Меняем батареи в ИБП: SVEN против FIAMM и CSB.

18 октября 2012, четверг 09:53
для раздела Блоги


И тест нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждёшь...
Помирающие со временем батареи в "бесперебойниках" стало настолько обыденным явлением, что я уже давно составил себе табличку паспортных характеристик имеющихся в продаже аккумуляторов. Но испытать эти аккумуляторы на практике всё как-то не получалось, а тут вдруг удачное стечение обстоятельств. Случилось так, что наш обычный поставщик прислал не те аккумуляторы, которыя я заказывал, поэтому я решил докупить в интернет магазине то, что не мог достать поставщик - FIAMM 12FGH36 с очень крутыми паспортными характеристиками. А заодно и ещё одну пару SVEN SV1290, чтобы в перспективе поставить их в двухкиловаттный Ippon.
Особенностью Ippon Smart Power Pro 1400, с которого завертелась вся эта история, является использование пары AGM  аккумуляторов "среднего" форм-фактора (150х100х65), которые не способны отдавать соответствующую рангу бесперебойника мощность сколько-нибудь длительное время. Так, установленная на заводе батарея из двух аккумуляторов YUASA REW45-12 в течение часа способна обеспечить всего лишь 120 Вт, а при разряде за 5 минут до 10,8 В обещается ёмкость 354 Вт*ч. И это очень хороший показатель, посколько редкая батарея "по паспорту" может больше. Из имеющихся в продаже таковыми являются CSB HR1234W, Europower EV 9–12, B.B.Battery HR9-12 и вышеупомянутый FIAMM 12FGH36. А поставщик привёз SVEN, про который вообще ничего не известно, кроме долговременной ёмкости 9 А*ч, которая для "бесперебойника" совершенно неактуальна.
Второй, и более приятной особенностью Ippon является возможность выключения зуммера, что позволяет проводить бесчеловечные эксперименты над аккумуляторами не нервируя окружающих сиреной. Что я их проделал.
Первый тест на время работы "зачётного" сервера от свежекупленных батарей SVEN показал удручающий результат - порядка 10 минут, потому я и решил не дожидаться полного отказа очередного ИБП (в который нужно четыре одинаковых батареи), а заранее дозаказать ещё пару SVEN-ов и многообещающий FIAMM. Впервые заряженный FIAMM продержался вдвое дольше первой пары SVEN-ов, однако докупленная пара SVEN с той же самой датой выпуска вдруг показала результат ещё лучше - 25 минут. Несказанно удивившись, я засел за тесты всерьёз.
Очередной цикл зарядки, "тарированный" разряд резервным сервером, и SVEN покоряет отметку 45 минут! Первая пара SVEN также "разыгралась", продержавшись 43 минуты, при этом в обеих парах напряжения на двух последовательно соединённых аккумуляторах слегка отличалось, то есть из них можно попробовать составить пары более удачных и менее удачных экземпляров. А FIAMM... FIAMM испустил дух в районе всё тех же 20 минут. Что за ерунда?
В поисках ответа на вопрос, так ли крут SVEN или проблема всё же с FIAMM-ом, я разобрал три имевшихся под рукой три бесперебойника попроще, и извлёк из них пару "долгоиграющих" CSB HRL1234W, а также один "обычный" HR1234W. Пара слегка б/у (около года) аккумуляторов CSB с паспортной ёмкостью 115 Вт*ч при разряде до 9,6 В в течение 30 минут, в реальности продержалась чуть более получаса и продемонстрировала минимальную разницу в напряжениях при разряде, тогда как у FIAMM с паспортной ёмкостью 129 Вт*ч (в тех же условиях) одна батарея "садилась" явно быстрее другой.
ИБП имеет четырёхсегментный индикатор уровня заряда батареи, при этом верхний светодиод с началом разряда гаснет очень быстро, спустя лишь несколько секунд после отключения от сети. Однако FIAMM меня удивил (и частично оправдал ожидания), продемонстрировав рост напряжения под нагрузкой, в результате чего даже опять загорелся верхний индикатор уровня заряда, но ненадолго: через пять минут напряжение начало падать, причём на одной из двух батарей гораздо быстрее, чем на другой.
