Разгон и карандашный вольтмод Palit 9600GT

для раздела Блоги
Дело было вечером, делать было нечего..
..И решил я поиграть в некое подобие "русской рулетки". А именно – поискать карандашный вольтмод методом тыка. Понимаю, затея безумная и довольно глупая, однако найти подобный мод на просторах Интернета мне не удалось, а обычный вольтмод делать не очень хотелось ввиду потери гарантии. Впрочем, риск спалить карту неверно покрашенным резюком, никак не меньше риска потери гарантии.. Ну да ладно – сейчас речь не об этом.

Итак, вооружившись уже полюбившимся мне карандашом неизвестного производителя с надписями на арабском языке, с помощью которого был проведён уже не один десяток pencil-модов, и приняв во внимание, что в отсутствии мультиметра придётся контролировать изменение напряжений по показаниям температуры чипа в мониторинге RivaTuner, было решено приступить к поискам.

Разгон, вольтмод и температуры.

К счастью, долго играть в рулетку мне не пришлось - уже второй испробованный резистор оказался искомым. Здесь следует оговориться, что искал я, понятное дело, не от балды, а в заранее обозначенной области на лицевой стороны карты слева от кулера. Спасибо форуму xtremesystems.org, при помощи которого и была выявлена эта область:



И, непосредственно, для повышения напряжения на ядре нам нужно закрасить резистор R73, обозначенный жёлтой стрелкой с корявой надписью vGPU :



Не обращайте внимания на остальные обозначения, фото взято с другого сайта.

До вольтмода карты частоты были 750/1900/1900 ROP/Shader/MEM. При этом наблюдались так называемые “качели” – то есть чип разгонялся отдельно 750/2000, а память 2100. Но вместе всё это работало только в обозначенной выше конфигурации.
Температура карты в разгоне в простое была около 40-42°, а под нагрузкой достигала 56-57° при комнатной 26-27°. При этом кулер всегда работал на 35%, так ни разу и не увеличив свои обороты за неделю юзанья карты.

Итак, после манипуляций с напряжениями, температурами и кучи тестов, абсолютно стабильные безглючные частоты чипа составили 850 ROP и 2150 Shader. “Качели” тоже исчезли - память взяла 2050-2060Мггц, что вполне можно считать за её максимум в условиях возросшей общей температуры карты. Впрочем, прирост от разгона памяти на этих картах весьма невелик, поэтому, чтобы не мучать и без того не самую подходящую для разгона память QuimondaXP, было решено остановиться на скромных 2000Mhz.



Да, чуть не забыл о температуре – естественно, она тоже не осталась без изменений – 45-46° в простое и 72-73° под нагрузкой Crysis, в результате чего вентилятор кулера теперь раскручивается до 65-68%. Подобные показатели я считаю нормальными, особенно в сравнении с печками 8800GTX в разгоне, температура которых порой стремится к 100°. Кроме того – в комнате довольно жарко, что было сделано специально, чтобы испытать карту в условиях лета. Итого – палитовский кулер в очередной раз доказал свою эффективность, а карте в текущей конфигурации вполне можно поставить оценку “Summer Ready” .

Сложности и странности.


Нельзя не написать о некоторых ньюансах, замеченных в процессе разгона с вольтмодом.

При ещё большем повышении напряжения питания разгон не улучшался - он становился только хуже. Более того - несколько раз карта теряла 16 конвейеров и от 25 до 50% ПСП вместе с соответствующим объёмом памяти, при этом оставаясь работоспособной, но обладая производительностью, соответсвующей такой конфигурации конвейеров и битности:



Второй вариант - прям 9600GS какой-то .

Могу предположить, что подобное поведение является следствием либо порезанной по сравнению с 9600Sonic системой питания, либо банально - чрезмерным нагревом её элементов, либо какими-либо средствами защиты от перегрева, которыми обладает G94. Впрочем, защитой от перегрева можно бы было объяснить уменьшившееся число конвейеров, но никак не битность шины памяти, поэтому подобное очень маловероятно.

К счастью, при понижении напряжения питания всё становилось на свои места - карта вспоминала, про свои 64 потоковых процессора, битность и объём набортной памяти.

Тесты, приросты, выводы.

Ну, и напоследок немного тестов, дабы оценить прирост производительности.

Конфиг:
Intel Pentium Dual Core E2160 1800@3333Mhz (371x9) 1.57v
Giga-Byte GA-P31-DS3L F9b
2x1024 Hynix PC6400@928Mhz 5-5-4-5 2v
Остальное в нашем случае значения не имеет.
....
ОС - WinXP SP2, FW 174.53, настройки драйвера - High Quality.


3DMark06 v1.1.0 Default

ЧастотыРезультатПрирост
Default10242100%
Разгон11181109%
Разгон+Вольтмод12330120%




3DMark06 v1.1.0 SM2.0

ЧастотыРезультатПрирост
Default4458100%
Разгон5095114%
Разгон+Вольтмод5618126%




3DMark06 v1.1.0 SM3.0

ЧастотыРезультатПрирост
Default4373100%
Разгон4865111%
Разгон+Вольтмод5623128%


Хорошо заметно, что с такими частотами карта в уже начинает ощущать нехватку мощности CPU, особенно, при исполнении тестов с Shader Model 2.0, которые настолько упёрлись в процессор, что с ними сравнялись тесты SM3.0. Впрочем, это касается только 3D Mark’а 06, который уже начала постигать участь всех его предшественников – с постоянно растущими бешеными темпами мощностями современных видеокарт он начинает постепенно превращаться в процессорный тест.
Если кому интересно, - CPU Score во всех случаях был ~2910.
И если кому-то интересен результат с вольтмодом во всех подробностях, тот может проследовать по ссылке ORB - http://service.futuremark.com/compare?3dm06=6231519


Crysis DX9 High 1024x768

ЧастотыAverageMinMax
Default42,3419,3651,13
Разгон49,923,8961,11
Разгон+Вольтмод53,2826,7870,51




Crysis DX9 High 1280x1024

ЧастотыAverageMinMax
Default28,7718,4233,55
Разгон34,721,9941,17
Разгон+Вольтмод39,6123,5846,97




Crysis DX9 VeryHigh 1024x768

ЧастотыAverageMinMax
Default27,5316,3833,53
Разгон32,9614,9540,58
Разгон+Вольтмод37,3819,946,12




Crysis DX9 VeryHigh 1280x1024

ЧастотыAverageMinMax
Default19,0611,4721,73
Разгон22,8714,9126,14
Разгон+Вольтмод26,1217,1929,94



В Crysis ограничения со стороны процессора отсутсвуют и прирост производительности заметен даже на глаз в самой игре. Что-ж, 40 средних FPS на 1280x1024 в режиме High.. Вполне неплохо для карты ценой чуть более 4000р.

Как видим, производительность 9600GT прекрасно масштабируется при разгоне ядра и заслугой, как видимо, является отсутствие ограничений со стороны пропускной способности видеопамяти, которая, как известно досталась карте от её старших сестёр в первозданном виде.

Средний прирост от разгона с вольтмодом - 32% от дефолта карты и 12% относительно разгона без изменения напряжений - очень даже неплохо. Впрочем, неплохи и те 17%, достигнутые разгоном без каких-либо модификаций, которые можно получить простым перемещением ползунков RivaTuner. Поэтому, решать как всегда вам.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают