Ryse Son of Rome: рецензия

29 октября 2014, среда 00:00

Оглавление

Жанр
Слэшер
Разработчик
Crytek
Издатель
Deep Silver
Платформа
Steam
Дата выхода
10 октября 2014 года

Вступление

Сила… величие… мощь… Что может ассоциироваться с этими тремя словами? Что это для вас – повседневная действительность, несбыточная мечта или поставленная цель? В любом случае ассоциация не может не впечатлять.

450x281  99 KB. Big one: 1920x1200  1482 KB

Если так – добро пожаловать в Ryse: Son of Rome, интерактивный путеводитель по Древнему Риму, сотканный из миллионов строк двоичного кода.





450x281  37 KB. Big one: 1440x900  99 KB
И это человек, который умер в 30 лет, успев перед смертью сжечь три четверти Рима? Да не смешите меня.

Трудности переделки

Вы никогда не задумывались над тем, почему так сложно экранизировать книги? Все очень просто – автор, лишенный возможности полноценно передать свою мысль не то, что вам в голову, а даже просто на бумагу, прибегает к одной уловке – как можно детальнее описывает окружающую героев действительность, чтобы вы могли достроить эту картину сами. Кино же в подобном не нуждается – мы и так все прекрасно видим. Есть декорации, есть актеры, есть, наконец, постановка и спецэффекты.

Но возникает другая сложность – все то, что автор насочинял, будучи лишен возможности показать это непосредственно, нужно изобразить в кадре. И сделать это иной раз очень сложно – количество мелких деталей в тексте может исчисляться не одним десятком.

450x281  50 KB. Big one: 1440x900  131 KB
Система частиц здесь очень мощная, но блюра местами многовато.

К чему это я? А вот к чему – в некоторых случаях, чтобы передать всю прелесть произведения, совсем не обязательно строго придерживаться его канвы. Особенно если это произведение – последняя четверть учебника по истории за пятый класс. Но то, что это сложно реализовать в формате кино, хотя уже давно научились без особых трудов делать в видеоиграх, остается фактом.

И это раскрывает, казалось бы, неинтересные, нудные и скучные вещи с совершенно неожиданной стороны (серия Assassin’s Creed – самое убедительное тому доказательство): игроку не просто дают возможность на все это посмотреть – ему дают возможность во всем этом поучаствовать. Поучаствовать, проникнуться, быть может, полюбить, быть может, возненавидеть – но равнодушным к происходящему не останется никто.

450x281  43 KB. Big one: 1440x900  113 KB
Как и в Dante’s Inferno, одно из средств подачи сюжета – Cell-Shading ролики.

Но как младшие братья берут пример со старших, так и игры продолжают вдохновляться и подражать кинематографу. В случае с Ryse: Son of Rome главный культурный ориентир очевиден, на мой взгляд, всем. Это фильм Ридли Скотта «Гладиатор» (2000).

Размен исторической достоверности на художественность, простая, незатейливая и абсолютно понятная история, и невероятные производственные затраты и просто зашкаливающий пафос в обоих случаях – показывать Древний Рим по-другому нельзя в принципе.





450x281  55 KB. Big one: 1440x900  161 KB
Без скриншота с Колизеем эта рецензия будет явно неполной.

И в самом деле, было ли в истории что-то сильнее, величественнее и мощнее? Держава, покорившая Средиземноморье, положившая начало праву как дисциплине и науке, и породившая множество произведений культуры и искусства, а также целую плеяду ученых и философов.

Но главная ассоциация, возникающая в голове, когда произносишь «Древний Рим», укладывается в одно коротенькое слово – «Легион». За ним скрываются тысячи рубщиков в шлемах аки «Петушиный гребень» – так скажет о них человек непросвещенный. Ему неведомо, что в свое время эти отряды покорили территорию, на которой в данный момент находится полтора десятка современных государств. И ближайшие пять-шесть часов вам придется провести в шкуре именно такого легионера.

450x281  46 KB. Big one: 1440x900  110 KB
Ваш щит – непреодолимая преграда для вражеских стрел. Если вы успеете его поднять.

Я – последний

Знакомьтесь, Марий Тит – легионер, центурион, а впоследствии – и генерал четырнадцатого римского легиона, бравый воин, умелый командир и просто человек с высокими моральными устоями – бриллиант на фоне времен правления императора Нерона, когда Рим особенно сильно погряз в беззаконии, насилии и разврате.

450x281  43 KB. Big one: 1440x900  118 KB
Диверсия по-древнеримски: шлем бликует, щит гремит, гребень виден.

Если вы, уж не знаю, по какой причине, ждете от Ryse: Son of Rome какого-то философского высказывания, тайных подтекстов и скрытого смысла, спешу расстроить – ничего этого здесь не припасено. Да и назвать происходящее в игре сюжетом было бы непозволительной роскошью. Впрочем, об этом несколько позже.

450x281  51 KB. Big one: 1440x900  137 KB
Марий, как и полагается настоящему командиру, всегда идет в первом ряду.

По механике происходящее на экране – обычный, не особо примечательный слэшер. На первый взгляд, кажется, что боевая система слизана у серии Batman: Arkham – у игрока есть ровно три кнопки: удар, оглушение и блок. Все это замечательно, только Марий ни разу не Бэтмен и его кульбиты повторить неспособен. Единственное оживление – добивания, благодаря которым вы, как и в Metal Gear Rising: Revengeance, восстанавливаете здоровье.





Но с ними ровно одна проблема – вы не можете их выбирать, так что, как бог на душу положит, так Марий и убьет очередного варвара. А уж фантазия у него, поверьте, богатая (при условии, что вы разблокировали хотя бы полтора десятка добиваний): перерезать горло, пробить позвоночник, отрубить руку, сломать коленом шею, подбросить щитом в воздух – и это лишь начало списка.

450x281  52 KB. Big one: 1440x900  137 KB
Тренировка с отцом – самый трогательный и эмоциональный момент всей игры.

Почему так? Все очень просто: у боевой системы есть два очень больших ограничения – одно называется щит, второе называется меч. Если у Бэтмена были полностью развязанные и очень быстрые руки, у Кратоса – клинки на цепях с огромным радиусом действия, а у Райдена – всепрорубающий и всеотражающий меч, то у Мария есть только коротенький гладиус, щит да полдесятка пилумов.

В итоге, самый близкий аналог местным боям – Assassin’s Creed. Это точно такие же дуэли «один на один» то с одним, то с другим врагом, с постоянными блоками и уклонениями.

450x281  44 KB. Big one: 1440x900  107 KB
Массовые скопления трупов особых эмоций здесь не вызывают. Ни у Мария, ни у вас.

Есть претензии и к игровой механике – Марий не всегда вовремя реагирует на нажатия клавиш, не всегда бьет того, кого вы хотите, а стыковка фаз анимации местами выглядит рваной – все-таки сказывается отсутствие опыта в слэшерах у Crytek. И параллели с главной игрой Ubisoft на этом не заканчиваются.

450x281  43 KB. Big one: 1440x900  105 KB
Разблокировка новых добиваний дает бонусы к вашим параметрам – здоровью, урону и прочему.

А теперь ответьте на один вопрос – чем Assassin’s Creed заворожил вас, когда вы увидели его впервые? И большинство ответит на данный вопрос одним словом – сеттинг. А именно – его масштабом и проработкой. По древним Иерусалиму, Акре и Дамаску не грех было и прогуляться, а после 15 минут лазания по местным храмам и пары «прыжков веры» хотелось немедленно признаться этой игре в любви.

450x281  35 KB. Big one: 1440x900  80 KB
Как думаете, что скажет Марий в следующую секунду?

И в этом компоненте Ryse: Son of Rome ничем ему не уступает. Игра моментально пропитывает своим духом, заставляя сердце биться чаще и жадно ловить каждый свой кадр. На это работает все – дизайн уровней, работа художников и, главное, традиционный для Crytek запредельной и невменяемой мощи движок.





У человека неподготовленного, который не видел, например, Crysis на пресете Very High, игра вызывает своим видеорядом натуральный шок. Пронзительной чистоты свет, кристально четкие текстуры и непозволительного доселе реализма спецэффекты.

450x281  48 KB. Big one: 1440x900  125 KB
Если бы анекдот «Кто поедет на картошку?» придумали во времена Римской Империи, все выглядело бы примерно так.

А главное – движок дает игроку почувствовать эпичность. При виде Колизея, Амфитеатра и Форума натурально отвисает челюсть. Как Assassin’s Creed заставлял поочередно проникнуться сначала древним Иерусалимом, затем средневековой Флоренцией, а потом и Бостоном времен колонизации Нового Света, так и Ryse: Son of Rome демонстрирует вам величие Древнего Рима.

И делает это ровно так, как нужно – упоительно, самозабвенно и прямолинейно, просто по-хамски грубо.

450x281  45 KB. Big one: 1440x900  115 KB
Что будет дальше, Crytek? Игра про осаду Трои?

Но каким бы мощным не был движок, в первую очередь эпичность на экране создается происходящими событиями. Скитания легионеров по городам и весям Римской Империи никогда не проходят скучно – то в засаду вдруг попадешь, то кучу народа в одно лицо спасать заставят. В общем, работенки хватает.

Вряд ли вы увидите в этой игре что-то, чего не видели в том же «Гладиаторе», или, например, «Центурионе». Но там, где мощью движка можно из просто хорошего момента сделать момент голливудский, Crytek делают это без малейших угрызений совести и чувства меры, безжалостно давя силой нового CryEngine.

450x281  70 KB. Big one: 1440x900  200 KB
Картина обманчива – не думайте, что всю игру проведете при свете дня под сенью деревьев.

О бедном легате замолвите слово…

Если кто еще не понял: Ryse: Son of Rome – это почти голубых кровей блокбастер. Все в нем направлено на то, чтобы доставить вам примитивное, сидящее глубоко внутри первобытное удовольствие – удовольствие от «отрубить голову», от «посмотреть красивый взрыв», от «увидеть детально смоделированный Колизей». В общем, настоящие «Трансформеры».

Меньше всего в таких, извините, произведениях, думаешь о… правильно, сюжете. И те, кто такие произведения создают, разумно уделяют ему самый минимум времени и сил. «Зачем сюжет в порнофильме?», как говаривал Джон Кармак.

Crytek же честно попытались подвести под все это хоть сколько-нибудь вменяемую и проработанную историю. Вот только именно что «попытались». Справедливости ради, скажу: создать интригу у них получилось – все части сюжетной мозаики сложатся в вашей голове лишь перед последней главой.

450x281  41 KB. Big one: 1440x900  98 KB
Этот значок означает, что пора бы увернуться от стрелы.

Авторы, закладывая в свою историю драму, совершенно не позаботились о том, чтобы она чувствовалась на протяжении всей игры. Вся игра (не считая второй главы и последних минут) – набор сцен массовой поножовщины в разных декорациях, связывать которые сюжетом, честно говоря, не особо нужно.

В итоге ближе к финалу, когда близится развязка, вы не испытываете совершенно никаких эмоций. Ну, кроме пафоса и эпичности, нить которых и так протянута через всю игру. Вроде и видишь, что все красиво, и понимаешь, что должно брать за душу… но не берет, хоть тресни. Лишь все та же мощь движка хоть как-то пытается спасти ситуацию.

450x281  37 KB. Big one: 1440x900  94 KB
Утро стрелецкой казни, ни дать, ни взять.

Что-то подобное последний раз было в Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction. Те, кто смотрел его трейлеры, очень хорошо видели, что из всего происходящего можно было разыграть драму уровня первого Max Payne. Чем все в итоге закончилось, мы хорошо знаем – штурмом Овального кабинета и спасением президента США. «Тьфу»…. Никакой другой реакции.

Так и здесь – на некоторых местных событиях можно прекрасно ставить драму, поднимать серьезные темы, играть на чувствах игрока, наконец. Но разработчики этого не делают. Можно винить их в этом, но, по большому счету, бессмысленно – как будто факт того, что Crytek, мягко говоря, не драматурги, является для вас новостью.

450x281  46 KB. Big one: 1440x900  121 KB
В отдельных местах мощь движка идет игре скорее во вред, чем на пользу.

Заключение

Только странность вот в чем: так как Ryse: Son of Rome величие и мощь Древнего Рима не передает ни одна игра на свете. И в качестве развлекательного продукта она свою задачу выполняет очень хорошо. Она – ровно такая, какой и должна быть. Как экскурсия по музею Древнего Рима – впечатляет, восторгает, где-то даже приводит в трепет,… но забывается в следующую секунду, стоит только покинуть зал. Аналогично и тут.

Этот проект – серия ярких вспышек, такой же, как очередные «Трансформеры» или игра из линейки Call of Duty. Красиво, очень громко и безумно дорого,… но внутри пусто.

450x281  54 KB. Big one: 1440x900  170 KB
Иногда вам позволяют выбрать, где поставить и в кого выстрелить вашим солдатам. Выбор, к сожалению, не всегда имеет значение.

Хотя если бы эта игра оказалась хуже, чем она есть, вряд ли бы кому-то было ее жалко. Если задуматься, то мы легко могли получить нечто подобное «Rockstar Presents Table Tennis» – еще одной технодемке, но на заре уже прошлого поколения консолей.

Радует одно – по Ryse: Son of Rome видно, что Crytek продолжают учиться. Прежде всего – учиться работать с сюжетом. Пусть он ни разу не удивил, но в этот раз у них честно получилось хотя бы создать интригу.

450x281  53 KB. Big one: 1440x900  146 KB
Ставить его сюда все-таки не стоило – уж больно серьезен момент.

В отдельных эпизодах этой игры чувствуешь себя героем ожившего учебника истории: слева – Колизей, справа – Форум, а в середине – вы, со щитом и мечом наперевес. Только помните вот о чем – почти ничего, кроме этого, Ryse: Son of Rome предложить не в состоянии.

Вердикт: «Трансформеры» от мира слэшеров: эпично, красиво, дорого, пафосно и очень громко,… но пусто и бессмысленно внутри.

Оценка: 7.0 («Хорошо»).

Николай Плесовских aka Latendresse



Страницы материала
  • Вступление, трудности переделки, я – последний, о бедном легате замолвите слово, заключение
Страница 1 из 1
Оценитe материал

Комментарии 22 Правила

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают