Разгон и карандашный вольтмод Palit 9600GT
..И решил я поиграть в некое подобие "русской рулетки". А именно – поискать карандашный вольтмод методом тыка. Понимаю, затея безумная и довольно глупая, однако найти подобный мод на просторах Интернета мне не удалось, а обычный вольтмод делать не очень хотелось ввиду потери гарантии. Впрочем, риск спалить карту неверно покрашенным резюком, никак не меньше риска потери гарантии.. Ну да ладно – сейчас речь не об этом.
Итак, вооружившись уже полюбившимся мне карандашом неизвестного производителя с надписями на арабском языке, с помощью которого был проведён уже не один десяток pencil-модов, и приняв во внимание, что в отсутствии мультиметра придётся контролировать изменение напряжений по показаниям температуры чипа в мониторинге RivaTuner, было решено приступить к поискам.
К счастью, долго играть в рулетку мне не пришлось - уже второй испробованный резистор оказался искомым. Здесь следует оговориться, что искал я, понятное дело, не от балды, а в заранее обозначенной области на лицевой стороны карты слева от кулера. Спасибо форуму xtremesystems.org, при помощи которого и была выявлена эта область:

И, непосредственно, для повышения напряжения на ядре нам нужно закрасить резистор R73, обозначенный жёлтой стрелкой с корявой надписью vGPU


Не обращайте внимания на остальные обозначения, фото взято с другого сайта.
До вольтмода карты частоты были 750/1900/1900 ROP/Shader/MEM. При этом наблюдались так называемые “качели” – то есть чип разгонялся отдельно 750/2000, а память 2100. Но вместе всё это работало только в обозначенной выше конфигурации.
Температура карты в разгоне в простое была около 40-42°, а под нагрузкой достигала 56-57° при комнатной 26-27°. При этом кулер всегда работал на 35%, так ни разу и не увеличив свои обороты за неделю юзанья карты.
Итак, после манипуляций с напряжениями, температурами и кучи тестов, абсолютно стабильные безглючные частоты чипа составили 850 ROP и 2150 Shader. “Качели” тоже исчезли - память взяла 2050-2060Мггц, что вполне можно считать за её максимум в условиях возросшей общей температуры карты. Впрочем, прирост от разгона памяти на этих картах весьма невелик, поэтому, чтобы не мучать и без того не самую подходящую для разгона память QuimondaXP, было решено остановиться на скромных 2000Mhz.

Да, чуть не забыл о температуре – естественно, она тоже не осталась без изменений – 45-46° в простое и 72-73° под нагрузкой Crysis, в результате чего вентилятор кулера теперь раскручивается до 65-68%. Подобные показатели я считаю нормальными, особенно в сравнении с печками 8800GTX в разгоне, температура которых порой стремится к 100°. Кроме того – в комнате довольно жарко, что было сделано специально, чтобы испытать карту в условиях лета. Итого – палитовский кулер в очередной раз доказал свою эффективность, а карте в текущей конфигурации вполне можно поставить оценку “Summer Ready”

Нельзя не написать о некоторых ньюансах, замеченных в процессе разгона с вольтмодом.
При ещё большем повышении напряжения питания разгон не улучшался - он становился только хуже. Более того - несколько раз карта теряла 16 конвейеров и от 25 до 50% ПСП вместе с соответствующим объёмом памяти, при этом оставаясь работоспособной, но обладая производительностью, соответсвующей такой конфигурации конвейеров и битности:


Второй вариант - прям 9600GS какой-то

Могу предположить, что подобное поведение является следствием либо порезанной по сравнению с 9600Sonic системой питания, либо банально - чрезмерным нагревом её элементов, либо какими-либо средствами защиты от перегрева, которыми обладает G94. Впрочем, защитой от перегрева можно бы было объяснить уменьшившееся число конвейеров, но никак не битность шины памяти, поэтому подобное очень маловероятно.
К счастью, при понижении напряжения питания всё становилось на свои места - карта вспоминала, про свои 64 потоковых процессора, битность и объём набортной памяти.
Ну, и напоследок немного тестов, дабы оценить прирост производительности.
Конфиг:
Intel Pentium Dual Core E2160 1800@3333Mhz (371x9) 1.57v
Giga-Byte GA-P31-DS3L F9b
2x1024 Hynix PC6400@928Mhz 5-5-4-5 2v
Остальное в нашем случае значения не имеет.
....
ОС - WinXP SP2, FW 174.53, настройки драйвера - High Quality.
3DMark06 v1.1.0 Default
Частоты | Результат | Прирост |
---|---|---|
Default | 10242 | 100% |
Разгон | 11181 | 109% |
Разгон+Вольтмод | 12330 | 120% |
3DMark06 v1.1.0 SM2.0
Частоты | Результат | Прирост |
---|---|---|
Default | 4458 | 100% |
Разгон | 5095 | 114% |
Разгон+Вольтмод | 5618 | 126% |
3DMark06 v1.1.0 SM3.0
Частоты | Результат | Прирост |
---|---|---|
Default | 4373 | 100% |
Разгон | 4865 | 111% |
Разгон+Вольтмод | 5623 | 128% |
Хорошо заметно, что с такими частотами карта в уже начинает ощущать нехватку мощности CPU, особенно, при исполнении тестов с Shader Model 2.0, которые настолько упёрлись в процессор, что с ними сравнялись тесты SM3.0. Впрочем, это касается только 3D Mark’а 06, который уже начала постигать участь всех его предшественников – с постоянно растущими бешеными темпами мощностями современных видеокарт он начинает постепенно превращаться в процессорный тест.
Если кому интересно, - CPU Score во всех случаях был ~2910.
И если кому-то интересен результат с вольтмодом во всех подробностях, тот может проследовать по ссылке ORB - http://service.futuremark.com/compare?3dm06=6231519
Crysis DX9 High 1024x768
Частоты | Average | Min | Max |
---|---|---|---|
Default | 42,34 | 19,36 | 51,13 |
Разгон | 49,9 | 23,89 | 61,11 |
Разгон+Вольтмод | 53,28 | 26,78 | 70,51 |
Crysis DX9 High 1280x1024
Частоты | Average | Min | Max |
---|---|---|---|
Default | 28,77 | 18,42 | 33,55 |
Разгон | 34,7 | 21,99 | 41,17 |
Разгон+Вольтмод | 39,61 | 23,58 | 46,97 |
Crysis DX9 VeryHigh 1024x768
Частоты | Average | Min | Max |
---|---|---|---|
Default | 27,53 | 16,38 | 33,53 |
Разгон | 32,96 | 14,95 | 40,58 |
Разгон+Вольтмод | 37,38 | 19,9 | 46,12 |
Crysis DX9 VeryHigh 1280x1024
Частоты | Average | Min | Max |
---|---|---|---|
Default | 19,06 | 11,47 | 21,73 |
Разгон | 22,87 | 14,91 | 26,14 |
Разгон+Вольтмод | 26,12 | 17,19 | 29,94 |
В Crysis ограничения со стороны процессора отсутсвуют и прирост производительности заметен даже на глаз в самой игре. Что-ж, 40 средних FPS на 1280x1024 в режиме High.. Вполне неплохо для карты ценой чуть более 4000р.
Как видим, производительность 9600GT прекрасно масштабируется при разгоне ядра и заслугой, как видимо, является отсутствие ограничений со стороны пропускной способности видеопамяти, которая, как известно досталась карте от её старших сестёр в первозданном виде.
Средний прирост от разгона с вольтмодом - 32% от дефолта карты и 12% относительно разгона без изменения напряжений - очень даже неплохо. Впрочем, неплохи и те 17%, достигнутые разгоном без каких-либо модификаций, которые можно получить простым перемещением ползунков RivaTuner. Поэтому, решать как всегда вам.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают