Платим блогерам

Новости 22 февраля 2003 года

Неделю назад я бегло упомянул о высказанной на сайте TT-Hardware догадке о том, что архитектура GeForce FX на самом деле подразумевает наличие четырех пиксельных конвейеров с двумя текстурными блоками на каждом, а не восьми пиксельных конвейеров с одним текстурным блоком на каждом. Собственно, комбинация "4 х 2" использовалась и в платах класса GeForce 4 Ti, поэтому ничего революционного или скандального в этом нет. Однако, на бумаге для GeForce FX были заявлены восемь конвейеров с одним текстурным блоком на каждом, как и для Radeon 9700 Pro.

Я и предположить не мог, что оставшаяся незамеченной большинством интернет-изданий гипотеза французских обозревателей найдет свое подтверждение "на самом высоком уровне". Вчера английский сайт The Inquirer выложил "эксклюзивный" материал, в котором сообщалось, что в результате проведенного ими журналистского расследования выяснилось следующее... GeForce FX действительно имеет конфигурацию "4 конвейера х 2 текстурных блока" - это подтвердил технический специалист Nvidia.

Фокус заключается в том, что при мультитекстурных операциях конфигурация "4 х 2" действительно выдает восемь пикселей за такт. Однако, при конфигурации "8 х 1" те же самые восемь пикселей за такт получаются при однотекстурных операциях. В самом деле, простая арифметика: "4 х 2 = 8" и "8 х 1 = 8" :).

Тем не менее, на практике все оказывается иначе. По заявлению представителя Nvidia, платы на основе GeForce FX передают по восемь пикселей за такт в следующих операциях:

  • Z-rendering;
  • операции с шаблонами;
  • операции с текстурами;
  • операции с шейдерами.

... и только в операциях рендеринга по методу "Color+Z" передается по 4 пикселя за такт. Ирония заключается в том, что на сегодняшний день доля этого "только" приближается к 100%, ибо все современные игры используют указанный метод рендеринга.

Таким образом, указанная возможность передачи восьми пикселей за такт остается невостребованной :).

В свете данного "разоблачения" становится ясно, почему Nvidia так возражала против отсутствия в первой сцене из состава 3DMark 2003 мультитекстурных сцен, и в целом была недовольна новым бенчмарком, но потом сумела "заточить" драйверы версии 42.67 и 42.68 под конкретный тест, после чего немного "притихла"...

Правда заключается в том, что большинство современных игр (в том числе Unreal Tournament 2003) не используют такой затратный с точки зрения ресурсов метод наложения текстур, как мультекстурирование. Каждый разработчик стремиться сделать игру максимально производительной при минимально занимаемых ресурсах (особенно в отношении пропускной способности памяти). В такой ситуации при наложении четырех текстур за такт GeForce FX оказывается ровно в два раза медленнее своего конкурента Radeon 9700 Pro, что отчасти было подтверждено многими тестами.

Складывается впечатление, что GeForce FX преследует какой-то злой рок - вначале весь мир глумился над его неуклюжим и шумным кулером FX Flow, потом все стали критиковать производительность этого дорогого акселератора в сравнении с изделием конкурента по имени Radeon 9700 Pro. Теперь дело дошло до разоблачения истинных технических характеристик. Таким образом все может закончиться так, что в итоге выяснится, что "GeForce FX - вовсе и не GeForce FX" :)...

Представители The Inquirer заверяют, что "это еще только цветочки", и они будут продвигаться на своем пути к разоблачению Nvidia. Мы будем тщательно следить за появляющимися новостями по этой тематике и рекомендуем вам регулярно читать наши новости :).

В то время как большая часть интернет-аудитории следит за битвой двух гигантов по имени ATI и Nvidia, на рынке остается некоторое пространство и для более мелких производителей графических решений. Впрочем, слово "мелких" в данном контексте не должно умалять их достоинств - планы у них, оказывается, весьма грандиозные :).

Например, сотрудникам сайта Xabre Gamers, который претендует на звание фэн-клуба графических чипов Xabre производства компании SiS, удалось разузнать некоторые подробности о технических характеристиках решений семейства Xabre следующего поколения. В ходе конференции Platform Conference им удалось сфотографировать презентационный слайд, отображающий планы SiS на текущий год.

Собственно, название Xabre II весьма условно - официально будущие чипы пока называются SiS 341 и SiS 340 соответственно.

Что самое приятное (для поклонников SiS) и удивительное (для всех остальных), в новых графических решениях компания планирует реализовать поддержку памяти DDR-II, причем работать она будет на равной с показателями NV30 частоте - 1 ГГц DDR! Неслабо они замахнулись - ATI планирует ввести память DDR-II в новом чипе R400 (по некоторым данным - и в RV350), а Nvidia - в NV35.

Частоты чипов составляют 375 МГц, единственное различие между ними - количество пиксельных конвейеров (8 в случае SiS 340 и 4 в случае SiS 341). Неизвестно, будут ли чипы поддерживать 128-битную или 256-битную шину памяти, но в прежних чипах Xabre 400 и Xabre 600 применялась 128-битная шина в сочетании с памятью DDR-I. Для более скоростной DDR-II более логичным выглядит вариант с поддержкой 256-битной памяти, однако в случае с NV30 мы такой подход не наблюдали. Любопытно, как в этом отношении поступят инженеры SiS?

Аппаратная поддержка DirectX 9 и стандарта AGP 8x в сочетании с традиционно невысокой ценой должны сделать будущие решения SiS конкурентоспособными на бюджетном сегменте рынка. Различия в числе пиксельных конвейеров странным образом напоминают Radeon 9500 и Radeon 9700, первый из которых легко превращался в более дорогой и производительный вариант с 8 пиксельными конвейерами. Неужели SiS решила идти этой проторенной дорогой? Если это действительно так, то для любителей различных трансформаций в течение 2003 года должен выйти еще один "материал" по имени Xabre II :).

В плане сроков выхода изделий семейства SiS Xabre II я бы не стал делать излишне оптимистичных прогнозов - цены на память типа DDR-II пока еще достаточно высоки, чтобы применять ее в бюджетных видеоакселераторах. Если мы и увидим первые образцы Xabre II в этом году, то это будет большой удачей...

Одним из основных нововведений, анонсированных на нынешнем IDF 2003, стала перспективная шина нового поколения PCI Express (она же 3GIO или Arapahoe). Причина такого интереса к новому стандарту, который претендует на "вступление в свои права" в 2004 году, весьма проста - PCI Express должна стать универсальным и гибким интерфейсом, объединяющим настольную, серверную и мобильную платформы, поднимающим унификацию периферийных устройств и плат расширения на новый уровень.

Более того, по причине своей универсальности и большого потенциала по масштабированию пропускной способности, новая шина нашла применение и в сфере графических плат. Используемый для графического аппаратного интерфейса вариант PCI Express будет носить суффикс "х16". Этот стандарт должен уже в течение следующего года заменить собой AGP 8x. Неудивительно, что на проходящем в эти дни форуме IDF 2003 многие компании продемонстрировали свою готовность перевести графические решения на новый интерфейс. Помимо фирм 3DLabs и Nvidia, это успела сделать и ATI. Более того, канадская компания представила прототип графической платы с интерфейсом PCI Express:

В данном случае основой для прототипа послужил Radeon 9700 Pro, что еще больше подчеркивает простоту и доступность перехода на новый интерфейс. Пока еще точно не ясно, каким образом будет реализована преемственность стандартов AGP и PCI Express, и будут ли существовать переходные решения. В отношении обычных плат PCI все более или менее ясно - первое время на материнских платах будут присутствовать комбинированные разъемы PCI Express 1x/PCI 2.2, которые будут позволять использовать платы расширения как одного типа, так и другого:

В отношении слота PCI Express x16, применяемого для графических плат, определены некоторые технические спецификации: он будет иметь 164 штырька и длину 89 мм. Такое сходство с существующим разъемом AGP позволяет сделать процесс перехода от одного конструктива к другому быстрым и экономичным.

Материнские платы первого поколения, поддерживающие PCI Express, будут содержать один слот PCI Express x1 для карт расширения и один слот PCI Express x16 для видеоадаптеров.

Обмен данными между северным мостом и графической платой при использовании шины PCI Express x16 будет производиться по двум независимым каналам, пропускная способность каждого из которых будет составлять 4 Гб/с. Для сравнения приведем показатели современной шины AGP:

Интерфейс Разрядность шины, бит Максимальная пропускная способность, Гб/с
AGP 4x 32 1 Гб/с
AGP 8x 32 2 Гб/с
PCI Express x1 2 x 8 0,5 Гб/с
PCI Express x16 2 x 8 8 Гб/с

Поскольку для новой шины PCI Express отмеряется срок жизни минимум до конца десятилетия, то в ее архитектуру заложена хорошая масштабируемость - режимом х16 дело не ограничится.

На этапе внедрения стандарта PCI Express x16 пропускная способность 8 Гб/с будет как нельзя лучше соответствовать потребностям процессоров Tejas с 1066 МГц шиной и двухканальной памяти DDR2-533. Таким образом, баланс пропускных способностей будет сохранен.

Другим важным преимуществом в свете возрастающего энергопотребления видеокарт стала поддержка разъемом PCI Express x16 потребляемой мощности видеоадаптеров до 60 Вт, в то время как AGP позволяла лишь 20-40 Вт нагрузки. Но даже предел в 60 Вт заведомо превышен современными видеокартами, поэтому в любом случае без дополнительных разъемов на плате, подключаемых к блоку питания, нельзя обойтись. Для своего будущего детища по имени R700 компания ATI планирует уровень потребляемой мощности в 150 Вт! При таких темпах развития "аппетитов" видеокарт в будущем может сложиться забавная ситуация: при модернизации видеокарты придется менять и блок питания :).

Для охлаждения таких мощных видеокарт потребуются и надлежащие системы охлаждения, в состав которых могут входить увесистые радиаторы. Механическая нагрузка на слот PCI Express в таких случаях будет велика, поэтому сейчас производители рассматривают новые варианты механизмов крепления. Представленный на рисунке вариант имеет ряд существенных ограничений - не каждый производитель видеоплат сможет согласовать расположение крепежной скобы с компоновкой системы охлаждения. Возможно, что в будущем будет применяться более совершенный механизм крепления.

В плане улучшения циркуляции воздуха внутри системного блока работа тоже ведется - на форуме была предложена конструкция системы вентиляции, основанная на применении "воздуховодных" кожухов. Точнее, системы воздуховодов, подающих "забортный воздух" локализовано на центральный процессор и видеокарту. Для размещения этой системы предполагается использовать боковую панель корпуса. Собственно, такой подход уже давно используется в моддерских и оверклокерских системах. Приятно видеть, что оверклокерские технологии находят себе место в "мирных" областях применения :).

Несмотря на грядущую смену интерфейсов, в настоящее время даже пропускная способность достаточно молодого стандарта AGP 8x не востребована ни одним игровым приложением. До будущего года у AGP 8x еще есть возможность достичь полноты своей загрузки. С появлением новой шины PCI Express аппетиты графических плат и приложений пропорционально возрастут, и увеличенная в четыре раза эффективная пропускная способность шины позволит реализовать программистам новый уровень фотореалистичной графики (хотелось бы верить, во всяком случае :)). Кстати, Nvidia планирует оснащать новым интерфейсом прежде всего свой продукт под кодовым названием NV40.

Если говорить о ближайших графических решениях, то фанаты Nvidia наконец смогут определиться со сроками ожидания новых изделий компании. Во вторник, 6 марта компания планирует официально анонсировать видеочипы NV31 и NV34, а также сообщить достоверные подробности о решениях на их основе. В этот день будет положен конец всем слухам и домыслам по поводу этих последователей "великого дела NV30" :).

Сейчас обсуждают