X-Fi: руководство по прочим настройкам

для раздела Блоги
Другие части:
Entertainment Mode
Audio Creation Mode
Game Mode
THX Console


В данной части собраны настройки карты, изменяющиеся с помощью некоторых комплектных утилит. В некоторых случаях неочевидно, что это настройки именно карты, распространяющиеся на все ПО, использующее аналогичную функцию, а не собственные настройки программы. Все эти настройки не вынесены в основные консоли управления картой, а имеются только в этих программах. Помимо этого здесь собраны настройки панели управления Windows, связанные с воспроизведением звука картой, твики и некоторые советы. В отличие от других частей, здесь нет подробных описаний каждой кнопки, большинство сведений носят обзорный характер.


Включение полноценного выбора акустики в панелях управления Creative.
В случае использования некоторых версий драйверов может быть блокирован выбор типа акустики в THX Console, Console Launcher и Audio Control Panel. Поменять настройку при этом можно только через панель управления Windows. Для разблокировки выбора из панелей Creative необходимо запустить редактор реестра (regedit), найти по адресу
HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Creative Tech\Speaker Selection
(HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\Wow6432Node\Creative Tech\Speaker Selection для 64-разрядных Windows)
параметр NoShow и присвоить ему значение 0.


Volume Panel/Sound Blaster Panel:

Данная программа помещает свой значок в трей. В основном служит для запуска различных утилит Creative. Первая из программ, Creative Console Launcher, запускает основные консоли управления, свою для каждого из режимов карты, эти консоли были подробно рассмотрены в руководствах по режимам. Кнопка Mixer тоже вызывает эту программу, но при этом сразу же открывается закладка микшера (в Audio Creation Mode просто запускается консоль). Аналогичное действие происходит и после двойного щелчка мышью на значке программы в трее.


Audio Control Panel:

Эта программа является сильно урезанным аналогом Console Launcher. Никаких уникальных настроек в ней нет, поэтому отдельно разбираться не будет. Вид интерфейса унифицирован для всех трех режимов карты. Из-за этого здесь всегда есть настройки, которые в Console Launcher в некоторых режимах не вынесены. А именно: запись с побитной точностью в Game Mode, режим S/PDIF-входа на внешнем блока и усиление на 4 db при декодировании Dolby в Entertainment Mode.


AutoMode Switcher:

Наличие трех разных режимов работы карты вызывает необходимость время от времени их переключать. Данная программа служит для автоматизации этого процесса. При запуске она помещает свой значок в трее. Двойной щелчок по нему вызывает окно со списком программ. Кнопки add, edit и remove служат соответственно для добавления, изменения или удаления программ из списка. Кнопка settings вызывает настройки, где можно настроить автоматический запуск программы вместе с Windows и переключение режима карты без дополнительного подтверждения. Снятие галочки «enabled automode switching» позволяет временно отключить автопереключение без завершения программы.


Добавление программ:

Здесь вводится путь к exe, имя программы для отображения в списке и выбирается режим, в который карта будет переключена после обнаружения запуска указанного exe. Кнопка advanced позволяет выбрать режим, в который карту следует переключить после завершения работы exe (do not change mode — оставить как есть). Следует учесть несколько правил:
— Не рекомендуется добавлять в список программы, одновременная работа которых происходит часто.
— Не рекомендуется добавлять в список программы, требующие от карты поддержки определенных функций. К таким программам относятся игры, почти всегда они успевают инициализировать карту и определить уровень аппаратной поддержки по предыдущему режиму, что делает переключение почти бессмысленным. С другой стороны, плееры почти никогда не интересуются возможностями карты, они просто выводят на нее звук. Поэтому, если на компьютере игры запускаются в игровом режиме, а плееры в развлекательном, то необходимо основным назначить игровой, добавить в список только плееры и в дополнительных настройках (advanced на экране добавления) каждого задать возврат в игровой режим. При этом не стоит запускать эти плееры одновременно с играми.
Отдельно следует остановиться на разнице между режимами. Не существует отличий, кроме указанных в начале руководства по каждому из них. При отключении всех эффектов разница в звуке отсутствует.


OSD Settings:

В этой утилите можно указать место, где будут появляться всплывающие сообщения, или выключить их показ совсем. Всплывающие сообщения появляются в случаях: начало декодирования Dolby/DTS встроенным в драйвер декодером, начало кодирования сигнала с помощью Dolby Digital Live или DTS Connect, использование регуляторов на выносном блоке, использование регуляторов на пульте ДУ.


RC Settings:

Здесь настраивается пульт ДУ. Обычно эти настройки нет смысла менять, за исключением последней галочки, enable control of window applications. По умолчанию эта галочка снята, ее установка позволяет использовать пульт во многих сторонних программах.


Karaoke Player:

Программа имеет набор функций для караоке. Ее обзор выходит за рамки данного руководства, но в программе имеется одна настройка, которая относится к самой карте и влияет на все программы. Нажатие mic effects слева вызывает экран, на котором можно включить эффект окружения/реверберации на звук с микрофона. В Entertainment Mode набор пресетов совпадает с выбором EAX-эффекта в Console Launcher. При включении реверберации на микрофон общий EAX-эффект выключается и наоборот. В Game Mode пресеты отсутствуют, они будут совпадать с текущим окружением в игре, а сама настройка дублирует уже имеющийся в Console Launcher регулятор mic environment fx. В Audio Creation Mode пресеты также отсутствуют, эффекты на микрофон рекомендуется включать и выбирать через полнофункциональный редактор в Console Launcher.


3DMIDI Player:

Программа позволяет слушать MIDI с 3D-позиционированием инструментов. Кроме того, в этом плеере можно открыть любой MIDI-файл, раскидать инструменты в пространстве и сохранить. После этого на картах с 3DMIDI в любом плеере с поддержкой воспроизведения MIDI этот файл откроется как обычно, но играть инструменты будут с мест, указанных в 3DMIDI Player. Единственным необходимым условием является то, что в плеере должен быть выбран аппаратный синтезатор X-Fi.
В данном руководстве эта программа интересна регулятором global pan spread. Он позволяет глобально раздвинуть инструменты MIDI даже для неотредактированных заранее файлов. Эта настройка самой карты, влияет на все MIDI, воспроизводимые любым плеером с помощью аппаратного синтезатора X-Fi, но нигде более не вынесена в интерфейс. Кроме этой программы она меняется только с внешнего блока или пульта ДУ регулятором 3DMIDI.


SoundFont Bank Manager:

Качество воспроизведения MIDI напрямую зависит не только от синтезатора, но и от используемого им банка с образцами звучания инструментов. Данная программа позволяет загружать пользовательские банки. Здесь также можно их слегка настроить и подредактировать, но этот функционал рассмотрен не будет.


При нажатии на кнопку midi devices снизу выезжает блок выбора устройств:

У карты имеется 2 независимых синтезатора (synth a и synth b). В каждый из них можно загрузить собственный набор банков. В программах для воспроизведения MIDI как правило есть выбор используемого синтезатора. На данном экране выпадающий список soundfont device позволяет выбрать синтезатор, с банками в котором будут производиться дальнейшие манипуляции.


Нажатие кнопки bank вызывает загрузчик банков:

В списке слева следует всегда выбирать банк 000 (он выбран по умолчанию), т.к. большинство MIDI-проигрывателей не позволяет выбирать смещение. Кнопки load, replace и remove позволяют соответственно загрузить новый, заменить уже загруженный другим и удалить банк. Для каждого из синтезаторов можно загрузить сразу несколько банков. Если в разных банках есть семплы одного и того же инструмента, то приоритет отдается последнему загруженному. Не все банки содержат образцы полного набора инструментов. Содержащие полный набор, как правило, имеют GM (сокращение от General MIDI) в названии.


Кнопка soundfont cache вызывает настройки кеширования:

Здесь можно выбрать статичное или динамическое кеширование, а также его объем. Статичное кеширование означает загрузку банков при запуске Windows, а динамическое при первом доступе к аппаратному синтезатору. Выбирать статичное кеширование обычно не имеет смысла. Объем кеша — это максимальный объем банков, которые можно загрузить для обоих синтезаторов в сумме. В некоторых версиях Windows при попытке загрузить большой банк может выдаваться сообщение о нехватке кеша, даже если выбранного здесь объема должно хватать. Связано это с ограничением операционной системы. Проблемы обычно не возникает в 64-разрядных версиях Windows Vista и новее.


Настройки звука в панели управления Windows:

На первой закладке выбирается устройство по умолчанию для воспроизведения. При выборе «динамики» сигнал дублируется и выдается одновременно и на аналоговые и на цифровые выходы. Выбирать spdif out имеет смысл только в случаях, если воспроизведение через аналоговый выход карты нежелательно, либо необходимо задействовать драйверный декодер Dolby/DTS (если он есть) в Windows Media Player/Windows Media Center. Нажатие «настроить» вызывает мастер выбора конфигурации акустики, эта кнопка недоступна для spdif out. Нажатие «свойства» вызывает окно настроек. На второй закладке, «запись», можно выбрать устройство записи по умолчанию. Эта закладка во многом дублирует раздел record микшера в Console Launcher.


Настройки динамиков содержат несколько закладок. На закладке «звук» находятся регуляторы тембров. Таким образом, здесь можно отрегулировать тембры не только в Entertainment Mode, в котором они вынесены на главный экран Console Launcher, но и в остальных режимах. В Audio Creation Mode при включенном Bit-Matched Playback регуляторы тембров не действуют. На закладке «особые» присутствуют опции разъемов, дублирующие аналогичные в Console Launcher. На некоторых сериях карт они могут отсутствовать. Закладка «уровни» дублирует раздел playback в микшере Console Launcher. Настоящий интерес здесь представляет только 2 закладки. Первая из них Sound Blaster:

Кнопка settings вызывает Audio Control Panel, которая была представлена выше. Установка флажка disable sound blaster enhancement отключает APO-модуль драйвера. На аппаратных картах APO-модуль отвечает только за CMSS для программ, использующих доступ к карте через Windows (DirectSound, WaveOut или WASAPI). Его отключение приводит к неработоспособности CMSS в этих программах. В программах с использованием прямого доступа к карте (OpenAL, DirectSound через Alchemy или ASIO) все функции CMSS работают напрямую, APO-модуль на них не влияет. APO-модуль содержит собственную программную реализацию CMSS, которая уступает в качестве аппаратной. Поэтому по возможности следует переводить программы на прямой доступ к карте (DirectSound-игры с помощью Alchemy, плееры с помощью ASIO- или OpenAL-плагинов, либо тоже с помощью Alchemy).


Настройка частоты семплирования Windows:

Здесь основной интерес представляет выпадающий список, позволяющий выбирать частоту, на которой будет работать аудио подсистема Windows. Например, если в программе с выводом через Windows (DirectSound, WaveOut или WASAPI) в Entertainment Mode воспроизводится файл с частотой дискретизации 44.1 кГц, а здесь установлено 48, то произойдет две передискретизации (SRC). Сначала Windows переведет формат из 44.1 в 48, затем карта из 48 в 192 (опорная частота чипа в Entertainment Mode). Бояться перевода формата картой не следует, аппаратные X-Fi обладают SRC отличного качества. Этого нельзя сказать об SRC Windows. В Windows необходимо выбирать формат по воспроизводимому файлу. Разрядность при этом можно всегда держать на 24 битах, негативных, равно как и положительных, изменений при воспроизведении 16-разрядных записей не произойдет. Настройка совершенно не влияет на прямой доступ к карте (OpenAL, DirectSound через Alchemy или ASIO), давая еще один повод переводить программы на него. Эта же настройка имеется и в опциях spdif out (там она влияет только в случае выбора spdif out в качестве устройства по умолчанию) и в каждом из входов. Во всех этих случаях формат устанавливается независимо от других.


Мастер выбора конфигурации акустики:

Этот мастер позволяет выбирать тип подключенной акустики.


Второй этап, настройка присутствия:

Здесь можно указать отсутствующие колонки, сняв соответствующие флажки. Звук для отсутствующих колонок будет воспроизведен через имеющиеся с необходимым HRTF-позиционированием посредством CMSS APO-модуля. Это может быть полезно в случае использования колонок 2.0/2.1 для игр и программ, которые невозможно перевести на прямой доступ к карте. В играх с прямым доступом к карте обычно корректно работает 3D-позиционирование на стерео при включении CMSS. В играх без него такое зачастую невозможно, в случае присутствия в настройках Windows стерео акустики такая игра выдает стандартное стерео, ориентироваться можно только по одной оси (лево-право). Смена типа акустики на 5.1 или 7.1 обычно приводит к получению от таких игр позиционированного 5.1- или 7.1-звука. А установка отсутствия колонок позволяет корректно воспроизводить все каналы с позиционированием на стерео акустике посредством CMSS.
Эта функция полагается на APO-модуль. В связи с этим его отключение или использование игрой прямого доступа к карте приводит к попытке карты выводить звук через физически отсутствующие каналы с игнорированием опций отсутствия колонок. Таким образом, перед запуском игр с прямым доступом к карте необходимо обратно переключать конфигурацию акустики на 2.0/2.1. Делать это лучше через собственные панели управления картой, например Console Launcher, т.к. в таком случае нет необходимости каждый раз проходить все этапы мастера Windows, а выставленные здесь опции присутствия запоминаются и сами выставляются при обратном переключении на 4.0/4.1, 5.1 или 7.1 через панели Creative. Кроме того, можно воспользоваться свойством карты запоминать свои собственные настройки акустики для каждого из трех режимов работы.
В случае использования наушников нет необходимости в таких сложностях. Т.к. в выборе типа акустики в Windows отсутствуют наушники, то при выборе headphones в панелях Creative в Windows остается предыдущий тип акустики. Игры с прямым доступом к карте игнорируют настройки Windows, их звуки будут верно спозиционированы в наушниках с помощью CMSS в режиме headphones. Игры с доступом через Windows будут выводить звук под установленный в свойствах Windows тип акустики, а карта с помощью CMSS (в данном случае аппаратного, APO-модуль здесь не участвует) будет верно позиционировать звуковые каналы от них через наушники. Таким образом, достаточно выбрать в свойствах Windows акустику 5.1 или 7.1, оставить включенными опции присутствия для всех колонок (или выключить APO-модуль) и выбрать режим headphone в любой панели Creative.


Третий этап, настройка размера:

Здесь выбираются размеры сателлитов. Размер задается отдельно для двух групп сателлитов: фронтальных левого/правого и всех остальных (куда входит и центр). Размер фронтальных левого и правого сателлитов не может быть меньше размера остальных, т.е. тыловые, боковые и центральный сателлиты могут быть большими только, если и фронтальные являются большими. Ни на что кроме bass boost/redirection (эти опции меняются в THX Console или в Console Launcher в Game Mode или Entertainment Mode) размер сателлитов не влияет.


Настройки spdif out содержат уникальную для них закладку:

Здесь выбираются поддерживаемые форматы. Снятие галочек в разделе кодированных форматов включает соответствующий встроенный в Windows декодер. Для использования драйверного декодера (если он есть) галочку необходимо установить. Проверить декодер или передачу кодированного сигнала дальше на ресивер можно здесь же. В разделе частот дискретизации необходимо отметить все частоты. В противном случае при выводе звука через Windows (DirectSound, WaveOut или WASAPI) даже при правильном выборе частоты на закладке «дополнительно» будет задействован SRC Windows.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают