обладает хорошим разгонным потенциалом. Как показало детальное обследование карты – перед нами PV-T71G-UDE7 v1.1 bios 5.71.22.12.03. Другими словами: Nvidia Corporation model: p455, made in China. Комплектация более чем скромная:



Удивительно, но факт: отсутствует диск с играми. Из всего этого богатства мне потребовался лишь D-Sub переходник, поскольку убедить меня поменять мой CRT на ЖК – пустая трата времени.

Первым делом я решил сменить термопасту, которая, как оказалось, представляла собой умеренно подсохшую серую массу высокой плотности. Очень похоже на высохшую “серебрянку”:




(кликните по картинке для увеличения)

После удаления термопасты:


(кликните по картинке для увеличения)

После удаления оставшейся вокруг чипа пасты и чистки спиртом, была нанесена термопаста Arctic Silver 5, а родная СО была возвращена на место. Почему стоковая СО? Воздушное охлаждение в моём случае(DFI SLI-D) не самое разумное решение. Поэтому изначально подразумевалось поставить систему водяного охлаждения, но к моменту написания статьи в наличии были только водоблоки, а остальные части находятся “в пути”. Не каждый пользователь решится поставить водяную СО. Поэтому сегодня мы рассмотрим только стоковую СО. Не стоит огорчаться – вольтмод будет Но только ядра, поскольку родной радиатор перекрывает несколько чипов памяти, а ставить радиаторы на 2-3 чипа – не имеет смысла. Мой сегодняшний девиз: минимум усилий – максимум производительности.

Разгоним сток?


Итак, что предлагает нам стоковая 7900GT? Ставим первую карточку в систему:

Cpu: AMD Opteron 148 @2860МГц, 1.52v, Zalman 7700Cu
Mem: Geil One 2x512, 260МГц 2-2-2-5 1T, 3.6v
MB: DFI nF4 SLI-D rev.AD0
БП: Antec Neo HE 550 ATX12v 2.2/EPS12v, три линии 12V по 18A.
HDD: WD2000JB 8Mb
Case:TT Armor Black
OS: Windows XP SP2

Тестоывй стенд собран:


(кликните по картинке для увеличения)


Тесты идут глубокой ночью:


(кликните по картинке для увеличения)

Поскольку RivaTuner версии 15.8 не поддерживает видеокарты серии 7900, для разгона я использовал ATITool 0.25 beta 14. Версия драйверов ForceWare 84.21 (последняя официальная).

По дефолту карточки XFX 7900GT UDE7 разогнаны до 520/1500. Дельта равна нулю. Авторазгон показал 559/1666. Что дальше? Поставим на обдув два 80мм вентилятора. ATITool зафиксировал более интересные стабильные частоты 570/1700. Плюс 45Мгц к дефолтовой частоте нельзя назвать выдающимся результатом. Но не стоит забывать, что дефолтовое напряжение ядра 1.2В(что было подтверждено ММ), а частота ядра референсной карточки 450МГц. Поэтому разгон по ядру составил +120Мгц – впечатляющий результат. Разгон памяти вызывает только положительные эмоции! 3DMark05 выдал 9817.
Вторая карточка погналась на 10Мгц выше по ядру. Разгон по памяти остался на уровне 1700Мгц. В итоге: 580/1700 и 9924 попугаев 3DMark05.

Температура в простое 41С, после 3 прогонов 3DMarka05 не поднималась выше 63С.Дальнейший разгон ядра(даже при снижении частоты памяти до 1200Мгц) приводил к сбросу частот драйвером: в системном журнале появлялись записи “Silent Running: rising temperature caused level transition: L1 -> L0”. При прогоне 3DMarka наблюдались значительные искажения геометрии, но никаких фризов или зависаний не было. Были вылеты в Windows с критическим завершением работы драйвера. В тоже время, температура не поднималась выше 66С при прогреве “мохнатым” кубом. Как показали дальнейшие исследования: ядро способно работать вплоть до 80С. Таким образом, сброс частот вызван нехваткой питания ядра.

Разгон памяти принёс гораздо больше сюрпризов… Понизив частоту ядра до 520Мгц, я начал разгонять память с шагом в 50МГц. На обоих карточках “мохнатый” куб крутился без артефактов плоть до 1860МГц. Но… запустив 3DMark я заметил небольшие искажения текстур в тесте GT3 и в середине теста(когда монстр перелетает через дирижабль) был классический “фриз” на 30 секунд. Вот это новость Журнал системы содержал уже знакомые нам ошибки со снижением частоты. Артефакты от перегрева, появляющиеся в большом количестве в виде точек по всему экрану, замечены не были. В чём проблема? Запустив 3DMark05, я приложил термопару к чипу памяти, который расположен ближе всех к силовой цепи я был приятно удивлён: температура колебалась в пределах 60-65С(поверхность чипа, реальная гораздо больше). Приятно – потому что это перегрев, а перегрев дело поправимое. Снизив частоту памяти до 1800МГц, я избавился от мелких артефактов, но “фризы” остались. Причем это были уже не долговременные подвисания, а 2-5 секундные: драйвер не получив ответ от ядра в течении определённого тайм-аута делает рестарт. На любом из чипов нельзя удержать палец более одной секунды. Плохо. Как поведут себя при перегреве памяти 3DMark03 и 3DMark06? Более требовательный к стабильности 3DMark03 сыпал артефактами, а в тесте GT3 безнадёжно завис. 3DMark06 не подвёл младшего брата и показал “фризы” в тестах HDR1 и HDR2. При выходе из тесов очень часто наблюдались моргания экрана(как при переключении частоты) и иногда единственный выход был только перезагрузить систему. Отметим, что всё это происходит при частоте ядра 520МГц и нормальной температуре ядра. Дальнейшие тесты показали “полную” стабильность памяти на 1700МГц: температура чипов памяти колебалась около 50С.
Таким образом, “фризы” и моргания экрана следует отнести к переразгону памяти, который заключается в перегреве и нехватке питания. Внимательно отнеситесь к разгону памяти: артефактов может быть не видно, “попугаи” могут расти(незначительно), но появляются внезапные “фризы” и моргания экрана при выходе из 3D приложений. Всё это сопровождается появлением записей об ошибках драйвера в системном журнале. Также, если Вы отмечаете невысокую температуры чипов, не стоит торопиться сбрасывать всю вину на ядро: возможно на борту Вашей видеокарты есть “больной” чип – чип не способный работать на высоких частотах, либо перегревающийся быстрее, чем все остальные.

Выявив стабильный разгон, я решил прогнать 3DMark05 на разных частотах видеокарты. Почему 05? Этот тест менее зависит от процессора, поскольку в общем результате 3DMark06 учитывается cpu score, а 3DMark03 чутко реагирует на общую производительность системы.



Как видно из диаграммы – одноядерного процессора вполне хватает при разгоне ядра до 580/1500. Каждые +10МГц дают около 100 попугаев образца 2005 года. Частоты стабильны Зафиксируем ядро на отметке 580МГц:


Каждые +100МГц дают около 200~230 попугаев. Процессор держится достойно. Что покажет SLI?



Невероятно, но факт: тест прошёл на 580/1800 без артефактов и сброса частот(журнал событий не показал сбоя драйвера). Зато показало себя другое слабое звено – процессор. Если в дефолте две 7900GT показывают достойный результат, то уже в разгоне до 570/1700 наблюдается нехватка мощности процессора. Добавим мегагерц процессору: 270х11=2970МГц в паре с 580/1800 SLI выдал 14378 попугаев. Результат “на лицо”: нехватка процессора.

Возможен ли такой вариант, что Opteron 148 на частоте 2970МГц не справляется с двумя “дефолтовыми” 7900GT 520/1500? Давайте проверим:



Оптимальная частота одноядерного процессора от AMD для связки из двух 7900GT разогнанных до 520/1500 должна быть в районе 2900МГц. Довольно печальный результат, поскольку не каждый Venice или San-Diego стабилен на такой частоте. Но это синтетика в реальных играх всё намного лучше. Встроенный тест F.E.A.R(1600х1200, все ползунки на макс.) показал одинаковый средний fps для 580/1800 7900GT SLI при частотах процессора 2600МГц и 2860МГц(average:78fps, несущественное различие только в максимальном fps).

Давайте проверим может ли HTT ограничить производительность 7900GT SLI. Зафиксируем частоты видеокарт на 520/1500 и процессор на 260х11=2860МГц:



Результаты говорят сами за себя. Возможно, увеличение частоты шины PCIe поможет поднять производительность? Разогнав SLI до 580/1800, я начал поднимать по 5МГц шину PCIe... Дойдя до 115МГц я получил результат в пределах погрешности (+15 попугаев): при таком разгоне двух 7900GT - поднятие частоы PCIe не даёт заметного прироста производительности.

