Обзор X-Fi Titanium HD и сравнение с Elite Pro
реклама
Так чем же так интересен Royal? Традиционно Creative устанавливает на свои карты аналоговый тракт среднего уровня, полагая, что и подключать к компьютеру будут вполне приземленную, мультимедийную, акустику. Исключением была лишь X-Fi Elite Pro, обладающая топовыми преобразователями с вполне адекватной им обвязкой. Но ее цена довольно высока из-за комплектного внешнего блока с всякими входами, которые далеко не всем нужны. Да и при переходе на PCI Express ее аналога в новой линейке выпущено не было. Поэтому гурманы звука часто присматриваются к изделиями других фирм, которые в последнее время активизировались особенно сильно. Но при этом чипы Creative и связанные с ними алгоритмы являются признанными лидерами в играх и другой обработке звука в реальном времени. Разрубить этот гордиев узел пробовали в Auzentech, но их карты во многие страны (и Россия из их числа) просто не поставляются. Теперь, пусть и со значительным опозданием, за дело решили взяться в самом Creative. Аналоговый тракт новой карты был сделан по максимуму. Ну, или производитель так считает. А так ли это или нет, мне и предстоит выяснить.
Таблица основных спецификаций:
линейный выход | наушники (нагрузка 330 Ом) | наушники (нагрузка 33 Ома) | линейный вход | |
максимальное разрешение | 24 бита, 192 кГц | 24 бита, 192 кГц | 24 бита, 192 кГц | 24 бита, 96 кГц |
сотношение сигнал/шум | 122 дБ | 117 дБ | 115 дБ | 118 дБ |
гармонические искажения | 0.001% | 0.001% | 0.006% | 0.001% |
Забегая вперед можно сказать, что производитель несколько перестраховался и указал не максимально возможные параметры. Помимо этого заявлены следующие основные особенности: встроенный усилитель для наушников, заменяемые операционные усилители, эффекты THX TruStudio Pro, аппаратная поддержка EAX 5.0, ASIO 2.0 с минимальной задержкой в 1мс, Dolby Digital Live и DTS Connect. В минимальных системных требованиях нет ничего необычного, кроме операционной системы. Это должна быть минимум Windows Vista SP1 или Windows 7.
Необычный вид карте придают полупрозрачный корпус и набор разъемов. В последнее время стало модно ставить всякие защитные экраны на дорогие карты якобы для защиты от электромагнитного излучения. Их нулевое влияние на фактические результаты привело к тому, что щит обычно выполняет декоративную функцию. Вот в Creative и решили не мудрить и не обманывать никого, а просто сделать покрасивее, для чего и установили поверх металлического каркаса с вырезом глянцевый полупрозрачный пластик. Карта и в самом деле выглядит очень красиво и вместе с тем строго и без излишеств. Даже подсвеченных логотипов, ставших уже стандартом на картах Creative дороже $100, здесь нет.
Набор разъемов включает миниджек микрофоного входа, миниджек выхода для наушников, пару тюльпанов линейного выхода и еще пару тюльпанов линейного входа. Разъемы линейного входа совмещены с цифровыми оптическими входом и выходом, для использования оптики туда вставляются кабели с разъемом минитослинк на одной из сторон. Пару таких кабелей уже положили в коробку с картой, еще там есть кабель с двух тюльпанов на один миниджек. Нетрудно заметить, что аналоговый выход не является многоканальным. Он поддерживает исключительно стерео, что, впрочем, вряд ли расстроит любителей качественного звука. С другой стороны, цифровой выход поддерживает передачу 5.1-звука в формате Dolby Digital или DTS. Но для этой карты это скорее запасной вариант. Кстати, когда в последний раз Creative выпускали стерео карту с тюльпанами? Произошло это в далеком 1996 и называлась та карта AWE64 Gold. 14 лет прошло, и вот Creative вновь выпускает флагманскую стерео карту на чипе разработки E-MU.
Отвинчиваем щит и приступаем к изучению собственно карты:
На этом фото становятся видны внутренние разъемы. На дальнем торце большой разъем неизвестного назначения. По крайней мере, никаких подключаемых к нему устройств пока не анонсировано. И нет, это не разъем AUD_EXT для внутреннего драйва от PCI-карт, хотя и похож на него. Вряд ли разъем предназначен для расширения выхода до многоканального, как можно было бы предположить. Изучение ресурсов драйверов новой карты и сравнение с драйверами предыдущих линеек показало, что в Creative экспериментировали с двумя новыми подключаемыми устройствами: очередной версией внутреннего драйва для передней панели корпуса и HDMI-дополнением. На верхней кромке имеется стандартный коннектор для корпусных разъемов микрофона и наушников. Видно, что он должен был быть продолжен в левую сторону и сформировать тем самым AND_EXT, разъем для подключения внутреннего драйва от предыдущих PCIe-карт. Но этого не было сделано. Вероятная причина такого решения кроется в том, что существующие внутренние драйвы своей начинкой явно не соответствуют уровню новой карты. Левее можно наблюдать остатки еще одного эксперимента. Очевидно, что в процессе разработки рассматривалась возможность использования питания напрямую от молекса блока питания. Однако, идея это плохая и по картам ASUS (D1 и D2 против DX и D2X) легко прослеживается отрицательное влияние наличия отдельного питания на чистоту сигнала на выходе. Вероятно, в Creative после измерений пришли к аналогичным выводам и молекс с карты убрали, однако следы его присутствия остались.
В основе Royal лежит топовый чип CA20K2. От использованного в Elite Pro CA20K1 его отличает нативный интерфейс PCI Express вместо PCI, поддержка DDR-памяти вместо SDR, полная совместимость с появившейся в Windows Vista моделью WaveRT в дополнение к более традиционной WavePci, а также наличие встроенного блока поддержки UAA. WaveRT может осуществлять воспроизведение аудиопотока операционной системой без постоянного обновления привязок буфера и с минимальными задержками, в чем-то являясь аналогом ASIO от Microsoft. Поддержка Unified Audio Architecture (UAA) позволяет карте работать в современных версиях Windows вообще без специальных драйверов, в точности как это делают последние интегрированные кодеки. Но для использования любых фирменных технологий и аппаратного ускорения драйвер Creative по-прежнему необходим. Еще в режиме UAA не работают оба миниджека на карте, подключить микрофон или наушники получится только через разъемы на корпусе системного блока. Кстати, драйверов Royal от Creative под Windows XP не существует, эта операционная система новой картой официально попросту не поддерживается. Данный факт даже преподносится как достоинство, ведь драйвер целиком и полностью оптимизирован для операционных систем с новой архитектурой аудиоподсистемы. Смелый ход. Даже несмотря на то, что автор этих строк считает Windows XP безнадежно устаревшей, невозможно не признать, что пользователей этой системы хватает. Полностью обновленная Windows XP частично поддерживает UAA и сразу нашла встроенную в CA20K2 UAA-шину, но оказалась неспособна правильно распознать HDA-устройство на ней. Таким образом, в Windows XP карта не заработала. Рядом с CA20K2 располагается микросхема памяти DDR объемом 64 мегабайта, служащая буфером при обработке звука.
Аналоговый выход:
В качестве цифро-аналогового преобразователя на карте применен PCM1794. Это наиболее продвинутая модель в арсенале Texas Instruments. Для сравнения в Elite Pro использованы CS4398, лучшие в линейке Cirrus Logic. PCM1794 в отличие от CS4398 имеет токовые выходы, а значит, требует преобразования из тока в напряжение (I/V-преобразование). Этой цели служит пара NJM2114, лучших операционных усилителей в линейке New Japan Radio по совокупности качеств, они установлены в DIP-кроватки и потому легко поддаются замене без пайки. Затем идет традиционная стадия преобразования из дифференциального сигнала в однопроводной (суммирование), совмещенная с фильтром. В ней применена пара LME49710, являющихся топом в линейке National Semiconductor. Это одноканальная версия популярного LME49720, который в свою очередь является обновленной версией не менее популярного LM4562. В сравнении с последними LME49710 чуть более устойчив к помехам питания, но выдает меньшую силу тока. Т.к. для наушников используется отдельный буфер с мощным операционным усилителем, последний недостаток не имеет значения. Эти микросхемы также установлены в DIP-кроватки. При их замене следует учесть, что менять их можно только на другие одноканальные микросхемы, наиболее распространенные двойные (даже на Royal это единственные одноканальные операционные усилители) не подойдут по контактам. У Elite Pro на фронтальном выходе для аналогичной цели используется NJM2114. В выходе на наушники у Royal распаян NJM4556, самая мощная микросхема New Japan Radio. Во внешнем блоке Elite Pro в выходе для наушников тоже стоит NJM4556. Этот же операционный усилитель имеется и на фронтальных каналах большинства куда более дешевых карт Creative. Микросхема заслужила репутацию не самой музыкальной, однако, в этом больше виновата конкретная реализация тракта, нежели ее собственные свойства. NJM4556 является основой усилителя для наушников Grado RA-1, звучащего очень хорошо. И на этот раз у нее есть все шансы показать себя с лучшей стороны, т.к. используется она совсем в другой схеме.
Для удобства параметры всех элементов сведены в таблицу:
Elite Pro | Royal | ||
цифро-аналоговый преобразователь | модель | CS4398 | PCM1794 |
динамический диапазон | 120 дБ | 127 дБ | |
гармонические искажения + шум | -107 дБ | -108 дБ | |
операционный усилитель I/V-преобразования | модель | нет | NJM2114 |
полоса усиления | 15 МГц | ||
скорость нарастания | 15 В/мкс | ||
гармонические искажения | 0.0005% | ||
операционный усилитель сумматора | модель | NJM2114 | LME49710 |
полоса усиления | 15 МГц | 55 МГц | |
скорость нарастания | 15 В/мкс | 20 В/мкс | |
гармонические искажения | 0.0005% | 0.00003% | |
операционный усилитель для наушников | модель | нет (*) | NJM4556 |
полоса усиления | 8 МГц | ||
скорость нарастания | 3 В/мкс | ||
гармонические искажения | 0.0008% | ||
выходная сила тока | 70 мА |
(*) На основной карте Elite Pro отсутствует отдельный выход для наушников, хотя установленный на фронтальном выходе NJM2114 и способен отдать больше тока, чем NJM2068 остальных выходов. Внешний блок использует NJM4556, как и Royal, но выход построен по иной схеме и в нем установлен другой ЦАП. Поэтому прямое сравнение невозможно. Подробнее элементная база Elite Pro рассмотрена здесь.
Линейный вход:
В качестве аналого-цифрового преобразователя используется PCM4220. В Elite Pro же установлен AK5394. Перед PCM4220 применена пара LME49723, служащих в качестве фильтра. До них для буфера и преобразования однопроводного сигнала в дифференциальный установлена пара NJM2114. Для сравнения в Elite Pro во всех стадиях используются 5532.
Таблица элементов линейного входа:
Elite Pro | Royal | ||
аналогово-цифровой преобразователь | модель | AK5394 | PCM4220 |
динамический диапазон | 123 дБ | 123 дБ | |
гармонические искажения + шум | -110 дБ | -108 дБ | |
операционный усилитель фильтра | модель | 5532 | LME49723 |
полоса усиления | 10 МГц | 17 МГц | |
скорость нарастания | 8 В/мкс | 8 В/мкс | |
гармонические искажения | 0.0005% | 0.0002% | |
операционный усилитель преобразования | модель | 5532 | NJM2114 |
полоса усиления | 10 МГц | 15 МГц | |
скорость нарастания | 8 В/мкс | 15 В/мкс | |
гармонические искажения | 0.0005% | 0.0005% | |
операционный усилитель буфера | модель | нет | NJM2114 |
полоса усиления | 15 МГц | ||
скорость нарастания | 15 В/мкс | ||
гармонические искажения | 0.0005% |
Микрофонный вход:
Микрофонные входы задней и передней панели обслуживаются отдельным цифро-аналоговым преобразователем WM8775 c динамическим диапазоном 102 дБ и уровнем гармонических искажений + шума на уровне -90 дБ. WM8775 не требует преобразования в дифференциал, а для буфера и фильтрации на обоих входах используется по одному MC33078, имеющих полосу усиления 16 МГц, скорость нарастания 7 В/мкс и гармонические искажения 0.002%. Очевидно, что в отличие от линейного входа микрофонные входы не используют компонентов высшего уровня. Однако их более чем достаточно для записи с большинства динамических микрофонов.
Итак, карту рассмотрели со всех сторон, пора бы все-таки ее вставить и послушать. Соперником в этом прослушивании выступит Elite Pro. Характеризовать звучание по шкале плохо-хорошо в случае с картами подобного уровня бессмысленно, и без того понятно, что обе звучат просто великолепно. Поэтому не остается ничего кроме описания различных нюансов в характере звука. При сравнении линейных выходов Royal проявил более широкую, но в то же время лучше локализованную сцену. Elite Pro играет напористо, у него чуть больше драйва. Но иногда это приводит к потерям макродинамики. Royal мягче, свободнее, чуть детальнее. Из-за этого часть композиций играет интереснее на одной карте, а другая — на другой. На выходе для наушников явная победа Royal. У Elite Pro на карте и внешнем блоке лишь выходы, рассчитанные на подключение наушников. Явных проблем с ними нет, но и о полноценном раскрытии потенциала при подключении к ним напрямую речи не идет. Наушниковый выход Royal обеспечивает лучшую отдачу на низах, динамику, локализацию и детальность. Это уже можно свободно называть наушниковым усилителем, справляющимся с нагрузкой от 16 до 300 Ом.
А теперь проведем замеры с помощью RMAA. В режиме UAA (т.е. без установки фирменных драйверов) на воспроизведение доступна частота дискретизации только до 96 кГц. Установка драйвера Creative добавляет стандартную для всех аппаратных X-Fi поддержку 192 кГц в Entertainment Mode. Все входы в любом случае ограничены 96 кГц, хотя формально АЦП линейного входа поддерживает 192 кГц. С драйвером Creative опорная частота карты традиционна для всех X-Fi, это 192 кГц в Entertainment Mode, 96 в Game Mode и 44.1-96 на выбор в Audio Creation. Для аналогового выхода реализован автомат частоты (опорная частота становится равна частоте проигрываемого материала) при использовании ASIO, с остальными API используется основная опорная частота текущего режима. При непосредственной отправке на цифровой выход автомат работает с любым API. UAA в CA20K2 реализуется отдельным простым ядром, пусть и расположенным на том же кристалле. Следовательно, нет привязки к опорной частоте основного ядра, имеется свободный автомат рабочей частоты под любым API (ASIO в UAA не поддерживается). Хотя Windows все еще будет проводить ресемплинг в случае выбора несоответствующей проигрываемым файлам частоты в ее собственной панели управления. Использование Kernel Streaming (и использующего KS эмулятора ASIO под названием ASIO4ALL) или WASAPI в монопольном режиме снимает и это ограничение. Несмотря на отсутствие ресемлинга при работе на частоте 44.1 кГц в UAA-режиме возникает джиттер в ЦАПе, хорошо знакомый по картам ASUS Xonar. Это приводит к падению соотношения сигнал-шум при сохранении всех прочих параметров. На звуке такая особенность не сказывается. На оптическом выходе никакого джиттера при этом нет. Установка драйвера Creative убирает джиттер в режиме 44.1 кГц с ЦАПа, параметр сигнал-шум становится нормальным. Связанно это, скорее всего, с тем, что используемое драйвером Creative основное ядро CA20K2 тактует все элементы на плате от своего мощного PLL. UAA-ядро этого не делает, все тактуется напрямую от кварца для 48 кГц и кратных частот. С частотами дискретизации 48 и 96 кГц соотношение сигнал-шум идентично под любыми драйверами.
Результаты замера цепи линейный выход > линейный вход в режиме 24 бит 48 кГц:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.02, -0.13 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -118.7 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А) | 119.4 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0011 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -96.6 | Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0019 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -116.4 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0014 | Отлично |
Обращает на себя внимание огромный динамический диапазон. Он даже больше заявленных 118 дБ для линейного входа. Паспортных 122 дБ линейного выхода так не достичь, не даст все тот же линейный вход. Но, по крайней мере, в них нет никаких сомнений. Второе, что бросается в глаза — высокий для такой карты уровень искажений. Попробуем повторить тест, но уже с использованием линейного входа Elite Pro:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.03, -0.16 | Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -110.0 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А) | 110.2 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0006 | Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -99.9 | Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0013 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -108.3 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0009 | Отлично |
Обычно при измерении на линейный вход другого устройства все параметры ухудшаются, т.к. возникает земляная петля — вместе с полезным сигналом часть земли идет по сигнальному проводу. В данном случае так и произошло почти со всеми показателями. А вот уровень искажений заметно снизился. Таким образом, виновник искажений предыдущего теста найден — это линейный вход карты. Если бы уровень линейного входа Royal хотя бы соответствовал Elite Pro, то можно было бы ожидать уровня измеренных гармонических искажений порядка 0.0002-0.0003%. Напоследок несколько важных графиков. На каждом из них для наглядности показаны оба теста: на собственный линейный вход и на вход Elite Pro. График шумов приведен в качестве отправной точки, при анализе графиков искажений нужно учитывать уровень шумов:
График гармонических искажений:
Здесь видно, что пики всех основных гармоник при тесте на вход Elite Pro лежат ниже -118 дБ, а уже к пятой падают до -128 и ниже. Даже без скидок на тестирование другим устройством это выдающийся результат. Числовой показатель в таблице выше портит только шум, созданный условиями теста.
График интермодуляционных искажений:
Настало время взглянуть на возможные опции в программном обеспечении и сравнить их с Elite Pro. Совпадающие настройки я рассматривать не буду. Как выглядят панели Elite Pro и имеющиеся в них опции можно посмотреть в опубликованной недавно серии руководств по X-Fi. Там все подробно описано. Стоит отдельно упомянуть, что версии использованного контрольного ПО для Elite Pro и Royal совпадают. Отличается только сам драйвер. При этом доступный набор опций в том же самом ПО меняется. Драйвер от Royal не работает с Elite Pro и наоборот. Вернее, чуть подправленный драйвер Royal работает на Elite Pro до первой перезагрузки, но с искаженным звуком, и никаких дополнительных опций не появляется. Так что идею разблокировать себе чего-нибудь хитрого установкой драйвера и ПО от Royal на другие карты можно смело позабыть. Поставить фирменный драйвер на обе карты в одной системе одновременно оказалось невозможным. Нормально работать будет только та карта, чей драйвер был установлен последним. Единственный способ заставить карты работать вместе — установить на Elite Pro фирменный драйвер, а Royal оставить в режиме UAA. При этом ПО Creative не будет распознавать Royal.
Итак, запускаем Console Launcher в режиме Entertainment Mode и видим первые отличия:
По сравнению с Elite Pro здесь отсутствуют CMSS-3D, Crystalizer, SVM, декодеры Dolby и DTS, опции разъемов. Первые три функции на самом деле заменяются на их аналоги из набора THX TruStudio Pro. Декодеры исчезли еще в более новых партиях Elite Pro. Вместо драйверных декодеров с картой предлагается лицензия на PowerDVD, устанавливающего свои декодеры. Кроме того, сейчас они включены даже в Windows, если ее редакция не ниже Home Premium. Опций разъемов нет по причине отсутствия на карте электрически совмещенных разъемов, выполняющих разные функции. Совмещенный с оптикой линейный вход не требует переключения режимов, т.к. линейный вход использует электрическое соединение, а оптика нет. Помимо убранных кнопок есть и новые: THX TruStudio Pro и эффекты микрофона. Заодно и кнопка энкодеров у Royal есть всегда, не требуется доплачивать за отдельную лицензию и выполнять активацию как на Elite Pro, все лицензионные сборы уже включены в стоимость карты. Из отличий поменьше пропажа логотипа THX слева от регулятора основной громкости, еще не стало кнопки регулятора громкости наушников на внешнем блоке под тем же основным регулятором. Если с пропажей опции, относящейся к внешнему блоку все понятно, то с THX не совсем. Этот логотип означает совместимость карты с THX Console, позволяющей проводить множество настроек акустики. Но в действительности у этой карты есть эта консоль, только под другим названием. Остается только предположить, что логотип THX стоит денег, которые в Creative вполне резонно решили сэкономить. Странно только, что логотип THX все-таки присутствует на коробке, но уже по причине наличия THX TruStudio Pro. Все-таки закулисный бизнес между Creative и THX — штука запутанная.
А теперь посмотрим на экраны под всеми кнопками по порядку. Экран настройки акустики:
Здесь есть небольшие изменения. Во-первых, из списка возможных конфигураций акустики исчезли опции для 4.0/4.1 и 7.1. Выбор 5.1 в списке есть, но, разумеется, полноценно его использовать на этой карте можно только при выводе через S/PDIF с включенными Dolby Digital Live или DTS Connect. Во-вторых, кнопка запуска THX Console заменена на Speaker Setup Console. Как уже написано выше, это одна и та же программа, отличается только название. В-третьих, пропала кнопка bass settings, ее отсутствие компенсируется функцией THX TruStudio Pro Speaker, расположенной в другом разделе.
Настройки наушников:
Все отличия заключаются в пропаже опции отключения акустики при подключении наушников. Эта опция исчезла с аналогичных закладок и в других режимах. Дело в том, что на этой карте акустика отключается всегда, т.е. исчезнувшая опция считается постоянно включенной. Это одно из той кучи мелких изменений, что сопровождают все карты на CA20K2 и продиктованы требованиями Windows Logo Program, сильно изменившимися с выходом Vista. Требования уметь работать без драйвера и переключаться автоматически с акустики на наушники Creative были выполнены самым простым из способов — переключение осуществляется на аппаратном уровне. А потому драйвер уже не имеет контроля над процессом. Для Creative очень важно иметь WLP-чипы из-за OEM-рынка. Это WLP требует совместимости с UAA, WaveRT, поддержки большинства спецификаций Intel HD Audio (принудительное автоотключение акустики как раз входит сюда) и отсутствие захватов и перенаправлений вывода. Из-за последнего требования, кстати, и пришлось убирать декодеры Dolby и DTS, заменив их явно не более дешевым в плане отчислений PowerDVD. Принцип работы драйверного декодера основан на захвате потока на S/PDIF и вывод его через аналоговый выход, который в Vista и более новых версиях Windows выглядит отдельным устройством. Т.е. типичное «незаконное» действие.
TruStudio:
Настройки TruStudio почти копируют принцип организации с Game Mode и THX Console. Закладки слева подсвечиваются, если связанный эффект включен, а активная закладка обводится контуром. Все закладки выглядят почти одинаково. Регулятор с выключателем и картинка, анимирующаяся при перемещении регулятора. Surround по своему назначению копирует CMSS. Он расширяет стерео записи на стерео акустике, воспроизводит многоканальные записи с позиционированием на стерео акустике и раскладывает стерео записи для воспроизведения на многоканальной акустике. Регулятор эффекта, по сути, перевернут. Раньше регулировка CMSS была наглядным ползунком «перед-зад», нижнее положение соответствовало предельному смещению назад. Теперь с точностью до наоборот, но не сбиться с толку помогает картинка.
THX TruStudio Pro (он же THX TruStudio PС) является новой версией host-based (т.е. выполняемого программно на CPU) X-Fi. Все внешние USB X-Fi, гарнитуры USB и надстройка над интегрированными кодеками X-Fi MB являются host-based. TruStudio впервые появился в гарнитуре Sound Blaster World of Warcraft Headset и X-Fi MB2. Среди отличий переименование старых эффектов на новый лад (CMSS в THX TruStudio Pro Surround и тому подобное), их функциональное расширение до уровня аппаратных карт, изменения в характере звучания и добавление нового эффекта Dialog Plus. Функциональное расширение выражается в появлении поддержки таких возможностей, как EAX 5.0 и MacroFX. Таким образом, впервые со времен аппаратных Live и программных AudioPCI, вышедших еще в прошлом веке, набор эффектов последних аппаратных и программных карт сравнялся. Все предыдущие host-based X-Fi поддерживают максимум EAX 4.0. Однако, при этом качество звучания одних и тех же эффектов на host-based картах практически не изменилось и все еще сильно не дотягивает до уровня своих аппаратных аналогов. Так что недавнее тестирование «суррогатов от Creative» в одной из моих предыдущих заметок остается в силе. Изменения в характере звучания в основном проявляется в более выраженном эффекте при том же положении регулятора. Из-за этого портить звук до неузнаваемости стало куда как проще и быстрее. Но при этом исправлены многие казусы старой версии. Новый программный Crystalizer перегружается гораздо позже, а Surround не вызывает плавающего звука на записях с большим уровнем, таким недостатком обладала старая программная (но не аппаратная) версия CMSS.
Но раз TruStudio является программной функцией, то что она делает на аппаратной карте? Во-первых, она здесь для того, чтобы просто была. Ну не может топовая карта уступать в чем-то более простым, верно? Во-вторых, даже на аппаратной карте в Windows Vista и более новых CMSS от программ, которые отсылают свой звук через микшер Windows (интерфейсы DirectSound, WaveOut или WASAPI) реализован программно. Через тот же самый APO-модуль, что и у host-based карт. Иначе с новой архитектурой аудиоподсистемы Windows просто нельзя. TruStudio — это более новая версия этого APO-модуля. Причем, работающая только в Entertainment Mode, в остальных режимах с микшером Windows используется старый APO. Любые эффекты TruStudio не работают с приложениями, отправляющими свой звук напрямую на карту (интерфейсы OpenAL, DirectSound через Alchemy или ASIO). При этом у новой карты в Entertainment Mode отключены все аппаратные аналоги эффектов TruStudio из арсенала X-Fi. Заодно в этом режиме сломали правильную реакцию на указание отсутствия колонок в настройках звука Windows (звук для отсутствующих колонок должен отправляться на оставшиеся с позиционированием через HRTF), за которую обычно отвечает старая версия программного CMSS.
Демонстрацию основных эффектов (Surround и Crystalizer) TruStudio можно найти здесь и здесь. Прослушивать треки необходимо с помощью качественных стерео наушников, выключив любые эффекты на своей звуковой карте. В данных примерах вопроизводится простая стерео музыка, а Surround пытается убрать эффект играющих прямо в ухо инструментов, создавая сцену, подобную той, что можно слышать на стерео колонках.
Кристалайзер:
Старый добрый кристалайзер, «улучшающий mp3 до студийного качества», снова в строю.
Speaker:
В режиме для наушников и 2.0/2.1 заменяет bass boost (усиление низов), в режиме 5.1 — bass redirection (отправка низов на саб). В режиме 5.1 регулятор ничего не регулирует, важно только положение выключателя.
Smart Volume:
SVM, выравниватель громкости, но теперь с возможностью менять степень компрессии динамического диапазона.
Dialog Plus:
Новый эффект, улучшает разборчивость речи в звуке. Оказался чуть ли не более хитрой функцией, чем кристалайзер. Это не какой-то фиксированный пресет эквалайзера, поднимающий голосовой диапазон, как можно было бы предположить. Функция действительно пытается найти в звуке голоса, перед тем, как их усиливать. При высоких значениях регулятора она еще и давит все остальное. Получилось какое-то караоке наоборот.
Настройки TruStudio:
Вызываются нажатием на шестеренку с подписью settings слева вверху. Здесь задается только частота среза для функции Speaker.
Эффекты микрофона:
Тут можно включить эффекты, преобразующие голос (voicefx) или убирающие фоновый шум (silencer), и поменять уровень любого из микрофонов (второй подключается к передней панели корпуса). Кнопка test временно включает микрофон на прослушивание через колонки. Для правильной работы микрофон нужно выбрать в микшере как основное устройство записи. В отличие от THX TruStudio Pro, эффекты микрофона есть у всех Titanium. Но, как и у всех Titanium, на рассматриваемой карте отсутствует полезная возможность включить усиление микрофона на 20 дБ. А это значит, что большинство микрофонов будет работать довольно тихо.
Настройки цифрового входа и выхода:
Выбор частоты семплирования отсюда исчез. Теперь в Entertainment Mode и Game Mode на цифровом выходе всегда 96 кГц. Зато появилась новая опция, включающая отправку любого сигнала, предназначенного для аналоговых выходов, на цифровой (play stereo mix using digital output). Такая отправка всегда происходит у Elite Pro, а здесь она выключена, но доступна для включения обратно. Копирование на цифровой выход явным образом нарушает требования Windows Logo Program и позволяет получать копии воспроизводимых защищенных файлов без потерь. Поэтому на большинстве OEM-карт опции нет, а копирования не производится. У многих OEM заодно нет даже входа What U Hear, ведь им тоже можно воспользоваться для создания незащищенных копий. Приятно, что Royal подобные казусы не грозят.
Переименованная THX Console:
Вот так вот, программа стоит одна, а отображается с разными картами по-разному. Здесь, кстати, видно закладку bass management без собственно bass management. Дело в том, что карта в Entertainment Mode, а в нем эта функция заменена на THX TruStudio Pro Speaker. Однако, размер колонок менять можно, но на Speaker это не влияет. Кстати, раз уж здесь виден список программ, то стоит упомянуть, что Karaoke Player с картой работать наотрез отказался. Впрочем, на диске с ПО из коробки Royal его и нет.
Настройки в Game Mode:
В самом Game Mode никаких важных отличий нет. Все то же отсутствие 4.0/4.1 и 7.1, замена THX на Speaker Setup и пропажа отдельного регулятора наушников. Никаких TruStudio в Game Mode, равно как и в Audio Creation Mode, нет, а есть добротные аппаратные X-Fi CMSS-3D и X-Fi Crystalizer. Поэтому можно сразу переходить к настройкам под кнопкой settings. Здесь предсказуемо исчезли закладки с опциями разъемов и декодеров. Зато появились микрофонные эффекты (все то же самое, что и в Entertainment Mode) и Digital I/O. Забавно наблюдать, как на закладке SPDIF I/O обе опции заблокированы. Первая относится к внешнему блоку и теоретически может стать когда-нибудь доступной, хотя и вряд ли. Со второй хитрее. Если звук отправляется на аналоговый выход (в панели управления Windows выбраны «Динамики»), а на цифровой выход только копируется (play stereo mix using digital output), то вывод осуществляется на частоте 96 кГц в Game/Entertainment Mode или выбранной в качестве опорной в Audio Creation Mode. А вот если звук отправляется напрямую на цифровой выход (в панели управления Windows выбран «SPDIF Out»), то работает автомат опорной частоты под любым API. При использовании ASIO автомат срабатывает в любом из случаев. При использовании Dolby Digital Live или DTS Connect выходная частота всегда 48 кГц, это соответствует спецификациям на сами форматы.
Audio Creation Mode:
Отличия придется поискать, но они есть. Опять нет 4.0/4.1 и 7.1, опять вместо THX кнопка Speaker Setup и опять нет отдельного регулятора наушников. С закладки multi-channel wave пропал почти бессмысленный стрип wave. В роутинге нельзя выбирать отправку на боковые каналы, которые появляются только в неподдерживаемой конфигурации 7.1. В окне под кнопкой settings скрываются те же самые изменения, что и в Game Mode, за вычетом отсутствия микрофонных эффектов. Итоговый список закладок в нем выглядит так: Clock, Headphones, Bit-Matched, SPDIF I/O, Digital I/O и Encoder.
Пора подводить итог, но напоследок хочется еще раз посмотреть на различия между старым топом и новым. А карты отличаются не столько уровнем и новизной, сколько даже своим рыночным позиционированием. Elite Pro — это универсальный комбайн, способный своим функционалом удовлетворить почти любые возникающие дома запросы. Для HTPC он предлагает многоканальный аналоговый выход уровня лучших профессиональных карт, позволяя полностью исключить потребность в ресивере, и пульт дистанционного управления, совместимый помимо программ от Creative с Windows Media Center и большинством плееров. Для музыкантов-любителей на внешнем блоке имеются входы с микрофонным и гитарным преампами весьма достойного уровня. Для удовлетворения потребностей геймеров на карте используется мощный аудиопроцессор, алгоритмы которого до сих пор на голову обходят любые программные звуковые движки. Но такая универсальность не проходит даром, цена за удовольствие — $300.
Для прослушивания музыки и игр совсем не обязателен внешний блок, добавляющий почти половину цены. При этом Creative официально Elite Pro без блока никогда не продавали чтобы не разрушить собственную же линейку внутренней конкуренцией. Ведь у них еще со времен Live за $200 продавалась та же карта, что и за $100, но с дополнительными опциями. Для записи можно взять что-нибудь более доступное и специализированное, без лишних аудиопроцессоров и многоканальности. В домашнем кинотеатре почти всегда уже есть ресивер, на который HTPC выводит звук в цифре и топовые ЦАПы карты попросту не используются. А обычные компьютерные многоканальные наборы имеют слишком низкий уровень звучания, чтобы оценить разницу с более дешевой картой. Таким образом, людей, которым Elite Pro нужен именно в том виде, в котором его хотели бы видеть в Creative, очень и очень мало. Многие приобретали эту карту из-за отсутствия альтернатив, т.к. при всех своих подчас лишних опциях это почти единственная универсальная музыкально-игровая карта. Нет, конечно же, поиграть в игры и музыку послушать можно с любой картой. Но отлично делать и то и другое умеют единицы. Помимо Elite Pro список содержит лишь старшие карты Auzen, которые в Россию не поставляются вообще, да виновника сегодняшнего торжества.
Выпуск Royal означает, что в Creative решили отойти от выпуска продуктов по принципу матрешки, когда старший продукт включал в себя все функции младшего. Им наконец-то удалось нанять маркетолога. Вопреки убеждению некоторых, маркетинг — это не наука о том, как продать что-нибудь ненужное. Это наука о том, как изучить спрос и предложить рынку что-нибудь нужное. Для этого потребителей разделяют по их потребностям и сценариям использования и предлагают именно то, что им пригодится. Для домашней записи у Creative давно существуют карты профессиональной линейки E-MU. В качестве более доступного и массового решения на рынок в ближайшее время будет выведена внешняя карта X-Fi HD (без слова Titanium). Эта карта не имеет аппаратного аудиопроцессора, но имеет микрофонный преамп и фонокорректор для оцифровки винила. На рынке карт для домашних кинотеатров пока неплохо справляется Auzen, закупающая чипсеты для изготовления своих карт у Creative. Сегмент обладателей компьютерных многоканальных наборов давно и успешно закрыт младшей моделью Titanium. Улучшать там ЦАПы бессмысленно, все упрется в уровень акустики, прочие добавки с большой вероятностью останутся незамеченными.
Так что пока основным направлением пробы сил были выбраны владельцы высококлассных стереосистем, не брезгующие играми. Тем более, что это совпадает с современными тенденциями, уже много лет соотношение продаж стерео и многоканальной мультимедии смещается обратно в сторону стерео. Ресивер даже в Hi-Fi стерео системах, уж не говоря про мультимедию и мониторы, обычно отсутствует, поэтому здесь совсем не лишним является качественный ЦАП. Но Creative не были бы собой, если бы не накидали бонусов. В данном случае ими являются S/PDIF с выводом 5.1 и отдельный выход для наушников. Но на этот раз бонусы эти совсем даже не лишние, а продукт заметно не удорожают.
Правильность выбранной стратегии покажет только время, а пока остается раздать слонов:
+ самый качественный аналоговый выход из всех существующих звуковых карт
+ аппаратный X-Fi со всеми его плюсами
+ нативный интерфейс PCI Express
+ рекомендуемая цена ($200) даже ниже той, что можно было бы ожидать
— линейный вход мог бы быть и получше
— более скромный в сравнении с Elite Pro набор возможностей
Дополнительные изображения:
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила