Платим блогерам

Новости 28 октября 2002 года

Р Bezone
Страсть человечества видеть и знать все - неистребима. Уже сейчас мы вглядываемся в темные глубины космоса, создаем проекты строительства обсерваторий на Луне и жилых поселений на Марсе. Впрочем, аналогичная жажда познания руководит нами и в скромных пределах нашего жилища. Победоносное шествие прозрачного пластика началось с выпуска компьютера iMac, за ним последовала полупрозрачная периферия, а вскоре очередь дошла и до родных нашему сердцу писишек. Мы уже рассказывали об акриловых корпусах, однако речь здесь, как и в случае с их стальными братьями, не ограничивается одной лишь торговой маркой. Авторы сайта virtual-hideout.net своими руками "пощупали" и собрали корпус, предлагаемый компанией PCMods.Com

Справедливости ради стоит отметить, что с корпусом этот набор деталей роднят разве что кнопки включения и сброса. Все находящиеся в комплекте материалы можно условно разделить на три части: стенки корпуса и заглушки, винты и другие элементы крепления, а так же "электрооборудование" (pc-speaker, вышеупомянутые кнопки). Особняком стоят перчатки, позволяющие обойтись без неприятных отпечатков пальцев на необыкновенно мягком акриловом основании :).

Сборка корпуса производится по схеме "от внешнего к внутреннему". Сначала с помощью акриловых же кубиков скрепляются стенки, затем устанавливается задняя металлическая панель для карт расширения. После этого на лицевую панель привинчиваются кнопки, завершая тем самым первый этап сборки.

Отдельно устанавливаются боковые стенки, на одной из которых находятся отверстия корпусных вентиляторов. С особой тщательностью, что уже стало привычным для таких изделий, необходимо подходить к прикручиванию заглушек. Как показывает опыт, именно эти действия могут оказаться наиболее сложными.

Несколько необычно выглядит способ установки накопителей в собранный корпус. По сути дела, они оказываются висящими на длинных распорках. При известной хрупкости акрила этот шаг не может ни удивлять. Логичнее, на мой взгляд, было бы сделать отдельные прозрачные корзины, которые бы плотно прилегали к стенкам корпуса и не создавали чрезмерную нагрузку.

Метод фиксация блока питания и материнской платы мало чем отличается от того, что мы привыкли видеть в обычных корпусах.

В качестве альтернативы полностью прозрачному акрилу, PCMods.Com предлагает отдельный набор из боковой и верхней стенок корпуса, а так же заглушек, которые имеют нестандартный синий цвет.

Не знаю, стоит ли в данном случае говорить о преимуществах и недостатках корпуса. В последнее время мне довелось довольно подробно познакомиться с различными сторонами изделий, целиком изготовленных из акрила, что позволяет говорить о них, как об игрушках. Несколько царапин или случайно оставленных отпечатков пальцев сильно сказываются на внешнем виде корпуса, и далеко не в положительную сторону. Единственно оправданным местом использования акриловых "коробочек" могут быть витрины компьютерных магазинов, которые хотят отличаться оригинальностью своего оформления.

Р Bezone
Ничто не доставляет такого удовольствия, как покупка вещи, которую ты считаешь самой лучшей из имеющихся на рынке. И как бы друзья ни уговаривали сэкономить, купив более дешевое и столь же качественное, по их мнению, изделие, такие доводы надо немедленно отсекать. Ведь пользоваться, а значит и получать удовольствие будешь именно ты, а не кто-то другой :) Нечто похожее появляется сейчас и на рынке компьютерных вентиляторов. Пользователь сам волен выбирать, готов ли он платить дополнительные деньги за известную марку или способен довольствоваться noname'овым изделием. На операционный стол сайта Modthebox попал самый брендовый из всех брендовых ветродувов - прозрачный Cooler Master TLF-R82, оснащенный голубой светодиодной подсветкой.

Техническая характеристика вентилятора

  • Размер: 80x80x25мм
  • Напряжение питания: 12В
  • Тип подшипника: Rifle
  • Потребляемый ток: 0.15A
  • Скорость вращения: 2500RPM (оборотов в минуту)
  • Поток воздуха: 32.11 CFM (кубических футов в минуту)
  • Уровень шума: 25.0dB(A)
  • Мощность: 1.80Вт
  • Наработка на отказ: 50,000 часов

Первое, что бросается в глаза при изучении характеристик устройства - это тип используемого подшипника. На этот раз компанией Cooler Master был применен новый тип подшипника под названием Rifle ("винтовка"), который имеет много общего с подшипником скольжения, но обладает значительно большим ресурсом.

Обозначенная выше прозрачность относится не только к корпусу и лопастям ветродува, но и к области, закрывающей двигатель изделия. Теперь можно не опасаться, что Ваши любознательные детишки ненароком раскурочат брендовый вентилятор, дабы разобраться в его строении - там и без этого все видно :)

Качество исполнения вентилятора находится на довольно высоком уровне. По крайнем мере, Вам не будут мозолить глаза куски клея и провода светодиодов, которые имели место в случае с изделием компании e PowerHouse: на этот раз все они впаяны в корпус вентилятора. Впрочем, самой интересной стороной подсвечиваемых вентиляторов являются, конечно же, световые эффекты, создаваемые светодиодами. К чести производителя, здесь так же трудно предъявить какие-либо претензии. Замечу лишь, что лично мне куда как больше нравятся многоцветные изделия :)

Для упрощения установки вентилятора в корпус, вместе с ним поставляются привычные многим 4 толстые винта-самореза, а так же переходник под 4-пиновый molex-коннектор блока питания.

Подводя итоги, стоит отметить, что данный продукт компании Cooler Master отличается относительно низкой ценой - около 7 убитых енотов. Вкупе с прекрасным качеством исполнения и заслуженным авторитетом торговой марки, подобная покупка может оказаться весьма удачной, если только Вас не пугает применение нового типа подшипника :).

Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться, что движет человеком, мчащемся на полной скорости по шоссе в спортивном (или не очень - какой есть :)) автомобиле? Полагаю, что ответ очевиден: его толкает на превышение "скоростного режима" жажда скорости и власти над пространством. Именно желание доминировать над пространством тянет летчиков в небо. Желание получить власть над временем заставляет женщин всего мира покупать самую лучшую и дорогую косметику, которая способна "всего за N дней" разгладить морщины и заставить их выглядеть на несколько десятилетий моложе. Человеку свойственно стремиться овладеть непостижимым, недоступным - ведь оверклокеры являют собой яркий пример людей, стремящихся освободиться от условностей бытия...

Но если отвлечься от этих философских мыслей и поразмыслить более прагматично, то прогрессом движет обычная лень - таково мнение многих :). Надоело человеку пешком ходить - изобрел колесо. Надоело носить воду из колодца - изобрел водопровод. Надоело бегать к телевизору каждый раз для переключения каналов - изобрел дистанционное управление. А вот здесь следует остановить череду ассоциаций на тему "инспирированные ленью великие открытия и изобретения" :). Дело в том, что сегодня речь пойдет о многофункциональном пульте дистанционного управления. Он один способен заменить несколько своих более узкоспециализированных собратьев, управляющих бытовой электроникой и прочими устройствами.

Канадская компания Harmony производит этот многофункциональный пульт дистанционного управления SST-745. Вот так он выглядит:

Его "управленческие способности" ограничены только объемом встроенной памяти - он может управлять 15 различными устройствами! Его можно гибко настраивать под свои конкретные нужды. ЖКИ-экран размером 84 х 48 пикселей с отключаемой подсветкой делает пульт еще более универсальным - теперь не надо щуриться, пытаясь разглядеть показания на табло видеомагнитофона :).

Крупные удобные клавиши и боковое колесо делают эксплуатацию очень удобной. На боковой панели также расположена кнопка возврата. В устройство встроены спикер и USB-порт:

Два инфракрасных передатчика позволяют расширить "сектор охвата" пульта. Устройство позволяет посылать сигнал с удаления до 12 м. Питается пульт от трех батареек стандарта ААА. Одного комплекта элементов питания должно хватать на 2 месяца работы - если не злоупотреблять подсветкой :).

Достичь такой продолжительности работы батареек позволяют встроенные функции энергосбережения. Габариты устройства составляют 13,5 х 5 х 3 см, а его вес 123 гр.

Необходимые для успешной работы устройства условия достаточно просты:

  • ПК с USB-портом;
  • Операционная система Windows 98SE / ME / 2000 / XP;
  • Доступ в сеть Internet;
  • 10 Мб свободного пространства на жестком диске.

После установки драйвера на ПК необходимо зайти на сайт Harmony, где содержится база данных по конфигурации пульта под различные электронные устройства. Даже если профиль какого-то из ваших устройств не найден на сайте, то пульт можно легко "обучить" при помощи пошаговой инструкции, приведенной на сайте. Для этого достаточно лишь направить "родной" пульт на устройство Harmony и нажимать кнопки в нужный момент. В итоге все профили управления ваших устройств сохраняются в памяти Harmony, и каждым из сконфигурированных устройств можно теперь управлять одним пультом. Устройства типа PlayStation 2 и XBOX также поддерживаются.

Важной функцией устройства является способность хранить программу телевизионных передач на 14 дней во встроенной памяти. Программа отображается прямо на ЖК-дисплее и обновляется при подключении пульта к ПК через USB-кабель. Сервисная поддержка по обновлению программы передач является бесплатной услугой для всех владельцев пультов Harmony.

Тем не менее, сам пульт весьма недешев - $199. Но ведь те широчайшие возможности по "дирижированию" домашней техникой могут стоить этих денег, согласитесь... И целая свора разномастных пультов дистанционного управления теперь может убираться с глаз долой, ибо в вашем доме воцарилась Harmony :).

По материалам сайта Ascully.com.

Р BESS
За последнее время использование систем жидкостного (водяного) охлаждения всё больше привлекает к себе внимание. Заслуженно. Эти системы становятся всё более популярны. И не только среди оверклокеров, но и просто у людей, ценящих тишину работы своего компьютера и его надёжное охлаждение. Так что, в свете сегодняшних процессоров с частотами под 3 ГГц и желанием избавиться от неприятного шума кулеров воздушного охлаждения с быстрыми вентиляторами, люди ищут альтернативные решения. Зачастую это — ватеркулер. Желательно простой, надёжный и недорогой одновременно :)

Ватеркулеры Koolance нам стали известны не так давно. Раньше это был некий симбиоз компьютерного корпуса и, собственно, системы водяного охлаждения. Сегодня же системы Koolance стали ещё более интересными и привлекательными благодаря своим особенностям.

Со временем Koolance осознала, что людям, которые хотят "ватеркулить" свои компьютеры, зачастую не хватает знаний как это сделать или у них нет времени и сил для того, чтобы сделать это самим. В общем, им даже не к кому обратится за помощью. И вот в этом пустующем секторе рынка, отведенном для систем водяного охлаждения, появилась Koolance. Она всегда служила нуждам пользователей ПК, стремящихся выжать пару лишних сотен МГц из своих процессоров для того, чтобы сделать игру более энергичной, подвижной что ли, да и тех, чьим желанием было и есть сделать свой компьютер невозмутимо тихим и спокойным. Служила тем, что выпускала разнообразные системы, помогающие осуществить задумки и желания тем пользователям, таким же, как и мы с Вами.

И вот, Koolance выходит из тени наружу с принципиально новой идеей-концептом. "Что значит — наружу?", − спросите Вы. А то и значит, что теперь ватеркулеру необязательно быть "внутри". Они просто взяли и вытащили все те компоненты, что устанавливались до этого внутрь корпуса и поместили их в отдельный внешний корпус, — девайс по имени Koolance EXOS.

Выгод от этого — уйма. Тот факт, что устройство внешнее, позволяет каждому желающему приобрести систему EXOS и установить её поверх корпуса своего ПК, а значит, корпус вовсе не придётся модифицировать. Т.е. установка действительно проста. Дополнительное удобство, но не столь очевидное — при смене корпуса\компонентов\платформы Вам не придётся сильно переоборудовать всё внутри системника или приобретать другой ватеркулер, — просто снимите и переставьте свой внешний ватеркулер Koolance!

Представляет из себя устройство коробочек размерами 10" х 6" х 22" и весом под 5кг. Немного усилий потребуется Вам, чтобы запустить устройство — буквально достать его из упаковки :) Внутри упаковки:

  1. радиатор
  2. резервуар для охлаждающей жидкости,
  3. насосы
  4. вентиляторы
  5. трубочки
  6. светоиндикаторы
  7. клапаны
  8. воронка (!)
  9. Руководство Пользователя (User Manual)
  10. крепёжный материал

ну и главная часть — CPU-200G ватерблок для процессора. Название казалось бы, говорит само за себя, но всё же расшифруем немного: CPU — предназначено для процессора :) , число 200 указано потому, что обозначает 200 ватт рассеиваемого тепла и по счастливой случайности-совпадению (а может и нет?) ватерблок CPU-200G имеет массу 198.4 грамма (чистой меди), хотя буква "G" обозначает золото (gold), которое вроде имеется на поверхности ватерблока. Со времён предыдущих версий Koolance, ватерблок почти вдвое увеличен в размерах и теперь он имеет такие габариты: 8.2cм x 6.3cм x 2.4cм.

Предназначен Koolance для таких платформ:

  • AMD socket 462
  • Intel® socket 370
  • Intel® socket 478

Что интересно, имеется своя хитрая система крепления к процессорному разъёму, позволяющая избежать повышенного давления на сокет\процессор и тем самым предупреждая их повреждения.

Как выглядит устройство внешне, думаю, не стоит особо описывать, а достаточно лишь взглянуть на приведенные фотографии. Посмотрев на них, можно составить впечатление о системе Koolance EXOS и о том, как она устанавливается. Мне лично, это сильно напомнило внешний модем, который так же сверху ставится на корпус и сзади от него отходит пара-тройка кабелей. Так же и с этим ватеркулером. Хм.. а вот если владелец внешнего модема приобретает такой кулер, то куда ему ставить одно из устройств? Дилемма-с :) Ну ничего, модем прекрасно и на боку может поработать. Ему, как говорится, побоку! Всё же, немного подробностей. На фото Вы видите сверху 3 массивных вентилятора. Каждый имеет диаметр 80 мм и питается от 12В. Все три работают на "выдох", т.е. на выдув. Могут управляться как термостатом, так и вручную. Кулер имеет три режима работы:

  1. скорость вращения вентиляторов 45%-100% при достижении термодатчиком температуры в 113F / 45C ( Режим 1 )
  2. 45% с медленным ускорением, когда температура равна 113F / 45C ( Режим 2 )
  3. 100% скорости вращения всегда ( Режим 3 ). В этом режиме можно по нажатию кнопки на передней панели перевести кулер EXOS в любой из 3-х режимов работы.

Новый доработанный резервуар сообщается с двумя 12 вольтовыми насосами (вход\выход). Забавно, но ребята, протестировавшие ватеркулер Koolance EXOS говорят так:

"Мы описываем здесь подробный метод установки шаг за шагом, но Ваш вариант сборки может отличаться"... Как мне казалось, следовать инструкциям при сборке таких высокоточных и надёжных систем нужно неуклонно, иначе они (системы) перестают таковыми быть. Или не так?

Итак, система в сборе, кабели подключены, жидкость заправлена (как всё это сделать − можно узнать из того самого Руководства Пользователя или здесь), — можно приступать к тестированию! А тестировалось следующее железо с таким софтом вместе:

  • материнская плата: ASUS P4B533-V (чипсет Intel i845G)
  • процессор: Intel Pentium-IV Northwood 2.8 ГГц (21 * 133 МГц FSB ) разогнан до 3.4 ГГц (21 * 162 МГц FSB при 1.75В)
  • память: 256 Mбайт DDR Corsair XMS PC3200
  • видео: ATi Radeon 8500 All-In-Wonder
  • винчестер: 40 Гбайт Maxtor ATA/133
  • БП: Enermax 500 ватт
  • ОС: WindowsXP
  • ПО №1: Prime95
  • ПО №2: Unreal Tournament 2003

Для быстрого разогрева камешка можно воспользоваться услугами программы Prime95, а для того, чтобы поддерживать его "рабочую" температуру и не давать остывать, можно прибегнуть к помощи новой, но сильно требовательной к ресурсам ПК игры UT-2003 (с 16 ботами в Botmatch). Итого — добились загрузки процессора на уровне 100%. Показания температуры процессора снимались как встроенным термодиодом процессора (на диаграммах обозначен как Pentium4 diode), так и тем датчиком, что прилагается в наборе (EXOS diode). Температура приведена как в градусах Цельсия, так и в градусах по Фаренгейту. Также указана температура окружающего воздуха — Ambient. Замеры температуры процессора делались как на неразогнанном процессоре (2.8 ГГц):

так и при его разгоне (3.4 ГГц):

Как видно из приведенных диаграмм, производительность устройства просто отличная! Во всех режимах ватеркулер показывает отличные результаты охлаждения.

Выводы:

Простота и удобство монтирования устройства от Koolance налицо. Этот ватеркулер подойдёт к любому типу и размеру корпуса, если не считать его цвет :) То, что Koolance EXOS не требует вносить каких-либо модификаций в уже имеющийся у Вас корпус — просто находка для многих, а его высокотехнологичный вид придаст Вашему системнику дополнительный престиж и уважение в лице друзей. Большим преимуществом EXOS кулера является его мобильность (переносимость), а в сочетании с его высокой производительностью это делает его весьма привлекательным для покупателя. А теперь о грустном. В данный момент новинка предоставляется в онлайновом магазине за ... US 270$. Будем надеяться, что со временем появятся и другие магазины, которые будут продавать такой же продукт по более низкой цене. Потому что по таким завышенным ценам у ватеркулера Koolance EXOS не найдётся много покупателей :(

Источник: www.hardocp.com

Р Bezone
Как известно, женщина любит ушами, мужчина - желудком, а пользователь компьютера - глазами :). Именно поэтому каждый производитель уделяет столько внимания оформлению упаковки и внешнего вида своей продукции. То процессор начнут продавать в банках, то материнские платы в чемоданах. Похожая участь вскоре ожидает и вентиляторы, которые даже теперь лишь только очень ленивый продавец выпускает на рынок непрозрачными. Более того, многие бренды пошли еще дальше, оснастив свои детища подсветкой. Впрочем, существуют и более необычные продукты. Вашему вниманию предлагаются вентиляторы с четырехцветной подсветкой компании e PowerHouse.

Краткая характеристика вентиляторов

  • Размер: 80x80x25мм
  • Воздушный поток: 32.5 CFM (кубических футов в минуту)
  • Скорость вращения: 2500 RPM (оборотов в минуту)
  • Уровень шума: 28.3 dBA
  • Напряжение питания: 12 В
  • Потребляемый ток: 0.13 A
  • Мощность: 1.6 W
  • Три варианта подсветки: синий, синий+красный, синий+красный+зеленый+оранжевый

Не правда ли, заманчивая перспектива - заполучить вентилятор, оснащенный сразу четырьмя разноцветными светодиодами! Такого, пожалуй не предлагала нам еще ни одна компания. Были, конечно, отдельные энтузиасты дрели и паяльника, но речь идет сейчас не о них. Еще сильнее должна подкупить покупателей (прошу прощения за каламбур:) ) полная розничная комплектация устройства - в наличии как проволочная решетка, так и переходник для подключения к блоку питания. И все это за смешные восемь с полтинной долларов (8.5 US$, кто не понял)! Что же скрывается за такой дешевизной?

При первом же визуальном изучении изделия взгляд натыкается на непрозрачную клейкую ленту, которой по периметру обернут вентилятор. Сняв ее, можно обнаружить, что крепление светодиодов осуществлялось максимально дешевым и простым способом - клеем. Светоизлучающие элементы прямо-таки погрязли в небольших комочках клея. По всей видимости, с помощью липкой ленты производитель попытался скрыть свои преступные действия :). Однако, стоит ли ожидать большего от столь недорогого изделия?

Как показало испытание, наличие клея совершенно не сказывается на светимости светодиодов. Их яркости вполне хватает для эффектного подсвечивания ветродувов.

Стоит ли игра свечей, а вентиляторы - потраченных на них денег? На мой взгляд, вентиляторы от e PowerHouse полностью оправдывают свою стоимость. Самостоятельное изготовление таких изделий, возможно, привело бы к более аккуратным результатам. Вот только затраченное на них время обойдется Вам намного дороже, как с финансовой, так и с моральной точек зрения.

Источник: SubzeroTech.com

Когда производители кулеров осознали, что ресурсы теплопроводности алюминия как стратегического материала "кулеростроительной отрасли" уже недостаточны для эффективного охлаждения процессоров, начался поиск "хорошо забытого старого". Во многих советских радиоэлектронных приборах устанавливались медные радиаторы. Использование именно меди в данной сфере было обусловлено, скорее всего, не насущной необходимостью, а "просто меди дешевой было завались"... Эх, тот "медный век" уже миновал, оставляя все человечество перед осознанием необратимости высоких цен на цветные металлы в целом, и на медь в частности. Теплопроводность меди гораздо выше, чем алюминия (почти в два раза), поэтому этот металл так привлекает проектировщиков кулеров. Но ведь данной природой повышенной теплопроводностью надо еще и грамотно распорядиться, не загубив все ее старания неудачной конструкцией радиатора :). Посмотрим, у всех ли это получается...

На той неделе мы уже писали о кулере Nexus KN02, производимом тайваньской фирмой Neng Tyi. Сегодня речь пойдет о другом представителе этого семейства – Nexus NC02.

Радиатор кулера выполнен из меди. Вес его составляет 430 гр. Вентилятор устанавливается на специальный кожух, что показывает заботу инженеров о невредимости ребер радиатора.

Как видно на фотографии, ребра радиатора имеют игольчатую форму.

Если присмотреться к радиатору внимательнее, то будет видно, что иголки "раздвоены". Такое решение позволяет увеличить эффективную массу и площадь поверхности охлаждения одновременно. Единственным нареканием к производителю в этом плане может быть лишь не очень качественно выполненное сопряжение иголок с основанием радиатора. Этот недостаток способен сильно ухудшить эффективность охлаждения процессора. Также подошва радиатора не отшлифована нужным образом – поверхность имеет некоторые неровности. Тем не менее все желающие могут довести ее "до кондиции" самостоятельно.

Вентилятор производства Y.S. Tech ничуть не отличается от того, что устанавливается на модель Nexus KN02:

  • габариты 60 х 60 х 25 мм;
  • скорость вращения ротора 5500 об/мин;
  • уровень шума 40 дБ;
  • производительность 31 CFM.

Вентилятор достаточно добротный – этого достоинства у кулера, как говориться, "не отнять".

Еще одним "камнем в огород" Neng Tyi будет критика системы крепления – в отличие от модели KN02 у рассматриваемого кулера скобка имеет возможность крепиться только за один зубец процессорного разъема. Крайне несерьезный подход к такому важному делу :(.

Посмотрим теперь, как кулер прошел испытания "на пару" с процессором Athlon XP 1800+. В "режиме холостого хода" температура процессора составила 37,5 градусов, в то время как Volcano 9 охладил процессор до 37 градусов. Согласен, что разница пренебрежимо мала, поэтому рассмотрим случай работы процессора под нагрузкой. В Quake III Arena температура процессора поднялась до 43 градусов, что на пять градусов хуже результата Volcano 9 (38 градусов). Характерно, что модель KN02 показала в этом тесте результат 41,5 градус. В 3Dmark Demo температура достигла 42 градусов, в то время как Volcano 9 удерживал её на уровне 39 градусов. KN02 показал уровень в те же 42 градуса. Что же это получается, "за что боролись, на то и напоролись"? Не спешите с выводами.

Главный козырь кулера Nexus NC02 – его цена. Компания-производитель, похоже, установила для себя жесткий потолок цен в $10. Это приятно, особенно если учесть, что радиатор KN02 сделан из алюминия, а у NC02 – из меди. Равенство цен на модели можно признать справедливым, поскольку выигрыша в эффективности охлаждения у медной модели не наблюдается. Тем не менее, для охлаждения "в меру горячих" процессоров кулер вполне подойдет в качестве альтернативы другим изделиям данной ценовой категории. Если бы инженеры "по умолчанию" улучшили бы качество заводской полировки подошвы радиатора и сопряжения игл с основанием, то многие из пользователей с радостью согласились расстаться с дополнительной парой-тройкой долларов, будучи уверенными, что эти исправления обеспечат лучшие условия охлаждения. Так или иначе, факт остается фактом – медный радиатор весом 430 гр. с хорошим вентилятором за $10 никто другой вам не предложит...

По материалам сайта Tweak Town.

Р BESS
Часто на сайтах, посвящённых компьютерному железу, можно обнаружить интересную информацию не только о самих компьютерных компонентах-новинках, но и о том, насколько они хороши, где и как их лучше применять и т.п. Вот и на сайте www.dansdata.com мы можем почерпнуть следующую полезную информацию.

Сегодня стали очень популярными видеокарты с набортной памятью в 64 Мбайт и больше. Особенно ценится, конечно, память DDR типа. Относительно дешевые урезанные карты MX класса (GeForce4 MX) также, наряду с полновесными картами используют память DDR с теми же частотами. А в самых "продвинутых" и того больше − в Radeon'ах и полных Geforce4'ых вообще по 128 Мбайт. И тенденция идёт к увеличению объёмов памяти.

Возникает вопрос − а нужно ли столько? Задумывались ли Вы над тем, сколько же реально нужно видеопамяти например, для нужд 2D графики? Это просто подсчитать. (Ширина экрана) х (высота экрана) х (битность цвета) = количество бит "фрэймбуфера". Это тот блок памяти, что видеокарта скармливает цифроаналоговому преобразователю для построения картинки на Вашем мониторе. Итак, даже при разрешении экрана 1600 х 1200 х 32 (битный цвет) мы имеем 61 440 000 бит, что равно 7 680 000 байт, или 7.32 Мбайт. Да, именно 7.32, а не 7.5, т.к. 1024байт = 1Кбайт, а 1024Кбайт = 1Мбайт. А то люди часто забывают об этом (или просто не знают?), когда сообщают Вам о ёмкости их винчестера.

Даже если использовать опцию "double buffering" − двойную буферизацию, то память, необходимая для хранения одного экрана только удваивается. Т.е. 16 Мбайт достаточно для режима 1600 х 1200 при двойной буферизации. Этих 16 метров достаточно даже для тройной буферизации, если правда снизить разрешение до 1280 х 960. Но сегодня многие знают о существовании Full Scene Anti-Aliasing (FSAA), режиме полноэкранного сглаживания. При этом режиме обрабатывать графики приходится значительно больше, чем обычно. Никому не нравятся "квадратики по диагонали" :) Поэтому FSAA может отъедать много памяти. Но для отображения конечной картинки размер требуемой памяти всё тот же... Даже при двойном - тройном буферировании. Но дополнительно требуется все же память (в несколько раз больше, чем обычно) для обработки графики высокого качества с большим разрешением. Однако даже при использовании режима 2 X FSAA мы ещё не вышли за пределы возможностей 32 Мбайтной средней карты. Не будем пока о скоростях говорить, т.к. Вы можете возразить, что такой режим может оказаться не под силу видеопроцессору большинства видеокарт с 32 Мбайт на борту. Но мы пока только о размере памяти говорим.

А вот всё остальное, что имеется выше 32 Мбайт и идёт в применение при задействовании 3D графики. Частью 3D графики являются Z-buffer, овечающий за объекты впереди обрабатываемой сцены и stencil buffer − ещё одна технология 3D с "ненужными" обрабатываемыми пикселями.

С текстурами немного сложнее. Для разных объектов может требоваться разное количество текстур, они имеют разное разрешение, разную цветовую глубину (она может и отличаться от той, что в итоге будет отображена на экране), могут быть сжатыми и несжатыми. Хоть это всё можно менять, всё-таки для каждой игры используется\загружается большое количество текстур. Если на видеокарте установлено не очень много памяти, то можно задействовать AGP текстурирование. Тогда под хранение текстур отводится определенного размера блок памяти из основной RAM памяти компьютера. Но... скорость работы AGP не так велика как хотелось бы. На сегодня самым быстрым является режим работы AGP 4X. Режим AGP 8X станет доступным с появлением как видеокарт, так и материнских плат с соответствующими чипсетами, а пока ни тех, ни других на рынке немного. Так вот, пиковая производительность (пропускная способность) AGP 4X равна ~1 Гбайт\сек. А тот же GeForce4 MX 440 с памятью DDR обеспечивает около ~6 Гбайт\сек. Так что особо рассчитывать на новичка AGP 8X не стоит. Потому что AGP текстурирование всегда будет отставать от обработки графики "внутри" видеокарты, т.е. силами её собственной, набортной памяти.

Реально "прогрузить" память карты больше чем на 64 Мбайт можно используя современное ПО. При этом надо задействовать режим FSAA, включить максимальное разрешение экрана и выбрать детальнейшие текстуры. Тогда правда, может и не понравится скорость, количество видимых FPS, за которыми была погоня при покупке нового суперскоростного видео акселератора, хотя зачастую покупатель "ведётся" на большой размер набортной видеопамяти у видеокарты, а не обращает внимание на производителя и ту память, что он установил. А зря...

Современные мониторы с диагональю в 21 дюйм не имеют в большинстве своём таких физических характеристик, чтобы полноценно (качественно) отображать режим 1600 х 1200, а меньшие мониторы делают картинку и того менее четкой. Так что использование режимов FSAA жутко замедляет вывод графики, но .. очень мало её улучшает :(

Разумеется, профессиональная 3D графика способна отъедать огромные объемы памяти. Да, предпросмотр готовой модели с использованием текстур больших объёмов, при задействовании разных 3D эффектов и при большом количестве источников света и т.п. может занять очень много памяти. Думается мне, что не зря выпускают профессиональные карточки с 256\512 памяти на борту. И не спешите разочаровываться, если Вам довелось потестить такую в надежде на зашкаливание ФПС в любимом FPS (first person shooter). А всё потому, что применение таких карт узкоспецифично. Там, где они быстры, обычные акселераторы с ними не сравнятся, а в играх ситуация может быть прямо противоположной :)

Немного об играх. Они как ни странно, пишутся в раcчёте на средние конфигурации домашних компьютеров. Хотя в требованиях и указывается, что лучше бы использовать то-то и то-то. Но как-то в интервью Джон Кармак (John Carmack) сказал: "Мы пишем DOOM ] I [ с использованием самых современных технологий, но в мире столько выпущено и продано видеокарт с процессором Geforce2... ". В общем, как мне сейчас кажется, выход этой долгожданной игры откладывается до последнего апгрейда, когда "вымрет" последний слабый 3D акселератор у домашнего пользователя. Вот тогда и графика будет хорошая и скорость достаточная, а иначе продукту светит провал (коммерческий). Зачем выпускать игру и тратится на её разработку, если в итоге её купят 100 человек по всему миру? − скажем, обладателей Radeon 9700 PRO.

Так что, если Вы − не разработчик-профи 3D графики с огромным дисплеем на рабочем столе, а средний (но сердитый) геймер, экран которого не позволяет заметить сколько-нибудь ощутимой разницы между FSAA и не FSAA в супервысоком разрешении, то Вашему акселератору вполне достаточно будет и 64 Мбайт памяти. Главное, чтобы они (эти 64 "метра") были качественными. Ведь результатом многих тестов было то, что оснащенные 128 Мбайтами карты показывали меньшую скорость в тех же играх, а с 64 или даже менее − более высокую скорость. Просто китайский\тайваньский производитель видит, что карты пользуются спросом, а память подешевела − вот он и ставит 5.5 нс память на карту, да еще SDR, − карта получается дорогой, но вроде бы современной (новый GPU+много памяти на борту)... А с таким же видеопроцессором и вдвое меньше установленной видеопамятью DDR, только со скоростью выборки в >= 3.3 нс карта и работать будет быстрее и стоить меньше.. Так что не давайте себя вводить в заблуждение хитрым продавцам и будьте настороже :)

Источник: www.dansdata.com

Популярные статьи

Сейчас обсуждают