ИБП отключился примерно через 25 минут, когда напряжение на одном из двух последовательно соединённых аккумуляторов стало менее 8,5 В. При этом на другом было почти 11,5 В. Спустя пару минут после отключения, когда напряжение на плохом экземпляре достигло 11,5 В, на хорошем было уже почти 12,2 В. Через 15 минут после отключения разница напряжений сократилась до 0,1 В и впоследствии они бы сравнялись (проверено на предыдущем цикле испытаний). При начале заряда батареи разница в напряжениях также отсутствовала, что говорит о равенстве внутренних сопротивлений двух аккумуляторов, но затем напряжение на "плохом" стало расти чуточку быстрее.
Чтобы узнать, на что же способен "удачный" FIAMM 12FGH36, я соединил его с оказавшимся без пары CSB HR1234W (б/у около полугода), который, согласно данным производителей, должен быть чуточку хуже при разряде в течение получаса. В связи с разным внутренним сопротивлением, на аккумуляторе FIAMM после зарядки установилось напряжение на четверть вольта большее, чем на CSB, и во время разрядки эта разница сохранялась в течение 15 минут, а затем начала стремительно сокращаться. Напряжения сравнялись на отметке 10.9 В, когда ИБП уже громко жужжал преобразователем. Когда FIAMM разрядился до 10,2 В, на CSB было 10,35 В. Бесперебойник отключился ровно через 30 минут после начала испытания, и FIAMM тут же стал показывать более высокое напряжение, чем CSB.
Таким образом, аккумуляторы FIAMM не только показали сильнейший разброс ёмкости от экземпляра к экземпляру, но и не смогли превзойти по ёмкости популярный CSB HR1234W. При разряде оба нагрелись примерно одинаково. Поскольку внутреннее сопротивление этих аккумуляторов всё же существенно различается, я решил провести второй раунд, зарядив их по отдельности в двух одинаковых "однобатарейных" источниках бесперебойного питания.
А пока шанс проявить себя предоставился CSB HRL1234W. Заряд в течение ночи, небольшой разряд на холостом ходу в связи с существенной разницей напряжений на двух аккумуляторах, очередной дозаряд. К началу испытания на одной заряжаемой батарее было 13,53 В, а на другой 13,61 В, то есть расхождение внутренних сопротивлений всё же сохранилось. И разряжалась вторая батарее поначалу чуть быстрее первой. Суммарное напряжение на батарее быстро снизилось до 24,5 В, после чего темп падения замедлился, при этом разница напряжений на отдельных аккумуляторах достигла четверти вольта. Затем эта разница начала стремительно сокращаться: через 10 минут первый аккумулятор показывал 12,02 В, а второй 12 ровно, а через 25 минут уже немного уступал первый. Через 33 минуты напряжение на первом аккумуляторе стремительно упало ниже 10 В и UPS вырубился, при этом на втором аккумуляторе ещё оставались "зачётные" 10,50 В. Почти сразу после отключения оба аккумулятора синхронно показали 11,50 В, но потом первый стал восстанавливаться чуть быстрее, и возникшая небольшая разница напряжений сохранялась по ходу зарядки. Напомню, что перед началом разряда напряжение на первом аккумуляторе было ниже, то есть оно зависит в том числе и от условий предшествующего разряда. 
Отсюда можно сделать вывод, что для ИБП с батареей из нескольких аккумуляторов жизненно важно подобрать предельно идентичные вплоть до уровня заряда элементы. Именно таковые я попытался получить из CSB HR1234W и более удачного экземпляра FIAMM 12FGH36, заряжая их одновременно, но в отдельных "зарядниках". И это дало результат: напряжения на FIAMM перед началом разряда было лишь на 0,03 В ниже, чем на CSB, а садились они параллельными курсами. Через пять минут CSB уступал две сотых, через 15 опять выигрывал три сотых. А через 20 минут FIAMM резко сдал, а ИБП недовольно зашкворчал. Через 26 минут FIAMM разрядился ниже 9,10 В и ИБП вырубился, при этом на CSB ещё оставалось 10,70 В. После отключения напряжение на обоих аккумуляторах синхронно подскочило до 11,65 В, и FIAMM начал потихоньку отрываться. Возникшая разница напряжений сохранялась и во время зарядки. Оба аккумулятора в целом нагрелись одинаково, но у FIAMM одна короткая сторона оказалась чуть теплее, чем всё остальное.
Таким образом, CSB уверенно победил FIAMM. А как насчёт SVEN?
Заявленные внутренние сопротивления SV1290 и HR1234W почти равны - 18 и 19 Ом соответственно. Начальное напряжение было вообще идентичное - 11,85 В, но по мере зарядки напряжение сначала росло быстрее на SVEN, а потом вперёд вырвался CSB. После зарядки в течение выходных на аккумуляторах устаканились напряжения 13,49 и 13,73, но при начале разряда оба аккумулятора синхронно просели до 12,18 В. Затем напряжения начали карабкаться вверх: 12,22 и 12,33, 12,26 и 12,35. Через 5 минут напряжения вновь пошли на убыль, а через 9 минут оба аккумулятора опять показали 12,18 В, после чего CSB начал неуклонно отставать. Спустя полчаса напряжения снизились до 11,50 и 11,05 В, при 11,4 и 10,8 В бесперебойник тихонько зашкворчал, а затем напряжение на CSB начало стремительно падать и через 35 минут после начала разряда рухнуло ниже 9 В. Когда бесперебойник отключился, SV1290 показывал солидные 11,13 В, то есть в нём ещё оставался гораздо бОльший заряд, чем имел CSB HR1234W после разрядки в тандеме с 12FGH36.
Соотвественно, в ходе релаксации CSB так и не смог догнать SVEN, который через час "отстоя" почти достиг 12 В, в то время как CSB едва перевалил через 11,8 В. Эта разница долгое время сохранялась в процессе зарядки, и встретились два напряжения лишь на отметке 13,1 В. Нет сомнений, что дальше CSB наберёт больше вольт из-за большего внутреннего сопротивления, как это было перед началом разряда.
Пользуясь случаем, я попробовал зарядить батареи FIAMM в киловаттном APC, который работает с аккумуляторами заметно иначе, чем Ippon, а в оставшийся не у дел Ippon "загрузил" пару менее удачных аккумуляторов SVEN. То есть тех, которые в предыдущих парах разрядились первыми. В ходе зярядки длительное время разница напряжений на аккумуляторах не превышала двух сотых вольта, однако поутру я обнаружил странное: один аккумулятор показывал 13,37 В, а другой аж 13,85 В. Что ж, посмотрим, как это скажется на длительности работы сервера от батареи.
С началом разряда напряжения просели до 12,24 В и 12,22 В соответственно, затем чуточку подросли, но через 4 минуты начали неулонно снижаться. Через 14 минут напряжения дистигли 12 В, но разница напряжений всё ещё не превышала три сотых вольта. Через 35 минут, когда напряжения синхронно приблизились к отметке 11 В, второй аккумулятор начал резко отставать и бесперебойник зашкворчал. Отключение произошло через 39 минут, когда на первом аккумуляторе всё ещё оставалось 11 В, то есть разница между этими экземплярами SV1290 оказалась почти такой же, как между SV1290 и CSB HR1234W. После отключения напряжения на обоих аккумуляторах быстро превысили 11,5 В и через пару часов перешагнули отметку 11,9 В. Заряжались они также с минимальной разницей напряжений.
А теперь аккумуляторы FIAMM, заряженные в бесперебойнике APC. Напряжения на обоих почти идентичны - 13,73 и 13,75 В. С началом разряда напряжение на обоих проседает до 12,42 В, а затем начинает расти. Рост останавливается на 12,52, чего достаточно для повторного зажигания четвёртого сегмента индикатора заряженности батареи. Через 3 минуты напряжения начинают синхронно снижаться, а через 9 минут напряжение на первом аккумуляторе начинает падать значительно быстрее, чем на втором, и уже через 12 минут опускается ниже 12 В. Через 17 минут, когда тестер показывал 9,3 и 11,9 В, я прекратил издевательство и включил бесперебойник в сеть. Получается, что один аккумулятор потерял ёмкость буквально через несколько циклов заряд-разряд? Нет, просто зарядка бОльшим током приводит к накоплению меньшего заряда - уменьшение длительности работы после зарядки в бесперебойнике APC продемонстрировали и CSB, и SVEN. После зарядки в Ippon пара FIAMM продержалась 25 минут, то есть ровно столько же, сколько в первый раз. 
А пока - последнее состязание: "худший" SVEN против "хорошего" FIAMM. Изначальное напряжение на обоих 13.3 В. После ночи дозарядки тестер показал 13,63 и 13,84 В. При начале разряда напряжения просаживаются примерно до 12,3 и 12,4 В, после чего плавно подрастают до 12,41 и 12,47 В. Этого не достаточно для зажигания четвёртого сегмента индикатора уровня заряда батареи. Через 4 минуты напряжения начинают снижаться и через 11 минут оба аккумулятора показали 12,26 В, то есть FIAMM уже начал отставать. Через 17 минут 21,1 В у SVEN и 12 ровно у FIAMM. Через 21 минуту упал ниже 12 вольт и SVEN. Через 28 минут бесперебойник затарахтел преобразователем, замер показал 11,6 и 11,0 В. Через 32 минуты напряжение на FIAMM начинает стремительно снижаться; когда он упал до 10 В, на SVEN ещё оставалось 11.37 В. Через 34 минуты было 11,27 В и 9.6 В, и я прекратил пытку, когда напряжение на FIAMM упало ниже 9,3 В. SVEN в этот момент всё ещё не достиг "глубины" 11.2 В.
В этом разряде FIAMM нагрелся больше, то есть можно констатировать, что аккумуляторы SVEN играют несколько в другой лиге, нежели FIAMM, поскольку даже наименее удачный экземпляр SVEN не напрягаясь заборол более-менее удачный FIAMM.
Однако мои эксперименты не прошли бесследно: лучший экземпляр остался лучшим, но проработать от аккумуляторов SVEN дольше 40 минут мне больше не удалось. Правильно, не стоило держать аккумуляторы разряженными по нескольку дней и заряжать  вместе с другими аккумуляторами, да ещё и в бесперебойнике, рассчитанном на более ёмкие батареи. Тем не менее, контрольный разряд двух средних по ёмкости экземпляров показал, что некоторый "уход" свойств аккумуляторов не привёл к невозможности их работы в тандеме.
Первоначальные напряжения на аккумуляторах 13,61 и 13,92 В. После зарядки в течение ночи случилось кардинальное перераспредление: 14,04 и 13,48 В. При начале разряда оба просели примерно до 12,2 В, а затем напряжения плавно подросли до 12,38 и 12,37 В, соответственно. Через 3 минуты началось снижение напряжений. Через 5 минут тестер показазывал 12,36 и 12,35 В, через 8 минут на обоих аккумуляторах оказалось 12,28 В и дальше падение было строго синхронным: 10 минут - 12,25 В, 15 минут - 12,14 В, 20 минут - 12,02 В, 25 минут - 11,81 В. Точность - вежливость королей! Лишь после получаса разряда мне удалось зафиксировать минимальнейшую разницу напряжений - 11,53 В против 11,55 В. Спустя 35 минут было 11,18 и 11,24 В, затем появился звон преобразователя и напряжения начали падать на глазах. Через 39 минут, когда тестер показывал чуть меньше 10 В на первом аккумуляторе и порядка 10.5 В на втором, бесперебойник отключился, после чего напряжения подскочили примерно до 11,3 и 11,4 В, соответственно. Когда напряжения "встретились" на отметке 11,80 В, я начал заряд, и разница между аккумуляторами отсутствовала вплоть до отметки 12,20 В, после которой первый аккумулятор начал потихоньку "опережать" второй.
Получается, что внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи со временем может существенно измениться, но это не страшно - импеданс однотипных аккумуляторов в процессе разряда оставаётся одинаковым. Чем ниже этот импеданс, тем меньше звуков издаёт преобразователь напряжения при работе от батареи, и если с одними аккумуляторами ИБП молчит, а с другими трещит, звенит или стрекочет, то вторые лучше не использовать.
Значит ли это, что аккумуляторы FIAMM - плохие, и их нельзя использовать в источниках бесперебойного питания? Нет!
То, что с FIAMM бесперебойник жужжал преобразователем громче (я бы даже сказал злее) говорит лишь о том, что их внутреннее сопротивление слишком велико для бесперебойника Ippon Smart Power Pro 1400, и в менее мощных моделях они запросто могут повести себя лучше. О высоком внутреннем сопротивлении аккумуляторов FIAMM я знал из документации производителя ещё до покупки, но не придал этому значения.
Аккумуляторы FIAMM оставались холодными при разряде, что обещает длительный срок службы, ведь температура - самый главный враг AGM батарей. Кроме того, эти аккумуляторы хорошо работали в паре, а мои издевательства никак не сказались на длительности работы от батареи.
Конечно, сильно завышенная паспортная ёмкость модели 12FGH36 и сильный её разброс от экземпляра к экземпляру не красит этого производителя, но использовать FIAMM как замену для аккумуляторов общего назначения (вроде CSB GP 1272) вполне можно.
Однако CSB HR(L)1234W и SVEN SV1290 однозначно круче. Последние настолько мне понравились, что я заказал ещё 4 штуки, а также пару многообещающих Europower EV 9-12. Посмотрим, какой ты Сухов - ждите второй части статьи.
 

Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают