Гражданская война: Gigabyte GV-RX19X512VB против GV-NX79X512DB

для раздела Лаборатория

Вступление

Компания Gigabyte Technology является одним из крупнейших производителей системных плат в мире и входит в так называемую Большую Пятерку – об этом известно любому мало-мальски информированному компьютерному энтузиасту. Gigabyte представляет собой крупную корпорацию, которая выпускает целый спектр высокотехнологичной продукции, включающий в себя компьютерные корпуса, системы охлаждения, ноутбуки, мультимедийные домашние центры, серверные решения и даже мобильные телефоны. Разумеется, не обойдены вниманием компании и графические адаптеры – наряду с Asustek Computer, Gigabyte Technology является одним из производителей, которые могут позволить себе выпуск полного спектра настольных графических решений на базе графических процессоров обоих ведущих мировых разработчиков, ATI Technologies и NVIDIA.

В ассортименте видеокарт, предлагаемых компанией, имеются как бюджетные модели, вроде Radeon X300 SE и GeForce 6200, так и высокопроизводительные флагманские решения, использующие новейшие GPU. На этот раз в лабораторию прибыли наиболее производительные модели графических карт Gigabyte – GV-RX19X512VB (Radeon X1900 XTX) и GV-NX79X512DB (GeForce 7900 GTX).

Как известно нашим читателям, все флагманские решения на базе чипов ATI и NVIDIA производятся на мощностях компаний вроде Sapphire Technology и Foxconn Electronics и поставляются партнерам в готовом виде. При этом компании-разработчики тщательно следят за соблюдением референсного дизайна таких плат и не допускают никаких модификаций со стороны партнеров. В конечном итоге, это гарантирует высокий уровень качества и надежности, но сужает рыночное разнообразие и возможности производителей графических карт по привлечению потенциального покупателя. Партнерам ATI и NVIDIA постоянно приходится выдумывать новые способы, чтобы сделать свои продукты оригинальными и привлекательными, в частности, экспериментировать с дизайном упаковки, комплектацией изделия или конструкцией системы охлаждения. Давайте посмотрим, чем же выделяются новые изделия Gigabyte на фоне аналогичных карт от других поставщиков. Начнем по порядку.

Gigabyte GV-RX19X512VB: упаковка и комплектация

Коробка, в которую был упакован Gigabyte GV-RX19X512VB (в дальнейшем – Gigabyte Radeon X1900 XTX), достаточно необычна, хотя и не обладает вычурной формой, как в случае с упаковкой продукции XFX. Дело в том, что она имеет непривычную вертикальную ориентацию:

Дизайн в стиле "фэнтези" очень распространен среди производителей графических карт и уже давно не является чем-то уникальным, скорее, наоборот. Всевозможные маги, драконы, эльфы и прочая мифическая братия часто взирает на покупателя с полок магазинов. Не смогли удержаться от искушения использовать этот стиль и дизайнеры Gigabyte, но, к счастью, на этот раз обошлось без монстров: лицевую сторону коробки украшает вполне симпатичная девушка в "рогатой" диадеме и вычурных доспехах. Общее цветовое решение коробки выполнено в красно-розовых тонах, кричащие оттенки не используются, в результате чего, упаковка Gigabyte Radeon X1900 XTX выглядит привлекательно и не раздражает глаз. Кроме того, красный традиционно является цветом ATI Technologies, так что цвет коробки позволяет сказать, чей графический процессор используется в данном изделии.

Понизу коробки идут надписи, сообщающие покупателю базовую техническую информацию о продукте; кроме того, на ней имеется наклейка, сообщающая о наличии в комплекте дополнительного программного обеспечения. Если верить этой наклейке, вместе с Gigabyte Radeon X1900 XTX вы получите ПО и игр на сумму до $190. На первый взгляд – весьма неплохо, но, в конечном счете, все зависит от того, каким именно программным обеспечением укомплектован продукт, ведь стоимость ПО и его польза для конечного пользователя напрямую не коррелируют. Внутри коробки, помимо самого видеоадаптера, обнаружились следующие аксессуары:





  • Руководство пользователя
  • Два переходника DVI-I->D-Sub
  • Разветвитель YPbPr
  • Разветвитель VIVO (S-Video и RCA)
  • Переходник питания Molex -> 6 pin PCI Express
  • Кабель S-Video
  • Кабель RCA
  • СD с драйверами
  • CD с CyberLink PowerDVD 6
  • CD с CyberLink PowerDirector 3 ME
  • DVD с игрой Xpand Rally
  • DVD с игрой Counter-Strike: Condition Zero.

Руководство пользователя выполнено на двух языках – английском и китайском, и нареканий с технической точки зрения не вызывает. Процедура установки видеоадаптера описана в нем весьма подробно, впрочем, как и настройки ATI Catalyst Control Center. Кроме того, в руководстве вкратце рассказывается о том, как пользоваться поставляемым в комплекте с картой видеоредактором CyberLink PowerDirector, CyberLink PowerDVD 6 а также описывается процедура перепрошивки BIOS. К сожалению, достоверно неизвестно, поставляются ли на рынки европейского региона графические платы с инструкцией на адекватном стране языке.

Несколько удивляет выбор игр: обе комплектные игры выпущены в 2004 году, и если Xpand Rally представляет собой раллийный автосимулятор с неплохой даже по нынешним меркам графикой, то Counter-Strike: Condition Zero использует движок первого Half-Life. Несмотря на то, что игра очень популярна среди любителей сетевых баталий, она, в отличие от Counter-Strike: Source, откровенно слаба с точки зрения графики и менее всего подходит для демонстрации возможностей графического процессора Radeon X1900.

В целом, комплектация Gigabyte Radeon X1900 XTX не является экстраординарной, особенно, для флагманского решения, но и совсем уж бедной ее назвать нельзя из-за наличия в комплекте полезного программного обеспечения и двух популярных игр, пусть и не являющихся шедеврами 3D-графики.

Gigabyte GV-RX19X512VB: дизайн печатной платы и конструкция системы охлаждения

Gigabyte Radeon X1900 XTX представляет собой обычный Radeon X1900 XTX, произведенный на по заказу ATI, и, как следствие, ничем не отличается от референсной карты:

О том, что перед нами именно Gigabyte Radeon X1900 XTX, говорят лишь наклейка с моделью карты близ разъема PCI Express x16, рисунок, украшающий кожух системы охлаждения, и логотип Gigabyte в основании турбины вентилятора. Референсный кулер весьма эффективен и Gigabyte не стала экспериментировать с установкой иной cистемы охлаждения на свой продукт. С обратной стороны карты нет ничего заслуживающего внимания, за исключением различных наклеек с серийными номерами. Перекос кулера и излишний изгиб PCB исключены: система охлаждения крепится к карте при помощи 8 винтов, а в районе GPU с обратной стороны платы имеется специальная металлическая рамка с диэлектрическими прокладками под ней, гарантирующая равномерный прижим подошвы радиатора к кристаллу графического процессора.

На плате Gigabyte Radeon X1900 XTX установлено восемь чипов GDDR3 Samsung K4J52324QC-BJ11 в 136-контактных корпусах FBGA. Общий объем видеопамяти составляет 512 МБ, а работает она на частоте 775 (1550) МГц, как и положено по официальным спецификациям Radeon X1900 XTX, хотя номинальная частота для чипов со столь малым временем доступа составляет 900 (1800) МГц. Сможет ли память заработать на такой частоте, покажет попытка разгона.

Графический процессор также работает в соответствии со спецификациями Radeon X1900 XTX на частоте 650 МГц. В качестве термоинтерфейса между кристаллом GPU и подошвой радиатора используется густая темно-серая термопаста с низким термическим сопротивлением, а чипы памяти контактируют с основанием кулера через эластичные термопрокладки. Последних вполне достаточно, так как уровень энергопотребления (а, следовательно, и тепловыделения) микросхем K4J52324QC-BJ11 крайне невысок и в максимуме составляет порядка 2.6 Ватт на чип при работе на номинальной частоте.





Подробно расписывать конструкцию системы охлаждения Gigabyte Radeon X1900 XTX нет смысла. Вкратце, она представляет собой массивный медный радиатор с хорошо развитым оребрением, оснащенный тепловыми трубками и закрытый глухим пластиковым кожухом. Радиальная турбина, установленная за радиатором, протягивает сквозь радиатор воздух из недр ПК, и затем, выбрасывает его за пределы корпуса. Такая компоновка системы охлаждения обеспечивает дополнительное снижение температуры в закрытом корпусе системы, но ее реализация силами ATI Technologies имеет некоторые недостатки. В частности, пластиковый кожух является отличным резонатором, и в случае работы турбины на повышенных оборотах добавляет к ее звучанию весьма неприятный пластмассовый призвук. Кроме того, из-за использования медного радиатора с толстой подошвой, референсный кулер ATI весьма массивен.

Как и все Radeon X1800/X1900, видеоадаптер Gigabyte Radeon X1900 XTX обладает функциональностью VIVO, которой наделяет его чип RageTheater. Данная возможность мало востребована в век цифрового видео, но все же, она может оказаться полезной в случае необходимости подключения аналогового источника видеосигнала к ПК.

Поскольку в нашем сегодняшнем обзоре участвуют сразу две графические карты Gigabyte, прежде чем перейти к разгону и результатам игровых тестов, мы познакомим наших читателей со второй новинкой, Gigabyte GV-NX79X512DB. Так как маркировка карт Gigabyte маловразумительна для рядового пользователя, мы будем называть ее Gigabyte GeForce 7900 GTX.

Gigabyte GV-NX79X512DB: упаковка и комплектация

Gigabyte GeForce 7900 GTX использует упаковку того же форм-фактора, что и Gigabyte Radeon X1900 XTX – прямоугольную коробку, ориентированную вертикально:

Дизайн, в целом, аналогичен дизайну упаковки Gigabyte Radeon X1900 XTX, но выполнен он не в красных, а в черно-зеленых тонах, что, помимо прочего, указывает на использование графического процессора NVIDIA – зеленый цвет традиционен для этой компании. Изменился и пол персонажа, украшающего коробку: в данном случае, это уже не девушка, а молодой мужчина-воин. Здесь также имеется наклейка, говорящая о наличии в комплекте карты дополнительного ПО и игр. В целом, упаковка Gigabyte GeForce 7900 GTX выглядит так же привлекательно, как и коробка Gigabyte Radeon X1900 XTX, разве что ее общее цветовое решение заметно темнее. Вскрыв коробку, помимо графической карты, мы обнаружили в ней следующее содержимое:

  • Руководство пользователя
  • Два переходника DVI-I->D-Sub
  • Коммутационный блок (S-Video/RCA/YPbPr)
  • Переходник питания 2 x Molex -> 6 pin PCI Express
  • СD с драйверами
  • CD с CyberLink PowerDVD 6
  • CD с CyberLink PowerDirector 3 ME
  • DVD с игрой Serious Sam 2.

Руководство пользователя столь же подробно, как и в случае с Gigabyte Radeon X1900 XTX, более того, в нем дополнительно описывается процедура установки и активации тандема SLI, а также подключения к карте устройств, поддерживающих HDTV и оснащенных входом YPbPr. Проблем при этом не должно возникнуть даже у неискушенного пользователя, так как руководство снабжено подробными иллюстрациями.





В отличие от Gigabyte Radeon X1900 XTX, Gigabyte GeForce 7900 GTX укомплектован единственным коммутационным блоком, на который вынесены все разъемы видеовыходов – S-Video, RCA и YPbPr. Какие-либо дополнительные кабели в комплекте отсутствуют, что является недостатком. Впрочем, зачастую комплектные кабели S-Video/RCA имеют недостаточную для подключения телевизора длину и их все равно приходится заменять более длинными покупными. "Хвост" блока коммутации очень короткий, так что с удобством размещения могут возникнуть проблемы. Поскольку, чипом VIVO карта не оборудована, на блоке отсутствуют разъемы видеовходов.

В комплекте с картой поставляется игра Serious Sam 2. Это неплохой выбор, так как данный 3D-шутер не только популярен, но также обладает современной графикой с большим количеством шейдерных эффектов и поддержкой HDR. Он весьма требователен к производительности видеоподсистемы ПК, и, следовательно, великолепно продемонстрирует возможности Gigabyte GeForce 7900 GTX. Более того, игра идеально подходит именно к этой карте, так в ней широко используются пиксельные шейдеры с большим количеством текстурных выборок, с которыми архитектура GeForce 7 справляется наилучшим образом.

Хотя в комплектации Gigabyte GeForce 7900 GTX отсутствуют привычные кабели S-Video и RCA, мы не считаем ее ущербной, в первую очередь, за счет включения в комплект поставки популярного современного 3D-шутера с видом от первого лица и отличной графикой. Тем не менее, учитывая принадлежность карты к высшему классу, компания могла бы снабдить ее и более богатой комплектацией.

Gigabyte GV-NX79X512DB: дизайн печатной платы и конструкция системы охлаждения

Как и Gigabyte Radeon X1900 XTX, Gigabyte GeForce 7900 GTX представляет собой точную копию эталонной карты:

В данном случае отличий еще меньше – о том, что перед нами продукт Gigabyte, говорит только наклейка с логотипом компании на вентиляторе и эластичная крышечка, закрывающая "гребенку" разъема MIO. В районе разъема PCI Express x16 есть наклейка с моделью карты, но она не бросается в глаза из-за массивного кулера. Кожух системы охлаждения украшают половинки логотипа NVIDIA, хотя ничто не мешало компании использовать оригинальный рисунок, как в случае с Gigabyte Radeon X1900 XTX.

На обратной стороне платы помимо обычных наклеек с серийными номерами есть наклейка с версией BIOS, используемой в данном видеоадаптере. В определенной ситуации эта информация может оказаться полезной. Поскольку референсный кулер NVIDIA GeForce 7900 GTX очень легок, особенно, в сравнении с кулером Radeon X1900 XTX, он крепится к плате без всяких предохранительных рамок. 9 винтов вполне достаточно, чтобы обеспечить надежное крепление.

На плате Gigabyte GeForce 7900 GTX установлена такая же память, как и на Gigabyte Radeon X1900 XTX – Samsung K4J52324QC-BJ11 в 136-контактных корпусах FBGA. Она работает на частоте 800 (1600) МГц, что отвечает спецификациям GeForce 7900 GTX. Так как чипы имеют емкость 32 Мбит, общий объем видеопамяти составляет 512 МБ. Благодаря тому, что используемые микросхемы памяти имеют очень малое время доступа, остается некоторый резерв для разгона, и мы обязательно проверим его наличие в следующей главе нашего обзора.

Что касается графического процессора, то его тактовая частота также соответствует спецификациям NVIDIA и составляет 650 МГц. Точнее, на этой частоте работают пиксельные процессоры и блоки растеризации (ROP), в то время как частота вершинных процессоров заметно выше и составляет 700 МГц. Используемые термоинтерфейсы традиционны: густая темно-серая термопаста в месте соприкосновения ядра GPU с подошвой кулера и подушечки из неорганического волокна, пропитанные термопастой между чипами памяти и основанием системы охлаждения.





Gigabyte GeForce 7900 GTX использует референсную систему охлаждения, впервые примененную в NVIDIA Quadro FX 4500 и завоевавшую наш положительный отзыв практически полной бесшумностью, секрет которой заключается в использовании 80-мм вентилятора, вращающегося с очень низкой скоростью, около 1000 оборотов в минуту. Напомним вкратце принцип работы данного кулера. Тепловой поток, отбираемый от кристалла GPU медным основанием кулера, передается двум радиаторам, расположенным справа и слева от вентилятора при помощи четырех тепловых трубок. Радиаторы прикрыты профилирующим пластиковым кожухом. При этом часть нагретого воздушного потока выбрасывается за пределы корпуса сквозь щели в крепежной планке графической карты, а часть возвращается обратно, негативно влияя на тепловую картину внутри корпуса системы.

Данная система охлаждения хорошо справляется со своей задачей, но есть у нее и недостатки. В частности, воздушный поток, создаваемый медленным вентилятором очень слаб. Как следствие, радиаторы и тепловые трубки при работе карты в режиме 3D нагреваются очень сильно, несмотря на пониженное тепловыделение чипа G71. Иногда нагрев столь силен, что неосторожное прикосновение к тепловым трубкам на работающей карте может вызвать легкий ожог. Будьте осторожны! В закрытом корпусе с хорошей вентиляцией эта проблема нивелируется.

На плате Gigabyte GeForce 7900 GTX есть место для установки кодировщика видеосигнала Philips SAA7115, но сам чип отсутствует, так что функциональностью VIVO карта не обладает. Как мы уже упоминали, данная функция в наше время почти неактуальна для современного видеоадаптера: цифровые видеокамеры общаются с ПК по шине FireWire, а необходимыми возможностями по захвату аналогового видео обладает любой недорогой внутренний или внешний ТВ-тюнер, обеспечивающий, к тому же, ряд дополнительных возможностей.

Шумность

На этот раз мы решили вынести вопрос об уровне шума тестируемых графических карт в отдельный раздел обзора. Дело в том, что теперь оценка шумности будет производиться не субъективно, а с помощью цифрового шумомера, что позволит нам получить намного более точные данные об уровне шума. Для проведения измерений мы будем пользоваться шумомером Velleman DVM1326. Этот прибор обладает разрешающей способностью 0.1 дБ и позволяет проводить измерения в пределах до 130 дБ при использовании частотных корректирующих кривых A или С.

Сделаем небольшое отступление и поясним, что означают эти корректирующие кривые. Дело в том, что процесс восприятия звука человеческим ухом представляет собой сложный нелинейный психофизиологический процесс. Иными словами, громкость звуков, имеющих разную частоту, но одинаковых по уровню звукового давления в субъективном восприятии человека различна: в частности, среднечастотные звуки ощущаются нашим ухом громче, нежели низко- или высокочастотные. В результате научных исследований, проведенных в 30-х годах прошлого столетия, были получены данные, позволившие вывести контуры одинаковой громкости (так называемые кривые Флетчера-Мэнсона). Эти кривые демонстрируют различие уровней интенсивности звукового давления для тонов, кажущихся человеку одинаково громкими.

На основе трех таких контуров, взятых для уровней давления 40, 70 и 100 дБ и были созданы кривые частотной коррекции (взвешивания) А, B и C, позволившие выражать уровень шума одночисловой характеристикой, учитывающей особенности восприятия звука человеческим ухом. В настоящее время индустриальным стандартом при измерении уровня шума является кривая A с завалом в области 20-1000 Гц, в то время как кривая C, обладающая практически линейной частотной характеристикой используется редко, а кривая B не используется вообще и не поддерживается нашим шумомером в частности. Мы, разумеется, использовали в процессе измерения кривую A, что соответствующим образом отражается в названии единиц измерения – дБА.

Отметим, что децибел является логарифмической, а не линейной единицей измерения. На практике это означает, что увеличение уровня звукового сигнала на 3 дБ означает возрастание его мощности вдвое, однако, в связи с нелинейностью человеческого слуха, принято считать, что ощущение повышения громкости источника звука вдвое соответствует увеличению уровня сигнала на 10 дБ.

Поскольку специальной акустической комнатой для измерений наша лаборатория не располагает, цифры, полученные нами, будут значительно отличаться от цифр, приводимых производителем, но иметь больше связи с реальными условиями эксплуатации ПК. Замер фонового уровня шума в комнате показал значение 36 дБА. На расстоянии одного метра от работающего стенда с установленной графической картой с пассивным охлаждением этот показатель составил 40 дБА. На эти референсные цифры мы будем опираться в дальнейшем.

Для обоих видеоадаптеров, принимавших участие в тестировании, были проведены замеры уровня шума в трех режимах: 2D, 3D (типичный уровень шума) и 3D (максимальный уровень шума при автоматической регулировке оборотов) на расстояниях 1 м и 5 см от работающего стенда, собранного в корпусе Chieftec LBX-01 со снятой боковой панелью. Вот какие результаты были при этом получены:

Из полученных данных отчетливо видно, что на расстоянии одного метра от стенда уровень шума Gigabyte Radeon X1900 XTX и Gigabyte GeForce 7900 GTX практически одинаков в режимах 2D и 3D, и обе карты ведут себя одинаково тихо. Лишь в том случае, когда система управления скоростью вращения вентилятора первой карты начинает повышать его скорость, реагируя на нагрев GPU, разница становится заметной и составляет 2.4 дБА. Это немало, учитывая логарифмическую природу децибела, как единицы измерения. Данное заявление полностью подтверждается субъективными ощущениями – при автоматическом увеличении оборотов кулер Gigabyte Radeon X1900 XTX начинает заметно выделяться на фоне остальных компонентов работающей системы, чему способствует неприятный, "пластмассовый" спектр его звучания, обусловленный резонансом пластикового кожуха-воздуховода. В этой же ситуации Gigabyte GeForce 7900 GTX расслышать невооруженным ухом практически невозможно, и еще более сложно это будет сделать при закрытой боковой крышке корпуса системы.

На расстоянии 5 сантиметров от тестового стенда картина аналогичная – Gigabyte GeForce 7900 GTX ведет себя намного тише, нежели Gigabyte Radeon X1900 XTX, что неудивительно, учитывая использование 80-мм вентилятора со скоростью вращения всего 1000 об/мин. Субъективно при этом слышен лишь легкий шелест воздуха, тогда, как в случае с Gigabyte Radeon X1900 XTX можно отчетливо слышать все тот же неприятный "пластмассовый" рокот, издаваемый турбиной и резонирующим кожухом. Особенно неприятно находиться рядом с картой в том случае, когда система управления оборотами вентилятора решает повысить его скорость. К счастью, эта ситуация относится к разряду гипотетических, так как никто не находится на расстоянии 5 сантиметров от работающей системы в течение длительного времени. Тем не менее, она позволяет отчетливо увидеть превосходство характеристик кулера GeForce 7900 GTX над кулером Radeon X1900 XT/XTX.

Итак, в наиболее типичной ситуации, когда персональный компьютер находится от пользователя на расстоянии до 1 метра, Gigabyte GeForce 7900 GTX продемонстрировал уровень шума, на 4.6 дБА превышающий уровень шума аналогичной системы, но оснащенной графической картой с пассивным охлаждением. Эта величина постоянна для всех режимов работы графического адаптера, а из-за благоприятного спектрального состава шума его практически не слышно на фоне остальных компонентов системы, таких, как процессорный кулер, жесткий диск и т.д. Видеоадаптер Gigabyte Radeon X1900 XTX показал худшие результаты при длительной работе в режиме 3D – прирост уровня шума составил 7 дБА по сравнению с пассивной системой охлаждения, что отчетливо слышно невооруженным ухом. К счастью, вентилятор Gigabyte Radeon X1900 XTX не всегда работает на повышенных оборотах, к тому же, большинство игр имеют звуковое сопровождение, заглущающее видеокарту.

Разгон и качество 2D

И Gigabyte Radeon X1900 XTX, и Gigabyte GeForce 7900 GTX относятся к высшему классу графических карт, что автоматически означает работу практически на пределе возможностей. Тем не менее, нами была предпринята стандартная попытка разгона обоих героев данного обзора. В результате, Gigabyte Radeon X1900 XTX удалось заставить устойчиво заработать на частотах 670/810 (1620) МГц, а Gigabyte GeForce 7900 GTX достиг отметки 690/880 (1760) МГц.

Достигнутые частоты графических процессоров можно считать неплохими результатами, с учетом того, что разгон совершался стандартными средствами, а вот память порадовала только в одном случае, с Gigabyte GeForce 7900 GTX. С учетом использования чипов со временем доступа 1.1 наносекунды, способных работать на частоте 900 (1800) МГц, результаты, показанные памятью Gigabyte Radeon X1900 XTX, откровенно разочаровывают. Вполне возможно, что частично в этом виноваты неэффективные термопрокладки, применяемые ATI Technologies.

Так как обе карты, по сути, представляют собой референсные экземпляры, качество 2D оказалось соответствующим современным стандартам. Ни в одном из разрешений, доступных мониторам Dell P1110 и P1130, включая 1800х1400@75 Гц, мы не зафиксировали замыливания текста или иных недостатков, снижающих качество восприятия картинки на экране.

Конфигурация тестового стенда и методы тестирования

Тестирование видеоадаптеров Gigabyte Radeon X1900 XTX и Gigabyte GeForce 7900 GTX проводилось на платформе, имевшей следующую конфигурацию:

  • Процессор AMD Athlon 64 FX-60 (2 x 2.60ГГц, 2 x 1МБ L2)
  • Системная плата ASUS A8R32-MVP Deluxe (ATI CrossFire Xpress 3200) для карт ATI Radeon
  • Системная плата ASUS A8N32-SLI Deluxe (nForce4 SLI X16) для карт NVIDIA GeForce
  • Память OCZ PC-3200 Platinum EL DDR SDRAM (2x1ГБ, CL2-3-2-5)
  • Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (Serial ATA-150, буфер 16МБ)
  • Звуковая карта Creative SoundBlaster Audigy 2
  • Блок питания Enermax Liberty 620W (ELT620AWT, номинальная мощность 620W)
  • Мониторы Dell P1130/Dell P1110 (21", максимальное разрешение 1800х1440х75 Гц)
  • Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c
  • ATI Catalyst 6.4
  • NVIDIA ForceWare 84.21.

Драйверы ATI и NVIDIA были настроены обычным образом:

ATI Catalyst:

  • Catalyst A.I.: Standard
  • Mipmap Detail Level: Quality
  • Wait for vertical refresh: Always off
  • Adaptive antialiasing: Off
  • Temporal antialiasing: Off
  • Quality AF: Off
  • Остальные настройки: по умолчанию.

NVIDIA ForceWare:

  • Image Settings: Quality
  • Vertical sync: Off
  • Trilinear optimization: On
  • Anisotropic mip filter optimization: Off
  • Anisotropic sample optimization: On
  • Gamma correct antialiasing: On
  • Transparency antialiasing: Off
  • Остальные настройки: по умолчанию.

В каждой игре был установлен максимально возможный уровень качества графики, одинаковый для решений ATI и NVIDIA, за исключением авиасимулятора Pacific Fighters, требующего поддержки вершинного текстурирования для включения режима Shader Model 3.0. Данной возможностью семейство Radeon X1000 не обладает, поэтому на нем игра запускалась в режиме Shader Model 2.0. Конфигурационные файлы игр модификациям не подвергались. Для снятия данных о производительности использовались либо встроенные возможности игры, либо, при их отсутствии, утилита Fraps. По возможности, фиксировались данные о минимальной производительности.

Для создания максимальной нагрузки на видеоподсистему и с целью минимизации влияния центрального процессора на производительность мы ограничились режимом "eye candy", использующим полноэкранное сглаживание и анизотропную фильтрацию. Помимо более рационального использования мощностей графической подсистемы, качество изображения в таком режиме значительно выше, нежели в случаях, когда сглаживание и/или анизотропная фильтрация не используются.

Активация FSAA и анизотропной фильтрации производилась средствами игры; в случае отсутствия таковых, их форсирование осуществлялось при помощи соответствующих настроек драйверов ATI Catalyst и NVIDIA ForceWare. Тестирование в режиме разгона не проводилось из-за незначительного прироста по тактовым частотам.

В качестве бенчмарков были использованы следующие игры и приложения:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

  • Battlefield 2
  • Chronicles of Riddick
  • Call of Duty 2
  • Doom III
  • Far Cry
  • F.E.A.R.
  • Half-Life 2
  • Half-Life 2: Lost Coast
  • Project Snowblind
  • Quake 4
  • Serious Sam 2
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion.

Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:

  • Splinter Cell: Chaos Theory

Симуляторы:

  • Pacific Fighters
  • X3: Reunion

Стратегические игры:

  • Age of Empires 3
  • Warhammer 40.000: Dawn of War

Синтетические тесты:

  • Futuremark 3DMark05 build 1.2.0
  • Futuremark 3DMark06 build 1.0.2

Результаты игровых тестов

Трехмерные шутеры с видом от первого лица

Battlefield 2

С самого начала оба продукта Gigabyte демонстрируют одинаковую производительность, свыше 120 кадров в секунду, но в разрешении 1600х1200 модель на базе графического процессора ATI выходит вперед, очевидно, за счет более совершенной подсистемы памяти.

В данном случае все карты обеспечивают достаточно высокий средний fps при использовании FSAA 4x. Отметим, что игра тестировалась в ручном режиме с помощью утилиты Fraps, поэтому, результаты могут содержать погрешность.

Chronicles of Riddick

Gigabyte GeForce 7900 GTX имеет в этом тесте превосходство над Gigabyte Radeon X1900 XTX, но оно обусловлено не столько архитектурой первого, сколько особенностями движка игры, работающего под управлением OpenGL и использующего динамическое стенсильное затенение. Впрочем, решающей роли вышеупомянутое превосходство не играет – оба видеоадаптера обладают великолепной средней производительностью во всех стандартных разрешениях даже при включенном сглаживании.

Call of Duty 2

Некоторое преимущество Gigabyte GeForce 7900 GTX имеет перед своим соперником и в Call of Duty 2, но и в этом случае оно не является решающим: в разрешениях вплоть до 1280х1024 производительность обеих карт достаточна для комфортной игры, а в разрешении 1600х1200 обе они уже не обеспечивают приемлемых средних показателей fps. По мере роста разрешения разрыв между двумя картами Gigabyte сокращается, что вполне предсказуемо, и в самом ресурсоемком разрешении из стандартного списка составляет не более 2 fps в пользу Gigabyte GeForce 7900 GTX.

Doom III

Doom III также относится к числу игр, предпочитающих графические процессоры NVIDIA, и это обусловлено тем же, чем и в Chronicles of Riddick – использованием OpenGL и методов рендеринга, оптимальных для архитектуры GeForce 7. Но времена, когда карты, использующие чипы ATI Technologies, проигрывали картам NVIDIA в Doom III, окончательно канули в лету и особенности движка игры ничуть не мешают Gigabyte Radeon X1900 XTX уступать Gigabyte GeForce 7900 GTX менее 10% в стандартном диапазоне разрешений при включенном полноэкранном сглаживании. При этом средняя производительность обоих тестируемых продуктов составляет не менее 57-62 fps.

Far Cry

С точностью до наоборот обстоит ситуация в Far Cry на уровне Pier, где высокая скорость обработки пиксельных шейдеров позволяет Gigabyte Radeon X1900 XTX взять реванш. Правда, опять-таки, проявляется это преимущество только в разрешении 1600х1200, а в более низких разрешениях производительность карт высшего класса в Far Cry ограничена производительностью CPU.

Значительно лучше видна разница в производительности современных карт по результатам тестовой сцены, записанной на уровне Research, где действие происходит в катакомбах и влияние центрального процессора выражено меньше. Из-за особенностей реализации поддержки SM3.0 в Far Cry карты на базе графических процессоров ATI Radeon X1000 зачастую уступают аналогичным по классу представителям семейства GeForce 7 в этом тесте. Но Gigabyte Radeon X1900 XTX несет на борту 48 пиксельных вычислительных процессоров, и, кроме того, обладает очень эффективной подсистемой памяти, за счет чего несколько опережает Gigabyte GeForce 7900 GTX в высоких разрешениях.

Поскольку Far Cry не предъявляет непомерных по современным меркам требований к производительности видеоподсистемы, обе карты без труда справляются с игрой в режиме с включенным сглаживанием. Даже в разрешении 1600х1200 средняя производительность флагманских решений не падает ниже 100 fps.

Несмотря на не лучшим образом реализованную в игре поддержку HDR (FP16) для карт, использующих графические процессоры Radeon X1000, Gigabyte Radeon X1900 XTX обеспечивает в этом режиме неплохую среднюю производительность во всех разрешениях, включая 1600х1200.

Аналогичная картина при использовании HDR наблюдается и на уровне Research. 60 fps, показываемых Gigabyte Radeon X1900 XTX в разрешении 1600х1200, вполне достаточно для полноценной игры. Средний результат Gigabyte GeForce 7900 GTX в этом случае больше на 10 fps, то есть, примерно на 15%.

F.E.A.R.

Несмотря на огромное количество сложных шейдерных эффектов в этой игре, результаты Gigabyte Radeon X1900 XTX и Gigabyte GeForce 7900 GTX практически одинаковы, с небольшим перевесом в пользу последнего в низких разрешениях и наоборот – в высоких. Отметим, что минимальный fps у Gigabyte GeForce 7900 GTX несколько выше, нежели у его соперника. Причина невостребованности 48 пиксельных процессоров Radeon X1900 XTX в игре, насыщенной шейдерами, неясна; возможно, производительность этого решения ограничивается меньшим, по сравнению с конкурентом, количеством TMU: 16 против 24.

Так как данный шутер очень требователен к аппаратным ресурсам, говорить об использовании разрешения 1600х1200 не приходится даже для одиночных карт высшего класса, по крайней мере, если использовать при этом полноэкранное сглаживание.

Half-Life 2

По неизвестной причине, возможно, кроющейся в драйверах или заключающейся в особенностях версии движка Source, используемой в Half-Life 2, карты на базе графических процессоров ATI Technologies демонстрируют более высокие результаты, нежели карты, использующие чипы NVIDIA.

Впрочем, проблемы это не составляет – производительности обеих карт Gigabyte хватает с избытком во всех разрешениях, несмотря на включенное полноэкранное сглаживание. Более того, в случае с Gigabyte Radeon X1900 XTX, игрок вполне может поднять степень сглаживания с 4х до 6х, улучшив, тем самым, качество изображения, но, не потеряв в комфорте и плавности игры.

Half-Life 2: Lost Coast

Не исключено, что Half-Life 2: Lost Coast использует шейдеры с большим количеством текстурных выборок, хотя причина поражения Gigabyte Radeon X1900 XTX может быть обусловлена и другими особенностями усовершенствованного движка Source. Надо отметить, что результаты Radeon X1900 XTX практически не улучшаются с разгоном, что действительно может говорить об ограничении со стороны количества TMU. На данный момент, комфортную среднюю производительность в разрешении 1280х1024 с использованием сглаживания в данном технодемо обеспечивает только GeForce 7900 GTX.

Project: Snowblind

Победа Gigabyte GeForce 7900 GTX выглядит закономерно – игра проста и не использует шейдеров, содержащих сложные математические вычисления, так что Gigabyte Radeon X1900 XTX негде проявить свои таланты. Тем не менее, средняя производительность данной карты на базе ATI R580 составляет 72 fps в разрешении 1600х1200, при этом ее минимальная производительность всего на 6 fps меньше аналогичного показателя Gigabyte GeForce 7900 GTX. Скорость обеих карт не падает ниже отметки 60 fps даже в наиболее графически интенсивных сценах, что автоматически означает возможность комфортной игры во всех разрешениях.

Тестирование в Project: Snowblind проводилось при помощи Fraps, но использовалась уже имеющаяся в игре cut-scene, поэтому мы вполне можем ручаться за точность и повторяемость полученных результатов

Quake 4

Несмотря на использование полноэкранного сглаживания и API OpenGL, в реальной игровой ситуации, насыщенной стрельбой и действием, Gigabyte Radeon X1900 XTX и Gigabyte GeForce 7900 GTX ведут себя практически одинаково. Их средняя производительность составляет свыше 100 fps во всех разрешениях. Запас скорости огромен и любители этого шутера, владеющие картами данного класса, не будут разочарованы.

Serious Sam 2

Так как игра содержит множество шейдеров с большим количеством текстурных выборок, она предпочитает карты, несущие на борту как можно больше TMU, то есть решения на базе GeForce 7900 имеют в ней преимущество перед решениями, использующими Radeon X1900.

Несмотря на то, что в разрешении 1280х1024 средняя производительность Gigabyte GeForce 7900 GTX достаточно высока, минимальная производительность составляет лишь 13 fps, что приводит к невозможности сколько-нибудь комфортной игры в сценах со сложной графикой. Таким образом, в случае использования FSAA в Serious Sam 2 одиночным картам высшего уровня доступно лишь разрешение 1024х768. Здесь можно отметить любопытное явление: Gigabyte Radeon X1900 XTX опережает соперника по показателю минимального fps, проигрывая ему в средней производительности. По всей видимости, несколько больший запас прочности получается за счет наличия вдвое большего количества пиксельных процессоров, хотя и испытывающих своего рода текстурный голод.

The Elder Scrolls IV: Oblivion

Мы не тестировали данную игру в режимах с FSAA, так как в этом случае поддержка HDR отключается на картах NVIDIA GeForce, что делает игру далеко не столь привлекательной в визуальном плане. Кроме того, при использовании HDR невозможно включение эффекта Bloom и наоборот. TES IV: Oblivion не содержит встроенных средств тестирования, поэтому нам пришлось использовать Fraps, как следствие, результаты могут содержать некоторую погрешность.

В подземельях и закрытых помещениях наиболее важную роль играет скорость исполнения пиксельных шейдеров и эффективность работы с освещением и тенями. Преимущества архитектуры Radeon X1900 проявляются здесь несколько своеобразно – в разрешениях свыше 1024х768 средняя производительность Gigabyte Radeon X1900 XTX слабо отличается от средней производительности Gigabyte GeForce 7900 GTX, но минимальная – значительно выше. Следовательно, падение скорости в сценах со сложной графикой будет менее заметным для решения, использующего чип ATI Technologies, и потери комфорта при игре удастся избежать хотя бы частично.

С учетом того, что игроку в Oblivion придется перемещаться не только по закрытым пространствам, мы рекомендуем воздержаться от использования разрешения 1600х1200 даже владельцем флагманских решений ATI и NVIDIA.

На открытых пространствах Gigabyte GeForce 7900 GTX незначительно опережает Gigabyte Radeon X1900 XTX в среднем, но чудовищно проигрывает ему в минимальной производительности, демонстрируя менее 20 fps даже в разрешении 1024х768. Иными словами, потери плавности при усложнении сцены избежать владельцу данной карты не удастся. Таким образом, лучшей графической картой для игры в TES IV по-прежнему остается Radeon X1900 XTX.

Трехмерные шутеры с видом от третьего лица

Splinter Cell: Chaos Theory

Поскольку основная масса спецэффектов в Splinter Cell: Chaos Theory реализуется при помощи шейдеров, содержащих относительно сложные математические вычисления, Gigabyte Radeon X1900 XTX чувствует себя в этой игре великолепно, демонстрируя минимальную производительность на уровне 45 fps в разрешении 1600х1200. Это великолепный результат, с учетом включенного FSAA 4x. Что касается средней производительности, то она практически одинакова для обеих карт Gigabyte. Ни один игрок не заметит разницы на глаз, пока действие не дойдет до сцены со сложной графикой, где Gigabyte Radeon X1900 XTX обеспечит большую плавность игры, а, следовательно, и больший комфорт.

Симуляторы

Pacific Fighters

Поскольку движок Pacific Fighters оптимизирован исключительно с учетом особенностей архитектуры GeForce 6/7, проигрыш Gigabyte Radeon X1900 XTX не вызывает удивления. Однако видеоадаптер вполне в состоянии обеспечить неплохой уровень производительности в разрешениях вплоть до 1280х1024, причем его минимальный fps слабо уступает аналогичному показателю Gigabyte GeForce 7900 GTX. К сожалению, качество изображения при этом будет заметно хуже, чем у последнего: включить максимальную детализацию водной поверхности не удастся, так как это требует поддержки вершинного текстурирования, каковой возможностью чипы семейства Radeon X1000 не обладают.

X3: Reunion

Космический симулятор X3: Reunion, напротив, весьма благоволит к картам, использующим чипы ATI Technologies и в нем Gigabyte Radeon X1900 XTX уверенно опережает своего соперника на базе NVIDIA G71. При этом обе карты обладают достаточной производительностью для комфортной игры в разрешении 1600х1200 при включенном FSAA 4х – их минимальный fps не падает ниже 40 кадров в секунду.

Стратегические игры

Age of Empires 3

Из-за массового использования эффектов SM3.0/HDR наилучшие результаты в Age of Empires 3 показывают карты с большим количеством пиксельных процессоров, то есть, использующие графический процессор ATI Radeon X1900 (R580). Результаты тестов подтвердили это еще раз, отчетливо показав превосходство Gigabyte Radeon X1900 XTX над Gigabyte GeForce 7900 GTX в высоких разрешениях. С точки зрения игрока первый выглядит несколько предпочтительнее, но и второй вполне в состоянии удовлетворить нужды любителя стратегий реального времени во всех разрешениях с использованием полноэкранного сглаживания.

Warhammer 40.000: Dawn of War

Обратная ситуация наблюдается в Dawn of War: запас прочности, демонстрируемый Gigabyte Radeon X1900 XTX, чрезвычайно мал и составляет менее 25 кадров в секунду уже в разрешении 1280х1024, в то время, как Gigabyte GeForce 7900 GTX легко демонстрирует 35+ fps и в более высоком разрешении. Причиной тому является особенность игры, активно использующей динамические стенсильные тени. Radeon X1900 не имеет никаких средств ускорения отрисовки таких теней и в случае наличия на экране большого количества боевых единиц, каждая из которых отбрасывает тень, проигрывает GeForce 7900, обладающему поддержкой технологии UltraShadow II.

Синтетические тесты

Futuremark 3DMark05 build 1.2.0

В общем зачете Gigabyte Radeon X1900 XTX опережает своего собрата на базе G71 на 527 очков. Посмотрим, что скажут результаты отдельных тестов, но будем учитывать, что они, в отличие от общего результата, были получены в режиме с включенным сглаживанием.

Первый тест наиболее масштабен и содержит большое количество источников света, но модель Gigabyte, использующая процессор ATI R580, все равно показывает лучший результат, нежели карта на базе NVIDIA G71, имеющая в своем распоряжении 24 TMU. Вероятно, основную роль здесь сыграл более эффективный кольцевой контроллер памяти у Gigabyte Radeon X1900 XTX.

Во втором тесте высокая скорость заполнения сцены не требуется, но востребована эффективная работа с освещением и тенями, а также производительность вершинных процессоров, на их плечи ложится динамическая генерация растительности, которой в сцене очень много. За счет повышенной частоты вершинных процессоров Gigabyte GeForce 7900 GTX удается показать неплохой результат в разрешении 1024х768, но затем он снова начинает отставать от Gigabyte Radeon X1900 XTX. В разрешении 1600х1200 разрыв достигает 10%.

Третий тест требует максимально высокой скорости обработки множества сложных шейдеров и здесь Gigabyte Radeon X1900 XTX с самого начала вне конкуренции, так как он имеет на борту 48 вычислительных пиксельных процессоров, что в два раза больше, нежели у Gigabyte GeForce 7900 GTX. Триумф Radeon X1900 в этом тесте, вероятно, несколько сдерживается наличием 16 TMU, так как в сцене высока не только математическая нагрузка, но и текстурная. В целом, общие результаты карт Gigabyte в 3DMark05 вполне подтверждаются результатами отдельных тестов.

Futuremark 3DMark06 build 1.0.2

В 3DMark06, напротив, лидирует Gigabyte GeForce 7900 GTX, хотя его преимущество над Gigabyte Radeon X1900 XTX составляет всего 142 очка. Вероятно, корни этого лежат в первом графическом тесте SM2.0, но давайте рассмотрим ситуацию подробнее.

Действительно, превосходство Gigabyte GeForce 7900 GTX в тестах SM2.0 максимально и составляет 257 очков, что немало при общих показателях в районе 2000 очков. Скорее всего, это действительно влияние первого теста, являющегося заметно "утяжеленной" версией первого игрового теста 3DMark05.

В тестах SM3.0/HDR преимущество переходит на сторону Gigabyte Radeon X1900 XTX – эти тесты, содержащие большое количество сложных шейдерных эффектов и использующие HDR, образно выражаясь, являются для него родным полем. Впрочем, это преимущество выражено не столь ярко, как преимущество Gigabyte GeForce 7900 GTX в предыдущей группе тестов.

Предположение о выигрыше Gigabyte GeForce 7900 GTX за счет первого графического теста SM2.0 полностью подтверждается – карта опережает соперницу на 10%-15% в двух первых разрешениях. В разрешении 1600х1200 разрыв сокращается практически до нуля и причина явно кроется в более эффективном механизме взаимодействия с памятью у Gigabyte Radeon X1900 XTX. О том, что производительность карт на базе R580 в этом тесте ограничивается со стороны TMU, говорят практически одинаковые результаты Gigabyte Radeon X1900 XTX и Radeon X1900 XT в разрешении 1024х768: налицо барьер на уровне 17 кадров в секунду.

Второй тест SM2.0 демонстрирует обратную картину: здесь первенство принадлежит Gigabyte Radeon X1900 XTX и по мере роста разрешения его преимущество увеличивается, достигая свыше 20% в разрешении 1600х1200. Вызвано это тем, что тест не требует высокой скорости текстурирования, в отличие от первого, а с исполнением пиксельных и вершинных шейдеров и, особенно, с прорисовкой динамических теней по методу CSM (за счет поддержки Fetch4), у Radeon X1900 XTX дела обстоят великолепно.

Таким образом, проигрыш Gigabyte Radeon X1900 XTX по общему результату в группе тестов SM2.0 действительно обусловлен исключительно результатами первого, наиболее требовательного к количеству TMU (а, следовательно, и к скорости заполнения сцены) теста.

Заключение

Графические карты Gigabyte Radeon X1900 XTX и Gigabyte GeForce 7900 GTX оставили о себе неплохое впечатление, хотя и не смогли похвастаться какими-либо экстраординарными возможностями. Эти продукты представляют собой обычные Radeon X1900 XTX и GeForce 7900 GTX, со всеми свойственными им достоинствами и недостатками.

В частности, Gigabyte Radeon X1900 XTX демонстрирует великолепную производительность там, где требуется обработка большого количества пиксельных шейдеров, содержащих сложные математические вычисления и пасует там, где требуется высокая скорость заполнения сцены. К числу основных его преимуществ следует отнести наличие 48 пиксельных процессоров и чрезвычайно эффективную подсистему памяти, оснащенную контроллером с кольцевой топологией, а также возможность одновременного использования FSAA и HDR (FP16).

В свою очередь, Gigabyte GeForce 7900 GTX отлично чувствует себя в играх, использующих OpenGL или техники рендеринга, способные получать выигрыш в скорости в силу особенностей архитектуры GeForce 6/7. В частности, к таким техникам относятся использование стенсильных теней. За счет наличия 24 текстурных блоков (TMU) он демонстрирует лучшую производительность там, где используются текстуры высокого разрешения и/или шейдеры, содержащие большое количество текстурных выборок. Примером такой игры может служить Serious Sam 2.

Проще говоря, и у Gigabyte Radeon X1900 XTX, и у Gigabyte GeForce 7900 GTX есть свои сильные и слабые стороны, и в какой мере они проявятся в реальной игровой ситуации, зависит от конкретной игры. На сегодняшний день производительность обоих флагманских решений Gigabyte достаточно высока для игры с использованием полноэкранного сглаживания, но в долгосрочной перспективе модель на базе графического процессора ATI R580 выглядит предпочтительнее, так как со временем в играх количество шейдерных эффектов, использующих сложные математические расчеты, будет только возрастать.

Что касается особенностей, присущих исключительно двум вышеописанным картам Gigabyte, то их немного. Можно отметить лишь неплохой дизайн упаковки и наличие в комплекте бесплатных игр, причем в случае с Gigabyte GeForce 7900 GTX наличие лишь одной игры компенсируется ее качеством. Мы считаем, что для карт высшей ценовой категории, к которой относятся обе модели Gigabyte, комплектация могла бы быть и более разнообразной, но если вас не интересует бесплатное ПО, поставляемое в комплекте, эти карты могут стать вашим выбором.

Gigabyte GV-RX19X512VB достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая производительность в большинстве игр
  • Поддержка сглаживания прозрачных текстур
  • Поддержка аппаратного декодирования H.264 и других форматов HD
  • Поддержка dual-link DVI
  • Наличие VIVO
  • Комплектация, включающая всё необходимое для эксплуатации продукта.

Недостатки:

  • Повышенный уровень шума
  • Высокое энергопотребление
  • Производительность в OpenGL уступает конкуренту.

Gigabyte GV-NX79X512DB достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая производительность в большинстве приложений
  • Высокая производительность в OpenGL
  • Поддержка сглаживания прозрачных текстур
  • Поддержка аппаратного декодирования H.264 и других форматов HD
  • Относительно низкий уровень энергопотребления и тепловыделения
  • Тихая система охлаждения
  • Поддержка dual-link DVI.

Недостатки:

  • Небогатая комплектация, не включающая необходимые шнуры.
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.4 из 5
голосов: 70

Комментарии 21 Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают