Интегрированная графика и реалии завтрашнего дня.
реклама
Тенденции.
Современные графические технологии прогрессируют такими темпами, что становится просто не по себе. Взять небольшой пример: два года назад Radeon 9700 настолько превзошёл всё, выпущенное до него (да и сразу после него тоже), что оставалось только восхищаться гением инженеров. Прежний король графики – GeForce 4 – отставал в два и более раза, и чем тяжелее была графика, тем сильнее росло отставание. Но уже год спустя уровень производительности Radeon 9700 перестал вызывать бурные эмоций. Следующее поколение графических акселераторов (GeForce 6 и Radeon X800) опять вдвое превзошло предыдущее, но я даже боюсь представить, что может случиться через год, ведь уже сегодняшние игры способны поставить эти мощнейшие акселераторы на колени. В погоне за производительностью акселераторы становятся всё сложнее и сложнее, но жажда скорости по-прежнему неутолима. Как только совершается очередной рывок в технологиях, разработчики используют дарованную им возможность создать ещё более реальный или просто красивый игровой мир. В результате этой «гонки вооружений» цены на топовые решения с каждым годом неумолимо растут, и сей факт всё сильнее давит на покупателя. Перед ним острее и острее вырастает непростая дилемма.
Ценовой фактор.
На самую современную видеокарту рядовому покупателю денег обыкновенно не хватает, а покупать совсем дешёвую, которую не жалко было бы выбросить, не интересно – придётся «перебиваться с хлеба на воду», не играть вовсе, пока не созреешь до покупки дорогой видеокарты. Брать нечто среднее значит сознательно ограничивать себя во всех прелестях на довольно большой срок. Скорее всего, до покупки нового компьютера. Поколение графических акселераторов, которое в данный момент предлагается в нижнем ценовом диапазоне, не обладает желанной функциональностью, а если и обладает, то не способно обеспечить достаточную производительность в современных играх. Появление нового поколения графических акселераторов очень высоко подняло планку производительности, и многие выходящие игры рассчитаны именно на них. В таком контексте буквально глотком свежего воздуха оказывается наличие в чипсете интегрированного графического адаптера, потому что можно бросить все наличествующие средства на приобретение мощного «аппарата», на некоторое время полностью отойти от игр и подкопить деньжат на хороший современный графический акселератор. Дело в том, что интегрированные графические решения обычно нацелены на бюджетный, офисный рынок и не могут похвастаться приемлемой производительностью в играх. Но такому положению дел скоро может придти конец.
Политический момент.
Причин низкой производительности встроенной графики несколько: ограничение на число транзисторов в чипах системной логики, ограниченная пропускная способность системной памяти, определённая латентность проектировщиков чипсетов и вопрос ценовой целесообразности. Последний пункт сегодня постепенно начинает меняться: далеко не каждый покупатель готов платить всё большие и большие деньги за современную графику, и, соответственно, начинает преображаться отношение производителей. Квинтессенция новых технологий (я имею ввиду возможности DirectX 9), шикарного аппетита свежих игр и подоспевшая глобальная смена архитектуры системной логики (переход на PCI-Express) приводит их к следующему соображению: если покупатель не хочет приобретать устаревшее решение, но и не может приобрести новейший продукт, что ему продать? Как раз сегодня этот кризис проявляется наиболее остро, а его решение тривиально.
В данный момент лидерами рынка агрессивно продвигаются такие нововведения, как PCI-Express и DDR-II. Для их внедрения требуется полное перепроектирование северных мостов чипсетов, что позволяет уделить больше внимания интеграции в них новых графических ядер.
Техническое обоснование.
Пропускная способность двухканальной памяти DDR-533 настолько велика, что современные процессоры даже теоретически не способны её полностью использовать. Пропускная способность шины PCI-E 16x намного больше прежней AGP 8x, благодаря чему можно с успехом использовать так называемое AGP-текстурирование, когда основной объём текстур хранится в системной памяти. Новейший 90 нм техпроцесс производства чипов позволяет сделать даже современное графическое ядро достаточно компактным, чтобы для него нашлось место в северном мосту чипсета.
Теперь взглянем с другой стороны.
Современные архитектуры графических ядер обрели модульную структуру – все их основные блоки оформлены в виде независимых юнитов, варьируя число которых можно пропорционально наращивать мощь акселератора. Графические акселераторы нового поколения (линейки GeForce 6 от Nvidia и X700/X800 от ATI) имеют два и более пиксельных юнита. Интегрировав в чипсет один такой юнит, можно получить наиболее современную графику, нисколько не подрывающую продажи дискретных решений ввиду несравнимо меньшей производительности.
Современные графические архитектуры также обладают весьма совершенными технологиями экономии пропускной способности памяти, что позволяет значительно снизить требования к скорости памяти. Например, два вертексных и один пиксельный юнит GeForce 6, работающие на частоте 300 МГц для максимальной эффективности требуют полосу пропускания памяти в 7.5 ГБ/с (подробности о расчете необходимой ПСП смотрите в этой статье), тогда как двухканальная DDR2-533 память уже способна обеспечить 8.5 ГБ/с. Между тем, даже с такой конфигурацией юнитов (4 пиксельных и два вертексных конвейера) это графическое решение обеспечит более 1000 баллов в 3DMark05 и в современных играх легко обойдёт буджетные акселераторы класса GeForce 5700 и Radeon 9600.
Таким образом, с технической точки зрения ничто не мешает появлению достаточно мощной интегрированной графики.
Пора расцвета?
Сложив воедино все аргументы, можно с большой уверенностью предсказать бурное развитие интегрированной графики в ближайшее время.
Вслед за NVidia, на рынок системной логики вышла ATI, значительно обострив конкуренцию в этой области. Для привлечения покупателя и скорейшего завоевания своей доли рынка ей необходимо предложить покупателю то, чего нет у основных конкурентов. Соревноваться с Intel в чистой производительности контроллеров памяти ATI вряд ли сможет, зато у неё есть другой козырь – огромный опыт в создании графических акселераторов. Шансы ATI закрепиться на рынке чипсетов тесно связаны с интегрированной графикой, в чём вы можете убедиться по динамике продаж: многие люди с удовольствием приобретают платы на чипсетах Radeon IGP, превосходящие аналоги от Intel только по части интегрированной графики.
Для NVidia ситуация несколько иная: она выпускает чипсеты лишь для процессоров AMD, но как раз здесь скрыто золотое дно. В процессоры семейства K8 встроен высокопроизводительный контроллер памяти, что значительно упрощает северный мост чипсета, оставляя больше места для графического ядра. Кроме того, шина связи с процессором – HyperTransport – имеет огромную пропускную способность и крайне низкие коммутационные задержки, позволяя связать графическое ядро с памятью практически напрямую.
В общем, в обсуждаемой области для ATI и NVidia открылись такие перспективы, которыми они просто обязаны воспользоваться. Интересно, как скоро наступит этот счастливый день?
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают