ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ. ИНСТАЛЛЯЦИЯ СИСТЕМЫ 5.0.2.


 


 


Описание посвящено акустической подготовке помещения и установке в него аудио-видео системы.


Всё началось с того, что однажды, в летнюю пору, довелось вытащить одну из колонок на улицу, - чтобы было не так скучно заниматься делами во дворе частного дома. Естественность и чистота звучания сразу подтвердили известную истину: не подготовленное помещение способно испортить звук любой качественной аппаратуры.


Тогда и было принято решение заняться акустикой помещения, не взирая на затраты сил и времени. При этом комната, наряду с целенаправленными мерами по улучшению акустических свойств, по общему дизайну интерьера, всё же не должна будет иметь ярко выраженной специфики.


http://imglink.ru/show-image.php?id=6c4ba4a7a5454da01bd190efddcaa877


Итак, имелось помещение с основной площадью 4,7 ´ 4,5 = 19,5м.2 в цокольной части. Меньше всего проблем было при работе с полом и потолком. Конечно, потолок хотелось бы повыше, но цоколь есть цоколь. Недостаток компенсировался тем, что сам потолок является нижней частью двухслойного межэтажного перекрытия из старинных кедровых плах толщиной 90 мм. Сами плахи стыкованы в ступенчатых пазах. Между слоями выполнена отсыпка из котельного шлака, толщиной до 10 сантиметров. Потолок выровнен слоем древесной плиты (ДВП) и оклеен полистирольной плиткой.


Плитка придаёт потолку рельеф, что способствует определённому рассеиванию звука и выбрана такой, чтобы покрытие казалось бесшовным монолитом.


Деревянный пол, состоящий из половой рейки толщиной 35 мм. “шип-паз”, уложен на деревянные брусья. Брусья, в свою очередь, с шагом 1 метр уложены на песчанно-гравийный отсев. (Разумеется, всё пропитано антисептиком и гидроизолировано).


http://imglink.ru/show-image.php?id=999f4f6e38a3d54add8f86014a494f72


Сверху полы струганные, накрыты линолеумом максимальной толщины, которую только удалось отыскать (4,2 мм). Кроме того, помимо желаемого цвета и рисунка, линолеум выбирался с выпуклым рельефом, что по сравнению с гладким покрытием, соответственно обладает бОльшей звукорассеивающей способностью.


И, наконец, ковровое покрытие. От длинноворсового ковра было решено отказаться (не очень удобен в плане чистки, по нему плохо катятся колёса журнального столика, кресла и т.п.) в пользу покрытия на войлочной основе. Покрытие занимает всё свободное место акустического зала, но на нём стационарно ничего не установлено. При необходимости легко можно скатать и убрать.


Стены железобетонные. Однако практически вся внутренняя часть помещения состоит из дерева!


Собственно, внутренняя часть является опалубкой, в которую и заливался бетон. Для этого использовались старые же кедровые плахи толщиной до 90 мм. (их хватило только на фронтальную и тыловую стены) и сосновые доски до 32 мм. (боковые стены). Так как опалубка предусматривалась не извлекаемой, плоскость выдерживалась максимально ровной. Окончательно стены выравнивались слоем ДВП толщиной 6 мм.


Разумеется, электропроводка 220В укладывалась в заблаговременно подготовленные пропилы. Использовался промышленный кабель с медными жилами 5 мм2 и тройной изоляцией.


http://imglink.ru/show-image.php?id=51e5cfe3631b4e4e26aeda3a288068d2


В качестве основного декоративного покрытия для стен была выбрана натуральная пробка. http://www.sibcork.ru/index.php?ID=cork_about


Порядка 60% от общей площади стен закрыто именно этим отделочным материалом. В частности, ею оклеена вся фронтальная стена и прилегающие к ней углы. Также закрыта пробкой часть тыловой стены и участки стен, которые могут образовывать “акустические зеркала”.


Обои производства германии, текстурные. Рельефно-выпуклый рисунок напоминает плетёную соломку. Ими закрыто около 25% площади стен. Оставшиеся 15% имеют иные варианты, о которых будет сказано ниже.


Вся аудио часть построена на акустических системах фирмы JBL, - различных серий и моделей.


СИСТЕМА 2.0


Основой системы 2.0 является пара JBL Studio L890 – старшая модель серии “L”. http://market.yandex.ru/model-spec.xml?modelid=923474&hid=90548


Работают данные АС в комплексе с интегральным усилителем YAMAHA A-S700, с которым соединены кабелем типа “EAGLE CABLE SILVER SPECIAL” по схеме Bi-Wiring. На НЧ драйверы идёт 4 мм.2, на ВЧ,СЧ – 2,5мм2.


Предназначена данная система преимущественно для воспроизведения музыки. Источниками служат: проигрыватель виниловых дисков, проигрыватель CD\DVD дисков, компьютер и др.


Колонки L890 установлены не вплотную к углам помещения, – их вертикальные акустические оси отстоят от боковых стен на 0,8 метра. Лицевыми панелями колонки ориентированы точно на место прослушивания, до которого 3,8 метра. Из-за разворота задние стенки колонок также отстоят от стены на некотором расстоянии, хотя переднее расположение портов фазоинверторов делает этот момент не критичным.


Покрытие стен пробкой, достаточно эффективное для гашения резонансов в области высоких и средних частот, практически никак не действует на низкочастотный диапазон звука. Действенный метод борьбы с низкочастотными резонансами помещения – рассекать и рассеивать звуковые волны. Ломаная геометрия стен смогла бы решить задачу, но сделала бы интерьер, по меньшей мере, специфичного вида. Между тем, эту функцию с успехом может решать правильно установленная мебель и различные предметы обихода.


В местах основного акустического отражения, слева и справа, установлены одинаковые шкафы.


http://imglink.ru/show-image.php?id=e252346cf20ed4e7d3eb96cb4ba7e0dc


На их открытых полках хранятся CD и виниловые диски. (В шкафу с левой стороны хранятся книги). Интересный эффект даёт одна приоткрытая дверца нижней части шкафа, где хранятся различные “звукопоглотители” в виде проводов, кабелей, инструкций и т.п.


http://imglink.ru/show-image.php?id=71790a6e0892687941f28909d0bbeddd


Изнутри дверца покрыта искусственным мехом – по совместительству импровизированная акустическая панель.


АС установлены на развязывающие плиты из ДСП >16 мм., которые оклеены декоративной плёнкой под чёрный ясень.


http://imglink.ru/show-image.php?id=995a6eb1a5ea05b370b061a0edca3716


Кроме того, в L890 вкручены штатные шипы. Учитывая, что всё это стоит на микропористом линолеуме, вибрация деревянного пола значимой величины не имеет.


 


СИСТЕМА 5.0


Ресивер YAMAHA HTR-5940 работает в составе домашнего кинотеатра 5.0


Фронтальная пара – JBL Northridge E80. Эта акустика расположена ближе к TV стойке AКМА PL-15, на которую установлены все электронные компоненты системы и телевизор LG 47LW4500 3D, а также колонка центрального канала JBL Studio L C1.


Конструкция отстоит от стены таким образом, чтобы было удобно производить необходимые коммутации.


http://imglink.ru/show-image.php?id=5092dde2d6fd9a66f9769adbf011c231


Кроме того, панель телевизора, не должна образовывать звукоотражающей плоскости в сторону прослушивания, а гасить звук в простенке. Благодаря регулируемому кронштейну, она имеет некоторый отрицательный наклон, и таким образом ликвидируется параллельность с задней стенкой.


Силовые кабели лежат в специальном лотке, который закреплён на стене. Излишки акустических кабелей не свёрнуты в индуктивные мотки, а уложены всего в два прохода вдоль лотка. К слову заметить, в системе 5.0 использованы “обычные”, медные кабели в чёрной изоляции с красной полосой – не более 2,5мм2.


 


Для придания интерьеру определённых черт, фронтальный звукопоглотитель выполнен в стиле Stargate.


Основной материал этой конструкции – пеноплекс и двп. Центральная часть состоит из многослойной пробки. В него же встроена кольцевая антенна для ресивера, а также подсветка стены, которая включается автоматически при включении ресивера.


http://imglink.ru/show-image.php?id=807d67ced503cbec1c232cab0939196b


Тыловые колонки – JBL Studio L810.


Вместо угла, где подвешена правая тыловая колонка, находиться проход без дверей шириной 1,5 метра.


http://imglink.ru/show-image.php?id=beaea364b2359985044f610d1c3d597b


Далее начинается смежное помещение площадью 9 м2, являющееся рабочим кабинетом (или мини мастерской) и имеет отделку точно такую же, как и основной зал. Стены по большей части заставлены различной мебелью. Таким образом, проём является эффективным “звукопоглотителем” (7% от площади стен) и звук, ушедший в него, обратно не возвращается.


Не столь удачно складывалась инсталляция с левой стороны, - здесь имеется угол, образованный стеной комнаты и тыльной частью системы отопления дома, да ещё с керамическим покрытием.


http://imglink.ru/show-image.php?id=c0bf68d9d24974849d855611431db5b0


Здесь, как в огромном рупоре, наблюдались нежелательные явления. Тем не менее, практически проблему удалось решить в большей мере.


Как уже говорилось, несущая стена помещения из бетона отделена слоем кедра и оклеена рельефным отделочным материалом. Тыловая АС подвешена не под прямым углом к этой стене, как часто принято, а приблизительно под 120 градусов. Это уменьшило отражение от тыльной стены, хотя и немного сместило горизонтальную акустическую ось АС чуть вперед. (Правая тыловая АС ориентирована идентично) Однако данные АС являются широко направленными и на восприятие это повлияло только положительно. К тому же, место прослушивания в любом случае находиться на некотором расстоянии от этой же стены.


При тестировании различными частотами, обнаружился заметный резонанс в области меандра 1,2 кГц. - явное влияние керамики.


(Использовался Prime TEST CD #1 http://www.primefan.ru/pt1.html )


Закрепление небольшого коврика непосредственно рядом с тыловой АС устранило это нежелательное явление. Полностью закрывать эту стену чем-либо нельзя – её правая сторона разогревается очень сильно, это ведь отопление… В конечном счёте, от общей площади стен эта керамика не составляет даже 8%,- в сравнении со 100% бетонными (кирпичными) коробками современных квартир.


Далее, при одинаковом уровне сигналов, общая громкость этой (левой) АС оказалась чуть выше правой во всём диапазоне, “рупор-угол” всё же работает. Но этот вопрос решился: в настройке ресивера – снижением уровня на -3Дб.


И, наконец, прослушивание в этом углу звука от фронтальных систем,- сколько-нибудь заметного влияния на ВЧ и СЧ диапазон не выявило, чего не сказать про НЧ. Бас в углу имеет заметный подъём, который, к счастью, при некотором удалении исчезает очень быстро. Решено было просто отодвинуть диван от керамической стены на 0,4м и не садиться вплотную к левому подлокотнику.


Мягкая мебель это “всечастотный поглотитель”. Диван выбирался с ворсистой обивкой (мебельный велюр), с очень высокой задней спинкой и накрыт двухслойным (3см.) пледом. Спинка дивана закрывает тыловую стену чуть ниже уровня головы слушателя.


Уточняем наличие и место акустического отражения тыловой стены с помощью обычного зеркала. Отчётливо видно, что все фронтальные колонки будут иметь отражённые волны, и не важно, положительные они или отрицательные.


http://imglink.ru/show-image.php?id=b74c8d4d791c5c605eae053b05dc3840


Поглощающих свойств стены в этом месте явно не достаточно. Небольшая подушечка в роли подголовника заметно гасит отражение в очень широкой полосе.


К слову заметить: именно так, просмотром в зеркало с места прослушивания, определялись места на боковых стенах для установки “поглотителей-рассеивателей”.


Сабвуфера в системе ДК как такового нет.


Для очень многих фильмов, особенно если у них звук не многоканальный, а 2к стерео, низких частот от напольников Е-80 (38 Гц – 20 кГц) вполне достаточно.


Но если требуется воспроизведение низкочастотных спецэффектов многоканального звукового сопровождения, выше описанная система 2.0 переводиться в сабвуферный режим. Таким образом, помимо воспроизведения музыки, её обособленной функцией является взаимодействие с ресивером, и образуется не стандартная система.


СИСТЕМА 5.0.2


ФАЗИРОВКА и УСТАНОВКА САБВУФЕРНОГО РЕЖИМА.


Низкочастотная составляющая с выхода “sub woofer” ресивера, подаётся ветвительным кабелем на два канала интегрального усилителя A-S700.


Так, как акустические системы L890 подключены по схеме Bi-Wiring, ВЧ - СЧ звено в этом режиме отключается. НЧ звено систем представлено длинноходовыми вуферами стандарта 203 мм. – по два в каждой. Таким образом, четыре вуфера по площади излучения условно эквивалентны сабвуферу 35см.


Частота среза кроссовера на ресивере была выбрана равной 60 Гц. Такой частотный перехлёст даёт гарантию отсутствия стычного провала между малыми Е-80 большими фронтальными L890, которым соответственно отведён участок от 60 Гц и ниже (вплоть до 28 Гц).


Так как акустика присоединена к разным усилительным устройствам, между Е-80 и L890 понадобилось сопряжение по фазе.


В настройках ресивера была включена инверсия выхода на сабвуфер: REV. Кроме того, фаза оказалась сдвинутой на величину чуть отличной от 180 градусов. Опытным путём было подобрано их взаимное место положения: малые фронты должны быть выдвинуты вперёд на 10-12 см.


Изменять басовую составляющую можно на усилителе, с помощью регуляторов: “volume”, “bass”, “loudness”. Общая пропорциональная мощность всех каналов, естественно подчиняется “volume” ресивера.
КАБЕЛИ.
Все межкомпонентные аналоговые кабели самодельные.


Для их изготовления приобретались недорогие, но в металлическом корпусе RCA разъёмы с “позолотой”. Провод брался высокочастотный, коаксиальный от Советской измерительной техники, – другого в любительских запасниках не нашлось. Кабель получился более солидный (слева), чем тот же штатный, идущий в комплекте с плеером HD…


http://imglink.ru/show-image.php?id=3a544a3d9eeb519fa5bed4bc4f0e5fdd


Какого-либо влияния на тональность звука или фоновых наводок не обнаружено.


 


 


P.S. Все работы: строительно-отделочные, монтажные, общий дизайн помещения и т.д. выполнялись собственноручно. Конечно, всё представленное не является идеально проработанным, но определённые планы по дальнейшему совершенствованию в этом направлении, имеются. Но, как говориться, - “Не говори “Гоп” пока не перепрыгнешь”.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают