Платим блогерам

Новости 25 мая 2004 года

Анонс GeForce 6800 Ultra состоялся в середине апреля, сейчас на дворе конец мая, и мы можем наблюдать, как первые экземпляры видеокарт начинают поступать в реальную розницу. Между тем, долгое время все источники интенсивно обсуждали роль и место решения по имени NV45 в иерархии современных видеочипов Nvidia. Промежуточный итог был таков: NV45 должен стать аналогом NV40 с врожденной поддержкой PCI Express x16. В случае необходимости (в виде прессинга со стороны более производительных решений ATI) этот чип может перейти на 0.11 мкм техпроцесс и одновременно со снижением уровня энергопотребления увеличить тактовые частоты.

Сегодня на страницах британского сайта The Inquirer появилась заметка, в которой утверждалось о факте начала поставок инженерных образцов видеокарт на базе чипа NV45. Эти платы в ограниченных количествах якобы были получены компанией Intel для тестирования и отладки собственных платформ с поддержкой PCI Express x16. В принципе, в этом нет ничего удивительного - анонс платформы LGA 775 состоится 21 июня, и для Intel настало время привести все в порядок.

Наши коллеги также сообщают, что существенных изменений в характеристиках не произойдет, чип NV45 будет работать на чуть более высокой частоте, память может остаться на прежней отметке 1100 МГц DDR, 256-битная шина естественным образом будет сохранена. Самое интересное, что сотрудники названного выше сайта ожидают увидеть анонс NV45 после 21 июня, когда Intel "отстреляется" с выпуском LGA 775 и чипсетов Grantsdale/Alderwood.

Попробуем предположить, как долго придется ждать появления первых видеокарт на базе NV45. Известно, что инициатива Nvidia по использованию переходного моста HSI как раз была задумана с целью обеспечения гладкости перехода с AGP 8x на PCI Express x16. Старые видеочипы просто дополнялись чипом HSI, и видеокарта получала способность поддерживать интерфейс PCI Express x16. Относительно дешево ($5-10 сверху на цену каждой видеокарты), в меру сердито (некоторые потери производительности все же могут присутствовать), но универсально.

В момент анонса NV40 компания Nvidia не скрывала своих планов выпустить разновидность этой видеокарты с поддержкой PCI Express x16, и упоминания о симбиозе NV40 и HSI (BR02) в явном виде уже присутствуют в драйверах ForceWare. Другими словами, на период летней "смуты" Nvidia наверняка предпочтет отделаться выпуском NV40 с переходным мостом HSI. Анонс NV45 наверняка состоится в начале осени, когда рынок начнет выходить из сезонной спячки, и покупатели стройными рядами потянутся из отпусков и каникул к прилавкам.

Обычно от момента поставки первых инженерных образцов до массового производства в случае с решениями Nvidia проходит примерно 2-3 месяца. Если верить нашим британским коллегам, NV45 был готов к производству еще в апреле, но конъюнктура в виде переноса анонса чипсетов с поддержкой PCI Express x16 заставила отложить выпуск этого чипа в долгий ящик. Теперь Nvidia может спокойно переждать лето, и анонсировать NV45 где-то в сентябре.

Кроме того, выход решений на базе R423 (Radeon X880 Pro и Radeon X880 XT) тоже намечен только на второе полугодие, и явных конкурентов NV45 в этом сегменте пока не существует. ATI собирается выдерживать интервал между анонсами новых решений в размере 6 месяцев, и для смены интерфейса этот срок может быть сокращен от силы до 3 месяцев. Логично ожидать появления решений на базе R423 только осенью. Эта фора как раз позволит Nvidia мигрировать на 0.11 мкм техпроцесс, ибо в рамках 0.13 мкм технологии она чувствует себя несколько стесненно - NV40 достигает частоты 450 МГц только в исполнении "Extreme", и поводов для "частотного" оптимизма практически не оставляет.

Кстати, материнские платы с разъемом PCI Express x16 большого распространения до осени не получат. Intel прогнозирует начало поставок готовых решений этого класса на вторую половину июля, и при этом рискует оказаться в числе самых расторопных поставщиков. Об изделиях конкурентов и говорить не стоит - они наверняка появятся только ближе к осени.

Вывод из всех этих рассуждений получается достаточно простым. Для Nvidia не существует видимых причин анонсировать NV45 этим летом - как с маркетинговой точки зрения, так и с технологической. Конечно, это лишь наши предположения, и время может их опровергнуть. Для этого мы и держим руку на пульсе событий, в конце концов :).

Наши постоянные читатели должны помнить, что пилотным графическим чипом ATI, выпускаемым по 0.11 мкм техпроцессу, должен был стать RV370 (Radeon X300), который летом этого года станет альтернативой Radeon 9200, обретя поддержку DirectX 9.0 и PCI Express x16. Чип будет иметь 4 пиксельных конвейера и 2 блока вершинных шейдеров, шина памяти будет иметь ширину 128 бит. Внешний вид Radeon X300 мы уже могли оценить на примере видеокарты производства Gigabyte.

Как сообщает тайваньский сайт DigiTimes, уже в следующем месяце ATI планирует поставить до 500 000 чипов RV370. По имеющимся у нас сведениям, поставки готовых плат начнутся ближе к концу следующего месяца. В продаже они появятся примерно в июле, по мере насыщения рынка материнскими платами с интерфейсом PCI Express x16. Последние же будут преимущественно основаны на чипсетах Intel, так как VIA откладывает поставки соответствующих решений на третий квартал, а Nvidia вообще не торопится анонсировать чипсет с поддержкой PCI Express x16.

Нам стали известны ориентировочные характеристики видеокарт класса Radeon X300. Номинальные частоты будут равны 325/400 МГц, шина памяти будет иметь разрядность 128 бит, поддерживаемый объем памяти составит от 64 до 256 Мб. Уже появлявшаяся в наших новостях видеокарта Radeon X300 SE будет иметь идентичные характеристики, лишь шина памяти будет урезана до 64 бит.

Разгонный потенциал видеокарт Radeon X300 обещает быть приличным, так как 325 МГц для 0.11 мкм чипа являются достаточно низким номиналом. Кроме того, некоторые производители комплектуют эти видеокарты 3.3 нс памятью, способной работать на частотах 600 МГц DDR и выше. При цене менее $70 эти платы станут заманчивым приобретением для любителей дешевой, но относительно быстрой езды :).

Выставленные в момент анонса GeForce 6800 Ultra требования по мощности блока питания испугали даже бывалых любителей разгона – 480 Вт в качестве необходимого минимума не оставляли места для другой реакции. Между тем, по мере приближения массовых поставок этих видеокарт Nvidia планировала смягчить требования до 350 Вт, и даже предусмотреть возможность использования одного разъема питания при работе в номинальных режимах.

Чуть позже мы узнали, что для видеокарт серии GeForce 6800 не-Ultra достаточно использовать блок питания мощностью 300 Вт, а о необходимости второго разъема питания не шло и речи.

В этом семействе оставалась лишь одна "темная лошадка" – видеокарта GeForce 6800 GT. О ней нам было известно, что от GeForce 6800 Ultra ее будут отличать только номинальные частоты (350/1000 МГц) и уменьшенное до одного число разъемов питания. Память GDDR-3 объемом 256 Мб и 16 пиксельных конвейеров – все это должно было остаться при GeForce 6800 GT. Как показали первые эксперименты по разгону, GeForce 6800 GT свободно разгоняется до частот 425/1200 МГц, перекрывая уровень производительности GeForce 6800 Ultra при потенциально меньшей стоимости.

Какой же блок питания нужен для видеокарт GeForce 6800 GT? Как сообщают наши коллеги с сайта VR-Zone со ссылкой на заявления официальных представителей Nvidia, видеокарты этой серии обойдутся 300 Вт блоком питания. Получается, что любителям разгона будет выгоднее покупать GeForce 6800 GT, хотя 300 Вт блок питания вряд ли позволит разогнать эту видеокарту до заоблачных высот с сохранением стабильности. Отсутствие второго "страховочного" разъема питания в данном случае тоже настораживает.

Поставки видеокарт GeForce 6800 GT начнутся чуть позже, чем это будет сделано в отношении GeForce 6800 Ultra. Напомним, что именно из-за задержки с подготовкой этого решения к анонсу GeForce 6800 GT появилась в наших новостях только после 14 апреля, когда GeForce 6800 Ultra и GeForce 6800 были формально анонсированы. Скорее всего, Nvidia не располагает достаточным количеством чипов NV40 с функционирующими 16 конвейерами, а потому немного оттягивает сроки начала поставок GeForce 6800 GT.

После долгих предварительных демонстраций коробок и собственно видеоплат GeForce 6800 Ultra японская розница все же разродилась первыми экземплярами, которые действительно можно купить. Заметим, что цена пока кажется кусачей даже для японского рынка ($640), но самые преданные поклонники продукции Nvidia и ее нового хита под кодовым названием NV40 наверняка не поскупятся :).

Заметим, что флагман от Nvidia появился в продаже с соблюдением прогнозируемых сроков – конец мая был назначен в качестве наиболее вероятной даты, и в настоящий момент можно даже говорить о некотором опережении графика. Кстати, самыми расторопными производителями оказались даже не Albatron или Leadtek, а компания Inno3D. Вот так выглядит видеокарта GeForce 6800 Ultra в ее исполнении:

Дизайн платы остался эталонным, сохранены два разъема питания. А вот планка с портами ввода-вывода сделана необычно высокой – на эталонных картах она занимала пространство одного слота. Однако, поскольку система охлаждения все равно занимает два слота, решено было расширить планку с портами, которая теперь играет роль заглушки.

Интересные системные требования написаны в инструкции к видеокарте:

Оказывается, для работы с данной видеокартой достаточно иметь процессор не ниже Pentium III или Athlon, хотя истинного удовольствия при этом вам никто не обещает :). Объем оперативной памяти приятно радует глаз – 64 Мб сейчас можно встретить только в устаревших системах.

В части требований к мощности блока питания обещанная цифра 350 Вт фигурирует без тени сомнения. А вот два разъема питания обязательно должны быть задействованы. Очевидно, Inno3D не решилась давать послабления сразу по двум направлениям: мощности блока питания и числу используемых разъемов.

В ближайшее время мы можем стать очевидцами поступления в японскую розницу видеокарт GeForce 6800 Ultra производства Asus, Leadtek, Albatron, Gigabyte, а также видеокарт Radeon X800 XT. Последние должны появиться еще в мае, так что паритет присутствия на рынке может быть восстановлен. Тем более, что Radeon X800 Pro продается уже с середины мая, а GeForce 6800 GT пока не может стать противовесом для этого решения.

Поскольку видеокарта Radeon X800 XT предоставляла гораздо больше простора в разгоне из-за прогрессивного 0.13 мкм техпроцесса изготовления чипа, "экстремалы" с интересом отнеслись к этому решению. GeForce 6800 Ultra обладает сопоставимым потенциалом производительности, но запас для дальнейшего разгона почти не обеспечивает.

Наиболее ярким рекордом современности до сих пор принято было считать достижение легендарного финского оверклокера Macci, который разогнал Radeon X800 XT до частот 717/1272 МГц, и в паре с разогнанным до 4.08 ГГц процессором Prescott 2.4A смог набрать 15 738 "попугаев" 3DMark 2003.

Естественно, что гений технической мысли не мог довольствоваться подобными достижениями, и была поставлена задача выжать все "до последней капельки". Процессор Prescott был разогнан до частоты 3.96 ГГц, видеокарта смогла увеличить свои достижения до 752/1304 МГц после вольтмода чипа. Охлаждались центральный процессор и видеочип при помощи двухкаскадной "фреонки". На подобной системе наш финский коллега и его друзья смогли достичь результата 16 130 "попугаев" 3DMark 2003.

Здорово, но не предельно. Что делает сторонник экстремального разгона, когда потенциал разгона с использованием фреонки исчерпывает себя? Правильно, достает из погреба трехлитровую банку жидкого азота, и начинает охлаждать критические компоненты системы при помощи этого леденящего вещества.

Чтобы добиться максимальной отдачи от видеокарты, решено было использовать процессор Pentium 4 XE 3.2 ГГц в инженерном исполнении, позволяющий повышать множитель. При использовании криогенного охлаждения его удалось разогнать до частоты 4433 МГц (19 х 233 МГц), что очень близко к существующим рекордам для процессоров этого класса.

Видеокарта подверглась вольтмоду...

... после чего смогла разогнаться до частот 760/1304 МГц при использовании жидкого азота. Заметим, что память видеокарты не только не охлаждалась дополнительно, но и не подвергалась повышению напряжения.

Новый рекорд для подобной конфигурации превзошел прошлый результат почти на 1000 "попугаев", составив 16 774 пернатых разбойников. В рейтинге Futuremark он запечатлен по этому адресу.

Скорее всего, этот результат удастся обойти лишь тем, кто сможет использовать более производительный процессор, а также более удачный в плане разгона экземпляр Radeon X800 XT. Конечно, данную плату нельзя назвать неудачной с точки зрения разгонного потенциала, но она является эталонным тестовым экземпляром, не отражающим возможностей серийных образцов. Кроме того, память видеокарты до сих пор не подвергалась экстремальному разгону, и здесь остается некоторый простор для деятельности специалистов. В данном случае уместнее поставить многоточие...

Р fin

После довольно длительного перерыва между версиями драйверов Catalyst наши друзья с Radeon2.ru наконец-то выпустили собственный драйвер-пак на основе Catalyst 4.5. Автор пакета, int13H, сообщает, что ради нас с вами он не спал несколько ночей во время сессии . Напомню, что в данный пакет драйверов традиционно вносятся следующие изменения:

  • Интегрируется панель управления.
  • Значительно уменьшается размер дистрибутива за счет удаления "лишних" языков и лучшего сжатия.
  • Добавляется возможность снятия блокировки разгона и включения все конвейеры на картах Radeon 9500 и 9800SE.
  • Исправляется изначально "корявый" перевод на русский язык.
  • Настраивается inf-файл.
  • А также вносятся некоторые другие изменения.

Кроме того, в данном выпуске дополнительно внесены исправления в работе с цветовой гаммой из драйвера Catalyst 4.4 hotfix, которые ATI почему-то забыла включить в оригинальную версию Catalyst 4.5, а также улучшена работа с HDTV. 

Скачать новый пакет можно, как всегда, из нашего файлового архива:

  • DriverPack 6444 v.2 на базе Catalyst 4.5 (5,5 МБ, Windows 2000/XP), зеркало.
Р fin
Не секрет, что корпорация Microsoft является весомым "двигателем прогресса" в деле продаж новых ПК, стимулируя пользователей к покупкам выпуском новых, более ресурсоемких версий операционных систем Windows. Оказывается, стимулом продаж может служить не только выход очередных версий Windows, но и прекращение поддержки старых. Так, по данным известного аналитического бюро Gartner, в этом и следующем годах будет наблюдаться ощутимое увеличение объема продаж компьютерной техники - ожидается "перевооружение" соответственно 100 и 120 миллионов устаревших компьютеров, что на 13-14% выше показателей сего года. Связано это, разумеется, с прекращением поддержки операционных систем семейства Windows 9x, что спровоцирует обновление широкого парка ПК для полноценной поддержки более "прожорливых" в плане системных требований современных операционных систем Windows.

Основываясь на данных исследований того же Gartner, можно увидеть, что Microsoft попала в двоякую ситуацию с влиянием Windows на продажи компьютеров. С одной стороны, в ближайшее время продажи компьютеров возрастут по указанной выше причине. С другой стороны, в более долгосрочном периоде постоянно откладываемый выпуск Windows Longhorn вызовет отсутствие необходимости в очередном обновлении парка ПК, т.е. послужит уже "тормозом" продаж.

Что лучше для нас - постоянное развитие отрасли за наши же деньги или относительно долгосрочная стабильность в выпуске очередных версий операционных систем сказать сложно. Как говорится, поживем - увидим .

Р fin

Если вы пользуетесь браузером Opera (лучшим в мире, разумеется ), то вполне могли слышать о неприятной истории, связанной с главным конкурентом этой норвежской разработки - корпорацией Microsoft. Суть ее заключалась в том, что официальный сайт MSN определял браузер Opera и намеренно выдавал ему искаженные страницы, чтобы ввести пользователей в заблуждение о некорректности его работы, хотя браузер никаких технических проблем с отображением данного сайта не имел. Иначе как недобросовестной конкуренцией такие действия не назовешь и в своё время я сильно удивился тому, что история вроде бы "заглохла".

Оказывается, несмотря на то, что изначально Microsoft отрицала все обвинения, для избежания вполне законного судебного преследования с довольно предсказуемым финалом, корпорация пошла на мировое соглашение с Opera Software, обязуясь выплатить 13 миллионов долларов "откупных" (если быть более точным - то 12,75 млн. долларов). Хотя по меркам Microsoft 13 миллионов долларов это просто ничтожная сумма, на порядки отличающаяся от прочих мировых соглашений и штрафов, для Opera Software она может оказаться очень кстати. Будем надеяться, что на деньги своего недобросовестного конкурента Opera Software сможет дополнительно улучшить свой продукт и отвоевать часть рынка, чего браузер Opera, безусловно, заслуживает.

Р fin

Вчерашняя короткая информация о выходе новой версии утилиты Fraps при более внимательном рассмотрении получила "второе дыхание" - был обнаружен список изменений в версии 2.1.1 утилиты, пропущенный абсолютным большинством интернет-изданий. Напомню, что данная утилита предназначена для измерения производительности любых Direct3D/OpenGL приложений путем предоставления возможности отображения количественного показателя FPS (кадров в секунду). Fraps также имеет некоторые дополнительные возможности для анализа показателей FPS (ведение log-файла, расчет среднего FPS, измерение в течение указанного промежутка времени), умеет делать скриншоты и сохранять видеоролики из тестируемого приложения.

В новую версию Fraps 2.1.1 внесены такие изменения и исправления:

  • Улучшена точность измерения в режиме детальной статистики.
  • Добавлена поддержка новых бета-версий DirectX SDK.
  • Исправлены ошибки звука между фильмами.
  • Исправлено отображение счетчика FPS в игре Ford Racing 2.
  • Исправлена невозможность сохранения эффектов гаммы в роликах.
  • Исправлена "утечка" памяти в режиме OpenGL.
  • Исправлена ошибка, приводившая к сбою некоторых приложений при раннем выходе из Fraps.

Стоимость программы составляет 30$, для бесплатного использования она распространяется в демо-версии, имеющей ограничения при создании видеороликов (только половина размера экрана и длительность не более 15 секунд). Обнаружить новинку можно в нашем файловом архиве:

  • Fraps 2.1.1 demo (0,6 МБ, Windows 2000/XP/2003).

Сейчас обсуждают