Почему я не доверяю статистике Steam и предпочитаю DRM-Free платформы
Многие наверняка знают про торговую площадку Steam, я и сам когда-то относительно активно покупал там "игры", пока был молод и глуп разумеется, ведь Valve продают не игры, а права для запуска игр, что в любой момент могут забрать у любого пользователя по щелчку пальцев...
реклама
Так же Steam по сути является DRM (Digital Rights Management) платформой, там очень много игр заражено DRM-вирусами, что не позволяют запустить заражённую игру без полученного через интернет разрешения от платформы, и это серьёзная проблема.
У каждой игры есть системные требования, там указана операционная система в которой игра может нормально работать, возьмём для примера одну заражённую DRM игру под названием Diehard Dungeon, в системных требованиях указаны Windows XP, Vista, 7 и 8.
реклама
Но вот в чём проблема, Valve уже кинула пользователей всего что старее Windows 10, и DRM платформа Steam не может "легально" работать в этих операционных системах... Это значит, что я, как пользователь купивший когда-то "игру", не могу "легально" поиграть в неё не нарушая системные требования, потому что не могу по-человечески запустить в среде Windows XP или 7, так как Steam больше не работает в этих ОС.
![]() |
![]() |
Ведь копию игры нельзя запустить без разрешения от Valve, которое можно получить только через DRM клиент Steam авторизованный в системе через интернет.
реклама
Так и работает продажа прав на запуск под видом игр, и это та самая причина, почему я против вливания денег в подобные DRM платформы торгующие "правами" под видом игр, сегодня куплю - а завтра выпишут бан для аккаунта по какой-нибудь причине, было бы желание найти причину, и таким образом отберут все "игры", за которые были когда-то уплачены деньги...
Даже если и не заберут ничего - доверия нет, ибо я не могу сохранить копии игр интересных игр у себя и поиграть в любой момент, ибо без авторизованного Steam клиента невозможно запустить очень многие игры заражённые DRM вирусом, а значит нельзя просто закинуть копию на внешний HDD и играть где угодно и удобно.
Как сказал один человек где-то в комментариях когда-то (приблизительная цитата): Вы мне игру на время поиграть - а я вам деньги тоже на время подержать.
А то как-то странно выходит, деньги уплачены - а право на запуск копий игр в DRM платформах могут в любой момент отобрать, и запустить игры можно только с прямого разрешения сервиса, неприемлемо...
реклама
Плюс не забываем про тот факт, что DRM платформа Steam слишком много ресурсов сжирает, на обязательный для запуска игр клиент может уходить больше 2 ГБ оперативной памяти, это примерно как 4 старые, но серьёзные игры времён первого Far Cry вместе взятые.
И если вопрос ресурсов для меня не проблема, с моими-то 64 ГБ ОЗУ как в ПК, так и ноутбуке, то DRM костыли для меня неприемлемы.
Ведь в любой момент я могу перейти с ноутбука на ПК, и наоборот, или переустановить систему по каким-либо причинам, вместе с ней исчезает Steam, а поиграть иногда хочется, устанавливать заново каждый раз DRM платформу не только утомительно, но и раздражает, потому я уже давно прекратил покупать права на запуск под видом игр, и перешёл на DRM-Free платформы вроде GOG и Itch, они хотя бы предоставляют адекватные установочные пакеты/архивы игр, пригодные для использования без интернета.
Меня совершенно не смущает тот факт, что на DRM-Free платформах меньше игр. Хотя на платформах вроде Steam порой попадаются такие неадекватные разработчики с лицензионными соглашениями, что даже если они выпустят свои игры без DRM - я их ни за что не стану поддерживать по своей воле...
И чего нет у DRM-Free платформ - так это статистики операционных систем и оборудования как у Steam, вот мы и подошли к ещё одному интересному моменту помимо продажи прав на запуск под видом игр.
Начнём с того, что Valve крутит статистикой как пожелает, сейчас уже тяжело найти информацию о случаях исключения целых групп из статистики, но некоторые обрывки всё же и сейчас удалось найти, как например ситуации с азиатскими интернет кафе.
Примечательно это тем, что ссылки на заявления Valve больше не работают, и даже в интернет архиве их нет.
Потому невозможно сослаться на официальные темы в платформе Steam, ибо там всё неугодное определённо вычищают переводя пользователя просто на главную страницу "магазина", что торгует правами на запуск под видом игр за деньги, и ещё хватает наглости писать "Игра - лучший подарок" на главной странице...
Но кое-что Valve забыли подчистить, и эта мелочь подтверждает фальшивость статистических данных, хотя с первого взгляда ничего не видно, но этим и примечательна ситуация.
Судя по статистике Steam за декабрь 2024 года - Windows 11 имеет 54.96%, Windows 10 имеет 42.39%, а Windows 7 всего 0.15%, если учесть тот факт, что Valve уже кинула пользователей всего что старее Windows 10, по сути запретив использовать платформу, так как официально больше не работает на Windows 7 и 8, этот мизерный процент выглядит логично, если бы не несколько "но".
![]() |
![]() |
Давайте посчитаем, суммарно Windows 10 + 11 имеют 97.35%, или 97.50% если учесть "семёрку", где потерялись еще 2.5%? Да и никому не кажется что число вышло слишком чистым? Ровно 2.5%...
Если же сложить общие проценты платформ, то в принципе выходит на 100%, хоть тут не напортачили Valve со статистикой, это радует, но проблема в том, что в списке Windows указано слишком мало версий, и слишком большой процент "потерян".
Если снова считать отдельно в пределах конкретной платформы, то у OSX потерялось 0.66%, вполне вероятно просто не указываются все версии MacOS в "кратком" списке, но тут указали даже версии у которых было 0.06%, и это весьма примечательно, ведь в списке Windows потерялось ровно 2.5%, а ведь Windows версий не так уж и много выходило, но целых 2.5% оказались скрыты, когда в других списках отображают вплоть до 0.06%.
Неужели люди до сих пор используют Steam на всех версиях Windows начиная с 95 и заканчивая Vista, что они не влезли в список, и это притом, что легально клиент можно запустить только в среде Windows 10 и 11?
Не многовато получается пользователей "устаревших" и скрытых из списка операционных систем? Ведь это примерно столько же, или даже больше, чем всех пользователей дистрибутивов Linux вместе взятых...
Тут уже происходит явная манипуляция отображаемой информацией в так называемой "статистике", но это ещё мелочи.
Вот в чём ещё одна проблема, Valve забыли про непримечательный график используемых GPU, там указана информация с июля 2023 по декабрь 2024 года, то есть актуальные данные, но не указана Windows 11, однако Windows 10 с DX12 GPU имеет долю 69.63%, допустим это Windows 11 и 10 вместе взятые, что явно не соответствует данным из раздела операционных систем, ибо слишком мало для двух систем вместе взятых, и слишком много для одной в отдельности.
Можно попытаться оправдать это тем, что ставят Windows 10 / 11 на старые компьютеры, видеокарты которых не поддерживают DX12, но это оправдание выглядит весьма сомнительно, просто потому что эти операционные системы по системным требованиям не очень подходят для настолько старых ПК.
Дальше идёт 21.93% "DX12 GPU & PRE-WIN10", то есть системы с видеокартами поддерживающими DX12, но версия Windows ниже 10, это Windows 7 и 8, ибо более старые ОС обычно не имеют драйверов для DX12 GPU, и вот тут уже начинается серьёзное расхождение в "статистике" от Valve.
Ведь согласно цифрам по операционной системе Windows - доля Windows 7 должна быть всего 0.15%, однако график показывает, что настоящая доля Windows 7 / 8 достигает 21.93%, и это с DX12 видеокартами.
Далее уже идёт 3.17% DX11 GPU с Windows Vista и новее, 2.12% DX10 GPU с Vista и новее, а так же Windows XP занимает 0.61%, прочие варианты занимают 2.54%, можно попытаться сказать что там Linux и Mac OS, но этот график учитывает только DX10-12 системы, то есть только Windows.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Если сложить проценты - выходит 100, как и должно, но это так, просто дополнительная проверка мелочей.
Итого если сложить проценты по графику используемых видеокарт с указанием конкретных операционных систем, то выходит целых 27.83% на Windows XP, Vista, 7 и 8, или 30.37% с учётом "прочих" связок, что следует заметить, гораздо больше "потерянных" 2.5% + 0.15% Windows 7 указанных в статистике Valve для операционных систем Windows...
Числа не сходятся между графиком используемых GPU, где так же указаны операционные системы, и "статистикой" конкретно по операционным системам, и не сходятся на порядок, тут однозначно нельзя списать на погрешность.
Да и получается так, что практически 30% игроков используют Steam вопреки запретам Valve, ведь легально запустить клиент можно только на Windows 10 и выше, любителей линуксов не учитываем, ибо их доля мизерная.
Я чувствую себя откровенно обманутым смотря на так называемую "статистику" от Valve, тем более они уже явно грешили "подкруткой" данных в своей статистике, хотя информация о таких случаях быстро теряется, ибо ресурсы Valve, судя по всему, являются ненадёжным источником, ведь подконтрольны компании, а на просторах интернета всё утопает в спаме новостных ресурсов постоянно обсасывающих "статистику" Steam, по сути засоряя интернет ключевыми фразами, среди которых информация о "странных случаях" со "статистикой" просто теряется.
Не удивлюсь, что со временем просто уберут график используемых GPU, или кардинально его изменят пытаясь оправдываться, мол, были какие-то ошибки там, как собственно часто делают при явном вмешательстве в "статистику".
В любом случае нет никаких открытых данных по "статистике" от Valve, что нарисуют - то и будет. Учитывая что даже "нарисованные" данные не сходятся, я обоснованно считаю - статистика от Valve это самый что ни есть обман, и доверия к ней нет.
Благодарю за внимание, больше интересных статей в блоге Hard-Workshop.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила