Нет денег на апгрейд – попробуем разгон

18 января 2003, суббота 01:35
Статья впервые опубликована в красноярском издании "Ориентир", №3(386) от 15.01.03г.


В наше время нередки такие случаи, когда бывший офисный компьютер вдруг попадает в руки к игроку. Происходит это обычно при обновлении оргтехники в крупных фирмах или их реорганизации с распродажей имущества.

Зачастую такой компьютер будет иметь вполне приемлемую для игр конфигурацию по скоростным параметрам процессора и объему оперативной памяти, однако своеобразным "тормозом" такой системы в играх в большинстве случаев будет видеокарта. И действительно, ведь бухгалтеру или секретарю не нужна современная видеокарта, да и инженеры проектировщики, работающие с графическими редакторами, зачастую обходятся картами на базе чипов NVIDIA Riva TNT/TNT2 и урезанных младших GeForce, да совсем изредка встречаются чипы от ATI (в основном это Rage 128 или первые Radeon).

Что же делать игроку купившему вполне приличный компьютер, если денег на апгрейд видеосистемы уже не осталось? В такой же ситуации могут оказаться и владельцы домашних компьютеров, также по какой-либо причине не имеющие средств на апгрейд. В первую очередь стоит проверить и оптимизировать настройки BIOS, обновить драйвера, ну а потом уже и попробовать разогнать видеокарту.

BIOS и драйвера

В BIOS материнской платы необходимо проверить установленный режим работы AGP. Для большинства современных видеокарт это 4х, для более ранних – 2х. (Если нет сопроводительных документов, величину этого параметра можно найти в справочной литературе или Интернете). Правильно выставленный режим уже обеспечивает оптимальную работу видеокарты.

Другой параметр, контролируемый из BIOS – количество системной (оперативной) памяти выделяемой для размещения текстур. Для видеокарт последних поколений вполне достаточным будет объем в 32-64 Mb, что при объеме оперативной памяти 128-256 Mb вполне допустимо.

Зачастую в BIOS материнских плат на базе чипсетов VIA есть возможность установки режима Turbo для AGP, которой тоже не стоит пренебрегать.

Также есть смысл регулярно обновлять драйвера как видеокарт, так и материнских плат, что также позволит увеличить и общую производительность системы. Логичнее новые драйвера брать непосредственно с сайтов производителей оборудования, но зачастую их можно обнаружить и на CD, идущих в комплекте с компьютерными журналами.





В новых драйверах, как правило, исправлены ошибки обнаруженные в предыдущих версиях, а также значительно расширена функциональность и появляются новые возможности для настройки, что, несомненно, очень удобно.

После проверки и установки данных параметров, можно приступить уже и к разгону.

Разгон

Как правило, производители электронных комплектующих, особенно брэнды, предусматривают 10-30% запас прочности по всем параметрам, включая частоту работы и напряжение питания. Именно эти 10-30% и позволяют хоть не намного, но увеличить производительность системы.

Сам разгон можно производить несколькими путями, но наиболее удобен программный, так как в этом случае нет необходимости копаться в достаточно сложных настройках BIOS видеокарты или тем более работать паяльником, рискуя повредить электронику.

Наиболее удачными средствами программного разгона считаются утилиты Power Strip и Riva Tuner, имеющие приятный и логически понятный интерфейс, позволяющий разобраться даже в англоязычных версиях программ при минимальных языковых познаниях. Обе утилиты практически с одинаковым удобством позволяют менять частоту чипа и памяти видеокарты, производя тестирование полученных результатов.

Рассмотрим разгон и его эффект на конкретном примере. За основу взят компьютер в следующей конфигурации:

  • процессор – Pentium III-800МГц;
  • память – SD-RAM 256 Mb PC133 Hynix;
  • винчестер – 30Gb Maxtor FireBall 3 7200 rpm;
  • видеокарта – Gigabyte GV-GF1280-32E GeForce 2MX200 32 Mb;
  • монитор - 17” Samsung SyncMaster 755S, работающий в режиме 1024х768х32 bit;
  • операционная система – Windows 98SE.

В качестве тестовой программы использовался популярный набор тестов 3DMark 2001SE. Все тесты проводились по 3 раза, конечный результат усреднялся.

В качестве утилиты для разгона была использована Riva Tuner версии 2.0 RC 10.2. В данной утилите область допустимого безопасного изменения частоты чипа и памяти показывается синим цветом, что весьма удобно и информативно.

Частота процессора и памяти после подъема до 180 и 170 МГц, соответственно, поднималась ступенчато с шагом 10 МГц, а после величины 200 и 190 МГц, соответственно, с шагом по 5 МГц. Заметим, что разгонный ресурс данной видеокарты нам был известен, в общем же случае стоит повышать частоты с шагом 5 МГц, а на последнем этапе при желании достигнуть максимального эффекта и 1 МГц. Результаты сведены в таблицу 1.





Таблица 1. Разгон видеокарты в асинхронном режиме

Частота чипа 175 180 190 200 205 210 215
Частота памяти 166 170 180 190 195 200 205
3DMark 2001SE 1269 1291 1384 1460 1472 1571 Появление артефактов, зависание системы

Как видим, повышение частоты чипа и памяти на 20% дало повышение производительности на 23,8%. В данном случае это максимум, но получить и такую прибавку производительности, согласитесь, не плохо.