Ну и напоследок посмотрим: сколько можно получить на двух 7900GT разогнанных до 580/1700 в 3DMark03 и 3DMark06? Частота памяти снижена от максимальной на 100МГц, поскольку после продолжительной работы память перегревается с вытекающей нестабильностью видеокарт.
3DMark03: 33923 3DMark06: 7292

Вольтмод


После недолгих раздумий, я решил поднять напряжение на ядре до 1.4В. Все варианты вольтмода подробно описаны в FAQ. Я выбрал самый простой


(кликните по картинке для увеличения)

Для того чтобы поднять напряжение на 0.2В достаточно замкнуть точку А(отмечена как 511 на плате) на землю. Для этого можно использовать токопроводящий клей или средство для ремонта нитей обогрева заднего стекла. У меня в наличии был более интересный инструмент ;) Фломастер с “серебряными” чернилами:


Этот фломастер позволяет восстанавливать дорожки на печатных платах. После “рисования” получилось вот что:


Vmod 1.4
Да... художник из меня не получился... Ну да ладно, последующая проверка ММ’ом на работающей видеокарте показала 1.402В: вольтмод удался. На сколько вырос разгон и справится ли стоковая СО? Возмём видеокарту, показавшую разгон 580/1700 и проверим. В качестве теста я выбрал 3DMark03: более чутко реагирует на изменения частот видеокарты и появление нестабильностей. Процессор зафиксируем на 260х11=2860МГц – стабильная частота, в том числе и оперативной памяти, проверенная временем. Частоту памяти видеокарты снизим на 100МГц, поскольку нас интересует разгон ядра, а на что способна память мы уже знаем.



При дальнейшем повышении частоты ядра наблюдался незначительный рост “попугаев”. Итоговые максимальные стабильные частоты для видеокарт составили: 670/1700 и 680/1700.

Обе карточки проходили тесты на частоте ядра в 690МГц, но температура поднималась выше 80С и срабатывала темрозащита: драйвер сбрасывал частоты до 520/1500 впадая во “фриз” на 30-50 секунд.

Итак, вольтмод до 1.4в дал +100МГц: впечатляющий результат. Учитывая, что стоит стоковая СО, конечный разгон, возможно, даже больше 680МГц. Конечный результат при частотах 680/1700 = 22796. (при 690/1700 я получил 22875). Попугаи при 680/1700: 10762 (3DMark05), 5397 (3DMark06).

А как насчёт “фризов” связанных с блоком геометрии? Прошив дельту в +40МГц, я получил стабильную частоту ядра 665МГц: соответственно частота блока геометрии составила 705МГц. Дальнейшее повышение частоты приводило к фризам и сбросу частот. Судя по результатам разгона на различных форумах – 705МГц это вполне хороший результат для блока геометрии G71 работающем на 1.4В. Результат 3DMark03 при 665/1700 и дельте +40МГц составил: 22750. Блок геометрии, в моём случае, не ограничивает разгон.

На сколько ограничит разгон объединение двух видеокарт? Не так уж и на много: стабильны видеокарты только на 660/1700. Тесты проходили на 680/1700, но после 4-5 прогона температура нижней видеокарты выходила за 80С и происходил сброс частот. Температура нижней карты в простое на 7С больше, чем верхней.

Разгон шины PCIe не дал заметного повышения производительности. При разгоне в 700МГц частота шины PCIe начинает влиять на производительность SLI, но в моём случае SLI в синтетике ограничен процессором какое уж тут повышение частоты PCIe….

Финальный забег: 680/1700 SLI, 2860МГц, 260, 2-2-2-5-1Т.

3DMark03 - 36574
3DMark05 - 14292
3DMark06 – 7538
F.E.A.R - 51 80 266 (1600x1200, all video options in game on max)

Итог

Не остаётся сомнений, что 7900GT является выбором оверклокера, а компанию NVIDIA можно поздравить с очередным удачным продуктом.
Судите сами:
референс - 450/1320
7900GT XFX - 520/1500
сток. разгон - 580/1700
сток. Vmod 1.4v - 680/1700
Учитывая, что память вполне способна работать на более высоких частотах при должном охлаждении, получаем просто мечту оверклокера Конечно, для стабильной работы потребуется замена СО... но это уже как говорится – детали...
В ближайшее время ожидается вольтмод до 1.55v и установка СВО. А также, вторая часть статьи с более серьёзным разгоном и результатами как синтетики, так и игровых приложений. Будет произведён более подробный разбор SLI vs one core system. Если найду(хотя бы на время) двуядерный процессор, то и сравнение one core vs two core…

Обсуждаем тут.

FAQ по видеокартам NVIDIA 7900GT/GTX

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают