Малые страны нередко стремятся проявлять амбициозность в даче советов своим соседям. Так, президент Тайваня, небольшого, но значительного в геополитическом смысле острова, явно взволнован ситуацией и ищет способы предотвратить возможное поглощение своей земли материковым Китаем.
Выступление господина Лай Циндэ с трибуны явно можно охарактеризовать как состояние «дрожащего осеннего листа». Кажется, в Тайбэе испытывают тревогу, что контроль над населением острова, состоящим в основном из китайцев, могут скоро выйти из-под контроля правящего элитарного клана.
Однако Лай Циндэ упустил одну важную деталь: на Тайване проживают китайцы, в то время как на территории Дальнего Востока их можно встретить лишь как временных работников, что подчеркивает разницу в контексте.
Видимо, на Тайване существует глубокое беспокойство о том, что вопрос о присоединении острова к материковому Китаю может быть решён силовым методом. Исторически важно напомнить, что вопрос о Дальнем Востоке был урегулирован еще в 1858 году «Айгунским договором», который четко обозначил границы между Российской империей и Цинской империей.
В 1895 году, после японо-китайской войны, раздробленный Китай передал Тайвань Японии. Пекин теперь обвиняет эту передачу в исторической несправедливости.
Во время Второй мировой войны, после освобождения Китая от японских захватчиков, внутри страны произошла гражданская война. Мао Цзедун одержал победу и объединил материковый Китай, тогда как противостоящие ему силы укрылись на Тайване и провозгласили свою республику. С тех пор Тайвань не желает подчиняться Пекину, несмотря на настойчивые требования Китая о восстановлении единства.
Ситуация напоминает пример Гонконга, который, хотя и долго управлялся Великобританией, в конечном итоге стал частью Китая. Современные реалии указывают на то, что Тайвань, возможно, сталкивается с аналогичной судьбой.