Ради эксперимента попробуем, как будет функционировать система при синхронизации частот чипа и памяти с шагом 5 МГц (в определенных кругах бытует мнение, что этот режим наиболее производителен). Результаты сведены в таблицу 2.

Таблица 2. Разгон видеокарты в синхронном режиме

Частота чипа 175 180 185 190 195 200 205
Частота памяти 175 180 185 190 195 200 205
3DMark 2001SE 1340 1371 1423 1459 1464 1538 Появление артефактов, зависание системы

Максимальные значения частоты чипа и памяти полученные в данном случае – 200/200 МГц (соответственно +14/+20%). Производительность в данном случае возросла на 21,2%, что, конечно, неплохо, но на 2,6% ниже, а соответственно, первый вариант является наиболее производительным. На нем и стоит остановиться.

Долговечность

Поскольку напряжение на шине AGP не повышалось, а это, стоит заметить, процесс весьма ответственный и достаточно опасный, поскольку имеется реальный риск «сжечь» видеокарту (хотя в случае удачи иногда удается достичь еще более высоких рабочих частот), стабильность и долговечность работы напрямую будет зависеть от охлаждения. Причем в данном случае рекомендуется охлаждать не только сам процессор видеокарты (чип), но и микросхемы памяти.

В идеальном случае видеокарта оснащается кулером чипа и игольчатыми радиаторами на микросхемах памяти. Однако этим может похвастаться лишь продукция брэндов, да и то не всех. На изделиях же no name запросто может отсутствовать даже радиатор на чипе, не говоря уже о памяти. Поэтому в данном случае не обойтись без установки дополнительного кулера.





Выбор последних в нашем городе невелик. Как правило, это либо изделия no name стоимостью около 40 руб., либо продукция брэндов, типа Thermaltake Blue Orb, но уже на порядок дороже. Конкретно для видеокарт позиционируют в основном лишь два этих решения, однако возможны варианты.

В случае полного отсутствия элементов охлаждения, приобретается процессорный кулер под Socket 7/370 стоимостью от 30 руб., подгоняется до необходимых размеров с помощью ножовки по металлу и приклеивается термоклеем типа "АЛСИЛ-5" (от 40 руб.). Причем, если клей наносить по периметру, то в центр, непосредственно на ядро, можно нанести немного термопасты, что позволит дополнительно улучшить охлаждение. Обрезки радиатора, в этом случае, если подходят по размеру, приклеиваются на микросхемы памяти. Если нет, придется распилить еще один радиатор.

Если же на видеокарте имеется лишь радиатор чипа (наиболее распространенный вариант для no name), то в этом случае вентилятор от процессорного кулера закрепляется на радиаторе чипа, а радиатор процессорного кулера распиливается и приклеивается на микросхемы памяти.

Не лишним будет заметить, что все работы необходимо производить весьма и весьма аккуратно, иначе они могут принести больше ущерба, чем пользы.

Таким образом, добившись хорошего охлаждения, можно обеспечить стабильную и надежную работу видеокарты.

Смысл

Как можно увидеть из нашего конкретного примера, с помощью простого и доступного программного разгона, мы смогли добиться почти 24% прироста производительности от «жутко урезанной» видеокарты. Напомним, что у GeForce 2МХ200 в отличие от GeForce 2МХ400 вдвое урезана шина обмена данными с памятью (64 bit против 128).

Более же новые полноценные видеокарты позволяют добиться еще более высоких результатов.

Так брэндовые видеокарты на базе GeForce 3Ti200 после разгона зачастую могут обойти по производительности и своего старшего собрата GeForce 3Ti500. А видеокарта ASUSteK V8420S GeForce 4 Ti4200 SuperFast, например, после аналогичной процедуры превосходит по производительности в большинстве случаев даже GeForce 4 Ti4600.

Что касается долговечности разогнанных видеокарт, то при умеренном разгоне, описанном выше, и хорошем охлаждении, такая карта вполне может успешно проработать 2-3 года, а то и до 5 лет, после чего обычно либо производится апгрейд, либо меняется компьютер.





Таким образом, можно прийти к выводу, что при помощи несложного и вполне доступного программного разгона можно добиться приемлемой производительности даже от достаточно старой (по компьютерным меркам) видеокарты, не особенно потеряв при этом в долговечности.

В данной статье приведены наиболее популярные способы разгона видеокарт. Однако стоит отметить, что данная статья является лишь аналитическим и повествовательным материалом, а не руководством к действию, а следовательно администрация сайта и автор статьи не несут ответственности за возможные неудачи при разгоне, ответственность за которые ложится непосредственно на производителя работ.

Вышеуказанные утилиты, как и дополнительную, близкую к данной теме информацию, можно найти в сети Интернет по следующим адресам: www.overclockers.ru, www.nvworld.ru, www.radeon2.ru и www.entechtaiwan.com.

Удачного вам разгона!

Страницы материала
Страница 1 из 0
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают