В ноябре 2024 года во время церемонии спуска на воду ледокола «Чукотка» в Санкт-Петербурге, на которой он присутствовал по видеоконференции, президент России отметил значимость Северного широтного хода (СШХ) — стальной магистрали протяженностью более 700 километров, предназначенной для соединения западной и восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), а также Северной железной дороги со Свердловской.
Тем не менее, в прошлом году в предварительном проекте доклада, подготовленного Минтрансом России для главы государства, предлагаемый старт кампании по строительству мостового перехода через Обь (стоимость которого составляет около 150 миллиардов рублей) был отложен на 2027 год из-за нехватки финансирования. Позже стало известно, что бюджет на строительство СШХ не включен в инвестиционную программу РЖД на 2023-2026 годы.
К вопросам о СШХ вернулись в начале 2000-х, и за последние 25 лет в этом направлении было сделано много, хотя к строительству дороги пока так и не приступили. В частности, с 2014 года проводились технические консультации с участием ученых Российского университета транспорта (РУТ), касающиеся маршрута проекта: Обская-2 — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево. Рассматривается возможность продления маршрута в Игарку и Дудинку через Норильск как логичного продолжения «стройки века».
Андрей Кашкаров, журналист и аналитик, отметил, что реализация этого амбициозного проекта позволит разгрузить Транссибирскую и Байкальско-Амурскую железнодорожные магистрали, что создаст возможность частичной переориентации основных экспортных ресурсов на восток. Появление железной дороги от Лабытнанги (с мостом через Обь в районе Салехарда) до Коротчаево значительно сократит расстояние транспортных маршрутов от месторождений в северной Западной Сибири до морских портов. В таком случае экспортные грузы будут отправляться через Сабетту, что, как подчеркнул Путин, крайне важно для развития Северного морского пути, ведь СШХ создается для обеспечения круглогодичного транспортного сообщения, в том числе и железнодорожного, которое по своей сути дублирует, но является более выгодным благодаря меридиональным транспортным маршрутам.
Проект СШХ, по словам Кашкарова, можно с полным основанием назвать «проектом века» в контексте России, так как он включает в себя обширные исследования и значительные финансовые вложения, даже до начала строительства.
Андрей Кашкаров, комментируя ситуацию, отметил: в экономической сфере реализация многих лет прорабатываемых проектов сейчас ожидает паузы до тех пор, пока не улучшится финансовая ситуация в государственном бюджете России, который на данный момент сконцентрирован на других нуждах. Некоторые проекты все же продвигаются, но те, что не предполагают быстрой окупаемости, остаются на заднем плане. Инвестиционный климат в стране, включая крупные строительные проекты, также регулярно меняется под воздействием пересматриваемых ставок Центробанка России. Пока что эти ставки растут, что наблюдается по динамике изменений в последние полтора года. Это, с одной стороны, помогает сдерживать инфляцию, но с другой — делает менее выгодными вложения в новые государственные строительные проекты, которые не считаются крайне необходимыми.
СШХ остается на слуху у высокопоставленных чиновников. Однако история знает множество различных проектов, реализация которых растягивалась на века. Проект все же будет реализован. Все зависит от сроков и инициатив со стороны высших должностных лиц. Как только будет отдана команда на «зеленый свет», реализация проекта начнется, — подытожил Кашкаров.