Чиним диски IBM серии DTLA


Недавно мне пришло письмо от нашего читателя Игоря, к которому была приложена небольшая статья:


Уважаемый Doors4ever! Не думаю, что данную статью есть смысл размещать в рамках конкурса. Слишком она узконаправленна. Просто хотелось поделиться решением наболевшей проблемы.

Лечение "дятлов"

В этой небольшой статье я хочу рассказать о том, как лечить одну проблему в винтах IBM серии DTLA, которая мне поубавила количество здоровых нервных клеток.

А дело было так. Практически одновременно я купил 2 диска IBM DTLA 307030. За исключением громкой работы они меня устраивали полностью. Но примерно через год-полтора винты периодически перестали определяться, во время работы периодически система висла и винты издавали совершенно ужасный скрежет. Когда подобные зависания стали происходить слишком часто, чтобы это можно было выносить, я понёс винты в ремонт. На следующий день мне их отдали, сказали, что, мол, сняли плату, почистили и всё заработало. Но примерно через месяц проблема повторилась снова. Пришлось снова нести в ремонт. Ситуация полностью повторилась. Каждый раз с меня брали 100 рублей за винт! И опять через месяц винты начали сбоить.

Поскольку принципиально проблему такой "срочный ремонт" не решал, было решено самому разобраться, что именно чистят и за что берут 100 рублей. Перевернув винт "на спину" откручиваем плату (для этого нужна отвёртка-звёздочка). Под платой ничего кроме контактной группы в виде ножек-контактов найдено не было. Эти ножки должны прижиматься к контактам на плате. Идея, на мой взгляд, довольно глупая, так как маловероятно, что таким образом можно обеспечить надёжный контакт. Видимо со временем "ножки" и контакты на плате окисляются и контакт пропадает. Чистим спиртом "ножки" и то, к чему они должны "контачиться" на плате, собираем винт, РАБОТАЕТ! Та же операция была проделана и со вторым винтом, и он так же успешно заработал.

Но поскольку мой ремонт ничем, вероятно, от того, что мне делали в фирме не отличался, через некоторое время винты опять начали сбоить. Разбираем винт и смотрим, каким образом можно улучшить контакт между "ножками" и платой. Решение было найдено в стачивании примерно на 0.5 мм столбиков, на которые ложится плата и столбиков, к которым она прикручивается. За счёт этого она начинает сильнее прижимается к "ножкам". Делается это очень легко и быстро надфилем или мелким напильником.

Всё, что отмечено знаком (*) подвергается стачиванию.

После проделанной процедуры винты уже довольно продолжительное время работают в райде (striping). Проблем за время это время отмечено не было.





Буду рад, если эта статья поможет кому-то справиться с подобной болезнью.

P.S. Возможно другие винты IBM тоже страдают этой болезнью и так же ремонтируются. У меня кроме дятлов винтов IBM нет. У пяти прошедших через мои руки максторов подобных проблем не отмечалось.

Игорь


Более трёх лет назад у меня безвозвратно умер именно такой диск – IBM DTLA 307030. В то время я особенно не задумывался о причинах: "стеклянные" пластины были тому виной или сборка на заводе в Венгрии... Сейчас этот вопрос меня заинтересовал, неужели всё дело в плохих контактах? Я стал искать информацию и выяснил, что действительно, если отбросить факты выхода из строя дисков с реальным, физическим повреждением секторов, то основная причина – "логические" bad-сектора, обусловленные плохим контактом. Как это происходило...

Когда-то контактные группы покрывали золотом, что предотвращало окисление. Затем, в целях удешевления производства, от этого отказались и проблема плохого контакта проявилась. Из-за окисления, данные, получаемые контроллером диска, искажались. Соответственно могли искажаться или неправильно интерпретироваться команды, исходящие от контроллера. В условиях непостоянного, нестабильного контакта, логика помечала сектора как "плохие" (bad) и заносила их адреса в специально отведённую инженерную область диска. Со временем количество таких мнимо-плохих секторов росло, инженерная область диска, где хранятся данные о bad-секторах, переполнялась и "наползала" на служебную область диска, где находятся данные, необходимые для нормального функционирования диска. При старте происходит обращение к служебной области, а там вместо нужных данных, совершенно иные, результат – полный выход диска из строя.

Возможно это несколько упрощённая или не точная в деталях картина, но суть происходящего она отражает. Зачистка контактов позволяет восстановить нормальный обмен данными. После чистки нужно пройтись по диску программой IBM Drive Fitness Test (DFT), чтобы обнулить список "плохих" секторов и диск снова будет готов к работе до тех пор, пока опять контакты не окислятся. Любой способ лужения, золочения или усиления прижима, как описанный в этой статье, позволит избежать выхода диска из строя по этой причине.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал
рейтинг: 4.5 из 5
голосов: 60


Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают