Трансформеры AMD/ATI или недорогой Hi-End.

для раздела Блоги

ПРЕДИСЛОВИЕ

Kаждый из нас желает получить больше за меньшие деньги. В принципе практически всегда более дорогие комплектующие обеспечивают большую производительность, но это "практически" вносит свои коррективы в этот вопрос. В разное время разные детали ПК в умелых руках оверклокеров давали возможность получить высокие показатели за сравнительно небольшие деньги. Это были, на пример, Pentium 4 1.6 (Northwood) и Athlon XP 1700+ (Thoroughbred), достигающие незаурядных на то время частот более чем в полтора раза превышающих номинальные, тем самым давая пользователям тот же уровень производительности что и топовые предложения того времени. Далее были процессоры Athlon XP основанные на ядре Thorton, которые посредством включения "спрятанной" части кеш памяти легким движением руки превращались в Barton. Среди видеокарт яркими особенностями разгона выделялись Radeon 9500PRO и Radeon 9800SE, которые после включения заблокированных конвейеров превращались в Radeon 9700 и Radeon 9800 соответственно. Подобным образом дополнительную прибавку мощности можно было получить и от некоторых GeForce 6200 или Radeon X800GTO. И вот, после нескольких лет затишья на данном поприще, появились процессоры Phenom II X3, которые при определённой доле везения позволяют задействовать заблокированное 4-е ядро и кеш относящийся к нему, тем самым превращаясь в Phenom II X4. А что же с видеоакселераторами? Здесь пока царит тишина, но надолго ли?

"НАЧАЛО"
Когда я получил "заявку" на подбор недорогого но производительного ПК, по поводу выбора CPU у меня не возникло вопросов - конечно Phenom II X3 поддающийся разблокировке. Но всё оказалось не так просто. Из имевшихся на тот момент в моём распоряжении двух процессоров лишь один нужным образом отреагировал на включение функции AdvancedClockCalibration в Bios материнской платы и позволил включить недостающее 4-е ядро, но при этом работал крайне нестабильно, что не позволило использовать его в таком режиме. После недолгих поисков и перебора ещё нескольких процессоров Phenom II X3 мне всё же удалось отобрать процессор способный стабильно работать в режиме Х4, но остальные 7 CPU в такой возможности отказали... Выводы делайте сами.


Удачный процессор справа, а тот что слева хоть и позволил включить 4-е ядро, но стабильно работать не смог.




Дальше дело встало за видеокартой. Будущий владелец пожелал чтобы GPU непременно был производства компании ATI/AMD. По причине ограниченности бюджета мой выбор колебался между HD4670 и HD4830. Обе карты заслужили множество лестных отзывов как от тестеров так и от рядовых пользователей, но выбор был сделан в пользу HD4830, ведь кроме приемлемой цены эти карты также предоставляют довольно неплохую производительность, в то время когда HD4670 при ненамного меньшей цене проявляет ощутимо меньшую прыть в современных играх. Так в мои руки попала карта производства Sapphire.




Для начала я решил проверить её разгонный потенциал со стандартной системой охлаждения (по истечении некоторого времени планировалась установка пассивной С.О.) и я не был разочарован - 760MHz для чипа и 2050MHz для памяти это довольно неплохо.




Но так как родной куллер должен был скоро пойти в "утиль", хозяин сразу же захотел проверить не возникнет ли каких нибудь проблем при её демонтаже и, как оказалось, не зря. Нет, стандартная С.О. была снята без особых проблем, но вот то что она открыла было уже более интересным.




Фотографии конечно отвратительного качества (мой телефон исполняющий и функции фотоаппарата пережил немало, что проявляется в том числе и на фотографиях...), но моё внимание привлекла гравировка на GPU. На всех встречавшихся мне до этого чипах RV770 было 5 информационных строк, а здесь только 4... Это конечно же могло и ничего не означать, но вдруг это так называемый HD4830 800SP? Кулер поспешно был установлен на своё место и карта подключена в систему, но при запуске GPU-Z меня ждало разочарование - работали только 640 шейдерных процессоров. Тут то ко мне и пришла слегка безумная идея: а что если прошить в эту карту биос от Sapphire HD4850? Печатные платы этих карт очень похожи, а потому вполне возможно что я смогу получить полноценный 4850-й по цене 4830-го! При этой мысли руки судорожно затряслись и потянулись за клавиатурой...
Для этих целей было решено воспользоваться небезизвестной утилитой ATIWinflash. Новый биос был получен посредством снятия копии с рабочей видеокарты Sapphire HD4850. Также, на случай неудачи, была сделана копия родного биос, правда для его последующей прошивки неплохо было бы запастись видеокартой PCI. Таковой ни у меня ни у моих друзей-знакомых не оказалось, но, как говорится, "глаза боятся, а руки делают..."
Итак, мучительные минуты ожидания и видеокарта прошита. Первый запуск, и... система стартовала! После загрузки Windows запускаю Everest, но компьютер на мгновение повисает и уходит в ребут. Снова загрузка Windows, запуск GPU-Z и перед моими глазами по сути полноценный Radeon HD4850 у которого работают все 800 шейдерных процессоров, Эврика!




Повторные запуски Everest снова приводили к зависанию и перезагрузке. Да и Бог с ним, с этим Everest'ом, ведь есть показания GPU-Z! Казалось бы все сработало, но первый же запуск 3DMark Vantage повлёк за собой зависание и ребут, а это уже не смешно... Начинаю по очереди запускать все имеющиеся у меня игры и тесты: World in Conflict - зависание, Stalker C.S. - зависание, далее был FarCry 2 и первый лучик света - проход. GTA4 - снова зависание, Crysis Warhead, DevilMayCry4, Stalker Shadow of Chernobyl, 3DMark'06 - проход завершен. Итого из 10-и запущенных тестов и программ в 5-и зависание и в 5-и всё ОК - негусто. Если бы проблемы возникли с запуском всех приложений, то логично было би предположить, что проблема кроется в дефектных шейдерных процессорах среди числа вновь обретённых. Но здесь ситуация иная - половина тестов завершилась без проблем, а остальные повисали, из чего я смею сделать вывод о работоспособности всех 800 шейдерных процессоров, а проблема вполне возможно кроется в совместимости bios. Несмотря на то, что видеокарты HD4830 и HD4850 производства Sapphire похожи как близнецы, некоторые отличия в разводке елементов всё же имеются, и этот факт, по моему мнению, "вылез боком". К сожалению образа bios от HD4830 800SP в сети пока еще не видно, думаю что его прошивка позволила бы карте работать стабильно.
Тем не менее я решил провести сравнение результатов удачных тестов с Radeon HD4830 640SP на номинальной частоте и в разгоне, а также с Radeon HD4850 работающим на номинале.

Тестовая конфигурация.
Процессор: AMD Phenom II X3 720 (2.8GHz, 3x512kb L2, 6144 L3)@ X4 720 (3.2GHz, 4x512kb L2, 6144 L3);
Материнская плата: Gigabyte GA-MA770-UD3 (AM2+, SB700, 4xDDR2, PCI-E 16x);
Оперативная память: Corsair 2x2048Mb DDR2 (800MHz, 4-4-4-12);
Видеокарта: Sapphire HD4830 512 Mb (640SP, 575/1800MHz@760@2050MHz);
Видеокарта: Sapphire HD4830 512 Mb (800SP, 625/1986MHz);
Видеокарта: Sapphire HD4850 512 Mb (800SP, 625/1986MHz);
Дисковая подсистема: Samsung HD250HJ (250Gb, 8Mb, SATA2);
Блок питания: FSP ATX-450PNF, 450Wt;
Монитор: 19' Samsung 940N (4:3, 1280x1024*75Hz);
Операционная система: Windows Vista x64 SP1;
Видеодрайвер: ATI Catalyst 9.3;

Тестовые приложения и настройки.
1) 3Dmark'06 (1280x1024, default);
2) FarCry2 (1280x1024, noAA, 16xAF, maximum settings);
3) Crysis Warhead (1280x1024, noAA, 16xAF, enthusiast settings);
4) DevilMayCry4 (1280x1024, noAA, 16xAF, maximum settings);
5) Stalker Shadow of Chernobyl (1280x1024, Dyn. lightning, 16xAF, maximum settings);

Начнём, пожалуй как всегда с...



В 3DMark'06 наш "псевдо 4850-й" идёт как положено - наравне с полноценным Sapphire HD4850. Впрочем разница между 640 и 800 шейдерными процессорами не такая уж и большая, что позволяет хорошо разогнанному HD4830-му не только компенсировать но и заметно превзойти её.




В FarCry2 модифицированный HD4830 800SP умудряется даже обойти Sapphire HD4850, правда это только символически и обращать на это внимания не стоит как и на преимущество разогнанного HD4830 и производительность всех трёх карт можно щитать равной.




В Crysis разогнанный HD4830, HD4830 800SP и HD4850 снова идут наравне, правда правда ни разгон ни модификация не позволяют добится играбельного уровня FPS. Эта игра 4830-му, равно как и 4850-му не по зубам.




А вот в DevilMayCry частота FPS уже очень даже высокая. HD4830 800SP опять, как и в 3DMark'06, идёт на одном уровне с HD4850 проигрывая разогнанному HD4830.




Stalker в полной мере использует все ресурсы тестировавшихся видеокарт и очень благосклонно отнёсся к увеличению количества шейдерных процессоров, что прекрасно видно на графике: HD4830 800SP и HD4850 снова наравне, но даже хороший разгон не позволяет обычному HD4830 приблизится к результату своих более производительных "соплеменников".

ВЫВОДЫ

Модификация видеокарты не удалась в полной мере, но продолжение не заставит себя долго ждать и сразу же после после появления bios от Radeon HD4830 800S.P. експеримент повторится. А пока, в угоду стабильности работы, на акселлератор возвращен родной биос, но и при 640 рабочих конвеерах видеокарта предоставляет очень даже неплохой уровень производительности подкрепляемый неплохим разгоном, который вполне устраивает своего нового хозяина. Но человеку свойственно всегда хотеть большего (особенно на халяву), а потому вопрос остаётся открытым...
Что же касается системы вцелом, то при довольно таки умеренных капиталовложениях был собран и вправду достаточно производительный и технологичный домашний ПК, достаточный для большинства сегодняшних игр на высоких настройках и готовый "встретить будущее" уже сегодня. На арене скрытых возможностей компания AMD получает техническую победу над своими соперниками. Ни у Intel ни у nVidia в "арсенале" сейчас нет решений имеющих подобные возможности по включению недостающих блоков. С другой стороны это говорит о более высокой культуре и налаженности производства на этих компаниях. Что лучше - решать вам.

С уважением, MIURA.

P.S. Практически перед выходом статьи я проводил замену С.О. данной видеокарты на пассивный куллер от Thermalright и обнаружил, что 5-я строчка на GPU всё же присутствует, просто нанесена ОЧЕНЬ слабо, а потому мои "издевательства" над видеокартой были безосновательными, но не напрасными.

Обсуждение.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают