Этот шаг является частью подготовки Национального плана развития конкуренции до 2030 года, в котором предполагается, что к 2026 году не менее 5% всех продаж будут происходить в онлайн-формате.
Дилеры утверждают, что такое ограничение необходимо для защиты конкурентной среды, прав потребителей и обеспечения стабильной инфраструктуры сервисного обслуживания. Их опасения в основном связаны с переходом к агентской модели, при которой производитель устанавливает цену на автомобиль, а дилер утрачивает возможность самостоятельно формировать свою маржу. Также высказываются опасения о рисках навязывания покупателям неликвидных моделей и снижении рентабельности бизнеса.
Стремительное развитие торговли в последние десятилетия XX и начале XXI века привело к возникновению множества посредников в самых различных сферах, от товаров и услуг до финансовых операций. Наценка, которую эти посредники накладывают на продукты, могла бы оставаться либо у производителей, что способствовало бы увеличению их добавленной стоимости и созданию дополнительных инвестиционных ресурсов, либо у потребителей, приводя к снижению цен на товары и услуги. В некоторых случаях роль торговых посредников становилась доминирующей, когда они могли диктовать условия обеим сторонам, занижая закупочные цены и завышая розничные.
Сейчас же новые технологии существенно сокращают значимость этих посредников. Онлайн-платформы предоставляют возможности для непосредственного взаимодействия между продавцом и покупателем, и все больше производителей выбирают стратегию самостоятельных продаж. Ранее Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) также обратилась в Правительство с просьбой ограничить возможность маркетплейсов устанавливать свои 30–50% скидки на товары.
На данный момент реакция правительства на эту инициативу отсутствует, есть подозрение, что ФАС также проигнорирует просьбы автодилеров. И это совершенно оправданная позиция регулятора.