Шаловливые ручки или непредвиденная модернизация охлаждения материнки.

для раздела Блоги
Есть материнка MSI P7N SLI Platinum, работает она неплохо, основная претензия – разгон по шине только до 400 МГц, естественно с поднятием напряжения на чипсет (до 1,4 в), при этом процессор (Q9450) работает на 3,2 ГГц без поднятия напряжения. На таком напряжении родное охлаждение чипсета в пассивном режиме явно не справляется – на радиаторах и теплотрубках очень тяжело удержать палец. Когда стояли две 9800GT с TT DuOrb-ами, было немного лучше – оба вентилятора верхней видеокарты дули непосредственно на радиаторы южника и 200-го энфорса, что солидно снижало общую температуру. Но видеокарты были заменены на референсные 470-е и ситуация ухудшилась.

Сначала была попытка установить 4 вентилятора 40х40, два на веер системы охлаждения и два на радиатор системы питания, ситуация немного улучшилась. Минусы – меньше чем на 5000 маленькие вентиляторы неэффективны и на этих оборотах прилично увеличивается шум, к тому же отработав месяц после смазки они начинают жутко выть (после покупки, с заводской смазкой, выть они начали уже через неделю), легко обходя по шуму обе видеокарты. Снял их, нашел вентилятор от охлаждения 754 сокета – 70х70 с собственным термодатчиком, полдня потратил на подпиливание, подгонку и изготовление из холодной сварки небольшого кожуха. Поставил все это дело опять на веер, через полминуты работы вентилятор вышел на 6000 оборотов (сказалась близость к видеокарте), только в охлаждении чипсета ничего не улучшилось. В диком вое этого вентилятора пощупал теплотрубки, радостно понял – примерно (на ощупь) пять градусов скинул, правда это после 20 минут обдува. Вот тут окончательно и убедился в бесперспективности обдува веера, потому что, как и в случае с первой попыткой установки активного охлаждения, эффект мог быть достигнут только при охлаждении радиатора системы питания, слишком маленькие ребра установлены на этот веер. (Для оценки размера ребро и рядом 10 копеек)

Чтобы не увеличивать общий шум системника, сделал просто кожух для «вытяга» воздуха от радиатора системы питания задней 120-ой, эта мера снизила температуру на теже 5 градусов, только на этот раз без увеличения шума. Вроде все нормально стало, но зуд по поводу сильного нагрева остался, но было решено пока оставить все как есть и начать поиск нового решения.


И оно было найдено. В ящике, помимо кучи всякого хлама начиная от радиатора с южника какой-то материнки и заканчивая блоком питания на 400 ватт (довольно большой такой ящичек), были найдены два радиатора от однопалубной 295-й. На обычной плите отпаял от них основания, способ конечно не самый лучший, но при отсутствии строительного фена довольно неплохой, если знать меру (правда знание меры в некоторых ситуациях не относится ко мне в полной мере). Тем более опыт подобных действий уже был – на P5WDH Deluxe теплотрубка успешно была припаяна к радиатору и это охлаждение работает уже 3 года без нареканий. Дальше теплотрубки были повернуты в своих пазах (стояли в центре, были перевернуты на внешнюю сторону радиатора). А дальше было совершено довольно глупое действие, приведшее к недельному переделыванию системы охлаждения.
Переделанные радиаторы от 295-й были наполовину распилены и теплотрубками прикреплены на радиатор системы питания (по прикидкам это действие должно было хорошо снизить температуру, пусть с небольшими потерями в месте контакта трубок и радиатора, ведь площадь рассеивания увеличивалась), был приготовлен припой и плита. Вся конструкция была поставлена на плиту и та включена. Зная, что перегрев теплотрубкам не по душе, внимательно следил за расплавлением припоя (обычного, продающегося в тонких спиральках). И в этом была главная ошибка – этот припой, оказывается, имеет намного большую температуру плавления, чем тот которым спаян весь радиатор. И, естественно, вся конструкция, хорошо прогревшись, просто начала разваливаться при неловкой попытке убрать ее с плиты. В таком виде поставить ее на материнку стало невозможно (конечно плохо, но фотографий сделать в расстроенных чувствах не догадался). С матами в собственную сторону стал думать, что можно сделать. Было два варианта – просто восстановить все до прежнего состояния или переделать радикально охлаждение, увеличив отвод тепла и площадь рассеивания. Второе показалось более логичным, ведь все равно буду опять греть всю конструкцию, поэтому, почему бы не сделать то, что не сделали конструкторы изначально?
Вообще при внимательном рассмотрении конструкции системы охлаждения, появляется несколько вопросов:
1)Почему от центра основного радиатора отходит одна теплотрубка (вторая, на которой веер, идет от южника и существенной роли не играет), которая заканчивается в радиаторе системы питания, причем заканчивается не в верхней, самой большой его части, а в той, которая ближе всего к основанию, и имеет ребра размером чуть больше сантиметра в высоту и ширину?
2)Зачем две теплотрубки крепящиеся к ребрам основного радиатора и выходящие опять же к ребрам радиатора системы охлаждения? Не логичнее было бы сделать две теплотрубки отходящие от основания основного радиатора к ребрам радиатора на системе питания?
3)Зачем веер с такими ребрами? Они пусть и припаяны к трубке, но контакт с ней есть только на 2/3 окружности, имеют С-образную форму и ширину ребра 3 миллиметра, что они могут охладить?
Вся конструкция опять ставится на плиту, нагревается и полностью разбирается. Из радиатора системы питания вытащены все 3 трубки, они ему только мешают (после установки этого радиатора на место без трубок, даже в линпаке после получаса прогрева на нем можно свободно держать палец). Радиаторы с южника и восточника были отложены в сторону, там что-то трудно улучшить (пока что). Веер был полностью разобран, осталась голая трубка. У основного радиатора снял ребра (между собой они скреплены замочками, поэтому снимался он без проблем полностью), теплотрубку повернул на 90 градусов, во второй желоб в основании положил одну из теплотрубок с ребер и также повернул на 90 градусов, обе трубки встали параллельно друг другу, пришлось только немного их подогнуть на месте. Теперь встал вопрос - из чего сделать ребра? Нужен радиатор с расстоянием между трубками в 2-3 сантиметра. Начался поиск по прайсам, и был найден кулер на 1366 сокет (имеющиеся в тех же прайсах варианты заводского охлаждения на чипсет, не подходили, в основном, из-за невозможности их переделки на охлаждение южного и восточного мостов). В следующий свой выходной мчусь в магазин… И облом - такого кулера у них нет. Пришлось пройтись по всем компьютерным магазинам города в поисках подходящего радиатора. Купил титан за 700 с лишним рублей, что было раза в 2 больше изначально запланированной суммы.

Пришел домой, позвал на помощь брата и друга со строительным феном и втроем начали шаманить. Сняли пару ребер с титана (они не припаяны), отмерили, и нагрев строительным феном, одели на теплотрубки чипсетного охлаждения. Результат удовлетворил – остыв ребра сели плотно, нагрев одного ребра давал постепенный нагрев основного радиатора, находящегося на других концах трубок. В нужном количестве сняли ребра, нарезали и одели на трубки (с одного титановского ребра вышло по два ребра для нового радиатора). Но этого мало – ведь есть еще трубка, которая от веера, и ее надо ставить в любом случае – южнику и восточнику придется без нее очень несладко. Из остатков, нарезанных на первый радиатор, вышли отличные ребра для этой трубки. Основная проблема была в невозможности греть ребра перед насаживанием на трубку – слишком большое расстояние они проходили по трубке, ребра просто успевали остыть. Тем более из-за изгиба трубка потеряла округлость и стала овальной. Тогда сделал так: насаживал ребра под углом 90 градусов к нормальному их положению и на месте поворачивал на нужный угол, этим удалось добиться нормального контакта и надежности крепления. Теплотрубка была подготовлена для посадки в еще один желоб (неиспользовавшийся на стоковом охлаждении), находящийся в центре основного радиатора. Для правильного припаивания был взят кусок мебельного ДСП, по отверстиям в материнке в нем сделаны метки и к нему прикручены все радиаторы. Радиатор был залужен в месте контакта с веерной трубкой, вся конструкция была собрана на ДСП и нагрета феном. Припой расплавился (дополнительно было немного снято с оснований от радиаторов 295-ой), трубки сели на место. Для надежности все было прижато в паре мест пассатижами и остужено. Немного подшлифовал основания, переделал крепление с пластиковых гвоздиков на болты с пружинами и установил на материнку.





Результат:
1)Северный мост практически не греется – основной радиатор, теплотрубки и самодельный выносной не нагреваются выше 40 (опять же при измерении пальцем, но ниже видеокарта, которая имеет температуру 50 градусов, и она прилично горячее), думал понадобится дополнительный обдув, даже вывел удлинитель с практически недоступного теперь разъема на материнке, но пока не вижу смысла,
2)Южник и восточник греются прилично, но меньше чем было, видимо сказывается отвод тепла одной трубкой на веер дополнительно подогреваемый северником,
3)Отсутствие шума, воя, зуда дополнительных вентиляторов.
Теперь есть мысль немного переделать охлаждение энфорса200 – попробовать вывести теплотрубку с радиатором между видеокартами, к отверстиям для карт расширения. Только теперь надо обойтись без пайки – снимать полностью всю систему пока не вариант.

P. S. Кстати, качественные теплотрубки спокойно выдерживают нагрев далеко за 100 градусов.

P. P. S. Если раньше процессорный кулер снять было тяжело в корпусе, то теперь даже вне его это будет сделать нелегко.

P. P. P. S. Думаю как охладить южник и восточник - есть одна трубка с родного охлаждения, три от 295-й (четвертую убил при неаккуратном распиливании радиатора), три от титана и треть титановских ребер, и вообще надо ли?

Обсуждение здесь:
ПС touareg
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают