Карты на чипах от nVidia, начиная с Geforce 256
реклама
Карты на чипах от nVidia, начиная с Geforce 256.
Эх 3Dfx, 3Dfx, 3Dfx. Компания производившая эти акселераторы обанкротилась в декабре 2000 года и была куплена своим главным противником nVidia весной 2001 года. Сейчас уже нет видеокарт 2D и 3D ускорителей. Сейчас всё в одном. И 2D и 3D. Именно это помогло nVidia выйграть.
С чего-же начать? От истоков мы конечно начинать не будем, потому-что получится слишком много. Пилотный обзор будет вот этот. Если будет возможность то окунемся с головой в омут и напишем еще. Так с чего-же начать?
А вот с чего. Напишем про поколение 256 разрядных чипов. А действительно первым в этом семействе был GeForce, или по другому его называли GeForce 256. Вот он первенец из большого семейства «себеподобных».
Итак. В то знаменитое время, когда была война между производителями чипов, всё становилось на ноги. 3Dfx её проигрывала и на nVidia смотрели как на королеву, которая никого не щадит. Возведение её на трон способствовала линейка чипов TNT и TNT 2. Нужен был продукт который бы навечно её оставил там. И он вышел, появившись в холодном 3 квартале 1999 года. Это стало действительно достижением. Все карты перед ним меркли и не годились в сравнение. Он открыл людям наслождение играть в разрешении 1024 х 768. Люди это оценили.
Сам чип работал на частоте 120 МГц., память работала на частоте 166 МГц (дальше частоты карт буду писать как 120/166). Появился он в массовой продаже по цене около 350 баксов. Производительность была выше всяких похвал. Quake 2 летал на всех разрешениях, а в Quake 3 можно было играть на 1024 х 768 в 32 битном цвете. Кадров давал в нем около 60. Скажете мало? С выпуском этой видеокарты выявилось такое явление как “процессорозависимость”, чем сильнее процессор, тем больше производительность. В то время Pentium II 450 был не у каждого. Разгон видеокарт приводил к радостным дивидендам. Гнались хорошо, до 150/210.
“Стандарт”. Для нормальной игры в большинство 3D шутеров, к которым относится и Quake 3, для разрешения 1024 на 768 и цвете 32 бита (дальше будет как "стандарт"), нужно в среднем 60 кадров в секунду. Это и является пределом играбельности. Этот стандарт и станет основополагающимся пределом. Мерь сюда. Средняя скорость 60 кадров это с запасом при том что нижний предел не будет опускаьться меньше 25-30 кадров в сложных сценах. Для увожающего себя игрока это мало, нужен предел играбельности в 100 кадров на этом разрешении, минимум будет падать до 40.
На этом чипе впервые была опробована DDR память. Одинаковая по частоте с SDR памятью она могла пропускать в два раза больше данных через себя чем предшественница, т.е. Работающая на частоте 150 МГц. DDR память имела такую же пропускную способность, как SDR при частоте 300 МГц. Но такой сверх скоростной SDR не было, поэтому постановка DDR, вместо обычной памяти, была оправдана. Обозначается же DDR память несколькими способами. Есть такое обозначение 333 МГц. DDR, по идее это должно обозначать, что стоит 333 МегаГерцовая DDR память которая соответствует 666 МегаГерцовой памяти SDR, но иногда я и сам путаюсь. Потому-что 166 МГц DDR память уже увеличили и поставили число 333, но оставили DDR имея ввиду, что это уже увеличенная до значений SDR памяти DDR память. Вот так. Имейте это ввиду. Дальше я буду применять для DDR памяти второе обозначение.
И начинаем мы вот с чего. К концу 1999 года на рынок вышла видеокарта на чипе GeForce 256 с поддержкой DDR памяти. Её частоты 120/300. Производительность по отношению к SDR версии плат выросла примерно на 15-20% в особенности в больших разрешениях, в особенности при применении 32 битного цвета. В Quake 3 при 1024х768 давал 70-75 кадров в секунду. В разгон карты шли плохо. До 150/320.
Ровно через пол года после первого GF, в начале 2000, вышел GF 2, а точнее GF 2 GTS (GigaTixelShader – первый кто мог перемалывать более 1 миллиарда текселей в секунду). Эта видеокарта задумываласть для будущего дня. Который должен был наступить через 2 года, и вот он наступил. Обозначение GTS это архитектура которая упрощает построение фигур. Ничем особенным правда он от предшественника не отличался. Но была повышена его частота до 200/333, да производиться он от предшественника стал по 0.18 мкм., а не 0.22 мкм тех.процессу, из-за этого тепловыделение уменьшилось. Применялась только DDR память.
Производительность увеличилась на 25-30%. Но если посчитать по частотам то мы придем к выводу, что что-то здесь не так. GF 2 мы будем сравнивать с DDR версией GF I. Даю их частоты 120/300 и 200/333. Сразу видно, что видеокарты на его основе не сбалансированы. При увеличении частоты работы чипа на 66% память работает только на 11% быстрее. А ведь всем известно, что всё в видеокартах зависит от самого медленного элемента коим память и являлась здесь. Но как ни крути производительность всё равно выросла, 25-30% это тоже не мало.
А на счет трех букв. Так вот. Эта архитектура на нем работала очень криво, или вообще отказывалась работать. В будующем мы увидим, что её работа осуществлялась програмно, но не самим чипом. Самое же главное состоит здесь в том, что игры с её поддержкой появятся массово только в 2003 году!!! На данный момент, конец 2001 года, есть одна игра и один тест с поддержкой этой функции. А какого тогда черта покупать суппер дорогой ускоритель (500$ в момент его появления) главная фишка которого не поддерживается?!
Для игроманов он всё-таки остается чем-то символическим вплоть до наших дней. В Quake 3 при разрешении 1024 на 768 и 32 битном цвете он давал 90-95 кадров. В разгон шел плохо. 230/366 было. Разгон чипа, в большинстве своем ничего не давал, а память гналась плохо.
Всё-таки екнуло что-то у nVidia и посмотрев на свою ошибочку ( может и не на ошибку, а на целенаправленную стратегию) она в 3 квартале 2000 года выпустила на рынок два новых чипа: GF 2 MX и GF 2 PRO. Видеокарты на основе первой: нацелены на народ. Второй чип – это тот же GTS, но перемаркированный как GF 2 GTS PRO. nVidia решилась на перемаркировку из-за того, что в продажу начали поступать карты якобы с GF 2 PRO, но под намертво приклееным радиатором стояла маркировка GF 2 GTS.
По частотным же показателям GF 2 GTS PRO опережал GF 2 GTS. Они у карт на нем составляли 200/400. Как видно частота памяти была увеличена, что заменто высвободило мощь чипа. По отношению к предшественнику производительность сразу-же выросла на 25%. В Quake 3 при «стандрте» давал 110-120 кадров в секунду. Сейчас у карт на этом чипе есть все шансы стать “народными”.
Ну а теперь наш рассказ будет посвящен самой удачной “народной видеокарте” на чипе GF 2 MX. Что-же за зверь такой этот МХ? В общем-то ничего такого особенного. nVidia проделывала это много раз во времена карт на TNT и TNT 2, то шину доступа к памяти урежет, то частоты занизит, то количество памяти уменьшит раза в 4. Ну и что же мы видим. Рассуждаем и ворочаем мозгами. Даю рецепт приготовления. Уменьшим частоту с номинальных 200 до 175. Вместо 4 конвееров рендеринга оставим только два, а точнее “кастрируем”. Снабдим не хваленой DDR памятью, а SDR памятью. Нет а почему только SDR, давайте добавим всё-таки DDR, но не 128 битную, а 64 битную. Ну а для того чтобы брали вставим чего-нибудь такого, чего нет в обычном GF 2 GTS, а точнее поддержку двух мониторного режима. Вот вам без лишних хлопот и новая карта вырисовывается.
Всё. Чип приготовили. И так. Вот перед нами чип GF 2MX. Но самое удивительное он оказался удачным. Он был ориентирован на средний, а потом и на нижний диапазон пользователей. Стандартные частоты nVidia дала для производителей карт как 175/166. Карта давала в Quake 3 на «стандарте» - 60 кадров в секунду. Что для пользователя, у которого был 17 дюймовый монитор который работал в самом распостраненном для них разрешении 1024 на 768, было самым наилучшим выбором. Да и цена в момент появления была 140-150 долларов. Это был действительно наилучший выбор для среднего пользователя.
В начале 2001 года ряд карт на GF 2 MX был расширен. Появились карты на МХ 100, МХ 200 и МХ 400.
Первая – это самый зарезаный МХ, у него занижены частоты до 143/166, но самое главное , шина памяти уменьшена до 32 бит (жуть). Производительность неизвестна, из-за того, что была на нем выпущена только одна карта, которая является сейчас раритетом.
Вторая - это кастрированный GeForce 2 MX, но не такой зарезанный, шина памяти уменшена до 64 бит, производительность на 50 % ниже, частоты 175/166.
Третья - обычный чип, но чуть разогнанный до 200/183, производительность на 10 % лучше.
Но самое главное все чипы на GF 2 MX созданы для разгона. С обычных частот видеокарты с GF 2 MX 175/166, ты можешь получить от неё 210/210 и получить прибавку ещё до 25 %. Максимумальный разгон добытый мной в сети был равен частотам работы карты - 250/260 и был достигнут на карте CardeXPERT MX 400.
А на смом деле, чтобы дать изюминку в своей продукции, фирмы делавшие на этом чипе карты завышали их частоты (или занижали их). Можно заметить карты на МХ 400 с частотами 200/166, а можно и на 200/200, и даже 240/240.
Эволюция продолжилась. GTS и PRO были по частоте 200 Мгц. И тут nVidia решила выпустить самую лучшую и производительная карту из семейства Двоек - GF 2 Ultra. По производительности эта карта оставила всех предшественниц за бортом. 60 кадров в секунду давала в 1600 на 1200, а в «стандарте» 150 кадров (Проха давала 110 -120 кадров). Но она стала самой большой неудачей. Она работала на частотах 250/460, выпуск годных чипов, работающих на такой частоте, или чуть больше, был 5-8%. Но самое главное, что появившись на прилавках за 600 баксов их никто не брал. Только самые искушенные и тестеры. Цена её и осталась такой-же высокой, упав до 350 долларов, но и тогда её тоже никто не брал. Потому-что скоро должен был выйти новый Суппер чип GF 3, который появился только за 380 чубаксов и превосходивший Ультру на 10-50%!
Значит так. Вышел этот мастодонт и все замерли. По производительности в 32 битном цвете он не имел себе равных на протяжении 6 месяцев. Он оказался такой мощный, что для его силы не было игр готовых её применить. Только осенью у него появился противник от ATI, а также начали выходить игры специально для него.
А теперь о производительности. У всех предыдущих чипов от nVidia есть одна очень большая проблема. Их скорость сильно зависила от пропускной возможности памяти. Во время начала властвования GF 2 (нет всё-таки чуть раньше, во время появления первых GeForce-ов за год до этого) все играли при 16-битном цвете. И вот случилось, они вышли и их начали покупать. Но сущъность человека состоит в том, что ему всего мало. Мало 16-битного цвета, надо 32. Так вот. На этих картах можно было играть в разрешении 1280 на 1024 при 16 битном цвете, но никто этого не хотел, а играли в 800 на 600, но в 32 битном. А почему не в 1024 на 768 ? Да потому-что при переходе в 32-битный цвет производительность падала на 45-50 процентов. И это никого не радовало.
И все брали, и все ругали, даже я.
А вот сейчас небольшое отступление. У ATI представившей тогда свою карту на своем чипсете RadeOn, этой проблемы не было. В 16 б. цвете видеокарты от неё проигрывали GF процентов 30-40 во всех разрешениях везде, а вот в 32 б. цвете они сравнивались с ним и вигрывали начиная с 1024 на 768 уже 5 -10%. Всё из-за памяти. АТI-вские чипы не так были привязаны к пропускной способности памяти Да еще и разгружали её систему при задействовании специальной системы HyperZ. В отличии от карт nVidia.
Это продолжалось до появления этого самого аборигена. ВПЕРВЫЕ за всю историю nVidia смогла сделать чип который не делал такого большого падения производительности при переходе от 16 к 32 битному цвету. Это был первый акселератор 32 битного цвета. 95 кадров можно было получить в 1600 на 1200 при 32 б. цвете. При разгоне со штатных 200/460 до 240/540 тянул на 110 кадров. В 16 б. при стандартной частоте было 105 кадров. Производительность падает незначительно, на 5-10% при переходе от 16 к 32 битам. Сейчас такой комбайн стоит 300-350 в России и 400 в Эстонии. Производительности хватило бы на всех, даже самых требовательных игроков.
Но в начале все испугались из-за того, что Третий проигрывал Второй Ультре в 16 б. цвете 10-15%. Из-за этого все начали орать что nVidiа сделала Трехе "Мать Убийцу" своего нового чада. Но вышли новые драйвера которые занизили производительность! плат на Ультре (примерно во всех разрешениях на 10-15 % в 16 битном цвете, по отношению к прежним показателям), но этого никто в слух не говорил. Дорога к успеху была проложена.
Вот уже три года nVidia выпускает новые карты ровно в срок. Новая карта в 1 квартале, улучшенная в 3 квартале и так пока продолжается. Всем был хорош GeForce 3, но вдруг очнулась после долгой спячки Канадская компания ATI и выпустила линейку карт на своём Radeon-е. 7000-ки для безденежных и 8000-ка для продвинутых. В первой группе 6 карт, во второй 1. Две из них 7500 и 8500 могли составить серьезную конкуренцию: первая – GF 2, вторая – GF 3.
И тут наш герой встрепенулся. И дал залпом сразу три карты - линейку под названием Titanium-ы. В составе GF 2 Ti, GF 3 TI200 и GF 3 TI500. Что
они из себя представляют:
Первая - чип от GF 2 Ultra, а память от GF 2 GTS PRO - 250/400.
Вторая - заниженный по частотам GF 3 - 175/400.
Третий - разогнанный GF 3 - 240/500.
Моё видение. Первый ненужен вообще, но некоторые компании ставят память такую-же как на GF 2 Ultra, но карта работает на стандартных частотах, а при разгоне можно достичь частот не только стандартных для GF 2 Ultra, но и разогнанной (315/540). Но это является единичным случаем. Большинство фирм слушают советы nVidia и следуют её рекомендациям. Вторая - народный GF 3, но не как предыдущий МХ, просто цена меньше, есть и самая главная фишка, можно достичь частот не только обычной трехи, но и дотянуться до TI500. Третья - максимальная пока производительность. В разгон идет куда хуже чем TI200, но 260/560 достичь можно.
Производительность в 1024 на 768 при 32 битах: 150-175 кадров. Можешь и больше, но только при наличии процессора не ниже чем Pentium 4 2ГГц. В «стандарте» обычно играют со всеми фичами: анизотропная фильтрация, сглаживание 2х2, звук на полную катушку и имеют 80 кадров.
А теперь самая главная новость. 5 февраля nVidia анонсирует новый суппер чип - GeForce 4. Несколько снимков видеокарт уже появились в сети. Планируется, что выйдут полнокровные: GF 4 Ti 4400 и GF 4 TI 4600. И бюджетные GF 4 MX 420, GF 4 MX 440 ну и GF 4 MX 460. Производительность МХ 460 обещают примерно на уровне GF 3 TI/200 (если не врут). Прикинь! Ну а цена в пределе 180-200, а может и меньше так-как заявленная цена никогда не соответствовала действительной.
"И пошлют все GF 2 МХ. И пойдет он туда, куда пошлют." Выдержка из одного из изданий.
Несколько напутствий по выбору видеокарт.
Хочу отметить, что все теперешние ускорители нуждаются в процессорах по возможности наибольшей частоты. Нижний предел для МХ Дюрон 800. Для остальных Двоек - Атлон 1000, для Ультры и 3TIххх - 1200 мгц. А для Третьих по возможности не меньше чем 1500, потому-что именно на этих частотах они выходят на предельную производительность. Если третий поставить с Дюрон 800, то будет на уровне Прохи, а ценой он на 200 баксов дороже.
Для модернизации старых систем на процессорах: Pentium, Pentium MMX, Pentium II, K5, K6, K6-II, K6-III – не следует покупать чего-то сверх современного. Оптимальным выбором для них, если есть слот AGP, можно считать видеокарты на чипсетах TNT, TNT 2, VooDoo II, VooDoo III. Не стоит покупать карты для них на GF 2 GTS PRO и даже на GF 2 MX. Процессор не сможет полностью загрузить карту и она не будет работать быстрее чем TNT 2, или VooDoo III, которые были выпущены 3 года назад.
Не стоит также гнаться за количеством памяти на карте. Много – это не значит, что хорошо. Если много, то она может оказаться дешевой и некачественной (плохо идти в разгон), да еще с заниженными частотами.
Даю стандарты на количество памяти у карт на чипах от nVidia:
- GF 256 32 мб. (есть и 64 мб., не дает абсолютно ничего, занижена частот, 0-5%)
- GF 2 GTS 32 мб. (есть и 64 мб., лишняя трата денег, производителность +5%)
- GF 2 GTS PRO 64 мб. (но есть и 32 мб., а вот здесь 32 мб. мало, пр. -10-15%)
- GF 2 Ultra 64 мб. (меньше не встречал, но и больше тоже)
- GF 2 TI 64 мб. (такая-же ситуация как и с GF 2 GTS PRO)
- GF 3 TI/200 64 мб. (есть и 128 мб., производительность не растет)
- GF 3 TI/500 64 мб. (стандарт)
Продолжение следует……
автор Gljukats из Тарту.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают