Pro Evolution Soccer 4 vs FIFA 2005


Прошедший год принес нам урожай отменных 3D-экшенов. Только ленивый не занимается сравнением Doom3, Far Cry, Half-life 2 и новоиспеченных Хроник Риддика. Но не всё же время нам изводить компьютерных супостатов и заниматься сравнением качества текстур пола у игр-соперников!? Согласитесь, что заголовки статей: "HL2 vs Doom3" или "Doom3 vs Far Cry", несколько приелись, а ведь не только популярный экшн занимает место на наших винчестерах. Многие посвящают большую часть своего времени за компьютером спортивным играм, да и живём мы в стране, где футбол является видом спорта №1. И целью моей статьи является сравнение наиболее успешных и качественных футбольных симуляторов последнего времени.

Встречайте гостей: FIFA 2005 от канадской студии EA Sports и Pro Evolution Soccer 4 от японской Konami. Сравнение этих игр не случайно, ведь они соперничают не только по качеству футбольной симуляции, но и в чартах продаж сменяют друг друга. Возьмите хотя бы ситуацию в Англии, где очень ценят качественный футбол: PES4 и FIFA2005 бьются не на жизнь, а на смерть за право быть купленными поклонниками футбола.

Итак, PES 4 vs FIFA 2005. Но каковы же будут критерии сравнения? Я предлагаю ввести "Футбольный Оскар" - конкурс в нескольких номинациях. В каждой номинации мы будем присуждать малую награду той или иной игре. В итоге отдадим победу путем простого подсчета количества выигранных номинаций одной из двух представленных вам игр. Номинации "Футбольного Оскара"! Прошу любить и жаловать:

  1. Графика
  2. Звук и Музыка
  3. Искусственный интеллект
  4. Управление
  5. Игровой процесс и общее впечатление от игры

Если же вы считаете, что стоит добавить какую-то другую номинацию или оспорить мнение автора, то добро пожаловать в форум. А я замечу, что первые две номинации не являются самыми важными составляющими для футбольного сима. Ну что же, приступим!

Графика

FIFA 2005 и PES 4 несут в себе движки своих предшественников. Это, несомненно, сказывается на качестве картинки. Если у PES 4 бьётся графическое сердечко PES 3 (вышедшего, кстати, на PC зимой 2003 года), то у FIFA 2005 движочек вообще "старичок", родившийся в далеком 2002 году с выходом феноменальной FIFA 2003, также на этом "старичке" были выпущены: FIFA 2004, Euro 2004 и различные футбольные менеджеры. Так что графически детище Konami должно выглядеть более технологично. Однако, не стоит забывать, что FIFA 2005 является мультиплатформенным проектом (т.е. изначально делается на различные игровые приставки и PC), а PES 4 - кроссплатформенный проект (т.е. продукт сначала делается на какую-то конкретную платформу, а в дальнейшем портируется на другие консоли или на PC). Естественно, кроссплатформенный проект несет в себе все недостатки той платформы, на которой он вначале был выпущен (включая и недостатки управления).

Очевидно, что эти футбольные симы не являются графическими эталонами (интересно, а какой сим является!?). FIFA 2005 предлагает нам размытые текстуры на футболках, не самые лучшие модели футболистов (включая лица) и страдает "стыковка" движений спортсменов при их анимации. Но не всё так плохо, ведь у конкурента дела обстоят еще хуже: позорнейшие трибуны, моделям футболистов вообще не хватает полигонов и внешний вид поля выглядит несколько хуже (особо хочу обратить внимание на скриншоты футбольного поля Сан Сиро, первый в PES4, второй в FIFA 2005)

А также качество лиц некоторых футболистов оставляет желать лучшего. Прошу - скриншоты для сравнения (первый - сборная Бразилии: Роберто Карлос и Рональдо в исполнении PES 4, второй - в исполнении FIFA 2005, кстати здесь напортачили с ростом футболистов):





Это были характерные графические недостатки. Но ведь есть и подвижки в лучшую сторону. Футболисты в PES4 прекрасно анимированы, также в этой игре огромное число камер, текстуры футболок не так бедны. Но FIFA все же смотрится более реалистично, чему способствуют появившиеся шейдерные эффекты (эффект поля, залитого солнцем, дождь, преломляющийся в свете прожекторов. Это надо видеть!). Как я писал ранее, модели футболистов выглядят получше, да и качество трибун превосходит наголову трибуны в PES4.

Хочется обратить внимание на открытость архитектуры движка FIFA, что несет в себе множество модификаций для этой игры! (Скриншоты: первый - Милан и качественные текстуры в PES4, второй - эффект дождя на фоне прожекторов в FIFA 2005)

Итак, мы получаем, что первый Оскар в номинации Графика берет канадская FIFA 2005. Счет открыт и FIFA повела 1:0.

Звук и...

Можно с уверенностью заявлять, что FIFA в звуковом компоненте выглядит предпочтительнее - это и неплохая озвучка специально приглашенных комментаторов, и разнообразные песни фанатов на трибунах. В звуковом плане FIFA кладет на лопатки PES, который по всем параметрам проигрывает в звуке. Обсуждение звуковой составляющей PES считаю бессмысленным, просто скажу, что звук в этой игре намного беднее. При игре в FIFA чувствуешь некоторое погружение в атмосферу футбольного пиршества и появляется желание увеличить громкость, а еще лучше купить дорогую систему 5.1. В отличие от FIFA, при игре в PES таких благородных желаний не появляется...

... и Музыка





Аналогичная ситуация складывается и с музыкальным сопровождением в играх. А если конкретнее, то в PES его, как такового, и нет. Конечно, играют в меню какие-то отстойные ритмы, но это ничто по сравнению с тем, что мы слышим в FIFA: неплохо подобранный плэйлист, с разнообразными песнями. В общем, каждому должна понравится хоть одна песня из того, что нам предлагает EA Sports. Очевидно, что FIFA 2005 получает Оскар в Звуковой номинации. И счет становится 2 : 0.

Искусственный интеллект

Оставшиеся номинации являются самыми важными составляющими в футбольном симуляторе. И первая из них характеризует искусственный интеллект.

Начнем с FIFA. Игры, выходящие из-под пера EA Sports никогда не славились качественным ИИ, и наш подопечный не стал исключением. Всего в игре 4 уровня сложности, причем последние 3 мало чем отличаются друг от друга (для меня не составило проблем сразу же перейти со 2-го уровня сложности на последний, и я продолжал также выигрывать своей любимой тактикой 4-1-2-1-2). Компьютерный ИИ играет в нападении крайне примитивно, пытаясь забить с фланговых навесов, и очень большая редкость, если он атакует по центру, иногда проводит контратакующие комбинации и отдает пас на опережение. И вот здесь проявляется читерство ИИ (я затрагивал уже эту тему в обзоре NFS: Underground2) - его футболисты на последних уровнях сложности бегают быстрее, бьют точнее и прыгают выше, что несомненно помогает им играть с более высоким КПД, нежели вы. Может поэтому ИИ предрасположен к тактике навесов, ведь не надо плести хитрые комбинации, достаточно с читерски высокой скоростью пробежать по флангу, сделать навес в сторону ворот, а там нападающий-читер по-читерски точно пробьет в ворота.

Кстати вратарь выходит из ворот в основном только на угловых, так что надейтесь только на себя. В обороне всё выглядит также читерски, что способствует ощущению высокого качества ИИ, но не верьте этому. ИИ всё же туп и примитивен, просто программисты ЕА вкололи ему допинг: ваши навесы редко проходят, вратарь у противников просто зверюга, забирает почти каждый угловой, у вас нет шансов убежать в отрыв, много пасов перехватывается, вот и приходится весь матч "давить" на ворота ИИ. ИИ в FIFA оставляет крайне отрицательное впечатление, приходится играть однообразными схемами, чтобы затолкать мяч в ворота ИИ. Выше я привел наиболее удачную схему для борьбы с футбольными читерами.

В отличие от EA Sports у Konami на протяжении всех игр серии PES был отменный ИИ, 4-ая часть не стала исключением. 6 уровней сложности, последний - бонусный, открывается за очки. Скажу сразу, уже 3-ий уровень создал для меня проблемы, приходилось под каждую команду подстраиваться с разным стилем игры. Играя на 3-м уровне сложности за Интер, я с горем пополам выиграл у Ювентуса, "продул" Милану, сыграл вничью с Фиорентиной и выиграл у Модены. Человек, разбирающийся в футболе, поймет мои слова. Проще говоря, играл я крайне нестабильно, но каждый забитый гол оставлял непередаваемые ощущения успеха. Позже я освоился на этом уровне сложности, но на 4-ый всё еще боюсь переходить. По-моему этого достаточно, чтобы понять, что в этой игре отменный ИИ. Атакует он разнообразно: использует фланговые навесы, комбинации по центру, иногда даже пытается задавить вас числом игроков, принимающих участие в атаке, не стыдится ударить (и забить :( ) издалека, интересно играет в пас, иногда старается передержать мяч. Оборона тоже: игроки страхуют друг друга, пытаются перехватить пасы, но дают убежать в отрыв или разыграть красивую комбинацию.

Признаки читерства всё же присутствуют в этой игре (но не так явно, как в FIFA), а проявляются они в намагниченных штангах ворот ИИ, точности ударов ИИ и, наконец, в неубедительно сильной игре вратаря. Несмотря на это, ИИ позволяет играть вам разнообразно в нападении, а не переходить на навал или примитивное использование наиболее удачной схемы. Интересно то, что каждая команда действует соответственно своей тактике, а не сбивается на манеру поведения, заранее заданного программистами. Приятно, что ИИ позволяет играть разнообразно. Но я заметил характерные ляпы: ИИ не бьёт по воротам, когда вратарь покинул их, также очень неприятна "божественная" игра вратаря на выходах (попробуйте сами: забьете минимум мячей с выхода один-на-один).

В итоге, чтобы составить личное впечатление о качестве ИИ в представленных играх, рекомендую поиграть на среднем уровне сложности против равной команды. А PES 4 получает залуженный Оскар за отличный Искусственный интеллект. FIFA - PES 2 : 1.

Управление

FIFA 2005 предлагает нам то же управление, что было и 2 года назад, лишь добавлена фишка Off the ball control. Но по моим опросам ею никто не пользуется. Она предоставляет возможность контролировать игрока, не владеющего мячом, в надежде на то, что вам удачно отдаст пас товарищ по команде. Ещё есть кнопка для проброса мяча себе на ход (по умолчанию - Shift).А так, ничего нового: пас, пас в прорыв, навес, удар, финты и кнопка выбора игрока, которому отдать пас.





PES 4 "приплыл" к нам с PS2, поэтому для более комфортной и качественной игры рекомендуется аналоговый геймпад. Управление аналогично FIFA. Но есть хороший режим обучения игры в PES, который научит вас хорошо играть, используя аналоговые контроллеры. Мне эта фишка кажется более пригодной, нежели Off the ball control. Как говорится, если не умеешь, то научим.

А теперь о плохом. Обе игры мудрят с пасами (особенно пасы в отрыв). Например, вы указываете конкретное направление, куда вы хотите отдать пас, но нет - наш игрок отправляет мяч абсолютно не туда. Зачем подконтрольные вам игроки выносят мяч за боковую линию, если он им достался в собственной штрафной, а поблизости нет противников? Иногда мудрят с силой пасов: то слишком сильно сыграют, то в недодачу. Это были приведены факты, характерные обеим играм.

Теперь же перейдем на личности. B PES не позволяют перекинуть вратаря при выходе один-на-один кнопкой навеса (игрок посылает мяч близлежащему партнеру, хотя есть комбинация клавиш для перекидывания вратаря, но крайне неудобная). И непонятна ситуация с силой удара (по-моему она никак не подчиняется закону заполненности шкалы удара), в основном мяч после вашего удара летит в "молоко". B FIFA же очень неприятно аркадное исполнение угловых и штрафных - никакого футбола, сущий бред.

Кстати в PES отлично смоделировано выполнение штрафных и угловых, разнообразие вносят и дополнительные возможности с помощью аналоговых контроллеров.

Не знаю, кому отдать главный приз в этой номинации? Послушаюсь сердца и присужу победу FIFA 2005. Эта игра оставляет меньше отрицательных ощущений в управлении, всё таки сказывается мультиплатформенность проекта, да и аналоговый геймпад не у каждого присутствует. Отмечу лишь, что победа FIFA в этой номинации очень спорна. FIFA - PES 3 : 1.

Игровой процесс и общее впечатление от игры

Вот мы и подошли к последней номинации. Без предисловий перейдем к разбору:

FIFA 2005. В этой игре лицензированы практически все представленные команды и игроки (исключение составляет сборная Голландии), что положительно отражается на восприятии футбольного реализма. Лицензировано большинство европейских чемпионатов, включая и низшие лиги. Присутствуют аналоги европейских суперкубков (кубок УЕФА и Лига Чемпионов). Недавно ЕА выкупила права на создание футбольных симуляторов в антураже турнира Лиги Чемпионов (ждите появления игры). Наш монитор посетил один лицензированный судья - ПьерЛуиджи Колина. В игре присутствует карьерный режим (кстати, он украден у PES), в котором вы можете поднять слабую команду до лидера мирового футбола. ЕА предусмотрели режим совместимости FIFA 2005 и Total Club Manager 2005 (комментировать не буду, т.к. не пробовал этот режим). Хочу обратить внимание на занудную систему сохранения - вас тысячу раз переспрашивают: "Действительно ли вы хотите сохраниться?". Присутствует возможность создать своего игрока и клуб. Посетил игру и бонусный магазинчик, также украденный у серии PES. Расстраивает система формаций, они заранее предусмотрены и вы не вольны создавать собственные (а вот интересный скриншот, догадайтесь с трех раз, кто это?).

А если подытожить, то FIFA оставляет впечатление дорогого "попкорнового" блокбастера, с неглубокой проработкой и слабым ИИ, и после двух недель игры он уже надоедает, не спасают дорогие лицензии и разнообразие турниров.





Pro Evolution Soccer 4. К сожалению, подверглись лицензированию не все команды в игре, но Россия и Украина у японцев в почете. Игра оснащена качественным карьерным режимом и множеством турниров. Также в ней вы найдете реально воссозданные стадионы, только их названия искажены (не беда, есть редактор стадионов, команд, игроков и интернет). Очень порадовала система покупки бонусов. Представляет особый интерес создание собственного игрока, с указанием его сильных и слабых сторон и супервозможностей. Всем поклонникам футбола придется по вкусу "Энциклопедия Футбола", даже ради неё стоит покупать игру. PES4 обладает отличным обучающим режимом и залом славы, где хранятся все ваши трофеи и ролики церемоний награждения. Для любителей копнуть поглубже, игра обладает качественной системой настроек формаций и тактики. Даже для каждого игрока можно задать его расположение на поле и характер поведения. Хочу привести интересный факт: несколько раз играя против России (3-й уровень сложности), я частенько пропускал мячи от Булыкина и всегда он забивал головой (прошу скриншот):

Аналогично на поле себя ведут такие личности, как Роберто Карлос (сборная Бразилии и Реал Мадрид) и Мичел Сальгадо (сборная Испании и Реал Мадрид). Являясь ярко выраженными вингерами (крайние левые и крайние правые защитники, подключающиеся к атаке) они не смущаются принимать активное участие в нападении, и даже забивать (особенно Роберто Карлос и его фирменные удары издалека). По-моему мнению это демонстрирует внимание разработчиков к характерным чертам футболистов и спортсмен, лучше владеющий какими-то конкретными характеристиками, с большей пользой использует их на поле (голова Булыкина и скорость Роберто Карлоса). Например, Шевченко характерен своей разнообразной игрой: он не стесняется и подержать мяч, и пробить головой, однако, крайне редко наносит удары издалека. Введены травмы игроков, с их выносом за пределы поля и оценкой состояния футболиста...

Приятно просматривать предматчевые ролики и церемонии награждения, очень хорошо передают дух футбола. А вот повторы забитых мячей в PES выглядят послабее, чем у конкурента.

В итоге PES4 являет собой неогранённый алмаз (сказывается бюджет проекта). К сожалению, Konami не выделила денег на лицензирование футболистов и команд, а с саундтреком вообще непонятна ситуация; ведь приходит в голову вторая часть PES, где были использованы оригинальные песни группы Queen ("We will rock you", "We are the champions"). Однако PES 4 продаётся в Англии ничем не хуже своего главного противника в лице FIFA2005. В силу своей проработанности PES 4 подходит для истинных поклонников качественного футбола, а не для геймеров, решивших поиграть в "футболец" и посмотреть на известных спортсменов.

В этой номинации приз берет PES4 за свою глубину и проработанность (а не за толстые карманы, как у FIFA).

Итоговый счёт: FIFA 2005 vs PES 4 - 3 : 2.

Как мы видим: победу одержала игра от канадской студии EA Sports - FIFA 2005. Делайте из этого выводы. А я выскажу своё субъективное мнение. FIFA - это очередной фастфуд от ЕА и этим всё сказано, если вы поклонник этого вида пищи, то приятного аппетита. Если же вы хотите Футбола (с большой буквы), но в дешевой упаковке, то PES 4 ждёт вас. Хотя стоит попробовать оба этих продукта и сравнить самим. Несмотря на результаты "Футбольного Оскара", я советую играть в PES 4.

На этом церемонию вручения можно считать закрытой, а я поздравлю FIFA 2005 пожелаю ей поумнеть и повзрослеть!!! А в подарок всем любителям футбола - красивый скриншот из этой игры:

P.S. Обе игры запускались на системе:

  • Athlon XP 2500 ( @3200 )
  • 512 Mb RAM
  • Geforce 6800 (c разблокированными конвейерами)

Игры "пойдут" на системе:

  • Процессор 800 MHz
  • 256 Mb RAM
  • Geforce 2 или Radeon 7500 и выше.


Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.0 из 5
голосов: 127


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают