Доступный multi-GPU: пара GeForce 9600 GT в SLI

для раздела Лаборатория

Введение

Хотя технологии multi-GPU сегодня поддерживаются практически всем спектром графических карт: от самых дешёвых, которые стоят около $59, до самых дорогих, стоимостью свыше $800. Однако, исторически сложилось так, что multi-GPU графические подсистемы снискали заметную популярность только в случае видеокарт из верхнего ценового сегмента. Этому есть простое объяснение: многие покупатели графических решений премиум класса не смотрят на конечную цену подсистемы, а потому берут два, или даже три мощных ускорителя ради получения непревзойденной производительности в некоторых играх. Этот фактор и обеспечивает решениям ATI CrossFire и Nvidia SLI экологическую нишу на сегодняшнем рынке потребительского 3D. Как было выяснено нами в недавнем исследовании, эти системы, несмотря на ряд присущих им существенных недостатков, во многих случаях действительно способны обеспечить беспрецедентный уровень производительности.

Совсем иначе дело обстоит с массовыми видеоадаптерами стоимостью до $200-$250, составляющими львиную долю продаж дискретной настольной графики. Все они также поддерживают работу в составе двухпроцессорных графических систем и разработчики в лице ATI и Nvidia преподносят эту возможность, как преимущество, позволяющее пользователю нарастить производительность своей графической системы сравнительно малой кровью. С одной стороны это действительно так, однако, как показывают наши исследования, более разумной альтернативой является приобретение графической карты более высокого класса. Чаще всего такой шаг позволяет добиться аналогичного или большего прироста производительности при отсутствии каких-либо проблем с совместимостью, часто присущих системам multi-GPU. К сожалению, у приверженцев продукции бывшей ATI Technologies такой возможности в настоящее время нет – единственное графическое решение AMD класса high-end, ATI Radeon HD 3870 X2, как раз и представляет собой тандем, состоящих из двух ядер RV670, установленных на одной плате.

В случае с решениями Nvidia всё иначе – в арсенале компании имеется целый ряд достаточно мощных одночиповых графических карт, однако, это не означает, что компания не продвигает multi-GPU технологию на массовый рынок. Так, сравнительно недавно анонсированный Nvidia GeForce 9600 GT имеет поддержку 2-way SLI, а значит, может работать в паре. Этот адаптер, использующий специально разработанное графическое ядро G94, относится к ценовой категории $169-$189, где уверенно соперничает с ATI Radeon HD 3850 и HD 3870. Несмотря на наличие всего 64 универсальных вычислительных процессоров, новинка отлично чувствует себя в современных играх, в некоторых случаях практически не уступая существенно более дорогому Nvidia GeForce 8800 GT 512MB.

Принимая во внимание цену и уровень производительности GeForce 9600 GT, мы решили выяснить, есть ли резон в организации тандема SLI, состоящего из двух таких карт, и сможет ли он стать альтернативой Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB, GeForce 9800 GTX или ATI Radeon HD 3870 X2 с точки зрения производительности. Как обычно, помимо скорости мы рассмотрим такие параметры как шумность, энергопотребление и простота использования.

Решение Ориентировочная цена в США
ATI Radeon HD 3870 X2 512MB x 2 $399 - $449
Nvidia GeForce 9800 GTX 512MB $349
Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB $249 - $299
Nvidia GeForce 9600 GT SLI 512MB x 2 $318 - $398
Nvidia GeForce 9600 GT 512MB $159-$199

Участником сегодняшнего исследования является графическая карта Gigabyte GV-NX96T512H-B, которая представляет собой точную копию эталонной карты Nvidia.

Gigabyte GV-NX96T512H-B: упаковка и комплектация

В серию GV-NX96T входят три существенно отличающихся друг от друга графических карты, но все они поставляются в розничную продажу в одинаковой коробке стандартных размеров.





Обложка оформлена в сиреневых тонах и выглядит очень привлекательно. Внутри находится основная коробка из плотного белого картона. В неё, в свою очередь, помещён поддон из вспененного полиуретана, в котором надёжно зафиксирован видеоадаптер. Помимо него, в комплекте обнаружился следующий набор аксессуаров:

  • Два переходника DVI-I->D-Sub
  • Переходник 1xMolex -> 1x6-pin PCIe
  • Краткое руководство по установке
  • Руководство пользователя
  • CD с драйверами

Как видите, комплектация исключительно базовая и никаких бесплатных программ в ней нет. Это нормально для той ценовой категории, к которой относится Nvidia GeForce 9600 GT.

Но всё же, отсутствие программного обеспечения для проигрывания HD-видео мы считаем достаточно серьёзным недостатком, так как все видеоадаптеры на базе графических процессоров Nvidia G92 и G94 имеют полноценный аппаратный декодер HD, а, следовательно, могут приобретаться не только для использования в играх, но и в качестве сердца домашней мультимедийной системы. Особенно справедливо это утверждение именно для Nvidia GeForce 9600 GT с её сравнительно невысоким уровнем энергопотребления. По сути, отсутствие в комплекте проигрывателя HD-видео лишает пользователя возможности воспользоваться одной из активно рекламируемых функций купленного продукта, по крайней мере, без вложения дополнительных средств. Мы считаем, что это несколько нечестно по отношению к покупателю как со стороны производителя карты, так и со стороны разработчика чипа, давшего возможность использовать аппаратные средства декодирования и пост-процессинга видео исключительно производителям платных программных плейеров.

Что касается руководств, то они достаточно обычны. Краткое руководство по установке карты выполнено в формате разворачивающегося постера, а руководство пользователя – в формате классической брошюрки. С этой стороны нареканий у нас не возникло.

В целом, упаковка Gigabyte GV-NX96T512H-B заслуживает высокой оценки как за дизайн, так и за надёжность, а комплектация вполне соответствует классу продукта. Единственным недостатком является отсутствие программного обеспечения, позволяющего проигрывать HD-видео – пользователю придётся приобретать его отдельно, что может обойтись в $50-$100.

Gigabyte GV-NX96T512H-B: дизайн печатной платы, технические характеристики и конструкция системы охлаждения

Эталонный дизайн печатной платы, разработанный Nvidia, существенно отличается от дизайна, использованного компанией Gainward в рассмотренном нами ранее видеоадаптере Bliss 9600 GT 512MB GS.





Система питания существенно проще: стабилизатор, отвечающий за питание графического ядра, использует всего две фазы против трёх у продукта Gainward. Управление питанием GPU возложено на двухфазный ШИМ-контроллер Analog Devices ADP3208A; этот чип в нашей практике ранее не встречался. Интересно отметить, что на официальном сайте компании-производителя присутствует упоминание о том, что поставки данного чипа прекращены с 31 декабря 2007 года. Следовательно, по мере иссякания складских запасов ADP3208A не исключена возможность использования в Nvidia GeForce 9600 GT других контроллеров питания. Карта получает внешнее питание через стандартный шестиконтактный силовой разъем PCIe 1.0. При уровне энергопотребления GeForce 9600 GT, находящемся в районе 60 Ватт вполне можно было бы обойтись и вовсе без внешнего питания, но, по-видимому, Nvidia попросту не пожелала нагружать интерфейсный слот x16, несмотря на то, что его силовая часть рассчитана на подвод электрической мощности до 75 Ватт.

На плате установлено восемь микросхем GDDR3 K4J52324QE-BJ1A емкостью 512 Мбит (16Мх32), рассчитанных на напряжение питания 1.9В и частоту 1000 (2000) МГц. Такая же память использовалась и в Gainward Bliss 9600 GT 512MB GS. Реальная частота, на которой работает память, соответствует официальным спецификациям Nvidia и составляет 900 (1800) МГц, что при 256-битной шине доступа обеспечивает пропускную способность на уровне 57.6 ГБ/сек.; как мы уже знаем, от нехватки пропускной способности памяти GeForce 9600 GT не страдает. Общий объем набортной памяти составляет 512 МБ; на сегодня это стандартный объем даже для недорогих массовых дискретных решений, к которым относится и Nvidia GeForce 9600 GT.

Графический процессор Gigabyte GV-NX96T512H-B имеет ревизию A1, и так же, как и память работает на частотах, определённых спецификациями Nvidia: 650 МГц для основного домена и 1625 МГц доя домена шейдерных процессоров. Конфигурация ядра стандарта: 64 универсальных скалярных ALU, 16 (32) TMU и 16 модулей растровых операций, сгруппированных в 4 раздела. Архитектура текстурных процессоров характерна для всех последних решений Nvidia и предусматривает наличие двух блоков фильтрации текстур на каждые два блока адресации, что в теории позволяет говорить о наличии 32 TMU, но на практике речь идет, скорее, о 16 TMU, поскольку при такой архитектуре о «бесплатной» трилинейной и анизотропной фильтрации не может быть и речи. Как показывает практика, количество TMU и, тем более, ROP не является узким местом G94. Защитная рамка на упаковке кристалла GPU отсутствует, но при малой высоте и массе эталонной системы охлаждения, а также её жёстком креплении это не является проблемой.

В отличие от уникальной в этом плане Gainward Bliss 9600 GT 512MB GS, внешние коммутационные возможности Gigabyte GV-NX96T512H-B совершенно обычны. На карте установлено два разъема dual link DVI и типовой универсальный разъем аналогового видеовыхода. Несмотря на то, что G94 содержит в своём составе интегрированный контроллер DisplayPort, возможность установки соответствующего разъема не предусмотрена даже теоретически. Внутренние разъемы, помимо силового разъема PCIe 1.0, представлены стандартной «гребёнкой» MIO, служащей для организации тандема SLI, и двухконтактным разъемом S/PDIF, служащим для подключения к цифровому выходу звуковой карты и пересылки аудиопотока в HDMI.

Описываемый продукт использует эталонную однослотовую систему охлаждения Nvidia, хорошо знакомую нашим читателям по GeForce 8800 GT 256MB. Она использует медную вставку, непосредственно контактирующую с кристаллом графического процессора и радиатор, набранный из тонких алюминиевых пластинок. Более равномерному распределению теплового потока и улучшению эффективности теплоотвода способствуют плоские тепловые трубки, вмонтированные в основание системы. Система укомплектована довольно большим вентилятором, обеспечивающим достаточно качественный продув радиатора. Поскольку радиатор расположен под углом к основанию, нагретый воздух выбрасывается в сторону от карты, в направлении боковой крышки корпуса. Система крепится к плате при помощи 12 подпружиненных винтов, так что малейший люфт, могущий привести к повреждению кристалла GPU, исключён.

Такая система охлаждения не отличается высокой эффективностью, и первый её вариант, использованный Nvidia в GeForce 8800 GT 512MB, нередко не справлялся со своей задачей. Но GeForce 9600 GT обладает существенно более скромными аппетитами по части энергопотребления, выделяет значительно меньше тепла, а, следовательно, применение компактной однослотовой системы охлаждения вполне оправдано.

Gigabyte GV-NX96T512H-B: энергопотребление, шумность, температурный режим, разгон и совместимость

Так как Gigabyte GV-NX96T512H-B является точной копией эталонной карты Nvidia, в отличие от рассмотренного нами ранее Gainward Bliss 9600 GT 512MB GS, мы решили провести повторные замеры уровня энергопотребления. Для этого был использован новый стенд, имеющий следующую конфигурацию:

  • Процессор AMD Athlon 64 FX-55 (2.6 ГГц)
  • Системная плата EPoX EP9-NPA+ SLI (Nvidia nForce4 SLI)
  • Память PC3200 (2x512 ГБ, 200 МГц)
  • Жесткий диск Western Digital Raptor WD360ADFD (36 ГБ, SATA-150, буфер 16МБ)
  • Блок питания Chieftec ATX-410-212 (Номинальная мощность 410 Ватт)
  • Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit
  • Futuremark PCMark05 Build 1.2.0
  • Futuremark 3DMark06 Build 1.1.0





Для создания нагрузки в режиме 3D использовался первый тест SM3.0/HDR пакета 3DMark06, запускаемый в цикле в разрешении 1600х1200 с форсированными FSAA 4x и AF 16x. Режим peak 2D эмулировался с помощью теста PCMark05 2D Transparent Windows. Замеры показали следующую картину:

Несмотря на существенные различия в схемотехнике систем питания карт Gigabyte и Gainward, они показали практически одинаковый результат. Наибольшая нагрузка в режиме 3D у обеих карт приходится на внешний разъем питания, но и в этом случае она составляет не более 32 Ватт, а общий уровень энергопотребления не превышает 60-61 Ватта. При уровне производительности, демонстрируемом GeForce 9600 GT в играх, это великолепный результат.

Если сравнивать теоретическое пиковое энергопотребление пары GeForce 9600 GT – около 120 ватт, то можно отметить, что несколько больше потребления GeForce 9800 GTX/GeForce 8800 GTS 512MB (около 100 ватт), но существенно меньше энергопотребления карт вроде ATI Radeon HD 3870 X2 или же Nvidia GeForce 9800 GX2, потребляющих 170 ватт и 180 ватт соответственно.

Поскольку эталонная система охлаждения GeForce 9600 GT идентична по конструкции той, которая устанавливается на GeForce 8800 GT, у нас были все основания считать, что и в плане шумовых характеристик она ведёт себя соответствующим образом. Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, мы провели соответствующие замеры с помощью лабораторного шумомера Velleman DVM1326, работающего в режиме взвешенной кривой А. Как обычно, за точку отсчёта мы приняли уровень шума на расстоянии метра от работающего стенда, оснащенного видеокартой с пассивным охлаждением. При фоновом уровне шума в помещении на уровне 36 дБА он составлет 43 дБА. В результате, были получены следующие цифры:

Как оказалось, эталонная однослотовая система охлаждения Nvidia GeForce 9600 GT работает ничуть не громче продвинутой системы Gainward, имеющей, к тому же двухслотовый форм-фактор. Расплатой за это является немного меньшая эффективность охлаждения: в режиме простоя температура графического ядра составляет 45-46 градусов Цельсия, а под нагрузкой она возрастает до 62 градусов. Для сравнения, аналогичные показатели Gainward Bliss 9600 GT 512MB GS равны 42 и 58 градусам Цельсия, при том, что карта работает на повышенных частотах. Разница, впрочем, не настолько велика, чтобы быть критичной, да и 62 градуса – совсем немного для современных графических ядер; мы привыкли к гораздо более высоким цифрам. G94 действительно является очень удачным чипом в плане электрических и термальных характеристик.

Поскольку GeForce 9600 GT не изменяет оборотов вентилятора при переходе из 3D режима в 2D режим, то едва ли пара подобных карт будет генерировать шум, подобный GeForce 9800 GX2. Тем не менее, учитывая очень тихие системы охлаждения у GeForce 8800 GTS/GeForce 9800 GTX, а также ATI Radeon HD 3870 X2, пользователям стоит понимать, что тандем из двух GeForce 9600 GT будет производить больше шума.





Что касается разгона, то, несмотря на компактную систему охлаждения, он оказался довольно успешным. Максимальная частота графического ядра, при которой карта устойчиво проходила тесты, составила 770/1925 МГц. Это заметно лучше результата, достигнутого на карте Gainward с её мощной системой охлаждения. Память показала типичный для микросхем серии K4J52324QE-BJ1A результат – 1100 (2200) МГц. Совсем неплохо, учитывая, что мы не прибегали к модификации цепей питания GPU и памяти, а также не пользовались дополнительными средствами охлаждения.

При проверке на совместимость Gigabyte GV-NX96T512H-B с системными платами, поддерживающими стандарты PCI Express 1.0a и 1.1, никаких проблем зафиксировано не было; во всех случаях карта стартовала нормально и демонстрировала устойчивую работу в тестовых приложениях.

Конфигурация тестовых стендов и методы тестирования

Для тестирования были использованы стенды со следующей конфигурацией:

  • Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (3.0 ГГц, FSB 1333 МГц x 9)
  • Системная плата DFI LANParty UT ICFX3200-T2R/G (ATI CrossFire Xpress 3200) для ATI Radeon
  • Системная плата Asus P5N32-E SLI (Nvidia nForce 680i SLI) для Nvidia GeForce
  • Память Corsair TWIN2X2048-8500C5 (2x1 ГБ, 1066 МГц, 5-5-5-15, 2T)
  • Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (250 ГБ, SATA-150, буфер 16МБ)
  • Блок питания Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL (Номинальная мощность 1000 Ватт)
  • Монитор Dell 3007WFP (30”, максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
  • Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit
  • Nvidia ForceWare 169.25 WHQL для GeForce 8800
  • Nvidia ForceWare 174.74 WHQL для GeForce 9800/9600
  • ATI Catalyst 8.3 для Radeon HD

Согласно принятой нами методике тестирования, драйверы были настроены таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможное качество текстурной фильтрации и минимизировать влияние программных оптимизаций, используемых по умолчанию как AMD/ATI, так и Nvidia. С целью достичь наивысшего качества изображения были включены опции сглаживания прозрачных текстур: Adaptive Anti-Aliasing/Multi-sampling для ATI Catalyst и Antialiasing – Transparency: Multisampling для Nvidia ForceWare. В результате, настройки драйверов выглядели следующим образом:

ATI Catalyst:

  • Catalyst A.I.: Standard
  • Mipmap Detail Level: High Quality
  • High Quality AF: On
  • Wait for vertical refresh: Always Off
  • Enable Adaptive Anti-Aliasing: On/Quality
  • Method: Multi-sampling
  • Temporal Anti-Aliasing: Off
  • Остальные настройки: по умолчанию

Nvidia ForceWare:

  • Texture filtering – Quality: High quality
  • Texture filtering – Trilinear optimization: Off
  • Texture filtering – Anisotropic sample optimization: Off
  • Vertical sync: Force off
  • Antialiasing - Gamma correction: On
  • Antialiasing - Transparency: Multisampling
  • Остальные настройки: по умолчанию

В качестве тестового программного обеспечения мы использовали следующий набор игр и синтетических тестов:

First-Person 3D Shooters

  • Battlefield 2142
  • BioShock
  • Call of Juarez
  • Call of Duty 4
  • Crysis
  • Enemy Territory: Quake Wars
  • Half-Life 2: Episode Two
  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl

Third-Person 3D Shooters

  • Lost Planet: Extreme Condition
  • Tomb Raider: Legend

RPG

  • Hellgate: London
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion

Strategies

  • Company of Heroes: Opposing Fronts
  • Command & Conquer 3: Tiberium Wars
  • World in Conflict

Semi-synthetic Benchmarks

  • Futuremark 3DMark05
  • Futuremark 3DMark06

Каждая из входящих в тестовый набор программного обеспечения игр была настроена нами на максимально возможный уровень детализации изображения, причём, использовались исключительно средства самой игры, изначально доступные простому пользователю – никакие конфигурационные файлы ручной модификации не подвергались. Исключением стал шутер Enemy Territory: Quake Wars, у которого был отключен встроенный ограничитель fps, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду. Игры, могущие использовать возможности DirectX 10, тестировались именно в этом режиме. Помимо Gigabyte GV-NX96T512H-B в тестировании приняли участие следующие карты:

  • Nvidia GeForce 9800 GTX (G92, 675/1688/2200MHz, 128sp, 32tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)
  • Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB (G92, 650/1620/1940MHz, 128sp, 32tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)
  • ATI Radeon HD 3870 X2 (2xRV670, 825/825/1800MHz, 640sp, 32tmu, 32rop, 2x256-bit, 2x512MB GDDR3)
  • ATI Radeon HD 3870 (RV670, 775/2250MHz, 320sp, 16tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR4)

В качестве партнёра Gigabyte GV-NX96T512H-B по тандему SLI выступил видеоадаптер Asus EN9600GT TOP, также основанный на эталонном дизайне PCB. Поскольку эта модель использует заводской разгон, мы понизили её тактовые частоты до стандартных значений. Тестирование проводилось в разрешениях 1280х1024/960, 1600х1200 и 1920х1200. Если игра не поддерживала экранного формата 16:10, вместо последнего использовалось разрешение 1920х1440. Во всех случаях, где это было возможно без отключения эффектов SM3.0/4.0/HDR, использовался режим, подразумевающий использование MSAA 4x помимо стандартной анизотропной фильтрации 16х. Активация сглаживания и анизотропной фильтрации осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и Nvidia ForceWare. Для получения данных о производительности использовались либо встроенные в игру средства, с обязательной записью оригинальных демо при наличии такой возможности, либо, при их отсутствии, утилита Fraps 2.9.1 в ручном режиме. По возможности фиксировались данные не только о средней, но и о минимальной производительности.

Результаты тестирования

  • Трехмерные шутеры с видом от первого лица

Battlefield 2142

Игра стандартно не поддерживает экранный формат 16:10, поэтому вместо разрешений 1920х1200 и 2560x1600, мы тестировали её в разрешении 1920х1440, имеющем соотношение сторон 4:3.

В данной игре практически любая графическая карта, принявшая участие в данном обзоре, обеспечивает достаточно комфортный для игры уровень производительности. Как следствие, едва ли есть смысл покупать дополнительный видеоадаптер для увеличения скорости в Battlefield 2142.

Тем не менее, тандем из двух GeForce 9600 GT обеспечивает в данной игре беспрецедентно высокий уровень производительности: в 1920х1440 он работает быстрее GeForce 9800 GX2 и на равных соперничает с 3-way и 4-way ATI CrossFireX на ATI Radeon HD 3870.

BioShock

BioShock не поддерживает FSAA при работе в среде Windows Vista в режиме DirectX 10, поэтому мы тестируем игру без сглаживания

В обзоре, посвященном Nvidia GeForce 9800 GX2, мы выяснили, что игра успешно работает с двухчиповыми конфигурациями, однако, используя пару GeForce 9600 GT, нам так и не удалось получить заметного прироста скорости.

Данный пример явно не в пользу бюджетного SLI, даже если это единичный сбой. Более разумным решением будет приобретение Nvidia GeForce 8800 GTS 512MB/GeForce 9800 GX2, что автоматически избавит вас от возможных проблем с программной поддержкой SLI.

Если же вы не располагаете нужной суммой, то особых причин для беспокойства также нет, поскольку производительность GeForce 9600 GT остаётся достаточно высокой даже в разрешении 1920х1200.

Call of Juarez

Установка в систему второго Nvidia GeForce 9600 GT с последующим объединением его с уже имеющимся видеоадаптером в тандем SLI позволяет добиться почти приемлемого уровня производительности в разрешении 1280х1024. В то же время ATI Radeon HD 3870 X2 демонстрирует ещё более высокий результат, занимая при этом один разъем PCIe x16 и не требуя системной платы с поддержкой CrossFire или SLI.

В более высоких разрешениях GeForce 9600 GT SLI показывает меньшую скорость, чем GeForce 8800 GTS или GeForce 9800 GTX, что делает тандем невыгодной покупкой.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 3
Оценитe материал
рейтинг: 4.7 из 5
голосов: 93

Комментарии 116 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают