Третье пришествие Intel на рынок трехмерной графики

Оглавление

Вступление

В прошлом году компания NVIDIA выпустила свою первую линейку видеокарт с поддержкой трассировки лучей – GeForce RTX. Казалось бы, в начале 2020 года ее лидерство в этой области сохраняется, ведь AMD пока не представила достойного конкурента, но с сегодняшнего дня позиции обеих компаний на рынке 3D пошатнулись. Хотя это еще легко сказано.

анонсы и реклама
Еще в 2019 году Intel уведомила двух основных игроков, а заодно и общественность, что в скором времени им придется поделиться сначала четвертью, а затем и вовсе половиной доли рынка графических ускорителей.

500x394  51 KB. Big one: 1200x945  146 KB

Пока AMD и NVIDIA судорожно гадают, что будет дальше и как добавить трассировку лучей в самый нижний сегмент дискретной графики, чтобы окончательно занять нишу, Intel заявила: «В новом продукте вы получите сразу все!»

500x419  34 KB. Big one: 680x570  43 KB

Нам как конечным потребителям от этого только лучше. Цены на сегодняшние RTX топы, мягко говоря, задранные до небес, должны опуститься вниз, отделы маркетинга наконец-то начнут работать в правильном направлении.

реклама

А я пока расскажу, что же находится у меня в рабочей системе под грифом NDA в статусе инженерного образца, а также напомню историю двух предыдущих попыток Intel захватить графический рынок.

500x327  65 KB. Big one: 700x458  69 KB

Первая попытка

Отступление (он же дисклеймер). Я не рекомендую читать эту статью с начала этого абзаца всем тем, кто застал видеокарты с интерфейсом AGP и поколение третьих «Пентиумов». Воздержитесь от прочтения данной главы, дабы не получить шок от прочитанного. Но если ваша первая операционная система была Windows 7 и старше, то ниженаписанное для вас.

500x363  115 KB

реклама

Итак, самой первой попыткой выхода на рынок 3D-графики для Intel стал ускоритель под названием Intel 740 (i740). Первые пробы пера инженеров компании из Лос-Аламосской лаборатории в полигональном творчестве увидели свет в 1998 году.

Перед R&D отделом Intel была поставлена задача (под угрозой тотального увольнения) помешать усилению позиций ATI Technologies, которая впоследствии была поглощена AMD (Advanced Micro Devices) и NVIDIA Inc., на рынке трехмерной графики.

500x411  131 KB. Big one: 739x607  304 KB
Первый GPU Intel модель 740 (i740).

В те времена на рынке, кроме вышеупомянутых игроков, присутствовали игроки второго эшелона, выпускавшие свои 3D ускорители, такие как SiS (Silicon Integrated Systems), 3Dfx Interactive, Matrox, S3 Savage и другие. В результате упорной работы свой 3D ускоритель появился и у Intel.

Intel 740 или «Firestorm» был хорош во всех отношениях, включая технологическую сторону. Современный по тем временам AGP интерфейс, большой по тем меркам объем скоростной видеопамяти, высокочастотный RAMDAC с возможностью подключения более чем одного ЭЛТ-монитора и специальные блоки GPU, которые напрямую через драйвер взаимодействовали с центральным конвейером Pentium III все того же производителя.

По замыслу должен был получиться симбиоз или нечто подобное, что сейчас называют гетерогенными вычислениями или GPGPU. Центральный процессор ускорял GPU, а в ряде случаев отдельные специализированные блоки ALU и FPU Intel 740 ускоряли процессор. На первых порах производительность Intel 740 была просто ошеломляющей. В большинстве игр FPS был в полтора-два раза выше, чем у конкурентов. Это был успех, но подвели драйверы.

500x350  98 KB

История с драйверами выглядит туманной и неизученной, но, по немногочисленным утечкам и слухам, весь отдел Driver-software состоял из выходцев из Индии (для крупных IT-Software гигантов это нормальная практика).

И в один прекрасный и солнечный день они все решили вернуться на родину, накопив наконец-то достаточно сбережений. Помимо купленных билетов до Дели, больше о них ничего неизвестно.

500x289  70 KB. Big one: 998x576  196 KB

Пока руководство компании набирало новую команду разработчиков, пока они вникали в суть дела – прошли годы и Intel 740 устарел морально и физически, так как драйвер был написан только для операционной системы Windows 98 без приставки Second Edition. Но своим появлением он заставил встрепенуться весь 3D рынок и дал толчок к ускорению темпов появления новых 3D технологий и новых GPU.

У меня как раз сохранился этот кусочек 3D истории, посмотрим на него со стороны:

500x323  100 KB. Big one: 1200x774  387 KB
3D Видеоускоритель Intel 740.

Перед вами самый настоящий первый GPU Intel. Спереди можно увидеть фирменный кулер с логотипом компании, съемную микросхему video-BIOS и две микросхемы скоростной видеопамяти стандарта SGRAM, работающей на частоте 100 МГц производства Samsung.

AGP разъем работает в режиме mode x2. Сзади на видеокарте отсутствуют какие-либо элементы, лишь в левом нижнем углу можно увидеть цифру «4», означающую количество слоев PCB, из которых состоит печатная плата.

реклама



500x326  72 KB. Big one: 1200x783  344 KB

На базе GPU Intel i740 видеокарты выпускали и другие вендоры, а не только сама Intel. В этом плане она не наступила на грабли, как 3Dfx, которая выкупив производственные мощности STB в Мексике не дала возможности любым производителям выпускать собственные версии 3D ускорителей, за что в итоге и поплатилась.

Но вернемся к Intel. Ниже на фото представлена вариация графического ускорителя Leadtek Intel i740.

500x502  94 KB. Big one: 1300x1306  487 KB

Четыре микросхемы памяти, которые еще быстрее, чем у «референса», производства Mach Speed со временем доступа 8 нс (у эталонной Intel 740 – 10 нс). PCB хоть и похожей формы, но расположение всех элементов иное. Видеокарта довольствуется пассивным охлаждением, так как сам GPU у Intel получился очень энергоэффективным.

реклама

Тираж всех видеокарт на GPU Intel 740 был небольшим, лучшими вариантами считаются модели Diamond Stealth II G460, ASUS 3D explorer V2740 и, конечно же, Real3D StarFighter. Если вам удалось найти в наши дни на барахолке один из таких ускорителей, считайте, что вам повезло! Есть шанс прикоснуться к историческому артефакту и даже опробовать его в деле, но помните про софтварные проблемы с драйверами. Нелегко будет заставить его работать.

500x344  86 KB. Big one: 700x482  152 KB

Еще одна позитивная новость по этому поводу. Все тем, кто на момент официального анонса нового 3D ускорителя Intel будет физически обладать первыми экземплярами Intel 740 производства самой себя, тот получит в обмен на него новый Next Gen (похожая программа обмена старых комплектующих на новые продолжительное время действует у компании EVGA).

Так что если вы когда-то купили тот самый Intel 740 или нашли его пылящимся в коробке, то настало его время.

500x499  182 KB. Big one: 800x799  298 KB

реклама

С этого абзаца вы можете позвать адептов Windows XP и DOS’a и всех тех, кому эта часть была не рекомендована к прочтению. Сообщите им, что с этих самых строк им разрешено читать, ведь дальнейшую историю они и сами прекрасно должны знать.

Второй блин комом

Как гласит русская поговорка: «Первый блин – комом!», но в случае с Intel блинов получилась пара. Второй блин носил имя Larrabee.

Это был поистине выдающийся проект, который встряхнул во второй раз AMD и NVIDIA и дал всем надежду, что графика Intel будет.

500x393  80 KB. Big one: 1200x943  365 KB

реклама

То ли совпадение, то ли случайность, но так совпало, что начало проекта ознаменовалось возвращением группы лиц из Дели в штат Массачусетс.

Никаких достоверных фактов по этому делу нет, но по слухам у софтварных инженеров: а) закончились деньги, и нужно было опять взяться за старое; б) закончился очередной буддийский цикл по восточному календарю, он выпал как раз на високосный год, как и сейчас в 2020-м. Совпадение? Я лично так не думаю.

500x378  65 KB. Big one: 1200x907  336 KB

В общем, по каким-то причинам новое, уже сменившееся руководство Intel решило возродить проект «Икар» (ранее засекреченный) и снова выйти на рынок 3D ускорителей. С развитием интернета и технологий эта информация сразу же разлетелась по всем печатным и электронным IT новостным изданиям. Проект Larrabee был более продвинутым, чем Intel i740 в свое время.

У Intel к тому моменту было почти 70% процессорного рынка, и AMD и оставшиеся (ARM и прочие) просто собирали крохи со стола мирового рынка. Поэтому в плане финансирования проблем не было никаких. Нужны были лишь талантливые инженеры.

реклама

500x376  90 KB. Big one: 800x601  190 KB

Вариантов разработки нового GPU было два. Первый – пойти по пути развития новой архитектуры с нуля, второй – взять самые передовые процессорные наработки и трансформировать их в область 3D.

Первый путь был чреват отставанием от намеченного графика разработки и непредсказуемостью конечного продукта, так как сложность разработки GPU с нуля, когда транзисторные пакеты у конкурентов насчитывают миллиарды, зашкаливает. Поэтому в итоге выбрали план «Б».

500x297  73 KB. Big one: 1400x831  393 KB
Инженерная плата ускорителя «Larrabee» (фото взято из сети Internet).

Центральные процессоры производства Intel в те годы были самыми быстрыми, нужно было только научить их помимо расчетов с плавающей запятой отрисовывать полигоны и обсчитывать шейдеры. Долго думать не стали и взяли за основу CPU с громадным количеством микроядер и «софтово» переделали – какие ядра будут заниматься расчетом T&L, какие – обрисовывать полигоны, либо заниматься шейдерами.

реклама

Предложенный в результате продукт был, с одной стороны, графическим ускорителем, а с другой – им на 100% не являлся. Просто гигантский кристалл, поглощающий колоссальное количество энергии – общих черт у него было больше от CPU, чем от GPU. Судьба продукта на этот раз получилась иная. Софт был хорош, а вот хардварная часть подкачала.

500x364  120 KB. Big one: 1300x912  463 KB

Нужно было идти по пути «А»! Хотя и дольше, и с нуля, но шанс на успех был бы выше. Каков итог всей этой разработки? Проект так и не вышел из статуса Engineering Sample.

Да, определенный успех все же был, Larrabee умел выводить 3D картинку. Но слишком отставал от конкурентов по чистой производительности и проект закрыли, RIP. Причем наглухо – RIP и еще раз RIP.

500x534  131 KB. Big one: 1200x1281  670 KB
Сердце «Larrabee».

Во внешний мир удалось просочиться паре или чуть больше рабочих прототипов, а все программные разработки были уничтожены. И теперь пара коллекционеров, обладателей ускорителей Intel Larrabee неистово ищут видеодрайвер для своих «видеокарт». Думаю, они его найдут, когда пройдет срок в 25 лет со дня начала разработки этого проекта и наконец-то снимут NDA.

А пока им придется ждать, либо искать одного из двух инженеров, которые были причастны к этой разработке и накануне закрытия проекта вернулись в Дели. Об их именах ничего не известно, при вылете из США никаких личных вещей в посадочном талоне у них не значилось, и лишь один пассажир того рейса заметил на шее у одного инженера серебристый кулон с USB разъемом, похожий на флэшку с синим логотипом.

500x337  92 KB

Возможно, разыскиваемые всем миром драйверы были как раз в этом кулоне, возможно, это просто совпадение и кроме личных фото там ничего нет. Но как говорят, кто ищет – тот всегда найдет ;)

500x341  68 KB

Финал истории

Ну а теперь о самом приятном. Так как у меня есть оригинальный 3D ускоритель Intel i740, то ко мне скоро должен прийти первый серийный образец новой видеокарты Intel с пока еще рабочим названием Xe.

А пока же продемонстрирую в деле некий предсерийный образец, статус которого находится под NDA, но его характеристики один в один повторяют конечный продукт. И хотя сегодня первый день второго весеннего месяца, я все же протестирую его в деле. Базой для тестовой системы станет известная вам материнская плата EVGA X299 Dark.

Конфигурация тестового стенда:

  • Процессор: Intel Core i9-10940X, LGA 2066, 14 ядер, 3.3 ГГц (Cascade Lake X);
  • Материнская плата: EVGA x299 Dark, чипсет Intel x299;
  • Оперативная память: 4 x 4 Гбайт DDR4 4000 МГц (PC4 32000) G.Skill TridentZ F4-4000C19D-8GTZ;
  • Видеокарта: Intel ES Xe 3D, NDA, 12 ГБ XDR;
  • Блок питания: Zalman ZM1000-EBT, 1000 Ватт.

Остановлюсь немного на самом ускорителе. Мой ускоритель в ES исполнении внешне похож на модели AMD, хотя в retail-варианте его вид будет, естественно, иным.

500x327  65 KB. Big one: 1300x851  336 KB

На снимке виден сплошной металлический кожух с медным радиатором с испарительной камерой внутри, который продувается потоком входящего воздуха.

Видеокарта оснащена двумя разъемами дополнительного питания, отсюда можно сделать вывод, что нрав у нее горячий.

500x358  85 KB. Big one: 1200x860  407 KB

В финальном варианте кожух заменит каркасный радиатор с двумя либо тремя вентиляторами.

500x353  83 KB. Big one: 800x564  188 KB
Предсерийный рендер финального продукта.

Хотя на некоторых рендерах фигурирует лишь один центробежный вентилятор, сказывается влияние AMD и Раджи Кодури.

500x368  81 KB. Big one: 1318x968  381 KB
Предсерийный рендер финального продукта, тип М.

Но пока «большой» образец не приобрел законченные формы, проходя обкатку в лабораториях Intel, младший вариант выглядит следующим образом:

500x404  95 KB. Big one: 1100x888  418 KB

С обратной стороны у моего засекреченного ускорителя можно увидеть систему активного охлаждения, а также некоторые элементы платы.

500x295  73 KB. Big one: 1200x708  289 KB

В финальной версии «синего» ускорителя обратная сторона должна будет выглядеть приблизительно так:

500x412  50 KB. Big one: 817x653  100 KB

Мой инженерный образец умеет обрисовывать картинку методом трассировки лучей и несет на борту 12 гигабайт сверхскоростной XDR видеопамяти (в четыре раза быстрее GDDR6 SDRAM).

Остальные характеристики разглашать пока нельзя, но скоро в каждом третьем ПК будет стоять именно такая видеокарта! Переходим к тестам.

500x431  72 KB. Big one: 1200x1034  332 KB

Результаты тестов

Набор тестов:

  • Quake II RTX, RTX – On. Разрешение – 1920 х 1080, предустановка графики – высоко.
  • Metro Exodus, RTX – On, карта «Весна». Разрешение – 1920 х 1080, предустановка графики – ультра, RTX высокий уровень.
  • Shadow of the Tomb Raider, RTX – On. Разрешение – 1920 х 1080, предустановка графики – Мах качество.
  • Battlefield V, RTX – On. Разрешение – 1920 х 1080, предустановка графики – ультра.
  • Cyberpunk 2077 (Pre Beta 1.02). Разрешение – 1920 х 1080, предустановка графики – средние.

Quake II RTX

Quake II RTX

1920 х 1080, All-High, RTX-On, Average FPS
Больше – лучше


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Metro Exodus

Metro Exodus

1920 х 1080, «Весна», High, RTX-On, Average FPS
Больше – лучше


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Shadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider

1920 х 1080, Max quality, RTX-On, Average FPS
Больше – лучше


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Battlefield V

Battlefield V

1920 х 1080, «Роттердам», High, RTX-On, Average FPS
Больше – лучше


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Cyberpunk 2077 (Pre Beta 0.91)

Cyberpunk 2077 (Pre Beta 0.91)

1920 х 1080, Middle, RTX-On, Average FPS
Больше – лучше


Включите JavaScript, чтобы видеть графики

Просто ошеломляющий результат! Даже заслуженному флагману приходится нелегко в соперничестве с прототипом видеокарты Intel. А ведь серийный продукт будет еще быстрее! Единственная надежда на графические ускорители RТX 300-й серии, которая выйдет совсем скоро.

Заключение

В качестве вывода ко всему вышенаписанному идеально подходит наша поговорка: «Если долго мучиться – что-нибудь получится». Не повезло с блинами – повезет с видеокартами, и первые неуспешные попытки выхода на графический рынок в перспективе дали Intel определенный опыт и осознание того, по какому пути лучше двигаться вперед.

Третья попытка явно удалась. Вполне вероятно, что к разработке новой серии ускорителей приложили руки (или точнее, интеллект) выходцы из бывшего Советского Союза, либо из России, но есть еще один интересный факт, о котором стоит упомянуть.

500x281  49 KB. Big one: 960x539  137 KB

Возможно, это случайность, возможно, и нет, но успех графического подразделения совпал с приходом в компанию Раджи Кодури. И не нужно строить догадки, откуда он родом, нужно просто пересмотреть его юношеские фотографии и выяснить, носил ли он в молодости серебряные кулоны.

500x346  55 KB

Хотя даже это уже неважно, поскольку рынок 3D заиграл новыми красками, и помимо «зеленых» и «красных» добавился еще и «синий» цвет (а это означает, что все константы RGB-составляющей наконец-то воссоединились!). И с приходом на рынок GPU Intel мир станет лучше, ведь вы в это сами верите.

Максим Романов aka Max1024


Оценитe материал
рейтинг: 4.3 из 5
голосов: 44

Комментарии Правила



Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают