Новости 22 февраля 2003 года
Я и предположить не мог, что оставшаяся незамеченной большинством интернет-изданий гипотеза французских обозревателей найдет свое подтверждение "на самом высоком уровне". Вчера английский сайт The Inquirer выложил "эксклюзивный" материал, в котором сообщалось, что в результате проведенного ими журналистского расследования выяснилось следующее... GeForce FX действительно имеет конфигурацию "4 конвейера х 2 текстурных блока" - это подтвердил технический специалист Nvidia.
Фокус заключается в том, что при мультитекстурных операциях конфигурация "4 х 2" действительно выдает восемь пикселей за такт. Однако, при конфигурации "8 х 1" те же самые восемь пикселей за такт получаются при однотекстурных операциях. В самом деле, простая арифметика: "4 х 2 = 8" и "8 х 1 = 8" :).
Тем не менее, на практике все оказывается иначе. По заявлению представителя Nvidia, платы на основе GeForce FX передают по восемь пикселей за такт в следующих операциях:
- Z-rendering;
- операции с шаблонами;
- операции с текстурами;
- операции с шейдерами.
... и только в операциях рендеринга по методу "Color+Z" передается по 4 пикселя за такт. Ирония заключается в том, что на сегодняшний день доля этого "только" приближается к 100%, ибо все современные игры используют указанный метод рендеринга.
Таким образом, указанная возможность передачи восьми пикселей за такт остается невостребованной :).
В свете данного "разоблачения" становится ясно, почему Nvidia так возражала против отсутствия в первой сцене из состава 3DMark 2003 мультитекстурных сцен, и в целом была недовольна новым бенчмарком, но потом сумела "заточить" драйверы версии 42.67 и 42.68 под конкретный тест, после чего немного "притихла"...
Правда заключается в том, что большинство современных игр (в том числе Unreal Tournament 2003) не используют такой затратный с точки зрения ресурсов метод наложения текстур, как мультекстурирование. Каждый разработчик стремиться сделать игру максимально производительной при минимально занимаемых ресурсах (особенно в отношении пропускной способности памяти). В такой ситуации при наложении четырех текстур за такт GeForce FX оказывается ровно в два раза медленнее своего конкурента Radeon 9700 Pro, что отчасти было подтверждено многими тестами.
Складывается впечатление, что GeForce FX преследует какой-то злой рок - вначале весь мир глумился над его неуклюжим и шумным кулером FX Flow, потом все стали критиковать производительность этого дорогого акселератора в сравнении с изделием конкурента по имени Radeon 9700 Pro. Теперь дело дошло до разоблачения истинных технических характеристик. Таким образом все может закончиться так, что в итоге выяснится, что "GeForce FX - вовсе и не GeForce FX" :)...
Представители The Inquirer заверяют, что "это еще только цветочки", и они будут продвигаться на своем пути к разоблачению Nvidia. Мы будем тщательно следить за появляющимися новостями по этой тематике и рекомендуем вам регулярно читать наши новости :).
Например, сотрудникам сайта Xabre Gamers, который претендует на звание фэн-клуба графических чипов Xabre производства компании SiS, удалось разузнать некоторые подробности о технических характеристиках решений семейства Xabre следующего поколения. В ходе конференции Platform Conference им удалось сфотографировать презентационный слайд, отображающий планы SiS на текущий год.
Собственно, название Xabre II весьма условно - официально будущие чипы пока называются SiS 341 и SiS 340 соответственно.
Что самое приятное (для поклонников SiS) и удивительное (для всех остальных), в новых графических решениях компания планирует реализовать поддержку памяти DDR-II, причем работать она будет на равной с показателями NV30 частоте - 1 ГГц DDR! Неслабо они замахнулись - ATI планирует ввести память DDR-II в новом чипе R400 (по некоторым данным - и в RV350), а Nvidia - в NV35.
Частоты чипов составляют 375 МГц, единственное различие между ними - количество пиксельных конвейеров (8 в случае SiS 340 и 4 в случае SiS 341). Неизвестно, будут ли чипы поддерживать 128-битную или 256-битную шину памяти, но в прежних чипах Xabre 400 и Xabre 600 применялась 128-битная шина в сочетании с памятью DDR-I. Для более скоростной DDR-II более логичным выглядит вариант с поддержкой 256-битной памяти, однако в случае с NV30 мы такой подход не наблюдали. Любопытно, как в этом отношении поступят инженеры SiS?
Аппаратная поддержка DirectX 9 и стандарта AGP 8x в сочетании с традиционно невысокой ценой должны сделать будущие решения SiS конкурентоспособными на бюджетном сегменте рынка. Различия в числе пиксельных конвейеров странным образом напоминают Radeon 9500 и Radeon 9700, первый из которых легко превращался в более дорогой и производительный вариант с 8 пиксельными конвейерами. Неужели SiS решила идти этой проторенной дорогой? Если это действительно так, то для любителей различных трансформаций в течение 2003 года должен выйти еще один "материал" по имени Xabre II :).
В плане сроков выхода изделий семейства SiS Xabre II я бы не стал делать излишне оптимистичных прогнозов - цены на память типа DDR-II пока еще достаточно высоки, чтобы применять ее в бюджетных видеоакселераторах. Если мы и увидим первые образцы Xabre II в этом году, то это будет большой удачей...
Более того, по причине своей универсальности и большого потенциала по масштабированию пропускной способности, новая шина нашла применение и в сфере графических плат. Используемый для графического аппаратного интерфейса вариант PCI Express будет носить суффикс "х16". Этот стандарт должен уже в течение следующего года заменить собой AGP 8x. Неудивительно, что на проходящем в эти дни форуме IDF 2003 многие компании продемонстрировали свою готовность перевести графические решения на новый интерфейс. Помимо фирм 3DLabs и Nvidia, это успела сделать и ATI. Более того, канадская компания представила прототип графической платы с интерфейсом PCI Express:
В данном случае основой для прототипа послужил Radeon 9700 Pro, что еще больше подчеркивает простоту и доступность перехода на новый интерфейс. Пока еще точно не ясно, каким образом будет реализована преемственность стандартов AGP и PCI Express, и будут ли существовать переходные решения. В отношении обычных плат PCI все более или менее ясно - первое время на материнских платах будут присутствовать комбинированные разъемы PCI Express 1x/PCI 2.2, которые будут позволять использовать платы расширения как одного типа, так и другого:
В отношении слота PCI Express x16, применяемого для графических плат, определены некоторые технические спецификации: он будет иметь 164 штырька и длину 89 мм. Такое сходство с существующим разъемом AGP позволяет сделать процесс перехода от одного конструктива к другому быстрым и экономичным.
Материнские платы первого поколения, поддерживающие PCI Express, будут содержать один слот PCI Express x1 для карт расширения и один слот PCI Express x16 для видеоадаптеров.
Обмен данными между северным мостом и графической платой при использовании шины PCI Express x16 будет производиться по двум независимым каналам, пропускная способность каждого из которых будет составлять 4 Гб/с. Для сравнения приведем показатели современной шины AGP:
Интерфейс | Разрядность шины, бит | Максимальная пропускная способность, Гб/с |
AGP 4x | 32 | 1 Гб/с |
AGP 8x | 32 | 2 Гб/с |
PCI Express x1 | 2 x 8 | 0,5 Гб/с |
PCI Express x16 | 2 x 8 | 8 Гб/с |
Поскольку для новой шины PCI Express отмеряется срок жизни минимум до конца десятилетия, то в ее архитектуру заложена хорошая масштабируемость - режимом х16 дело не ограничится.
На этапе внедрения стандарта PCI Express x16 пропускная способность 8 Гб/с будет как нельзя лучше соответствовать потребностям процессоров Tejas с 1066 МГц шиной и двухканальной памяти DDR2-533. Таким образом, баланс пропускных способностей будет сохранен.
Другим важным преимуществом в свете возрастающего энергопотребления видеокарт стала поддержка разъемом PCI Express x16 потребляемой мощности видеоадаптеров до 60 Вт, в то время как AGP позволяла лишь 20-40 Вт нагрузки. Но даже предел в 60 Вт заведомо превышен современными видеокартами, поэтому в любом случае без дополнительных разъемов на плате, подключаемых к блоку питания, нельзя обойтись. Для своего будущего детища по имени R700 компания ATI планирует уровень потребляемой мощности в 150 Вт! При таких темпах развития "аппетитов" видеокарт в будущем может сложиться забавная ситуация: при модернизации видеокарты придется менять и блок питания :).
Для охлаждения таких мощных видеокарт потребуются и надлежащие системы охлаждения, в состав которых могут входить увесистые радиаторы. Механическая нагрузка на слот PCI Express в таких случаях будет велика, поэтому сейчас производители рассматривают новые варианты механизмов крепления. Представленный на рисунке вариант имеет ряд существенных ограничений - не каждый производитель видеоплат сможет согласовать расположение крепежной скобы с компоновкой системы охлаждения. Возможно, что в будущем будет применяться более совершенный механизм крепления.
В плане улучшения циркуляции воздуха внутри системного блока работа тоже ведется - на форуме была предложена конструкция системы вентиляции, основанная на применении "воздуховодных" кожухов. Точнее, системы воздуховодов, подающих "забортный воздух" локализовано на центральный процессор и видеокарту. Для размещения этой системы предполагается использовать боковую панель корпуса. Собственно, такой подход уже давно используется в моддерских и оверклокерских системах. Приятно видеть, что оверклокерские технологии находят себе место в "мирных" областях применения :).
Несмотря на грядущую смену интерфейсов, в настоящее время даже пропускная способность достаточно молодого стандарта AGP 8x не востребована ни одним игровым приложением. До будущего года у AGP 8x еще есть возможность достичь полноты своей загрузки. С появлением новой шины PCI Express аппетиты графических плат и приложений пропорционально возрастут, и увеличенная в четыре раза эффективная пропускная способность шины позволит реализовать программистам новый уровень фотореалистичной графики (хотелось бы верить, во всяком случае :)). Кстати, Nvidia планирует оснащать новым интерфейсом прежде всего свой продукт под кодовым названием NV40.
Если говорить о ближайших графических решениях, то фанаты Nvidia наконец смогут определиться со сроками ожидания новых изделий компании. Во вторник, 6 марта компания планирует официально анонсировать видеочипы NV31 и NV34, а также сообщить достоверные подробности о решениях на их основе. В этот день будет положен конец всем слухам и домыслам по поводу этих последователей "великого дела NV30" :).
Сейчас обсуждают