Краткий обзор усилителя Sony TA-F40
реклама
Читал, что данная модель выпускалась Sony Corporation Of America с 1978г. по 1983г.
Выглядит он следующим образом:
Sony TA-F40, передняя панель
Технические характеристики следующие:
Sony TA-F40, технические характеристики
Подробно характеристики и внешний вид можно посмотреть в каталоге SONY 80 High Fidelity и каталоге продукции SONY за 1979г.:
http://audioidiots.com/merk.catalogus.scanned.groot.php?catalogusID=59&pagina=035&merkID=
http://audioidiots.com/merk.catalogus.scanned.groot.php?catalogusID=59&pagina=067&merkID=
http://audioidiots.com/merk.catalogus.scanned.groot.php?catalogusID=156&pagina=052&merkID=
Также советую посмотреть каталоги полностью, очень интересное чтиво.
На первый взгляд в усилителе нет ничего выдающегося, но посмотрите внимательно что расположено "под крышкой":
Sony TA-F40, печатная плата
Sony TA-F40, печатная плата
Sony TA-F40, блок питания
Что мы видим:
1) Использование импульсного блока питания (в 1980г. !!!)
Кстати, БП почти герметически закрыт в металлический кожух, чтоб его разобрать, необходимо было открутить 16 болтов (!!!).
2) Использование теплопроводящей трубки (всё в том же 1980г. !!!)
3) Качество сборки для того времени считаю фантастическим. Отечественным усилителям и не снилось.
4) Сигнал подается по стандартным для сегодняшнего дня 2-м разъемам типа "тюльпан", не нужно придумывать переходники, как это происходит при подключении отечественных усилителей.
5) 31 год усилитель работает без ремонта, и неплохо себя чувствует. За это время появился незначительный шелест у регулятора баланса и ВЧ. Все кнопки и светодиоды (наличие светодиодов также нетипично для техники в 1980г.) - работают.
Что планирую:
1) Промыть плату спиртом, ибо грязная (перед фотографированием "вековую пыль" смахивал).
2) Заменить электролиты в блоке питания, так как мне кажется, что один из них немного вспух, а ремонтировать импульсный БП сложно, так что не вижу смысла ждать осложнений.
3) Начать замену электролитов по всей плате, но это не к спеху.
По качеству звучания - приятно слушать струнные композиции, звук детальный, хоть и не очень глубокий, легко различить где располагаются музыканты. Вокал в роковых композициях немного металлический. В целом звук не плохой, но как по мне - перегружен НЧ, так что при прослушивании утомляет, по этой причине уменьшал НЧ на одно деление.
Звучание усилителя трудно с чем-то сравнить... Ранее описанный Амфитон играет менее детально, но более ярко, басы "сочные". Моя Ямаха играет совсем по-другому, сухо, детально, "мониторно". Посмотрим что будет после замены электролитов.
В качестве выходных транзисторов стоит комплиментарная пара NEC C2681 и NEC A1141, они же более известны по именами: 2SC2681 и 2SA1141:
http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=35457&filename=2sc2681.pdf
http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=35458&filename=2SA1141.pdf
Update:
Что сделано:
1) Заменил все электролитические конденсаторы в усилителе, звучание изменилось незначительно. Стало немного мягче.
Оригинальные номиналы конденсаторов на печатной плате указаны ниже, при замене несколько раз отступал от оригинальных величин только по напряжениям:
Sony TA-F40, номиналы электролитических конденсаторов
Перечень конденсаторов для закупки:
0,47мФ50В-1шт
1мФ50В-4шт
2,2мФ50В-4шт
4,7мФ25В-4шт
10мФ16В-8шт
10мФ25В-4шт
10мФ50В-2шт
10мФ400В-1шт
22мФ16В-1шт
47мФ6,3В-2шт
100мФ6,3В-1шт
220мФ6,3В-3шт
220мФ25В-1шт
220мФ50В-4шт
220мФ400В-1шт
330мФ10В-1шт
470мФ16В-1шт
470мФ25В-2шт
470мФ50В-4шт
2200мФ6,3В-2шт
2200мФ50В-2шт
2) Выставил ток покоя на уровне 55мА (~18мВ) в каждом канале, было 133мА (~44мВ) и 175мА (~58мВ). Усилитель перестал сильно нагреваться, на слух звук не изменился.
Показания снимать удобно, так как для настройки тока покоя выведены штыри с резисторов в цепи эмиттера выходных транзисторов (резисторы по 0,33 Ом).
3) Регулятор НЧ странно себя вел, при положении ниже середины - регулировка работала нормально, а с середины и выше - усилитель выдавал максимум НЧ.
Разобрал, обнаружил что текстолит резистора регулятора механически сломан. Заменил резистор регулятора НЧ на аналогичный по типоразмеру и номиналу китайский аналог (приятно удивило, что подходит самый распространенный стерео резистор с короткой ручкой). Разница в том, что оригинальный резистор с фиксацией в различных положениях, а новый - даже без фиксации по центру.
4) 5 лампочек накаливания над кнопками (в индикации режимов работы) заменил на светодиоды.
Параметры ламп:
- напряжение: 8,15 В (при свечении падает до 7,8 В);
- потребляемый ток: 50мА.
Заменил на светодиоды белого свечения GNL-3014WC, с параметрами:
- диаметр: 3мм (необходимы 4мм, но в продаже только 2,9мм, 3мм, 4,8мм, 5мм и т.д.);
- напряжение: 3,2В;
- потребляемый ток: 20мА (по факту получилось 17-18мА).
В кнопки встроены зеленые светофильтры, так что светодиоды должны быть белого, либо зеленого свечения.
Подключил через 0,5Вт SMD резисторы номиналом 270 Ом, заизолировал термоусадкой, каждую конструкцию затянул в кембрик и вставил на место ламп. Благодаря кембрику получилось плотно и надежно.
Было бы более чем достаточно 0,25Вт и 250 Ом, но из наиболее близких по номиналу в продаже были только 0,5Вт и 270 Ом, в исполнении SMD.
Свечение светодиодов очень яркое, так что можно было брать резисторы 300 Ом.
Разное:
Заметил, что с выпаянным экранирующим кожухом над ручками темброблока усилитель фонит так же как и ранее описанный Амфитон, и при прикосновении к ручкам фон усиливается. После запаивания кожуха на место фон исчезает, как и при закручивании крышки на Амфитоне.
Усилитель питается двуполярным напряжением +41,8В и -41,8В.
С отзывами и предложениями прошу на форум:
https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?f=25&t=350340&sid=cd1d40ae447cae76a9ae65c190dbeb4a&start=200
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают