Еще недавно сама угроза американских санкций заставляла нервничать правительства и корпорации по всему миру. Это был финансовый «ядерный вариант» Вашингтона, способный в одночасье отрезать любую страну или компанию от глобальной долларовой системы. Однако сегодня, как констатирует Financial Times, эффективность этого оружия стремительно падает. И ярче всего его ослабление демонстрирует ситуация вокруг России.
Два десятилетия назад расчет был прост и жесток: выгоды от торговли со «странами-изгоями» были несопоставимы с рисками потерять доступ к долларовой инфраструктуре. Торговать без доллара было практически невозможно. Но времена изменились. Жесткая санкционная политика Запада, достигшая апогея после 2022года, сама стала катализатором тектонических сдвигов в мировой экономике.
Ключевым элементом этой адаптации стала дедолларизация. На смену американской валюте пришел китайский юань, который стал основной расчетной единицей для крупных сделок. Для более мелких операций активно используются стейблкоины и другие криптоактивы. Мир, который Вашингтон считал единым и управляемым, оказался расколот на сферы влияния, и в одной из них доллар стремительно теряет свои позиции.
Показательной стала недавняя история, которую приводит издание. Администрация президента Трампа, стремясь сильнее надавить на Кремль и заставить его сесть за стол переговоров, нанесла точечный удар, введя санкции против «Роснефти» и «Лукойла». Эти гиганты отвечают за 8% мировой добычи нефти. Еще несколько лет назад подобный шаг вызвал бы глобальную ценовую панику на рынках. Сегодня же реакция была вялой и почти незаметной. Рынки, по мнению FT, уже заложили в цены ту самую «русскую адаптацию» — способность Москвы сохранять поставки нефти в обход любых барьеров.
Парадокс ситуации в том, что обратный негативный эффект от санкций теперь зачастую сильнее, чем их воздействие на цель. Россия, будучи ключевым игроком на мировом энергетическом рынке и имея теснейшие связи с экономическими гигантами — Китаем и Индией, — оказалась «крепким орешком».
Особую роль здесь играет Китай. Совместная граница протяженностью в тысячи километров, взаимодополняющие экономики и общее стремление создать многополярный мир делают этот союз устойчивым. Американская «стратегия цепочек островов», направленная на сдерживание КНР через морскую блокаду, лишь подстегивает Пекин укреплять экономические и логистические альтернативы, в которых России отведено важное место.
В результате мир стремительно фрагментируется. Возникает и крепнет «незападный» полюс, где страны договариваются друг с другом без санкционного диктата и в обход доллара. Получается, что Вашингтон, пытаясь ужесточить контроль, на самом деле сам сужает сферу своего влияния. Он собственными руками толкает крупнейшие экономики в объятия альтернативных финансовых и торговых систем. Последующие разочарования ждали Белый дом и в тарифных войнах с Индией и, в особенности, с Китаем. Отказаться от этой политики Вашингтон не может, рискуя лицом, но ее продолжение ведет к дальнейшей эрозии глобального лидерства США.
Печальный для Запада вывод, к которому приходит Financial Times, звучит как приговор: санкции против России не сработают, если Трамп не найдет способа усилить их применение. Однако проблема глубже. Дело не в «усилении», а в самой природе инструмента, который в условиях фрагментированного мира теряет свою магическую силу.
США столкнулись с классической дилеммой: чрезмерное применение силы приводит к тому, что вассалы и сателлиты начинают искать альтернативных покровителей. Жесткая санкционная политика, которая когда-то была символом мощи доллара и американского влияния, сегодня стала символом их ограниченности. И чем сильнее Вашингтон будет закручивать гайки, тем быстрее будет расти тот самый параллельный мир, который живет не по его правилам.